ОД по ЗОЖ
план-конспект занятия (старшая группа) на тему

Григорьева Татьяна Алексеевна

Образовательная деятельность для детей старшего дошкольного возраста по формированию здорового образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon od_po_zozh.doc212 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие № 1

Тема: Сохрани свое здоровье сам

Цель: учить самостоятельно следить за своим здоровьем, знать несложные приемы самооздоровления, уметь оказывать себе элементарную помощь; прививать любовь к физическим упражнениям, самомассажу.

Ход занятия

  • Ребята, сегодня мы поговорим с вами о здоровье. Кто хочет быть
    здоровым?
    (Я хочу!)
  • Ребята, а вы знаете, что каждый человек может сам себе укрепить
    здоровье? Недаром говорится:

Я здоровье сберегу. Сам себе я помогу.

Давайте выучим с вами эти слова. (Заучивание)

-        А как мы сможем сами себе помочь, мы сейчас поговорим. (Садятся
на коврик.)

- Ребята, кто может ответить, что такое здоровье? (Это сила, это красота, это ум, это когда все получается.)

  • А как можно укрепить свое здоровье? (Заниматься физкультурой,
    правильно питаться, соблюдать режим дня, закаляться.)
  • Как много вы знаете! Молодцы! Это нужно делать каждый день.
    Давайте начнем с самого утра, (пальчиковая гимнастика)

Утречко

Утро настало, солнышко встало.

   Эй, братец Федя, разбуди соседей.

     Вставай, большак! Вставай, указка!

    Вставай, середка! Вставай, сиротка

            И крошка Митрошка! Привет, ладошка!

  • Все проснулись, потянулись! Молодцы! А теперь поспешим на веселую зарядку, (ритмическая гимнастика)
  • Ребята, после тренировки попробуйте, крепче ли стали наши мышцы? (Дети проверяют свои мышцы.)
  • Ребята, а вы знаете, сегодня к нам в группу приходил Мойдодыр. Он
    так хотел вас увидеть и так жалко, что он вас не дождался, у него утром
    очень много забот. Но он оставил вам вот этот чудесный мешочек. Хотите
    посмотреть, что же там лежит? (В чудесном мешочке - туалетное мыло,
    расческа, зубная паста, зубная щетка)

Воспитатель достает по одному предмету, выясняет вместе с детьми, для чего нужен каждый предмет, беседует о необходимости соблюдения гигиенических процедур с целью укрепления и закаливания организма.

  • Ой, какой молодец Мойдодыр! Давайте скажем ему «Спасибо» за
    такие необходимые предметы.
  • Ребята, посмотрите, Мойдодыр написал нам письмо. Что же он здесь
    написал?

«Ребята, если вы внимательно осмотрите свою группу, то найдете очень интересный рисунок...»

Дети ищут, находят плакат с изображенным зубом, дети рассматривают.

  • Что же здесь нарисовано? (Зуб.)
  • Ребята, но почему-то он какой-то странный. Одна половина зуба грустная, плачет, а другая - наоборот, веселая, смеется. Что же здесь произошло? (Дети рассказывают, какие продукты разрушают зубы и какая укрепляют их, перечисляют: конфеты, торт, шоколад, леденцы, мороженое, мор
    ковка, ягоды, капуста, яблоки и т.д.)
  • Ребята, а какие полезные продукты вам дают в детском саду? Давай
    те назовем их. (ответы детей)
  • Вот сколько полезных продуктов мы получаем в детском саду! И
    основной продукт, который делает нас сильными, помогает расти и развиваться и без которого любое блюдо кажется невкусным, - это...
    (...хлеб.) Есть
    очень хорошая пословица о хлебе: «Хлебушек - от земли, а силушка - от
    хлеба».
  • А еще укрепляет здоровье закаливание. Так жалко, что у нас в группе нет телевизора. У меня есть замечательная пленка, я хотела бы вам показать фильм. А, может быть, и без телевизора как-нибудь разберемся. (Воспитатель с детьми рассматривают нарисованную «пленку», где изображены различные методы закаливания, рассказывают о каждом кадре, вспоминают
    истории из личного опыта, где и как они закалялись, и т. д.)
  • Какой полезный фильм мы просмотрели! Все запомнили? Не забывайте делать эти важные процедуры.

Все, кто хочет быть здоров,

Закаляйтесь вы со мной.  

Утром бег и душ бодрящий,

Как для взрослых, настоящий,

На ночь окна открывать.

Свежим воздухом дышать,

Ноги мыть водой холодной.

И тогда микроб голодный вас вовек не одолеет.

«Хочешь быть здоров - прояви волю и терпение». «Крепким стать нельзя мгновенно - закаляйтесь постепенно».

  • Правда, не всегда есть возможность побегать по траве босиком или
    искупаться в речке. Но есть такой замечательный способ закаливания, который можно делать каждый день. Давайте вспомним его. (Дети садятся на
    ковер, делают самомассаж)
  • Ребята, вы сегодня много узнали о здоровье, и я вижу на ваших лицах улыбку. А ведь улыбка - это залог хорошего настроения. Так мы дарим
    друг другу здоровье и радость. А угрюмый, злой человек может принести
    нам здоровье?
    (Нет, конечно же, нет!) Так давайте же подарим друг другу свои улыбки и хорошее настроение. Доброго вам всем здоровья!

Занятие № 2

Тема: Витамины укрепляют организм

Цель: познакомить с понятием «витамины», закрепить знания о            необходимости наличия витаминов в организме человека, о полезных    продуктах, в которых содержатся витамины; воспитывать у детей культуру питания, чувство меры.

Ход занятия

- Ребята, сегодня к нам в группу пришел новый мальчик Ваня Заболейкин. (Воспитатель приводит большую театральную куклу.) Познакомьтесь с ним, ребята, поздоровайтесь! (дети знакомятся с Ваней)

  • Ванечка, ты такой хороший мальчик, только почему-то фамилия у тебя какая-то странная - Заболейкин.
  • А мне нравится моя фамилия, потому что мне нравится все время болеть. Я сегодня к вам в детский сад пришел, а завтра заболею и буду дома сидеть. Потом на денек опять приду и опять заболею...
  • Ну, Ванечка, что-то непонятное с тобой творится. Неужели тебе нравится сидеть дома, пропускать интересные занятия, где ребята становятся умными, знающими? И вообще, дома сидеть скучно, поиграть не с кем!
  • Ребята, а вы любите болеть? (Нет!)
  • Действительно, иногда бывает так, что дети болеют, но надо стараться быть здоровым. Если хочешь быть здоров, запомни один секрет.
  • Какой секрет?
  • Если ты хочешь быть веселым, работоспособным, крепким, если хочешь бороться с заразными микробами, не поддаваться никаким болезням - каждый день принимай витамины.
  • А что такое витамины? - спрашивает Заболейкин.
  • Садись, Ванечка, рядом с детьми. Сегодня мы узнаем, что такое витамины. Витамины - это такие вещества, которые нужны нашему организму для усвоения пищи, они повышают работоспособность, сопротивляемость к инфекционным заболеваниям, способствуют росту нашего тела. Если в пище недостаточно витаминов, человек болеет разными болезнями, становится вялым, слабым, грустным...
  • Хотите, я расскажу вам, откуда берутся витамины?

В почве притаилось несметное количество бактерий. Микробы - самые распространенные обитатели Земли. Они существуют везде и всюду: в воздухе, в почве, в воде... Многие из этих мельчайших существ и начинают изготовление витаминов, обогащая ими почву и воздух. В природе витамины образуются в растениях, поэтому плоды, овощи, фрукты служат людям основным источником поступления витаминов в организм. Каждая травинка, каждый листик ловят солнечные лучи - источник жизни. Солнечный луч упадет на зеленый лист и погаснет, но не пропадет, с его помощью в листе возникнут необходимые для растения вещества, возникают и витамины. Их принято обозначать буквами: А, В, С, D, РР, Е, К. Количество поступающих в наш организм с пищей витаминов зависит от времени года.

-        Ребята, а как вы думаете, в какое время года мы больше всего полу
чаем витаминов?
(Летом, осенью.)

- Правильно, летом и осенью их в пищевых продуктах больше, поэтому зимой и весной необходимо покупать витамины в аптеке. Их нужно употреблять в определенных дозах (1-2 таблетки в день). Они необходимы человеку, как белки, жиры, углеводы, вода и минеральные соли. Наша промышленность выпускает витамины в комплексе, называются они поливитамины. Весной витамины надо употреблять как необходимую пищевую добавку для восполнения наших сил и здоровья, добавлять витамины к пище. Ведь добавляем же мы в чай сахар, а в суп - соль. Витамины нужны всем: и маленьким детям, и взрослым мамам и папам, и стареньким бабушкам и дедушкам.

Растения могут сами вырабатывать витамины, а человек не способен делать этого, он должен получать витамины с пищей. Нет такого пищевого продукта, который содержал бы все нужные нам витамины в нужном количестве. Есть такие животные и растения, которые специализируются на «изготовлении» определенных витаминов. Шиповник, черная смородина, черноплодная рябина, красный перец, капуста - самые старательные поставщики витаминов А и С. (Воспитатель демонстрирует иллюстрации.) Дрожжи, горох, фасоль, гречка содержат витамины группы В. Много витамина В содержится в молоке и молочных продуктах, черном хлебе, печени, свинине. Витамин Е содержится в кукурузе, растительных маслах, зародышах злаков. Витамин D - в печени, в рыбьем жире, яйцах, икре, молочных продуктах.

- Вот здорово! - радуется Заболейкин. - Оказывается, какой продукт ни возьми, в каждом содержатся витамины. Пойду домой, попрошу маму сварить гречневую кашу с молоком, сделать отвар шиповника, потереть сырую морковку - и у меня в организме будет целый набор витаминов. Теперь я отгадал загадку, почему я вес время болею. Я думал, что все супы, все каши, молоко, лук, чеснок - все это невкусные продукты, и просил маму покупать мне конфеты, ситро, чипсы.  Я-то не знал, что бывают продукты полезные и необходимые. Теперь я буду грамотным, каждый день буду ходить в детский сад, уж ваши-то врачи точно знают, какое полезное меню предлагать детям, и буду крепким и здоровым.

Ваня Заболейкин остается в группе, «завтракает», «обедает» с детьми, чувствует себя прекрасно.

Занятие № 3

   Тема: Слушай во все уши!

   Цель: Дать знания об органах слуха, уточнить, что уши у всех разные; учить при помощи опытов различать силу, высоту, тембр звуков; закрепить знания о правилах ухода за ушами.

   Ход занятия

- Ребята, у нас новость. К нам пришло письмо: «Я спешу к вам в гости. Угадайте, кто я. У меня уши не самые большие, не самые длинные, не на макушке, не с кисточками».

Предлагается рисунок: уши слона, уши белки, уши медведя, уши человека.

- Кто же это такой? (ответы детей)

- А как вы догадались? (ответы детей)

- А вот и наш гость. Ребята, вы узнали гостя? Это Ваня Заболейкин. Ванечка, тебя дети узнали по ушам. Они у тебя такие красивые, розовые, мягкие. Ванечка, а что ты ими делаешь?

- Не знаю.

- Для чего они тебе?

- Не знаю.

- Ребята, а вы знаете, для чего нужны уши? Ну, садись, Ванечка, удобнее, сейчас тебе дети расскажут все про уши и зачем они тебе нужны.

- Что можно услышать ушами? (различные звуки)

- А что такое звук? Да, это трудный вопрос. Хотите узнать? И Ванечка тоже хочет узнать, что такое звук. Я постараюсь вам объяснить.

- Давайте проведем с вами опыт. Будьте внимательны! Слушайте и смотрите! (Воспитатель берет гитару и перебирает все струны, а затем берет одну струну, оттягивает и резко бросает; слушаем звук и видим дрожание струны.)

- Оттого, что дрожит струна, появляется звук. Сейчас мы проверим, так ли это. Возьмите бумажный листок, сверните в трубочку и подуйте в него. Что вы чувствуете? Бумажная трубочка дрожит, пальцам стало щекотно. Звук заставляет дрожать бумажную трубочку, а трубочка щекочет пальцы. Почувствовали?

- Теперь давайте прислушаемся к своему телу. Ладонями обхватим свое горло и произнесем свои имя и фамилию. Внутри горла что-то дрожит. Это дрожат голосовые связки. А теперь давайте послушаем, как наш голос по-разному звучит. Мы сами можем менять наш голос, сделать его тихим и громким, глухим и звонким, низким и высоким.

- В сказке «Три медведя» все разговаривали по-разному. Давайте скажем, как говорили медведи в сказке одну и ту же фразу: «Кто хлебал из моей чашки?» А ваши внимательные ушки услышат разницу.

  •  А теперь поиграем в игру «Угадай по звуку, что в баночке лежит». Для этого надо внимательно прислушаться (скрепка, резинка, деревянная палочка, поролон и т.д.).

- Вот, Ванечка, видишь, какие внимательные уши у наших детей.

- Предметы угадать легко, а сможете ли вы по звуку отгадать музыкальные инструменты?

(За ширмой звучат музыкальные инструменты - металлофон, барабан, дудочка, треугольник, бубен, маракас.) Дети отгадывают.

-  Опять все отгадали. Молодцы! Понравилось вам играть? Давайте еще поиграем.

Игра «Угадай, где можно еще услышать такие звуки» (звуки леса, луга, реки, проезжей дороги).

- Наш мир полон прекрасных звуков, стоит только прислушаться. Эти звуки приносят нам много радости. Но иногда бывает, что люди не слышат. Таких людей мы называем глухими. Давайте с вами закроем уши. (дети закрывают уши) Понравилось вам ничего не слышать? Да, очень неприятно и трудно жить без слуха. Слух для человека - это большая ценность. Чтобы уши были здоровыми, хорошо слышали все звуки, надо за ними ухаживать, беречь их. (Дети рассматривают иллюстрации из серии «Что надо делать, чтобы сохранить уши в порядке», «Как надо чистить уши»).

-  Вот, Ванечка, ты все слышал своими ушами, что рассказали тебе дети. Все запомни!

- А теперь садись удобнее, дети приготовили тебе сюрприз. Они хотят порадовать твои уши.

Выступает детский ансамбль «Много шума из ничего».

Занятие № 4

Тема: Смотри во все глаза!

Цель; дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать чувство сострадания к незрячим людям, желание оказать им помощь; привести к пониманию, что зрение необходимо беречь.

Ход занятия

В гости приходит кукла Маша в медицинском халате.

   - Здравствуйте, ребята! Отгадайте загадки.

      На двух колах бочка,

                                                     На бочке - кочка,

                                                 А на кочке - лес. (Человек)

                                                     Горшочек умен,

                   Семь дырочек в нем. (Голова)

                                                     Два Егорки

   Живут возле горки,

                                                     Живут дружно,

                           А друг на друга не глядят. (Глаза)

   Сегодня мы с вами поговорим о глазах. Глаза - это один из ценнейших органов чувств человека.

   -  Ребята, как вы думаете, почему? (С помощью глаз человек видит предметы, цвет, размер, форму, перемещение предметов. Глаза помогают человеку передвигаться в нужном направлении, ориентироваться в пространстве и во времени.)

   -  Правильно, ребята, благодаря глазам мы получаем почти всю информацию об окружающем мире. Хотите узнать тайны наших глаз?   - Хотим.

   Маша достает фотоаппарат.   - Ребята, что это такое? (Фотоаппарат.)

   - Посмотрите, я сейчас нажму на кнопку затвора. Что вы заметили? (Открылось маленькое круглое отверстие.)

   -Да, через это отверстие проходят лучи света. Они попадают на пленку и рисуют на ней то, что мы фотографируем. Примерно так же устроен наш глаз. Посмотрите в глаза друг другу. Что вы видите? (Маленький цветной кружок, черную точку посередине.)

   - Этот кружок называется радужная оболочка. У одних он коричневый, у других - зеленый, у кого-то голубой. А черная точка посередине - это зрачок. Через него лучи света попадают внутрь глаза. И мы видим то, на что смотрим, что нам хочется увидеть.

   -  Ребята, посмотрите, что принесла нам Маша. (Плакат «Строение глаза». Дети рассматривают и обсуждают.)    

- А сейчас мы проверим ваши глазки. Поиграем с пчелкой.

 Игра «Пчелка». При условии, что дети не поворачивают голову, следят за пчелкой только глазами, работают со схемой Базарного на стене.

   - Молодцы! Как хорошо вы поиграли с пчелкой!

   - А как вы думаете, для чего нам нужны брови? (различные ответы детей)

   - Правильно, и для красоты, и для удобства. Потечет со лба пот, его остановит густая изгородь бровей, (показать на плакате) Но если вдруг несколько пылинок сядут на роговицу, их тотчас слизнет непрерывно мигающее веко, (показать на плакате) Если же в опасной близости от глаза появится какой-нибудь предмет, веки захлопнутся сами раньше, чем мы об этом подумаем. Посмотрите!

Воспитатель неожиданно взмахивает ленточкой перед глазами.

   - Что случилось с вашими глазами? Дети рассказывают о реакции своих глаз.

   -  Несмотря на то, что глаза способны сами себя защищать, с ними случаются всякие беды, если о них плохо заботиться. А какие беды, мы попробуем сейчас угадать.

Маша достает рисунки с изображением детей в различных ситуациях.

1. Ребенок трет глаза грязными руками (Глаза воспалены.)

2. Ребенок вытирает глаза чистым платком.

3. Ребенок читает в транспорте.

4. Ребенок читает, лежа в постели.

5. Ребенок читает за столом в хорошо освещенной комнате.

6. Ребенок смотрит телевизор, сидя близко к экрану.

7. Ребенок смотрит телевизор на нормальном расстоянии от экрана.

- Ребята, давайте сравним эти картинки и скажем, где ребенок поступает правильно, охраняет глаза, а где нет.

На Земле есть люди, которые ничего не видят, они лишены зрения. Их называют слепыми. Трудно живется слепому человеку. Он не получает через глаза информацию об окружающем мире.

   - Ребята, если мы увидим слепого человека на улице, как мы можем ему помочь? (Можно помочь перейти дорогу, подняться по ступенькам, зайти в транспорт, купить в магазине хлеб, купить в аптеке лекарство и т. д.)

   - Зрение надо беречь, глаза охранять, поэтому необходимо их тренировать и подпитывать витаминами. Какие продукты содержат витамины? (Морковь, черника, лук, петрушка, помидоры, красный перец, шиповник и т. д.)

   - А теперь гимнастика для глаз, чтобы ваши глазки отдохнули.

Физкультминутка «Самолет»

Пролетает самолет,

С ним собрался я в полет. (Смотрят вверх и водят пальцем за пролетающим «самолетом».)

Правое крыло отвел, посмотрел.

Левое крыло отвел, посмотрел. (Отводят руки попеременно и прослеживают взглядом.)

Я мотор завожу

И внимательно гляжу. (Делают вращательные движения перед грудью и прослеживают их взглядом.)

Поднимаюсь ввысь, лечу,

Возвращаться не хочу. (Встают на носочки и выполняют летательные движения.)   

А теперь давайте повторим правила по охране зрения:

1. Нельзя тереть глаза грязными руками.

2. Нельзя близко и долго смотреть телевизор, играть в компьютерные игры.

3.  Нужно оберегать глаза от попадания едких и опасных жидкостей.

4. Нужно беречь глаза от колющих и режущих предметов.

5. Нужно есть продукты с витаминами.

6. Нужно тренировать глаза, делать упражнения, смотреть вдаль.

7. Нужно гулять на свежем воздухе.

Занятие № 5

Тема: Наши руки

Цель: дать понятие о важности человеческой руки, о тесной связи рук и мозга, о том, что с помощью рук можно выражать различные чувства; развивая руку, мы развиваем речь; рассказать детям о том, что по руке можно найти человека, узнать о его здоровье, характере; учить сознательно относиться к развитию своей руки; продолжать учить изображать предметы символами.

Ход занятия

- Ребята, посмотрите на иллюстрации и скажите, чем похожи человек и животное, а чем они отличаются.

- Одно из важнейших отличий человека от животного - это руки.

  Поначалу в жизни нашей

   Было все не так, как надо.

    Много сил вложили люди,

       Чтобы землю сделать садом.

Не было нигде скамеек,

Чтоб присесть усталым.

  Не найти нигде кроватей

 Ни большим, ни малым.

  И совсем непросто было

                                                Тем, кто видел плохо:

                                                Не найти очков, и все

  - Сколько хочешь, охай!

    Хочешь в мячик поиграть

                                                - Нет мячей в помине

                                                - Хочешь есть - нет ни огня,

                                                Ни горшков из глины.

                                                Были только у людей

                                                Руки - только руки.

  И трудился предок наш,

                                                И не знал он скуки.

   Много сделал для людей

                                                Человек, бесспорно,

    Еще больше надо сделать

Знай - трудись упорно!

   - Действительно, без рук - очень плохо. Представьте, что у вас связаны руки. Как плохо без рук - нельзя одеться, открыть ключом дверь, обнять друга, вытереть слезу и т.д.

   - Ребята, а вы знаете, что, если мы будем развивать руку, то вместе с рукой будет развиваться наш мозг. У вас будет умелая рука и умная голова. А еще рука - это проводник наших чувств. Руки могут говорить. По прикосновению руки можно догадаться, с какими намерениями человек хочет обратиться к тебе. Хотите поиграть?

Игра «Угадай, что тебе сказали руки»

   Воспитатель трогает детей, выражая свои чувства. Дети с закрытыми глазами по прикосновению догадываются, что человек хочет сказать: ласка, жалость, драчливость, успокоение, приветствие, ухаживание.

   - Руки человека умеют передавать доброту, нежность, заботу. Пользуйтесь в жизни чаще этим даром.

   - Ребята, протяните свои руки! Ой, какие интересные у вас руки. Посмотрите каждый на свою руку. А вы знаете, что по руке можно определить, какие у человека болезни. Врачи могут по внешнему виду руки, по ногтям, цвету, ширине ладони, длине пальцев определить здоровье человека. А по линиям можно определить характер человека, его судьбу. Линии жизни, ума, семейного благополучия. А вот рисунок пальцев никогда не повторяется, и у каждого человека - свой рисунок. По отпечаткам пальцев можно узнать любого человека, как по фотографии.

   - А теперь подойдите сюда. Давайте нарисуем каждый свою руку. (Дети обводят карандашом свою руку.)

   - Посмотрите, какие замечательные руки у вас выросли! А когда вы ходили в ясельки, они были такими же? (Нет, были маленькие, а сейчас выросли.)

   - А что ваши руки научились делать? (Дети рассказывают.) Нарисуйте вокруг руки схематично то, что умеет делать ваша рука. (Дети схематично рисуют и рассказывают.)

   - Ребята, а как вы думаете, у вас навсегда останутся такие руки, как сейчас? (Ответы детей.)

   - Да, конечно же, руки вырастут, станут большими. Но главное не то, что они станут большими, а то, что они станут крепкими, умелыми, трудолюбивыми, ласковыми.

Психогимнастика «Мы делаем добро руками».

   - Скоро вы пойдете в школу. Чему вас там будут учить? Правильно, писать. Ох, придется потрудиться вашим рукам. Они должны стать твердыми, выносливыми, аккуратными. Для этого мы с вами каждый день руки тренируем. Расскажите, что помогает развивать наши руки. (Рассказы детей) (Воспитатель предлагает детям схематичные карточки, по которым дети рассказывают, что руки лепят, рисуют, застегивают пуговицы, шьют иглой, строят из конструктора, перебирают крупу, играют в ладушки и т. д.) (Рассказы детей)

Занятие № 6

Тема: «Подружись с зубной щеткой»

Цель: продолжать знакомить с правилами личной гигиены; дать представление о детской зубной щетке и детской зубной пасте, подвести к пониманию их назначения и функции; познакомить детей с методами ухода за зубами (чистка зубов, полоскание рта после еды, посещение стоматолога при зубной боли и в целях профилактики зубных болезней).

Ход занятия

В гости приходят Буратино и Мальвина.

  • Мальвина. Здравствуйте, ребята! Посмотрите на Буратино. Заходи, заходи смелее, пусть ребята на тебя посмотрят.

   Буратино. Ребята, Мальвина меня замучила. Учит и учит.

   Мальвина. А как же тебя, Буратино, не учить! Ты не знаешь правил личной гигиены. Уважаемый Буратино! Сколько раз вам надо повторять, прежде чем сесть за стол, следует помыть руки!

Буратино. Ладно, помою руки. (Плюет на руки и растирает их.)

   Мальвина. Затем умыться. (Не смотрит на Буратино)

   Буратино. Вот смотри, как умываюсь. (Руками без воды трет лицо.)

   Мальвина. Причесаться.

   Буратино. Это запросто! (Прилизывает руками волосы.)

   Мальвина. И почистить зубы зубной щеткой. (Буратино растерянно смотрит по сторонам, находит несколько разных щеток для пола, для волос, для одежды, для посуды, для зубов. Он не может понять, какая щетка для зубов.)

Воспитатель. Не волнуйся, Буратино! Ребята сейчас тебе помогут найти зубную щетку. (Дети рассказывают о назначении всех щеток, рассказывают и о зубной щетке.)

   Буратино. А зубы чистить совсем и не обязательно. Это обувь, одежда бывают грязными. А на зубах, откуда может быть грязь?

   Воспитатель. Ребята, правильно думает Буратино?

   Дети. Нет, зубы надо чистить не только один раз в день, а два раза.

  Буратино. А зачем?

  Воспитатель. Да, придется помочь Буратино понять, для чего необходимо чистить зубы. Садитесь, ребята, поудобнее и посадите рядом Буратино и Мальвину.

   - Ребята, сколько зубов у человека? (32.) Вверху у всех людей 16 зубов и внизу 16 зубов.

   - Для чего человеку нужны зубы? (Чтобы кусать пищу, пережевывать ее, без зубов человек некрасивый.)

    -  А зубы есть только у человека? (Нет. Зубы есть у животных, у рыб.)

   - Всем нужны зубы, чтобы кусать, грызть, жевать пищу. Поэтому зубы - самая твердая часть организма, и покрыты они слоем белой эмали. Посмотрите на этот бильярдный шарик.

Дети пробуют шарик на прочность: сжимают его, бросают, стучат об стол.

   - Такие же прочные у нас зубы. Давайте все вместе постучим зубами. Дети «щелкают» зубами.

   - Ребята, давайте рассмотрим свои зубы в зеркале. Дети рассматривают свои зубы в зеркале.

  • Посмотрите, все зубы у вас одинаковые? (Нет, они разные.)

   - Да, зубы у нас все разные. Есть маленькие, широкие, острые, узкие. Посмотрите, спереди 8 острых резцов. За ними 4 крепких клыка. Эти зубы помогают разгрызать пищу. За ними - коренные зубы, которые пережевывают пищу.

- Скоро все ваши зубы поменяются. Молочные зубы выпадут, и вырастут постоянные на всю жизнь.

Физкультминутка «Улыбка»

Дети под песенку «Улыбка» улыбаются друг другу и замечают, что у некоторых друзей уже выпали молочные зубы.

   Буратино. Ну, я пошел. Спасибо вам, ребята! Все про зубы рассказали, я все уже знаю.

   Воспитатель. Постой, Буратино! Ты не слышал самого главного. (Буратино останавливается.)

- Как бы ни были тверды зубы, они часто разрушаются и болят. Как вы думаете, почему? (От сладких конфет, шоколада, горячего чая, холодного мороженого, когда орехи грызут зубами, открывают зубами крышки, сухари грызут, не чистят зубы, не поласкают рот.)

   Воспитатель показывает иллюстрации, где изображены больные зубы.

   - Вот видишь, Буратино, что бывает, если не знать правила охраны зубов.

Игра с мячом «Что полезно для зубов, что не полезно».

Полезно

Не полезно

Морковь

Шоколад

Яблоко

Конфеты

Молоко

Печенье

Творог

Леденцы

Сметана

Зефир

Масло

Пирожное

Кефир

Мороженое

 

 - Ребята, давайте подумаем, как мы можем помочь нашим зубам? Как уничтожить вредных микробов? (Чистить зубы, полоскать рот, грызть фрукты и овощи...)

   - Как часто следует чистить зубы? (Утром и вечером.)

- Почему? (Микробы мелкие, их не видно, но они очень вредные, разрушают твердые зубы. Вечером чистят зубы, чтобы освободить их от остатков пищи, а утром, чтобы освежить дыхание и защитить зубы на целый день.)

   - Значит, лучшие друзья для наших зубов - это зубная щетка и зубная паста.

   - Как вы думаете, у детей и у взрослых щетки должны быть одинаковые? (ответы детей)

   - Правильно, щетки для детей и для взрослых должны быть разные. (Воспитатель показывает щетку для ребенка и для взрослого.)

   - Какой должна быть щетка: мягкой или жесткой? Если щетка будет мягкой, ею трудно очистить зубы от остатков пищи. Если щетка будет твердой, трудно чистить, так как больно деснам, их можно поранить, и они будут кровоточить. Поэтому надо иметь щетку средней жесткости.

Дети трогают рукой щетки различной жесткости.

   - А кто знает, как ухаживать за зубной щеткой? (Щетку моют горячей проточной водой, ставят ворсом вверх, чтобы высохла, в специальный стаканчик.)

Воспитатель. Вот, Буратино, ты все запомнил?

Буратино. Да, запомнил.

Воспитатель. Но и это еще не все, что надо знать о зубах. А вдруг у тебя все-таки заболят зубы. Что делать? (Надо обратиться к стоматологу.) Но не жди, пока зубы заболят, иди к стоматологу, пока зубы здоровые.

Буратино. Ой, еще и врачи есть, которые лечат зубы!? (Буратино прикрывает рот руками.)

  • Воспитатель. Если зубы лечить во время, они никогда не будут болеть. Сегодня я была у стоматолога, проверяла свои зубы и рассказала врачу про вас, ребята. Стоматолог передал вам привет, пожелал здоровья и подарил вот этот плакат. На плакате нарисовано, как правильно чистить зубы. Плакат мы повесим на видное место. Приходи к нам, Буратино, если вдруг что забудешь, посмотришь на плакат и вспомнишь.

Занятие № 8 

Тема: Спорт - это здоровье.

Цель: закрепить знания о различных видах спорта, об Олимпиаде; учить изображать пантомимой знакомые виды спорта; развивать интерес к различным видам спорта, желание заниматься спортом; совершенствовать навыки лепки из пластилина.

Ход занятия

   - Ребята, мы ежедневно слышим знакомые слова «физкультура», «спорт». Как вы думаете, в чем отличие этих двух понятий? (Физкультурой может заниматься каждый, а спортом нет.)

  • Физкультурой может заниматься и маленький, и старенький, и больной. Спортом занимаются самые сильнее, крепкие и здоровые. Но каждый физкультурник мечтает стать спортсменом. Что для этого необходимо делать? (Надо каждое утро делать зарядку, выполнять упражнения на открытом воздухе или при открытой форточке.)

   -  Какими бывают дети, которые не любят делать зарядку, не любят физкультуру? (Они слабые, часто болеют, грустные, многое у них в жизни не получается, плохо учатся.)

   - Покажите, какие это дети. (Пантомима «Очень худой ребенок»)

   - Вы не хотите стать таким ребенком? (Нет.)

   - Давайте сделаем с вами зарядку и укрепим свои мышцы. (Комплекс упражнений под музыкальное сопровождение - «Раз, два, три, ну-ка, повтори!»)

   - Знаете ли вы, как называются самые главные соревнования у спортсменов? (Олимпийские игры.) Каждый спортсмен мечтает выступить и победить в них.

  -  Послушайте легенду о происхождении Олимпийских игр. Молва связывает возникновение Олимпийских игр в древности с именем Ифита, владыки края Олимп. Годы его правления то и дело омрачались кровавыми распрями с соседями. И однажды, когда вот-вот должна была вспыхнуть очередная война со Спартой, Ифит предложил спартанцам вложить мечи в ножны и, заключив мир, устроить в честь этого события состязания атлетов, «дабы не оружием и кровью, а силой и ловкостью величие людей утверждать». Предложение было принято, и Олимпия навсегда стала местом мирных спортивных баталий.

Прошло много времени. И вот в 1896 г. над столицей Греции Афинами вновь вспыхнул олимпийский огонь. Отсюда началось исчисление современных Олимпийских игр.

   -  Ребята, посмотрите на эмблему современных Олимпийских игр. (Предлагается рассмотреть эмблему.) Это пять олимпийских колец. Что обозначают эти кольца? (Пять континентов.) Это знак единства и дружбы спортсменов пяти континентов. Голубое кольцо символизирует Европу, желтое -Азию, черное - Африку, зеленое - Австралию, красное - Америку.

   - Давайте вместе с вами найдем эти континенты на глобусе. (Дети работают с глобусом.)

   - Так кто же может участвовать в Олимпийских играх? (Самые сильные и подготовленные спортсмены всего земного шара.)

  - Что является символом Олимпийских игр? (Огонь.)

   - Где зажигают огонь? (В Греции на горе Олимп.)

   - Как доставляют огонь на стадион, где будут проходить Олимпийские игры? (Зажженный факел доставляют бегуны.)

   - Какие Олимпийские игры проводятся? (Зимние и летние.)

  • - Кто участвует в зимних Олимпийских играх? (Спортсмены зимних видов спорта.)

   - Вспомните зимние виды спорта и изобразите их. (Дети пантомимой изображают зимние виды спорта: хоккей, конькобежный спорт, фигурное катание, лыжный спорт, санный спорт, прыжки с трамплина и т.д.)

   - Кто выступает на летних Олимпийских играх? (Спортсмены летних видов спорта.)

   - Вспомните и покажите летние виды спорта.

(Дети пантомимой изображают летние виды спорта: футбол, художественная гимнастика, легкая атлетика, борьба, бокс, плавание, фехтование)

  -  Посмотрите на эти шуточные картинки. Художник перепутал спортивный инвентарь спортсменов. Попробуйте найти и указать ошибки. (Дети находят ошибки и объясняют, что неправильно нарисовано и почему.)

  •  А теперь расскажите, какой вид спорта вам больше всего понравился. Каким видом спорта вы хотели бы заниматься? Поехали бы вы на Олимпийские игры защищать честь России? (Дети рассказывают о понравившемся виде спорта, лепят из пластилина спортсменов, выставляют их на макете стадиона.)

Занятие № 9

Тема: Осторожно, грипп!

Цель: учить заботиться о своем здоровье; познакомить детей с характерными признаками болезни и профилактикой; учить детей самостоятельно рассказывать о различных способах защиты от вируса.

Ход занятия

   - Ребята, вы заметили, что с наступлением холодов люди чаще болеют? Бывает, что заболевает целая группа детей в детском саду или целый класс в школе. Начинается эпидемия гриппа, и люди заражаются друг от Друга.

   - А вы сейчас болеете? (Нет.)

   - А если заболеете, то, как догадаетесь об этом? По каким признакам? (Усталость, кашель, чихание, насморк, головная боль, плохое настроение, ломота в руках, ногах и т.д.)

   - Ребята, а как вы думаете, где можно заразиться гриппом? (В детском саду, в школе, дома, в транспорте, в поликлинике, в магазине, на улице, в аптеке, на почте...)

   - Как много мест, где можно заразиться микробами! Микробы проникают в человеческий организм. Они такие маленькие, что их нельзя даже через увеличительное стекло. Лишь после того, как изобрели микроскоп,  врачи увидели тех невидимых отравителей, которые поселяются в организме человека. Несмотря на крошечные размеры, микробы - существа могущественные. Стоит им только пробраться в организм человека, они начина-

ют там разбойничать и размножаться. Человеку становится плохо, он заболевает - чихает, кашляет, у него поднимается температура. Таким образом, организм человека объявляет микробам войну.

   - Ребята, давайте представим и нарисуем, как выглядят микробы. Если бы вы взглянули в микроскоп на капельку крови больного человека, то заметили бы, что в ней кишат какие-то крохотные извивающиеся палочки, еле видимые запятые, спиральки. Это и есть возбудители болезни - микробы или бактерии. (Дети рисуют микробов.)

   - Иногда микробы забираются в самые дальние закоулки человеческого тела. Как же с ними справиться? Как победить болезнь? (Делать уколы, пить чай с малиной, измерять температуру, принимать лекарства, ставить банки, лежать в постели, ставить горчичники, полоскать горло настойками трав, закапывать лекарство в нос, есть фрукты, овощи, витамины.)

   - Вы действительно знаете, как бороться с микробами. А если не лечиться, грипп может дать серьезные осложнения - бронхит или воспаление легких.

   - Чтобы не заболеть, не заразиться от больных людей, надо соблюдать определенные правила.

   - Как же защитить себя от микробов, чтобы остаться всегда здоровым?

Мыть руки с мылом.

Есть только мытые овощи и фрукты.

Весной, осенью и зимой принимать витамины.

Закаляться.

Проветривать помещение.

Гулять на свежем воздухе.

Не кутаться в теплые одежды, не надевать лишнего.

В Японии живут обезьяны, которые любят купаться в маленьких горных речках. Они залезают в воду даже зимой. И, представьте себе, даже не чихают.

Заниматься физкультурой.

Пользоваться только своим личным полотенцем.

Одевать марлевую повязку, если рядом находится больной, а

лучше вообще не общаться с больным человеком.

Но что делать, если гриппом заболел кто-нибудь в семье? Следует позаботиться о близком человеке, но и не забывать о себе. Для этого мы сделаем массаж волшебных точек (комплекс самомассажа) и сошьем себе профилактические повязки. (Дети шьют повязки, примеряют их и радуются результатам.)

  •  Теперь вы никогда не заболеете, и у вас будет всегда прекрасное настроение.