Технология "Здоровьесберегающая система ДОУ"
рабочая программа на тему

Богданова Ольга Юрьевна

Программа ориентирована на формирование  у ребенка позиции признания ценности здоровья, ответственности за сохранение и укрепления своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиене.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologiya_zdorovesberegayushchaya_sistema_doo.docx26.14 КБ

Предварительный просмотр:

                               Пояснительная записка

В последнее время перед образованием встает вопрос: какие направления должны стать приоритетными в работе руководителя и педагога ДОО в современных условиях?

Первым и самым главным направлением является защита, сохранение и развитие здоровья ребенка. Важно понять что здоровье это составляющая психического и физического здоровья.

Наметившаяся в мире тенденция нового  подхода к формированию здоровья, способствует созданию новых образовательно-оздоровительных программ, начиная с дошкольного возраста. Именно в этом возрасте у ребенка закладываются основные навыки по формированию здорового образа жизни. Программы ориентированы на формирование у ребенка позиции признания ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, расширение знаний и навыков по гигиене.

Конечно же, родители стараются привить своему ребенку элементарные навыки гигиены, следят за его здоровьем, однако необходима совместная работа педагогов и родителей в формировании привычки здорового образа жизни.

Сущность здоровьесберегающей педагогической системы

Задача оздоровления ребенка в дошкольном возрасте в работах:  

Ю.К. Бабанского, А.В.Кенеман, Г.В.Хухлаевой, М.А.Васильевой ,Е.Н.Вавиловой признается одной из наиболее  важных. В своих работах они выделяют средства физического воспитания. В качестве средств физического воспитания авторы рассматривают:

*оздоровительные силы природы

*полноценное питание

*рациональный режим жизни

*физическую активность детей

*влияние художественных средств : литература, фольклор, кинофильмы, мультфильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства.

ФГОС ДО устанавливает требования к структуре образовательной программы дошкольного образования. Содержание программы обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности.

Программа «От рождения до школы» Вераксы

«Одной из главных задач, которую ставит Программа перед педагогами, является забота о сохранении и укреплении здоровья детей, формирование у них элементарных представлений о здоровом образе жизни, воспитании здоровых привычек, в том числе привычки к здоровому питанию, потребности в двигательной активности»

Данная технология имеет цель: сохранение психического и физического  здоровья ребенка.

Задачи: применение методов коррекции психо-физического отклонения, резервов повышения организма и устойчивости психики и нервной системы ребенка.

                                           Содержание работы

Здоровьесберегающая модель образовательной организации включает в себя компоненты:

1. Терапевтические мероприятия в организованных формах обучения (музыкотерапия, игротерапия, ароматерапия, арттерапия, ритмотерапия, релаксопедия), использование их на занятии стабилизирует здоровье детей, снижает уровень невротизации, создает гармонию разума и чувств ребенка, повышает выносливость к нагрузкам.( Е.К.Павлова,Т.А.Ильина)

2. Использование интегрированных, полярных занятий, в результате которых дети чувствуют себя в комфортном психолого-эмоциональном состоянии, позволяет повысить мотивацию к обучающей деятельности, уверенность в себе, своих возможностях.

3. Создание разнообразных стартовых условий для развития и обучения каждого ребенка.

4. Личностно-ориентированное образование дошкольников, в результате которого снижается закомплексованность детей.

5.Организация здоровьесберегающей среды ДОО.

6.Семейная психотерапия, установление благожелательных отношений с родителями.

Работа с педагогами

Работа с сотрудниками-одно из важнейших направлений по укреплению и сохранению соматического, психологического и физического здоровья детей, построена на следующих принципах:

- актуализация внимания воспитателей на том, что в педагогической валеологии у них главная социальная роль.

-консультации воспитателей по сохранению собственного здоровья, проигрывание с ними возможных проблемных ситуаций: больной педагог-здоровый воспитанник, здоровый педагог-больной воспитанник, больной педагог-больной воспитанник.

- консультации воспитателей по основам психотерапии, нейрофизиологии

-обучение педагогов приемам личной самодиагностики здоровья в физическом, социальном, психическом аспекте

Методические рекомендации по оздоровлению

* Мероприятия по формированию у дошкольников мотивации здоровья и поведенческих навыков здорового образа жизни

* Максимальное обеспечение двигательной активности детей в детском саду на занятиях по физкультуре, в перерывах между занятиями, использование физкультминуток, включение элементов психогимнастики, пальчиковой гимнастики .

* Обеспечение условий, в которых дети могли бы проявлять творчество, инициативу, фантазию.

* Психологические тренинги.

Работа с родителями

Одним из основных направлений деятельности по формированию физически и психически здорового ребенка является работа с родителями

Задачи работы с родителями:

1.Повышение педагогической культуры родителей.

2. Пропаганда общественного дошкольного питания.

3. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания.

4. Установка на совместную работу (семья, детский сад,общественность) с целью решения всех психолого-педагогических проблем развития ребенка.

5. Вооружение родителей основами психолого-педагогических знаний через психологические тренинги, тесты, консультации, семинары.

6. Включение родителей в воспитательно-педагогический процесс:

А. Проведение родительских собраний, консультаций

Б. Педагогические беседы с родителями по проблемам.

В. Дни открытых дверей.

Г. Показ занятий для родителей.

Д. Совместные занятия для детей и родителей.

Е. Круглые столы с привлечением специалистов детского сада.

Ж. Организация совместных дел.

Для успешной работы с родителями использовать план изучения семьи:

1.Структура семьи и психологический климат (сколько человек, возраст, образование, профессия, межличностные отношения родителей, стиль общения)

2. Основные принципы семейных отношений (гуманизм или жестокость, ответственность или анархия, взаимное доверие или подозрительность, взаимопомощь или невнимание)

3. Стиль и фон семейной жизни, какие впечатления преобладают, причины семейных конфликтов.

4. Социальный статус отца и матери в семье, степень участия в воспитательном процессе.

5. Воспитательный климат в семье, уровень пед.культуры, знание своего ребенка, адекватность оценок своего поведения.

                             

 План на ближайшие 3-4 года

1

Продолжить проведение совместных мероприятий:

«День здоровья», туристических походов, праздников, субботников, досугов

2.

Для обогащения родителей знаниями о ребенке разработать серию семинаров- практиков «Давайте узнавать малыша вместе» с правлечением специалистов.

3.

Организовать новую форму работы с родителями – дни семейных увлечений «Что умею сам – научу детей» (вечернее время)

4.

Вовлечение родителей в инновационный педагогический процесс.

Ожидаемые результаты технологии «Здоровьесберегающая система ДОО»

1 Создание системы комплексного мониторинга состояния здоровья ребенка.

2. Снижение количества наиболее часто встречающихся в дошкольном детстве заболеваний.

3. Снижение поведенческих рисков, представляющих опасность для здоровья.

4. Повышение  квалификации работников дошкольных организаций

5. Стимулирование повышения внимания дошкольников и их родителей к вопросам здоровья, питания, здорового образа жизни, рациональной двигательной активности.