"Современные подходы к формированию основ здорового образа жизни дошкольников"
консультация на тему
Современные подходы к формированию ЗОЖ дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
здоровый образ жизини дошкольника | 2.73 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Здоровый образ жизни (ЗОЖ)- образ жизни человека, его поведение и мышление, которые обеспечивают охрану и укрепление здоровья. Основные элементы ЗОЖ : Культура движения (двигательная активность, физические упражнения, закаливание); Культура питания (рациональное питание); Культура эмоций (отказ от вредных привычек, умение управлять своим здоровьем).
КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ ДОШКОЛЬНИКА ВКЛЮЧАЕТ: осознанное отношение ребенка к здоровью и жизни человека; знания о здоровье и умение его оберегать; здоровьесберегаюшая (валеологическая) компетентность - готовность самостоятельно и эффективно решать задачи, связанные с поддержанием, укреплением и сохранением Здоровья.
САМООЦЕНКА ЗДОРОВЬЯ знание правил гигиены и ухода за своим телом; знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни; знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите; знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Высокая распространенность поведенческих факторов риска, ведущая роль этих факторов в формировании здоровья дошкольников; Имеющиеся знания в области здоровья дети не применяют в жизни, если гигиеническое воспитание носит теоретический характер; Жизненные навыки формируются, но не выполняют свои защитные функции по отношению к поведенческим факторам риска, если не сформированы социальные установки.
Негативные социальные установки в отношении здоровьеразрушающих форм поведения наиболее выражены в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте. По мере приобретения собственного опыта (курения, потребления алкоголя и т.п.) отношение к ним меняется на более лояльное, терпимое Периодизация Э. Эриксона (1998) : сенситивным периодом возникновения чувства компетентности считается период от 6 до 11 лет. Компетентность - не просто сумма знаний и степень владения сформированными умениями и навыками, а способность применять их для достижения целей.
Профилактика аддиктивного поведения Аддиктивное поведение – это стремление к уходу от реальности посредством изменения своего психического состояния. Первый этап – познавательный (сенсомоторный) происходит в возрасте от 1 года до 7 лет. Ребенок впервые знакомиться с ситуациями злоупотребления психоактивных веществ взрослыми. Возникают первые попытки съесть и выпить то, что едят и пьют взрослые. Действия ребенка Формируются по типу подражания взрослым: имитируют сигарету во рту, «чокаются» бокалами.
Формирование позитивного отношения к здоровью. Обучение жизненным навыкам применительно к здоровью. Системное повышение уровня медицинской информированности. Гигиеническое обучение родителей, педагогов и медицинских работников. Моделирование жизненных ситуаций для проявления детьми здоровье сберегающего поведения.
Реальный вклад родителей в формирование ЗОЖ детей Более 50% опрошенных утверждают, что образ жизни родителей не влияет на образ жизни детей: родители, ведущие «нездоровый» образ жизни вполне могут сформировать «здоровый» образ жизни у своего ребенка. Режим питания большинства детей неадекватен: полностью соблюдают трехразовый режим питания 20% детей, четырехразовый – 40%, 33% отмечают, что не склонны соблюдать с ребенком режим питания дома. Дети в 42% случаев не выполняют утреннюю гимнастку, в 39% случаев делают гимнастику только в ДОУ. Дома родители сами разрешают ребенку не делать гимнастику. В 27% случаев дети занимаются физическими упражнениями дома с частотой 1-2 раза в неделю и 18% – вообще не выполняют никаких упражнений дома. 63% респондентов в качестве основной причины для обращения к врачу считает появление первых симптомов заболевания. Обращаются за врачебной помощью только при появлении серьезных изменений в здоровье ребенка 22%, обращаются для прохождения профилактических осмотров 11%. Долечивание детей до конца происходит только у 63% респондентов.
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ
Программно-методическое обеспечение
«Мотивационная ось здоровья» - линия формирования мотивации здорового поведения М.Л. Лазарев. Курс дошкольной подготовки УМК «Здравствуй» Мотивационные процессы, происходящие в онтогенезе, условно были распределены на следующие группы: витальная (пренатальный возраст), физиологическая (ранний возраст), познавательно-игровая (дошкольный возраст), познавательно-учебная (младшая школа), коммуникативно-ролевая мотивация (средняя школа), коммуникативно-семейная (старшая школа), профессионально-трудовая мотивация - взрослый возраст.
Князева О.Л., Авдеева Н.Н., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. Издательство: Детство-Пресс , 2011 г.
ДЕСЯТЬ ЗОЛОТЫХ ПРАВИЛ ЗДОРОВЬЯ (МЕЖДУНАРОДНАЯ ПРОГРАММА ИНТЕГРИРОВАННОЙ ПРОФИЛАКТИКИ ОСНОВНЫХ НЕИНФЕКЦИОННЫХ ЗАБОЛЕВАНИЙ – СИНДИ) НИКОГДА НЕ КУРЮ. ВСЕГДА ЗАВТРАКАЮ. ЕМ НЕ СПЕША. НИКОГДА НЕ ПЕРЕЕДАЮ. АЛКОГОЛЬ НЕ УПОТРЕБЛЯЮ. ЕЖЕДНЕВНО ХОЖУ ПЕШКОМ. ЗНАЮ ПАРАМЕТРЫ СВОЕГО ЗДОРОВЬЯ. КОНТРОЛИРУЮ СВОЙ ВЕС. СПЛЮ НЕ МЕНЕЕ 8 ЧАСОВ. НИКОГДА НЕ РАЗДРАЖАЮСЬ И НЕ ВЫХОЖУ ИЗ СЕБЯ.
В презентации использованы материалы: Василевской Е.В., ФГОУ ДПО АПК и ППРО, г. Москва Вагановой Н.В., воспитателя МДОУ детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию детей №116 Издательств: «Просвещение», Вентана-Граф, Детство-Пресс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников
Консультация для воспитателей на тему: Формирование здорового образа жизни дошкольников...
Некоторые подходы к формированию основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
Использование технологий сохранения и стимулирования здоровья детей, традиционных и нетрадиционных технологии обучения здоровому образу жизни в нашем детском саду....
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников в рамках работы над мини-проектом «Я и моё здоровье»
«То, что упущено в детстве,никогда не возместить в годы юностии тем более в зрелом возрасте»В.А. Сухомлинский. Здоровье – бесценный ресурс человеческой жизни. Оно дает возможность чувствовать себ...
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника
перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника...
Формирование основ здорового образа жизни дошкольников.
Понятие «здоровье» имеет множество определений. Но, пожалуй, наиболее значимым можно признать определение Всемирной организации здравоохранения: «Здоровье – это не только отсут...
ОБЪЕДИНЕНИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ОСНОВ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ДОШКОЛЬНИКОВ ОТ 3 до 7 лет «АЗБУКА ЗДОРОВЬЯ»
Современная жизнь ставит перед нами много проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья. Сегодня медики не в состоянии справитьс...
Доклад на педагогическом совете "Формирование основ здорового образа жизни дошкольников как один из компонентов здоровье сберегающей технологии"
В докладе содержится материал о формах работы по приобщению детей дошкольного возраста к здоровому образу жизни...