Консультация для педагогов "Профилактика утомления у педагогов"
материал по теме

Борозенец Татьяна Васильевна

Консультация для педагогов "Профилактика утомления педагогов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл utomlenie_pedagogov.docx21.26 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

Профилактика утомления у педагогов


Педагогическая деятельность часто связана с разного рода напряженными ситуациями и различными факторами, влияющими на психофизическое здоровье педагогов. Для того чтобы противостоять излишнему эмоциональному напряжению, работники педагогических учреждений должны обладать высоким уровнем эмоциональной культуры, который складывается из эмоциональной устойчивости; эмпатии (умение сопереживать и принимать окружающих); эмоциональной чуткости, отзывчивости, подвижности, артистизма и экспрессивности. Кроме того, педагогу необходимо знать и использовать различные психозащитные техники в сложных ситуациях, которые помогут снять рост эмоционального напряжения, дискомфорта и привести к конструктивным механизмам в педагогическом общении.

 Каждый человек может в довольно короткий срок самостоятельно овладеть искусством саморегулирования, управления процессами, происходящими в организме.

1. Для этого нужно научиться подавлять заглушать в себе отрицательные эмоции, вызванные неприятными физическими ощущениями, найти в себе; силы для того, чтобы «переделать» свое мышление попытаться внушить себе другое состояние и ярко представить себя здоровым человеком, спокойным уверенным, твердым, способным превозмочь любой недуг.

2. Хороший эффект дают всякою рода переключения: смена вида труда, объекта общения, формы досуга. Людям склонным к фиксации на болезненных переживаниях, показаны периодические эмоциональные взрывы, потрясение от увиденного произведения искусства, прочитанной книги и т. д. Но и самому человеку надо уметь справляться со своим состоянием. Ни в коем случае нельзя уходить в болезнь, отравляя жизнь и себе, и окружающим

3. Одним из важных средств восстановления трудоспособности человека является физическая культура. Недостаток физической активности в профессиональной деятельности работников детских садов неблагоприятно действует на состояние их здоровья. При уменьшении двигательной активности снижается общая работоспособность, сопротивляемость организма к различным инфекционным заболеваниям и факторам внешней среды.

Большое значение физического воспитания заключается в его оздоровительной функции. Удовлетворяя потребность человека в движениях, физические упражнения укрепляют здоровье, совершенствуют защитные механизмы, увеличивают приспособляемость организма к внешней среде.

4. Из водных процедур используют наружное применение воды, при которых она оказывает равномерное раздражающее действие на всю поверхность тела (души, бассейн). Более эффективным раздражителем, повышающим тонус организма, является душ, который оказывает термическое и механическое воздействие.

 

5. Единодушны практические врачи в оценке профилактической и лечебной эффективности при длительной напряженной деятельности самых различных витаминов, в частности витамина С. Большое значение для профилактики утомления имеют комплексы витаминов и их комбинации с другими веществами. В домашних условиях можно приготовить различные соки и витаминизированные настои.

6.   Научитесь давать отдых своей нервной системе. Запомните:
хорошо работает лишь тот, кто умеет хорошо отдыхать. Исследования показывают, что лучшим отдыхом для нервной системы человека является сон.

7. Успокаивающая (восстанавливающая) музыка используется как в процессе деятельности (в паузах), так и по ее окончании. Она способствует уменьшению психоэмоциональной напряженности, переключает внимание. Одновременно целесообразно использовать различные дыхательные и расслабляющие упражнения. Музыка может звучать (негромко) в помещениях для отдыха. Хороший эффект дают звуки, воспроизводящие пение птиц, шум ручья или моря, дождя, водопада.

 

Способы избавления от отрицательных эмоций:

– смочить холодной водой лоб, виски, артерии на руках;

– набрать в стакан воды и медленно,   сосредоточенно   ее выпить, концентрируясь на своих ощущениях;

– провести дыхательное упражнение: 3–4 коротких выдоха подряд,   потом столько же коротких вдохов (заменяет смех, если вам не хочется смеяться);

– слегка помассировать кончик мизинца;

– делая вдох, спокойно, не торопясь,   сжать   с   усилием пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем; затем, ослабляя сжатие, сделать выдох (повторить 5 раз); далее попробуйте выполнить упражнение   с   закрытыми глазами – это удвоит эффект;

– применить формулы самоубеждения («сегодня я не обращаю внимания на пустяки», «я совершенно спокойна», «я раскованна», «мое тело   легкое»,   «я   уверена в    себе!»),    самовнушения («я хочу...», «я могу...», «я буду...»).

Кроме того, существуют очень простые способы, позволяющие снять отрицательные эмоции, которые каждый может опробовать на собственном опыте:

♦     спортивные занятия (полную разгрузку дают занятия каким-либо видом спорта);

♦     физический труд (стирка белья, мытье посуды, уборка квартиры и т.д.);

♦     отдых на природе (прогулка по лесу, созерцание течения
реки или спокойной глади озера, лесные звуки и запахи способны вернуть душевное равновесие и работоспособность даже в самых трудных
ситуациях);

♦     созерцание огня (говорят, что человек бесконечно  долго может смотреть на три стихии: огонь, бегущую воду и плывущие по небу облака);

♦     проекция негативных эмоций на посторонние предметы (можно выразить свой гнев, скомкав или порвав в мелкие клочки газету, поколотив подушку (боксерскую «грушу») или выжав полотенце, даже если оно совершенно сухое; большая часть энергии гнева копится в мышцах плеч, в верхней части рук и в пальцах);

♦     танцы под музыку (причем как спокойную, так и ритмичную);

♦     высказывания      (озвучить свои эмоции в кругу друзей, которые поймут и посочувствуют);

♦     смех  — отличное средство защиты   нашего мозга от психических перегрузок (смех является своеобразной защитой нервной
системы; его можно рассматривать как серию коротких выдохов, которые дробят опасный поток импульсов).

Подводя итог краткому обсуждению известных на сегодня рекомендаций и способов профилактики утомления, следует отметить, что каждый специалист ДОУ может выбрать то средство, которое ему больше подходит, и использовать в повседневной жизни. Это позволит повысить качество выполняемой работы, увеличить период высокой работоспособности и сохранить здоровье.

                                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум для воспитателей «Профилактика утомления у педагогов».

Семинар-практикум  предназначен для работы педагога-психолога с педагогическим составом. Он состоит из теоретической и практической частей. В теоретической части раскрываются механизмы стрессовых...

профилактика утомления у педагогов

преодоление синдрома эмоционального выгорания...

Консультация для родителей «Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста»

Утомление и переутомление у детей дошкольного возраста.Информационные перегрузки и утомление у детей дошкольниковБезусловно, важно поддерживать интерес к учебе у детей, используя современные информаци...

02.06.2019 Консультация для родителей "Утомленные солнцем"

Летом многие родители, истосковавшись по теплу и свету, стараются, чтобы ребенок как можно больше времени проводил на улице. При этом они не всегда догадываются о том, что жара и солнце в неразумных к...

Консультация с элементами тренинга для педагогов Тема: «Влияние использования ТРИЗ технологии в работе с детьми на профессиональный и личностный рост самого педагога»

Цель  консультации - повышение психолого -  педагогической компетентности педагогов в области использования  ТРИЗ технологии в работе с детьми....

Консультация для родителей " «Утомление — одна из причин плохого поведения маленького ребенка»

Консультация для родителей " Утомление - одна из причин поведения маленького ребенка"...