Основные вопросы гигиены и охраны зрения у детей
консультация на тему

Бадунова Ольга Михайловна

Охрана зрения предполагает использование комплекса гигиенических и лечебных (профилактических и восстановительных) мероприятий, способствующих облегчению работы нарушенного зрительного анализатора. Вместе с этим создаются условия для некоторого развития зрительных функций.

Гигиенические рекомендации по организации занятий для детей с нарушением зрения предполагают обеспечение повышенного уровня освещенности рабочего места, рациональную зрительную нагрузку, обеспеченность специально адаптированными учебниками и учебными пособиями, вспомогательными средствами оптической коррекции и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovnye_voprosy_gigieny_i_ohrany_zreniya_u_detey.doc33 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ

ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ

ГИГИЕНЫ И ОХРАНЫ ЗРЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Подготовительная к школе группа «Василек»

Воспитание и обучение детей с нарушением зрения осуществляется с обязательным учетом их возможностей. При сниженных зрительных функциях отмечается повышенная утомляемость, снижается работоспособность.

Охрана зрения не должна пониматься как прямой запрет использования остаточного зрения. Оценка возможностей использования зрения должна быть дифференцированной, с обязательным учетом состояния сохранившихся зрительных функций. Следует обеспечить необходимый уровень и объем лечебно - восстановительной работы, адекватные гигиенические условия.

Охрана зрения предполагает использование комплекса гигиенических и лечебных (профилактических и восстановительных) мероприятий, способствующих облегчению работы нарушенного зрительного анализатора. Вместе с этим создаются условия для некоторого развития зрительных функций.

Гигиенические рекомендации по организации занятий для детей с нарушением зрения предполагают обеспечение повышенного уровня освещенности рабочего места, рациональную зрительную нагрузку, обеспеченность специально адаптированными учебниками и учебными пособиями, вспомогательными средствами оптической коррекции и пр.

Кроме того, необходимо учитывать свойственные этим детям фрагментарность и замедленность зрительного восприятия, искаженность предметных представлений, снижение двигательной активности, а вместе с этим и понижение интеллектуальной работоспособности.

Для снятия зрительного утомления необходимо соблюдение режима зрительной нагрузки (офтальмопаузы на занятиях, перерывы между ними, специальные комплексы разгрузочных упражнений); причем в этих случаях следует учитывать индивидуальные возможности детей.

Необходимо следить за соответствием мебели росту детей, за соблюдением правильной осанки при выполнении зрительных работ (чтение, письмо и т.п.), за правильным использованием средств индивидуальной оптической коррекции и других оптических средств.

Просмотр телевизионных передач и работа с компьютером предполагают соблюдение определенных рекомендаций и требований.

Установлено, что во время просмотра телевизионных передач зрительное утомление наступает быстрее, чем при выполнении другой зрительной работы (чтение, письмо, рисование и пр.). Более всего испытывает нагрузку аккомодационный аппарат, обеспечивающий четкое восприятие телевизионного изображения.

Дополнительную нагрузку на зрительный анализатор создает так называемый стробоскопический эффект, так как свечение телеэкрана непостоянное, мерцающее.

Особое внимание следует уделять организации эргономического режима просмотра телепередач детьми с нарушенным зрением. Нельзя смотреть телевизор в полной темноте, так как при очень слабом освещении плохо различаются цвета, а резкий контраст между ярко светящимся экраном и неосвещенным помещением неблагоприятен для зрения. Поэтому в помещении, в котором находится телевизор, должен быть включен неяркий свет (позади или сбоку от смотрящего). Как указывалось ранее, центральное зрение обеспечивается работой колбочкового аппарата, а палочковое зрение функционирует при слабом (сумеречном) освещении. Цветное изображение на экране телевизора воспринимается именно посредством центрального зрения, поэтому и необходимо дополнительное (фоновое) освещение в помещении, где расположен телевизор. Минимальное расстояние от экрана до глаз зрителя должно составлять не менее пяти-семи диагональных размеров экрана.

Дошкольникам и младшим школьникам можно позволить непрерывно смотреть предназначенные для них передачи продолжительностью до 10-15 минут. Кроме того, для детей младшего возраста рекомендуется ограничить телевизионные сеансы до 1-2 раз в неделю.

Наиболее оптимальное время и порядок просмотра телепередач детьми с нарушенным зрением может установить офтальмолог. При глубоких нарушениях зрения некоторые офтальмологи (А.И. Каплан) рекомендуют слушать только звуковое сопровождение, лишь эпизодически глядя на экран.

Даже при  нормальном зрении не рекомендуется смотреть телевизор более 2-3 часов подряд. Это вредно не только для зрения: в результате зрительного и нервного возбуждения могут появиться головные боли, нарушиться сон, снизиться общая работоспособность. Лучше через каждый час просмотра передач делать 10-минутный перерыв, особенно детям с нарушенным зрением.

При некоторых глазных заболеваниях (глаукома, катаракта) обязательна предварительная консультация с офтальмологом: он порекомендует, сколько времени и как часто можно смотреть телепередачи детям с такими заболеваниями.

Не менее серьезное внимание должно быть уделено организации работы с компьютером. Установлено, что длительная работа с компьютером быстрее приводит к зрительному утомлению.

Офтальмологи определили ряд причин зрительной усталости, возникающей при работе за монитором компьютера:

  •  Необходимость частого перевода взгляда с экрана на лист бумаги и обратно, что вносит дискомфорт;
  • Чрезмерная засветка глаз от ярко светящегося монитора (в этом отношении жидкокристаллические экраны более предпочтительны для использования);
  • Мерцание экрана создает дополнительную нагрузку на зрение;
  • Считывание однообразного изображения с повторяющими элементами в режиме частой смены дает дополнительную нагрузку на глазодвигательные мышцы, что приводит к возникновению нистагма.

Хотя и нет достаточно убедительных данных, свидетельствующих о том, что работа с компьютером может ухудшить зрение, некоторые офтальмологи полагают, что чрезмерные занятия с компьютером могут отрицательно повлиять на мышечный аппарат глаз ребенка.

 Игры с компьютером рекомендуется проводить не чаще 2 раз в неделю, причем в дни наиболее высокой работоспособности (вторник, среда, четверг).

После окончания занятий с компьютером необходимо проводить специальную разгрузочную гимнастику для глаз.

Рационально использованная работа детей не только не ухудшает зрительные функции, а, наоборот, способствует их улучшению и в ряде случаев повышает зрительную работоспособность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация "Основные правила гигиены зрения"

Консультация предназначена для педагогов, родителей Включает метериал по охране зрения, основные упражнения зрительной гимнастики....

Возрастные особенности зрения у детей. Гигиена зрения.

Как устроен наш глаз? Как он работает? Возрастные особенности и гигиена органа зрения рассматриваются в данной работе....

охрана зрения у детей

консультация для родителей...

Консультация для родителей Охрана зрения у детей

Нарушения зрения у детей и их профилактика....

Гигиена и охрана голоса детей

Гигиена и охрана голоса детей...

Некоторые вопросы гигиены и охраны зрения у детей с нарушениями зрения

Воспитание и обучение детей с нарушениями зрения должно осуществляться обязательным учетом их возможностей. При сниженных зрительных функциях отмечается повышенная утомляемость детей, снижается их раб...

Депрессия у детей. К вопросу об актуальности охраны жизни и здоровья детей « Дети крикуны и «вопилки»

Депрессия у детей. К вопросу об актуальности охраны жизни и здоровья детей « Дети крикуны и «вопилки»...