Консультация для воспитателей "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению"
консультация на тему

Бойко Светлана Владимировна

Консультация для воспитателей "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon novye_podhody_k_fizo.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Инструктор по физической культуре: Бойко С.В.

февр. 2013г.

Традиционный подход к физкультуре устарел еще в середине 1980-х гг., а прежние методики физкультурно -  оздоровительной работы в детском саду и начальной школе требуют кардинального пересмотра и, по большому счету, полного обновления. По мнению Ефименко Н.Н. канд. пед. наук традиционный подход даже при небольшом научном анализе не выдерживает никакой критики. Например, зачем мы всегда в начале занятия строим детей в шеренги и занимаемся строевыми действиями? Разве нет других методов организации, кроме армейского? Для чего в подготовительную часть всегда включается бег? Почему сама эта часть остается неизменной, хотя содержание основной части значительно варьирует? Зачем нужны общеразвивающие упражнения (ОРУ)?  Разве основные двигательные режимы (их восемь) не развивают у ребенка все необходимые физические качества? Почему основные движения применяются в хаотическом порядке, не имеющем под собой никакого методического обоснования: очень часто мы сначала бегаем, а затем лежим, сначала прыгаем, а затем ползаем? Почему в традиционной методике так стойки тенденции к одновременности и одинаковости в выполнении физических упражнений, в то время как каждый ребенок нуждается в индивидуальном дозировании нагрузки? Почему педагоги по-прежнему мало играют с детьми и не реализуют огромный потенциал игрового метода?

Можно было бы задать еще много вопросов на которые представители традиционной системы физического воспитания так и не смогли аргументировано ответить автору за последнее десятилетие. Как видите, актуальность предлагаемой статьи весьма значима.

Автор предлагает совершенно новую систему физического воспитания и оздоровления детей, которая была апробирована в практической работе как со здоровыми детьми, так и с детьми-инвалидами, страдающими

ДЦП на протяжении многих лет. Такой широкий диапазон ее действия основан на том, что биологические законы развития и совершенствования человеческого тела едины и универсальны для любого контингента. Эти общие законы и более частные принципы уже давно существуют в жизни — они выработаны самой Природой! Остается только следовать ее заветам и не вступать с ними в противоречие. В идеале частные педагогические методики должны базироваться на более общих биологических закономерностях.

В связи с этим можно сформулировать первую педагогическую заповедь — «Следуй логике Природы!», поскольку именно она лежит в основе всех процессов жизнедеятельности. Знаменитый русский педагог-новатор Б.П. Никитин, который в свое время наделал много шума нестандартными подходами к обучению и воспитанию своих маленьких детей, так однажды написал в одной из книг: «Мы меняем обычаи, условия и стиль жизни с детьми и зовем поступать в тон и в такт природе. Иначе музыка жизни перестает быть гармоничной».

Восемь золотых формул двигательного развития детей

В своей первой заповеди «Следуй логике Природы!» автор сформулировал восемь золотых формул двигательного развития детей, которые и стали методическим фундаментом предлагаемого нового подхода к их физическому воспитанию. И здесь необходимо повторить: поменять в содержании и методах проведения физкультуры в детском саду и школе нужно практически все!

Первая золотая формула двигательного развития детей заключается в следующем: проводя любую форму работы по физическому воспитанию детей, разумно начинать с лежачих или горизонтальных положений (как наиболее легких, разгрузочных, естественных), постепенно увеличивая нагрузку к положению прямостояния, ходьбе, лазанью, бегу и прыжкам (как наиболее сложным, нагрузочным, ударно-гравитационным движениям) .

Такая последовательность предложена не случайно. Если взять за основу эволюционную теорию Ч. Дарвина и его сторонников о происхождении человека

Ведь Природа уже отобрала для развивающегося ребенка самую оптимальную последовательность становления его двигательных функций: лежание — ползание — сидение — вставание — стояние — ходьба — лазанье — бег — прыжки  Можно уверенно утверждать, что именно эволюционный принцип должен стать основополагающим в теории и методике физического воспитания детей, в разработке программ и учебных пособий, планов-конспектов занятий по физкультуре и перспективного планирования.

Само занятие будет проводиться в стиле «эволюционного ролика», всякий раз повторяя логику развития и совершенствования животного мира и человека. Автор уверен, что более совершенной методики не существует, ведь она предложена самой Природой. В традиционных же занятиях, как уже говорилось, все происходит с точностью до наоборот: в начале выполняются построения, перестроения, различные строевые действия, далее следуют ходьба, бег и даже прыжки, после чего (в основной части) дети упражняются в положении сидя, ползают и лежат.

Вторая золотая формула двигательного развития ребенка трансформируется из первой, продолжая и уточняя ее: в любом из исходных положений (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и т.д.) разумно начинать упражнения с более низких поз (с минимальной высотой общего центра масс над опорой) и лишь затем переходить к максимально высоким в данном положении позам .

В основе этого утверждения лежит известное положение биомеханики: чем ниже высота общего центра масс (ОЦМ) человека, расположенного в крестцовом отделе позвоночника, над опорой, тем легче в энергетическом плане исходная поза или упражнение; и наоборот, чем выше ОЦМ — тем эта поза сложнее. Наглядно данный постулат можно рассмотреть на примере ползания. Методически верно будет начинать упражнения с малышами в позе на низких четвереньках (с опорой на локти и колени), далее — на средних четвереньках (с опорой на ладони и колени), затем — на высоких (с опорой на ладони и стопы) и переходить к выполнению самых энергоемких упражнений — бегу и прыжкам на высоких четвереньках, когда высота ОЦМ над опорой достигает максимума.

Третья золотая формула может быть сформулирована следующим образом: в любом исходном положении (лежа, на четвереньках, сидя, на коленях и др.) разумно начинать упражняться из «позы эмбриона» (группировки, «закрытого цветочного бутона») — с постепенным выпрямлением, разгибанием и расталкиванием туловища и конечностей

Данное утверждение было выведено из природной закономерности, суть которой сводится к тому, что при вынашивании плода (беременности), в период раннего онтогенеза, во время сна, при усталости, болезни и прочих неблагоприятных условиях среды (для растений — засухи, для животных — холода) все живое отдает преимущество сгибательным позам.

Не может не заинтересовать и утверждение анатомов о том, что самой оптимальной для отдыха человека является полусогнутая поза на боку, при которой практически все мышцы максимально расслаблены. Еще один аргумент в пользу третьей золотой формулы: английский естествоиспытатель Л. Уотсон в своей книге «Ошибка Ромео» выдвинул версию, поясняющую преимущество сгибательных поз у животных и человека. Ее суть заключается в следующем: всякий живой организм обладает

определенным зарядом и может быть представлен в виде условной электрической цепи. Когда в согнутом положении верхние и нижние конечности соединяются — цепь замыкается, и электрическая разница потенциалов возрастает, что повышает общую энергетику организма и создает лучшие условия для жизнедеятельности. Вот почему уставшие, больные, размышляющие над сложными проблемами люди неосознанно принимают сгибательные («замкнутые») позы. Естественно, что актуальность этих поз тем больше, чем ниже и горизонтальнее исходное положение; с выпрямлением туловища к прямостоянию, ходьбе и т.д. значение данной закономерности снижается.            

Четвертая золотая формула двигательного развития детей может быть представлена в следующем виде: в любом исходном положении первыми выполняются движения головой (шейным отделом позвоночника), затем в плечевом поясе и руками, далее идут мышцы туловища (груди, живота, спины), потом тазового пояса(позвоночно-поясничные сгибатели, ягодичные разгибатели) и нижние конечности; и далее следуют такие глобальные двигательные проявления, как ходьба, лазанье, бег и прыжки.

Такая естественная последовательность изначально определена особенностями строения и развития центральной и периферической нервных систем.  Более просто и понятно это правило можно сформулировать так: в каком бы положении ни находился ребенок, движения должны выполняться по направлению от темечка — к пяткам. Причем, чем ниже двигательный режим (лежачий ползательный — сидячий), тем актуальнее для занимающегося будут движения головой и руками; и наоборот, чем выше и вертикальнее положение или поза тем более значимыми становятся движения в тазовом поясе и нижних конечностях. Это правило автор образно назвал феноменом двух кувшинов: чем горизонтальнее расположен кувшин, тем больший прилив условной жидкости - энергии происходит к верхней ею части (горлышку), чем вертикальнее он стоит, тем больше жидкости (энергоносителей) концентрируется внизу. Именно это естественное перераспределение энергии в человеческом теле в зависимости от его положения в пространстве и определяет методическую последовательность физических упражнений. При традиционном подходе к физкультуре педагог вместе с детьми довольно часто в положении стоя выполняет упражнения для мышц и суставов шеи, плечевого пояса и рук, что методически некорректно.

Пятая золотая формула двигательного развит дошкольников дополняет и уточняет предыдущую. Выглядит она так: работая с конечностями (руками, а затем ногами), первыми надо выполнять движения в крупных близлежащих к туловищу суставах (плечевых, тазобедренных), затем подключать средние и несколько отдаленные (локтевые, коленные) и наконец задействовать самые мелкие и наиболее отдаленные от туловища суставы (кистевые, голеностопные).  

Такая природная последовательность также определена особенностями строения и развития нервной системы человека — ведь нервные двигательные пути идут от центра к периферии

Данная золотая формула убедительно подтверждается первыми двумя: чем ниже и горизонтальнее положение ребенка, тем более задействованы в движениях крупные, близлежащие к туловищу суставы. Это наглядно видно при ползании по-пластунски и на низких четвереньках.

Шестая золотая формула заключается в следующем: чем ниже положение или поза ребенка, тем более естественными для него будут относительно медленные, спокойные и плавные движения (в стиле ползущего питона). И наоборот, чем выше положение тела занимающегося (в ходьбе, беге, подскоках, прыжках), тем более характерными для него должны стать относительно быстрые, взрывные, ударно-баллистические движения (в стиле скачущего копя).

В своем эволюционном двигательном развитии от горизонтальных к вертикальным положениям (как на одном физкультурном занятии, так и в течение учебного года) ребенок должен правильно использовать соответствующие стили двигательно-игровой активности, обозначенные выше.

Седьмая золотая формула отражает еще одну интересную биологическую закономерность: чем ниже и горизонтальнее положение тела человека, тем более естественным для него становится расслабленный режим упражнений (напоминающий брошенную на пол веревку); и наоборот — чем оно выше и вертикальнее, тем более напряженным должен быть режим мышечной деятельности (напоминающий прочно стоящую колонну).

В основе этого правила лежит уже давно известный в медицине ортостатический эффект: в лежачем положении все жизненные функции (частота сердечных сокращений, дыхания, артериальное давление, мышечный тонус, тонус сосудов, гравитационное раздражение скелета, иррадиация возбуждения в коре головного мозга) снижаются до определенного минимума. И наоборот — в вертикальном положении все эти показатели устремляются к максимальным значениям (сравните мышечное напряжение и пульс лежащего и бегущего человека). Другими словами, горизонтальные положения являются более пассивными и релаксационными (расслабляющими, характерными для медитации), а вертикальные по сути своей более активные, тонические, характерные для напряжения (концентрации). Не имеет методического смысла напрягать скелет и мышечный корсет в лежачих положениях. В то же время некорректными будут упражнения на расслабление всего тела в положении стоя В традиционной системе физического воспитании такое распространенное упражнение, как отжимание в упоре лежа, как раз и выполняется в режиме максимального мышечного напряжения. Педагоги в соответствии с инструкцией добиваются того, чтобы  тело детей было полностью выпрямленным и жестким (туловище и ноги должны составлять единую примут линию), а этого можно достичь только за счет значительного мышечного напряжения. Наши дети ближе к Природе и ее законам, а потому большинство из них предпочитает отжиматься по-другому: поднимая таз или наоборот, опуская живот вниз. Оба эти приема позволяют в значительной степени снять мышечное напряжение, столь неестественное для лежачего положения. Нам нужно чаще наблюдать за движениями детей и многому у них учиться в методическом плане.

Восьмая золотая формула  двигательного развития детей гласит: для крупных, близлежащих к туловищу мышечных массивов (плечевых, груди, живота, спины, таза) естественными являются относительно медленные, спокойные движения; для мелких же и отдаленных от туловища мышц больше подходят быстрые, частые и хлесткие.

Эту закономерность можно объяснить принципом баллистической волны (или «феноменом кнута») В.В. Клименко. Так, если отснять на видео, а затем проанализировать движение кнута в руках умелого пастуха, откроются поразительные вещи: относительно медленное движение массивной рукоятки передачей кинетической энергии трансформируется на конце в щелчок, похожий на пистолетный выстрел: скорость на кончике кнута в 15—20 раз превышает начальную скорость движения рукоятки! Ученый, открывший этот феномен, предложил рассматривать тело человека как условный кнут: туловище  и таз в качестве рукоятки, а конечности — как кнутовище. Известный из школьной программы закон сохранения кинетической энергии гласит: чем больше масса тела в отдельно взятой замкнутой системе, тем меньше его скорость, и наоборот — чем меньше масса, тем больше скорость. Вот почему методически неправомерными видятся теперь быстрые движения, осуществляемые крупными мышечными массивами туловища, — тот же стандартный тест на скоростное сокращение мышц брюшного пресса из положения лежа на спине при переходе в положение сидя.

К тому же, из анатомии известно, что в крупных мышцах человека преобладают красные или медленные мышечные волокна (миофибриллы), а в мелких белые или быстрые. Все это и определяет выбор правильного режима сокращения для тех или иных групп мышц.

Исходя из данной формулы, можно сразу дать педагогам методический совет: не делайте с детьми очень быстрых движений туловищем (позвоночником), а также в плечевых и тазобедренных суставах, особенно прямыми конечностями. Это — неестественный режим, а значит, он не несет максимальной пользы организму ребенка.

Итак, автор предлагает запомнить самое главное: в своей педагогической деятельности воспитатель, инструктор по физической культуре или учитель должны следовать не столько искусственным инструкциям, сколько логике Природы, т.е. основывать свои частные методики на более глобальных законах биологического развития человека. Представленный выше (хоть и в кратком изложении) научно-методологический базис может в корне изменить всю систему физического воспитания и спортивной тренировки у детей, а также систему коррекции и реабилитации имеющихся у них двигательных нарушений.

В последующих статьях будет предложено более детальное методическое обоснование системы физического воспитания и оздоровления детей в дошкольном учреждении и начальной школе с позиции практики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»...

Консультация для педагогов " Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению"

Здоровье подрастающего поколения – общемировая проблема ХХI века. Одним из примеров важности этой проблемы являются данные о влиянии ухудшения экологической ситуации в мире, что привело к тому, ...

Консультация для воспитателей «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»

Новая система физического воспитания и оздоровления детей,  которая была апробированна как со здоровыми детьми, так и с детьми инвалидами, страдающими ДЦП....

Консультация для воспитателей: «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»

Консультация для воспитателей:  «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ «Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»

Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья детей – одна из основных задач дошкольного образования в соответствии с Типовым положением о дошкольном образовании....

Консультация для воспитателей "Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению"

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ«Новые подходы к физическому воспитанию и оздоровлению»Подготовила заведующий – Шиянова Т.А.     Охрана жизни и укрепление физического и п...