Психологическая безопасность образовательной среды
статья на тему

Мищенко Мария Валерьевна

Психологическая безопасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihologicheskaya_bezopasnost.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Модель психологической безопасной  образовательной среды ДОО

Подготовили: Мищенко М.В.

Дикарева Н.С.

Мищенко Е.В.

1 слайд Модель психологической безопасной  образовательной среды ДОО

2 слайд Внедрение федерального стандарта в дошкольных организациях предполагает инклюзивное образование, то есть, обеспечение равного доступа к образованию для всех воспитанников, в том числе детей с ОВЗ.

Специфика ДОО инклюзивного типа, помимо всего этого, связана еще и с реакций на детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Любой ребенок, в том числе с ОВЗ, осваивая социальное пространство ДОО, стремится найти свое место в данном сообществе и осознанно или неосознанно строит собственную личность, вырабатывая отношение к себе, к обществу, миру, жизни. Ребенок с ОВЗ в представлении здоровых детей попадает в группу иных, не таких как все. Процесс социализации детей в ДОО инклюзивного типа протекает в условиях, где нет разделения на группы по принципу с «ОВЗ» или без. Все дети воспитываются вместе. При этом следует отметить, что среди так называемых обычных детей имеются дети гиперактивные, агрессивные, аутичные и др. Дети интегрируются в обычную группу, и поэтому формирование толерантности становится задачей первостепенной важности. Создавая условия для успешной социализации, где у ребенка исходно закладывается осознанно уважительное отношение к себе и другим, к своему будущему и к жизни в обществе, ДОО создает благоприятные условия для развития личности.

От того, на какого человека, на какую личность ориентированы мы в будущем, зависят сегодня вклады и действия в данной сфере. По большому счету, от дошкольного образования, которое формирует социальные нормы, ценности и закладывает определенные социальные установки, зависит будущее – будущее страны и потенциал каждой отдельной личности.

3 слайд ГБОУ «Школа №329» Дошкольное отделение

Структурное подразделение «детский сад» имеет два здания

Проектная мощность: 320 чел.

Режим работы дошкольного отделения : 5-ти дневная рабочая неделя, 12-часовой режим работы с 07.00 до 19.00

В структурном подразделении «детский сад» функционирует 15 групп. Из них 14 групп дошкольного возраста, 1 группа кратковременного пребывания (ГКП).Основные цели организации работы : осуществление преемственности и плавного перехода от воспитания детей в условиях семьи к воспитанию в детском саду; содействие всестороннему развитию детей, их социализации, позволяющей обеспечить успешную адаптацию ребенка к условиям дошкольного учреждения; повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и развития детей

В структурном подразделении «детский сад» работают: заведующий дошкольным отделением, старший воспитатель, 23 воспитателя, психолог, 2 музыкальных руководителя, 6 логопедов. 2 инструктора по физической культуре. Педагогов с высшей квалификационной категорией - 10 человек, с первой - 19 человек, со второй -2 человека,. В структурном подразделении функционирует физкультурный и музыкальный залы. Игротека. На территории оборудована спортивная площадка. Наши специалисты и педагоги - воспитатели стараются сделать жизнь своих обучающихся интересной и насыщенной.

4 слайд В нашей дошкольной организации  мы осуществляем интеграцию  детей с особыми потребностями, принадлежащих к таким категориям, как дети

 с тяжёлым  нарушением речи,  с ЗПР, с РДА, с синдромом Дауна  с

умственной отсталостью и аутистическим спектром.

5 слайд Мы работаем по вариативной образовательной программе нашей организации с использованием программ: «От рождения до школы», «Истоки»

 Для воспитанников с ОВЗ мы определяем адаптированную программу на

на основе рекомендаций ЦПМПК, а в случае наличия инвалидности у ребёнка учитываем  ИПР. Составляя индивидуальную адаптированную программу, мы используем следующих авторов: Нищеву Н.В., Соколову Н.Д., Никольскую О.С, Шевченко С.Г.

Одна   из образовательных областей программы это социализация.

Проблема психологической безопасности образовательной среды ДОУ и ее экспертизы является наименее разработанной и вместе с тем весьма актуальной в современной ситуации трансформации образования. Общественная ценность данной задачи, безусловно, связана с особой значимостью дошкольного возраста как непременного условия успешной социализации детей, но и не только с этим, а прежде всего, с изменением отношения к личности, ее роли в обществе. Стремление создать безопасные условия, защитить всех участников данной среды от всех форм насилия является альтернативой агрессивной социальной среде. Для понимания того, что следует менять или как совершенствовать образовательную среду, необходимо научиться не только выявлять «скрытые болевые точки», психологические риски и угрозы, но и искать и находить способы их предупреждения, решения проблем, мешающих эффективному развитию каждой становящейся личности. Для решения задач этой области  мы включаем  детей с особыми потребностями  в совместную деятельность с  другими воспитанниками группы.

6 слайд Совместная деятельность предполагает:

  • Участие в режимных моментах
  • Взаимодействие детей в группе во время игровой деятельности.
  • Взаимодействие детей во время прогулки.
  • Совместная деятельность и игра в микро группах с другими детьми
  • Участие в непосредственной образовательной деятельности
  • Активные действия в специально организованной среде.
  • Досуги и мастер – классы с участием родителей
  • Праздники, конкурсы
  • Одним из перспективных методов, способствующих социализации детей с ОВЗ, является участие в проектной деятельности.

7 слайд Немало важным в решении проблемы социализации таких детей является взаимодействие специалистов, педагогов и родителей (командный подход).

Родители помогают нам составить полную картину особенностей ребенка.

Специалисты обеспечивают консультирование и сотрудничество всех участников образовательного процесса. Составляют индивидуальный маршрут ребенка, обсуждают его с педагогами и вырабатывают свои рекомендации.

Воспитатели и специалисты работают над тем, чтобы реально включать ребенка в режимные моменты и в процесс обучения, привлекая для этого других детей. Например: просим ребенка подойти к другому ребенку и показать ему, как нужно намылить ручки. В некоторых случаях ребенок больше прислушивается к своим сверстникам, чем к  педагогу.

8 слайд Известно, что самый сложный этап для ребенка, когда он впервые приходит в детский сад  - это период адаптации. В частности, для детей с аутизмом, которые обостренно реагируют на все новое. Поэтому период  адаптации у них занимает гораздо больше времени, чем у обычных детей.

Большие трудности в период адаптации испытывают дети и с задержкой речи.

Если дети с нормальным речевым развитием могут социализироваться, используя речь как средство коммуникации, то дети с выраженным недоразвитием речи не имеют такой возможности. Таких детей часто  игнорируют их сверстники и не включают в совместную деятельность.

Из выше сказанного можно сделать вывод, что дети с ОВЗ нуждаются в дополнительном внимании и помощи педагогов.

 И для успешной социализации таких детей мы стараемся помочь ребенку  понять смысл всего, что происходит в группе, поэтому комментируем для него все происходящее.

9-13 слайд Помогая ребенку налаживать контакт с другими детьми мы стараемся вовлекать его в общие игры, предотвращать возможные неадекватные действия, такие как агрессия, уход в себя. Защищенность от психологического насилия во взаимодействии, обеспечивающая саму возможность развития, является одним из основных показателей психологической безопасности образовательной среды ДОО.

Педагог в инклюзивном ДОО должен точно определить спектр задач и цели, которые предстоит реализовать. Однако прежде всего он ориентирован на развитие толерантности у всех детей, причем, в первую очередь, у «обычных»: • способность сочувствия, сопереживания, понимания Другого; • умение устанавливать и поддерживать контакты, взаимодействовать в различных видах и формах общения с окружающими, учитывая возможности другого; • умение сотрудничать, проявляя устойчивость и гибкость; • умение вести диалог и действовать конструктивно в конфликтных ситуациях совместной деятельности. В соответствии с целями возникает необходимость введения в образовательную среду таких форм работы, как частичная и точечная инклюзия.

14 слайд Самым оптимальным решением оказалась проектная деятельность. Именно она затрагивает все формы и направления работ и позволяет оптимально задействовать сотрудничество, а также реализовать задачи экспериментальной деятельности по организации психологически безопасной образовательной среды. Были разработаны творческие проекты «Театр – мир без границ», «Школа юного изобретателя», «Сказки из сундучка». Структура каждого проекта включает в себя следующие формы работы: сотрудничество с семьей ребенка с ОВЗ; психологический тренинг для родителей и совместный для детей и родителей; игротерапию; коррекционные занятия; проектирование и развитие самостоятельной деятельности детей. Над проектом в тесном сотрудничестве работали разные специалисты: педагоги, учителя-логопеды, учителя- дефектологи, педагоги-психологи. Работа с детьми строилась с обязательным учетом их физических и психических особенностей. Непросто организовать совместную деятельность детей там, где находятся дети с синдромом Дауна, аутизмом, умственной отсталостью.

Опираясь на детский интерес к творческой деятельности и различный уровень знаний, умений и навыков, работа была построена таким образом, что каждому ребенку была предоставлена возможность реализовать в полной мере индивидуальные возможности в тесном сотрудничестве с остальными детьми.

Одним из важнейших факторов является развитие толерантности как социально- нравственного развития детей, умение и готовность субъектов сотрудничать, учитывая интересы другого, как и свои. Детям в возрасте 5-6 лет было предложено совместное участие в театрализованной постановке  . Дети норма осознали достаточно быстро, что их партнеры тормозят работу и они теряют возможность продемонстрировать свою успешность в группе. Первые занятия оказались проблемными для всех. Педагоги чувствовали напряжение в течение всего занятия, дети конфликтовали друг с другом, родители детей возмущались, пытались жаловаться и т.д. Всем и каждому объясняли важность этих занятий. Процесс пошел после третьего или четвертого занятия, когда дети, и те и другие, стали реально сотрудничать.

15 слайд Наиболее важная часть нашей  педагогической деятельности – это работа с родителями. Мы  учим родителей принимать ребенка таким, какой он есть, правильно строить с ним отношения. Важно показать родителям зону ближайшего развития ребенка, чтобы они адекватно оценивали возможности  и перспективы его развития.  
Мы приглашаем родителей на консультации, проводим с ними мастер – классы, организовываем семейные клубы. И многие родители прислушиваются и стараются выполнять наши рекомендации.

16 слайд  Не смотря на все трудности, мы видим, что интеграция образования дает положительный результат.

Дети с особыми потребностями включаются в совместные игры, в образовательную деятельность. Принимают участие в праздниках, конкурсах. Такие дети учатся просить помощи и принимать ее от сверстников и педагогов.

 Мы видим, что интеграция способствует  социальной адаптации детей с особыми потребностями  с самого раннего возраста, развивает их самостоятельность и независимость, и, что немаловажно, подталкивает  современное общество к изменению отношения к ним.

17 слайд Решить проблему психологического насилия может специально разработанная система педагогических действий. В нее должны входить следующие элементы: диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; консультативно-коррекционная работа с детьми; информационно-образовательная работа с детьми; мероприятия, направленные на сплочение сообщества диагностику состояния проблемы направленную на просвещение родителей, педагогов, учащихся.

18 слайд Не мало важным для нас и вопрос эмоционального выгорания. В нашей образовательной организации проводятся регулярно мероприятия по «Профилактике эмоционального выгорания» - это тренинги, практикумы, беседы.

19 слайд Как сохранить себя

Отвлекайтесь!

Много пользы может принести пятиминутная прогулка на природе.

Постарайтесь переключить свои мысли на другое, на то что доставляет вам радость.

Общайтесь с приятными людьми

20 слайд Снижайте значимость неприятных событий!

Следует помнить, что истинной причиной стресса являются не люди, не разочарования, не ошибки, а то как вы к этому относитесь.
21 слайд Действуйте!

Любая деятельность, особенно физический труд – в стрессовой ситуации выполняет роль громоотвода.
Стресс является очень сильным источником энергии. Разрядиться можно самым простым способом:
•наведите порядок дома или на рабочем месте;
•устройте прогулку или быструю ходьбу;
•пробегитесь;
•побейте мяч или подушку и т. п.

22 слайд Творите!
Любая творческая работа может исцелять от переживаний:
рисуйте;
• танцуйте;
• пойте;
• лепите;
• шейте;
• конструируйте и т. п.
23 слайд  Выражайте эмоции!
Загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно!

Осознайте свои чувства поговорите с кем-нибудь, делая акцент на свои переживания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психологическое здоровье как показатель психологической безопасности образовательной среды (ДОУ и ОУ)

В материале достаточно подробно раскрываются такие понятия как; безопасность образовательной среды, психологическое здоровье, образовательная среда и психологическая безопасность. Обоснованы факт...

Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов

В буклете представлена информация по теме "Психологическая безопасность образовательной среды как фактор формирования психологического здоровья воспитанников и педагогов"...

Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в дошкольной образовательной организации...

Опыт работы "Обеспечение психологической безопасности образовательной среды в дошкольной образовательной организации"

Обеспечение психологической безопасности  образовательной среды в  дошкольной образовательной организации...

Научная статья Психологическая безопасность образовательной среды как одно из условий психологического здоровья личности

данная статья вошла в сборник статей региональной  научно- педагогической конференции которая состоялась в БГПУ г. Благовещенска Тема конференции " Психологические аспекты развития личности ...