Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»
консультация (старшая группа) на тему

Синотова Татьяна Ивановна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kons_dlya_ped._po_progulkam_zimoy_po_fgos.docx22.64 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

по теме: «Подвижные игры в природных условиях

в разные сезоны года»

Подготовила: Синотова Т.И.. воспитатель 1 кв. категории

 Подвижная игра – это двигательная эмоционально окрашенная деятельность в изменяющихся условиях, ситуациях, с определенными правилами, нацеленная на конечный результат.

    Подвижная игра возникла в глубокой древности. Она способствовала подготовке детей к взрослой жизни и труду.

    Вопросы теории и методики игры разрабатывались Д. Б. Элькониным, А. А. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Н.Н. Поддъяковым и др.

В разработке содержания, организации и методики подвижных игр важную роль сыграли работы А. И. Быковой, М.М.Конторович, Л.И.Михайловой, Т.И.Осокиной, Е.А.Тимофеевой, Л.В.Артамоновой и др.

     Подвижная игра оказывает благотворное воздействие на всестороннее развитие ребенка:  

  • Физическое - совершенствования движений, развивая их, способствуя формированию быстроты, силы, выносливости, координации движений;
  • Умственном - дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей;
  • Нравственного воспитания - дети учатся действовать в коллективе, подчиняться общим требованиям. Правила игры дети воспринимают как закон, и сознательное выполнение их формирует волю, развивает самообладание, выдержку, умение контролировать свои поступки, свое поведение. В игре формируется честность, дисциплинированность, справедливость;
  •  Эстетическое - дети познают красоту движений, их образность, у них развивается чувство ритма.

   Положительные эмоции, которые ребенок испытывает в игре, оздоравливают организм ребенка.

   Классификации подвижных игр

  1. По возрасту.
  2. По степени подвижности ребенка в игре (игры с малой, средней, большой подвижностью).
  3. По видам движений (игры с бегом, метание и т.д.).
  4. По содержанию:
  1. подвижные игры с правилами: сюжетные и несюжетные  (отражают в условной форме жизненный или сказочный эпизод). Для маленьких детей используют игры-забавы («Ладушки», «Коза-рогатая» и др.);
  2. спортивные игры (баскетбол, городки, настольный теннис, хоккей, футбол и др.).

Подвижные игры на прогулке решают комплекс взаимосвязанных задач (оздоровительных, воспитательных, образовательных) - посильная физическая нагрузка и свежий воздух укрепляют здоровье детей, повышают двигательную активность, обогащают их новыми яркими впечатлениями, закрепляется умение каждого ребенка внимательно вслушиваться в речь взрослого, выполнять его требования, согласовывать свои действия с действиями товарищей.

Предметно-пространственная среда на участке детского сада. Украшенный участок сам по себе вызывает у детей положительные эмоции, желание идти на прогулку, побуждает к самостоятельной деятельности.

    Зимой на участке следует уделить больше внимания созданию условий для самостоятельной двигательной деятельности детей. Для этого нужно расчистить достаточно просторную площадку - сделать постройки из снега: снежные валы, невысокие горки, воротики, лабиринты - около них хорошо играть в прятки или просто перебегать, а также обеспечить детей игрушками и пособиями, которые будут способствовать активизации их деятельности (вынести санки, лопаты, санки для катания кукол, кукол в зимней одежде и т. п.). Все это будет способствовать активизации самостоятельной деятельности детей, обогащению их двигательного опыта, повышению их интереса к прогулке и более длительному пребыванию на свежем воздухе. При проведении подвижных игр во время прогулок следует использовать особенности окружающей местности: пригорки, пеньки, канавки, поваленные деревья. Они могут служить препятствиями, преодолевая которые дети приобретают многие полезные навыки, приучаются управлять своими движениями в различной обстановке (перелезть через бревно; наклонившись, пройти сквозь воротца; перешагнуть через снежный заслон высотой не более 10-15 см; перейти через мостик и т. д.).

   

    

Подбор и планирование подвижных игр предусматривает:

  •  равномерное чередование спокойной и двигательной деятельности детей,
  • правильное распределение физической нагрузки в течение всей прогулки,
  • времени года, погоды,
  • возраста детей,
  • характера их предшествующей деятельности.  

Так, после занятий по развитию речи, рисованию, лепке целесообразно провести игру с более активными действиями. Однако после занятий, потребовавших от детей сосредоточенного внимания, не рекомендуется разучивать новые игры.

  Не исключаются подвижные игры и в дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают подвижные игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

Если на улице холодно, сыро, то подвижную игру надо организовать сразу, чтобы поднять эмоциональный тонус детей, настроить их на бодрый лад. Если же дети с удовольствием начали играть самостоятельно, то подвижную игру можно провести в конце прогулки, когда интерес детей значительно снижается.

Подготовка к игре состоит из нескольких этапов.

  1. Предварительное ознакомление воспитателя с содержанием подвижных игр, причем необходимо знать игры не только своей группы, но и смежных возрастных групп, особенно предшествующей данному возрасту.
  2. Условия проведения конкретной игры - как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться, уточнить содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.
  3. Подготовка непосредственно перед игрой:  обратить внимание на гигиеническое состояние площадки, где будет проходить игра - освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли; подготавливает необходимое количество пособий (флажков, кубиков, погремушек и т. п.), раскладывает их так, чтобы детям было удобно ими пользоваться, размечает места для играющих.

     Методика Игры отбираются в соответствии с задачами воспитания, возрастными особенностями детей, их состоянием здоровья, подготовленностью. Прежде всего, нужно создать у детей интерес к игре, тогда они лучше усвоят ее правила, более четко будут выполнять движения, испытывать эмоциональный подъем. Объясняя игру важно правильно разместить детей. Старшую группу он может построить в шеренгу, полукругом или собрать вокруг себя (стайкой). Педагог должен стоять так, чтобы его видели все дети.

          В старшем возрасте педагог сообщает название, раскрывает содержание и объясняет правила еще до начала игры. Если игра очень сложная, то не рекомендуется сразу же давать подробное объяснение, а сначала объяснить главное, а потом, в процессе игры, дополнить основной рассказ деталями. При повторном проведении игры правила уточняются. Если игра знакома детям, можно привлекать их самих к объяснению. Объяснение содержания и правил игры должно быть кратким, точным и эмоциональным. Успешное проведение игры во многом зависит от удачного распределения ролей.

Руководство подвижной игрой

Игровой деятельностью детей руководит педагог. Роль его зависит от характера игры, от численного и возрастного состава группы, от поведения участников - чем меньше возраст детей, тем активнее проявляет себя педагог.  В средней и старшей группах педагог вначале тоже выполняет главную роль сам, а затем передает ее детям. Он участвует в игре и тогда, когда не хватает пары. Педагог регулирует физическую нагрузку, которая должна увеличиваться постепенно. Игры большой подвижности повторяются 3-4 раза, более спокойные - 4-5 раз. Паузы между повторениями 30-50 секунд. Общая продолжительность п/и постепенно увеличивается с 5 минут в мл. гр. до 15 минут в ст.гр.

     Активное, заинтересованное участие педагога в игре доставляет малышам большую радость, создает хорошую эмоциональную атмосферу, способствует вовлечению в игру всех детей, активизирует их действия.

       В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

В мл.гр. воспитатель заканчивает игру предложением перейти к каким-либо другим видам деятельности более спокойного характера. В ст. группах подводятся итоги игры: отмечаются те, кто правильно выполнял движения, проявлял ловкость, быстроту, смекалку, сообразительность, соблюдал правила. Педагог называет и тех, кто нарушал правила и мешал товарищам. Он анализирует, как удалось достичь успеха в игре. Подведение итогов игры должно проходить в интересной и занимательной форме, чтобы вызвать желание добиться в следующий раз еще лучших результатов. К обсуждению проведенной игры надо привлекать всех детей. Это приучает их к анализу своих поступков, вызывает более сознательное отношение к выполнению правил игры и движений.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Осокина Т. И. Физкультурное и спортивно-игровое оборудование для дошкольных образовательных учреждений: Аннотированный перечень./ Т.И.Осокина, Е.А. Тимофеева, М.А. Рунова  — М., Мозаика-Синтез, 1999
  2. Рунова М.А. Двигательная активность ребенка в детском саду/М.А. Рунова. – М.: Мозаика-Синтез, 2002
  3. Степаненкова Э.Я. Методика физического воспитания/Э.Я. Степаненкова. – М.: Воспитание дошкольника, 2005


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему:"Подвижные игры как средство оздоровления детей".

В статье рассказывается о роли подвижных игр в оздоровлении детей....

Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

В данной работе дано определение "подвижная игра", раскрыто её значение для всестороннего развития ребенка-дошкольника, дана классификация подвижных игр. Определено содержание предметно-пространственн...

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

Консультация для педагогов «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»...

Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

В данной консультации говориться о значении подвижных игр в природных условиях в разные сезоны года, о методике игр.Подвижная игра – это двигательная эмоционально окрашенная деятельность в изменя...

Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны

Взаимосвязь подвижных игр с процессом накопления представлений о природе - оптимальный путь формирования у дошкольников представлений о природе....

Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условиях в разные сезоны года»

Консультация для педагогов по теме: «Подвижные игры в природных условияхв разные сезоны года»...

Консультации для педагогов на тему: «Подвижные игры в холодное время года»

Подвижные игры занимают особое место – они считаются универсальным и незаменимым средством физического развития. Главная цель воспитателя – дать почувствовать ребёнку, что ему доверяют, вк...