Выступление с докладом на тему: "Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста с овз" на IV Международной научно-образовательной конференции "Актуальные проблемы современной педагогической науки"
статья на тему

Гимадиева Гульнара Замиловна

В данном выступлении описывается работа школы-интернат для детей с ОВЗ г.Альметьевска по формированию здорового образа жизни детей. Подробно описаны напрвления данной работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx20.59 КБ

Предварительный просмотр:

Казанский Федеральный Университет

ИНСТИТУТ психологии и образования

Выступление с докладом

на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОВЗ

на IV Международной научно-образовательной конференции

"Актуальные проблемы современной педагогической науки"

Подготовила воспитатель

Государственного бюджетного

общеобразовательного учреждения

"Альметьевская школа-интернат

для детей с ограниченными

возможностями здоровья",

г.Альметьевск

Гимадиева Гульнара Замиловна

Казань, 2016 г.

ФОРМИРОВАНИЕ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

В ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ.

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение "Альметьевская школа-интернат для детей с ограниченными возможностями здоровья", г.Альметьевск

Общеизвестно, что здоровье человека на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% – от природного окружения, на 7–10% – от уровня здравоохранения и на 50% – от образа жизни человека. В связи с этим, проблема сохранения здоровья и воспитания культуры здорового образа жизни у детей является чрезвычайно актуальной. Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития. Образ жизни – совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни. Дети с ограниченными возможностями здоровья особенно нуждаются во внимании, так как такие дети составляют особую группу риска ухудшения здоровья. Только целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и специалистов, ребёнка и врачей, ребёнка и родителей, и создание благоприятных условий для детей помогают каждому воспитаннику стать психически здоровым, творчески активным, радостным, энергичным, деятельным. Комплексная работа всех специалистов и родителей формирует устойчивую мотивацию к ЗОЖ. Большинство детей, поступающих в Альметьевскую школу-интернат для детей с ОВЗ, обладают целым "букетом" различных заболеваний – это нервно-психические расстройства, нарушение опорно-двигательного аппарата, ДЦП, снижение остроты слуха и зрения, сколиоз  и т.д. У таких детей наблюдается тревожность, быстрая утомляемость, нарушения в поведении. Поэтому забота о здоровье детей с ограниченными возможностями представляется весьма актуальной педагогической задачей. Именно мы должны научить детей самим заботится о своём здоровье.  Педагоги дошкольных групп должны обеспечить воспитанникам с ОВЗ не только возможность сохранять здоровье, но и укреплять и преумножать его, формировать у детей необходимые знания и практические навыки по здоровому образу жизни; основам личной гигиены: овладения навыками ухода за телом, приемами самомассажа, способами закаливания и др.

Приоритетными задачами нашего учреждения являются:

– Охрана жизни и укрепление физического и психического здоровья.

– Воспитание мотивации здорового образа жизни через понимание здоровья как ведущего показателя экологической красоты, как средства достижения жизненных успехов.

– Научить воспитанников беречь и укреплять своё здоровье и умение ценить счастье здоровья,

– Совершенствование совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей по формированию здорового образа жизни.

Здоровый образ жизни не формируется с помощью отдельных мероприятий, нужна целая система, комплексная работа всех специалистов   и родителей, которая позволяет решать поставленные задачи по укреплению здоровья детей и воспитывает в детях потребность в здоровом образе жизни, развивает двигательные умения и навыки.  В нашей школе выстроилась чёткая система оздоровительной и профилактической работы среди воспитанников, направленная на внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс, создание и развитие здоровой среды, которая реализуется в трех направлениях:

1.        Физкультурно-оздоровительное.

 С детьми дошкольного возраста ежедневно проводится утренняя гимнастика, гимнастика после сна, закаливающие процедуры: полоскание горла кипяченой водой комнатной температуры, мытье рук до локтя прохладной водой.  Используются разные формы проведения занятий: занятия-игры, занятия с перемещениями, со сменой статической позы; физкультминутки для предупреждения переутомления детей.  Инструктором по физкультуре проводятся занятия в зале с использованием мягкого оборудования.  Дети, не имеющие противопоказания, три раза в неделю посещают плавательный бассейн.

 Невозможно полностью реализовать принцип здорового образа жизни, не опираясь на помощь родителей. Известно, что здоровые привычки формируются с самого раннего возраста ребенка. Поэтому роль и значение семьи, семейного воспитания в этом процессе трудно переоценить. Родителям необходимо ежедневно, изо дня в день, незаметно и неуклонно вести воспитание своего ребенка, чтобы он осознал необходимость укрепления здоровья и научился этому искусству. Чтобы успешно справиться с этой задачей, родители должны иметь определенную теоретическую и практическую подготовку в этих вопросах. Необходимо формировать у ребенка нравственное отношение к своему здоровью, которое выражается в желании и потребности быть здоровым, вести ЗОЖ. Он должен осознать, что здоровье для человека важнейшая ценность, главное условие достижения любой жизненной цели, и каждый сам несет ответственность за сохранение и укрепление своего здоровья. Чтобы мотивировать его на здравоохранительное поведение, необходимо заинтересовать, создать положительные эмоции при освоении знаний, дать почувствовать удовольствие от методов оздоровления, использовать положительные примеры из окружающей жизни, личный пример родителей.  В целях организации единого здоровьесберегающего пространства школы и семьи, мы используем разнообразные формы работы: педагогические беседы с родителями, общие и групповые собрания, выставки совместных творческих работ, участие родителей в подготовке и проведении праздников, физкультурных досугов.  Широко используется информация в родительских уголках, в информационных стендах медработников. Наши воспитанники вместе с родителями активно участвуют в городских соревнованиях по бочче и плаванию, где занимают призовые места.

2.        Лечебно-профилактическое направление.

В нашей школе-интернате работает большой штат медицинского персонала, узкие специалисты: педиатр, ортопед, невролог, психиатр, окулист.   Функционируют процедурный кабинет, солевая комната, сенсорная комната, физиотерапевтические кабинеты.  Дети получают курс лечебной физкультуры и массажа. В школе организовано полноценное витаминизированное пятиразовое питание.

3.        Коррекционно-развивающее направление.

В целях сохранения и укрепления здоровья воспитанников на занятиях и в режимных моментах их обучают следующим видам деятельности:

1.        Дыхательной гимнастике.

Для того, чтобы дети могли владеть своим голосом и речевым аппаратом, они должны овладеть приёмами правильного дыхания. Дыхание важно для разборчивого произношения звуков, так как подчиняется требованиям артикуляционного аппарата и гортани. В результате выполнения дыхательной гимнастики возрастает объем и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц.

2.         Артикуляционной гимнастике

Правильная артикуляция звуков необходима для внятной, чистой речи.  Гимнастика укрепляет мышцы артикуляционного аппарата, увеличивает их подвижность, объем выполненных движений, быстроту переключения.

3.        Пальчиковой гимнастике.

Речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук. Пальчиковая гимнастика способствует концентрированию внимания, а в дальнейшем облегчает будущим школьникам усвоение навыков письма.

4.        Гимнастике для глаз.

У большинства детей нашей школы существуют проблемы со зрением: близорукость, косоглазие, астигматизм, частичная атрофия зрительного нерва. Поэтому регулярная тренировка глаз очень важна для сохранения и улучшения зрения, профилактики заболеваний глаз.

5.        Релаксации.

Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы.

6.        Элементам Су-Джок терапии.

Су-Джок терапия — это воздействие на биоэнергетические точки с целью активизации защитных функций организма. Используется в качестве массажа для развития мелкой моторики рук, а также с целью общего укрепления организма.  Можно стимулировать активные точки, расположенные на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные мячи, грецкие орехи, колючие валики).

7.        Кинезотерапии.

Кинезиологические упражнения направлены на совершенствование высших психических функций мозга, развитие подвижности нервных процессов, благотворно воздействуют на психическое состояние и самочувствие детей с ДЦП. Целесообразно их применять перед занятиями, требующими интенсивной умственной нагрузки (ФЭМП, обучение грамоте и др.). Используемые упражнения: «Кулак – ребро – ладонь», «Ухо – нос», «Замок», «Колечко», «Восьмерка».

8.        Биоэнергопластике.

Данная технология представляет собой соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки. Значимость биоэнергетики в том, что развитие артикуляционной моторики у детей с нарушением кинетических ощущений ускоряется, так как работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. В коррекционно-педагогическом процессе используются упражнения: «Качели», «Утюжок», «Футбол», «Часики», «Улыбка», «Хоботок», «Лопаточка», «Чашечка», «Горка», «Парус».

Только благодаря организованной системе работы всех педагогов, специалистов, родителей, и конечно, детей можно добиться следующих положительных результатов по формированию мотивации к здоровому образу жизни:

– у детей формируются навыки здорового образа жизни, - наблюдается положительная динамика как физического, так и психического развития дошкольников,

– появляется мотивация к сохранению и укреплению своего собственного здоровья,

– снижение заболеваемости,

– наблюдается улучшение соматических показателей здоровья и показателей физической подготовленности,

– повышение компетентности родителей в вопросах оздоровления детей и воспитание здорового образа жизни.

Привычка к здоровому образу жизни – это главная, основная, жизненно важная привычка. Для успешного решения задач по формированию здорового образа жизни важно использовать комплексную систему физкультурно- оздоровительных мероприятий, которая позволяет формировать мотивацию к здоровому образу жизни, желание сохранять и укреплять своё здоровье, приобщает детей к традициям большого спорта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста"

Сколько лет огонь угрожает людям , почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеч...

Педагогический проект на тему: «Ознакомление с правилами пожарной безопасности как фактор формирования здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности. Представлен конспект интеллектуальной ...

Мастер- класс для педагогов: "Здоровьесберегающие технологии в формировании здорового образа жизни детей дошкольного возраста" (из опыта работы). Выступление на педагогическом совете №2 от 26.11.2015 года

Мастер- класс познакомит  педагогов с элементами здоровьесберегающих технологий,  с разнообразными методами и приёмами, которые оказывают положительное воздействие на развитие детей, а также...

Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Реферат на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...

Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Консультация для родителей на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»...

Педсовет №3 Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной»

Педсовет №3Тема: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста через разнообразные формы физкультурно-оздоровительной» Цель: объединить усилия коллектива для по...

Сообщение из опыта работы на тему: «Формирование здорового образа жизни детей дошкольного возраста»

Формирование основ ЗОЖ у детей дошкольного возраста является одной из самых эмоциональных проблем дошкольного возраста. Этот период является основополагающим в становлении личности человека, то станов...