здоровый образ жизни семьи
материал на тему

Гаврилова Елена Валерьевна

здоровый образ жизни семьи

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_gazet_na_ped_sovet.docx52.41 КБ

Предварительный просмотр:

 «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым»  (Эммануил Кант)

 Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственное здоровье.

 Не случайно в народе говорят: “В здоровом теле — здоровый дух”.

Здоровая семья – здоровая нация

   Задача государства – растить здоровых детей и продлевать жизнь своих граждан. Сегодня вопросам сохранения и укрепления здоровья людей в России уделяется особое внимание, и они по праву включены в приоритетный национальный проект «Здоровье».          

В последнее время в нашей стране идет активная работа по формированию здорового образа жизни среди населения. Безусловно, нация должна быть здоровой. Здоровая нация является признаком сильного государства. Одним из главных факторов процветания нации является здоровая семья. Что такое здоровая семья?

Здоровая семья – это семья, которая ведет здоровый образ жизни, в которой присутствует здоровый психологический климат, духовная культура, материальный достаток.

Сегодня семье отводится главенствующая роль в формировании здорового образа жизни. Семья – это основное звено, где формируются полезные привычки и отвергаются вредные.

 

Необходимо также помнить, что спорт – это основа здоровья нации. Спорт может и должен решать определенные социальные задачи. Спорт способен укрепить семью, если взрослые вместе с детьми будут проводить свободное время на спортивной площадке. И это тоже – основа крепкого государства.

Искусство вести здоровый образ жизни доступно каждому, нужно только иметь огромное желание и силу воли, нужно преодолевать свои слабости и свою лень. Вредные привычки легче предотвратить, чем потом от них избавляться.

В народе говорят: «Здоровому – все здорово!» Об этой простой и мудрой истине следует помнить всегда. Сегодня каждый человек должен понимать, что его здоровье и здоровье семьи, в первую очередь, зависят от него самого. Необходима, прежде всего, личная ответственность каждого за свое здоровье и здоровье своей семьи.

Здоровье и здоровый образ жизни. Основные понятия.

Здоровье, по определению ВОЗ, – это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Здоровье человека и общества в целом зависит от множества социальных, природных и биологических факторов. Ученые утверждают, что здоровье народа на 50 – 55% определяется образом жизни (ОЖ), на 20-25% – экологическими, на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.

Образ жизни – это совокупность типичных видов жизнедеятельности человека, социальной группы, общества в целом, которая берется в единстве с условиями жизни. Это понятие довольно широкое. В последнее время в ОЖ все чаще и чаще выделяют и такие две его составные части – ЗОЖ и Не ЗОЖ. Хотя понятие «здоровый образ жизни» утвердилось в нашем обществе сравнительно недавно (в 80-е гг. 20-го столетия), однако нормами и правилами ЗОЖ народ пользовался всегда, в течение всей истории человечества.

На каждом этапе своего развития человечество всегда имело в своем арсенале такие нормы жизнедеятельности, которые в конечном счете были нацелены на созидание и сотворение материальных и духовных ценностей, на преобразование и процветание общества, на развитие человека, на раскрытие его нравственных черт, умственных и физических способностей и возможностей. Прогрессивность человечества в конечном счете все-таки всегда предопределялась его способностью к самосовершенствованию, к наиболее полному развитию самого человека, к ведению им (человечеством) нормального и единственно разумного ЗОЖ.

·         «Здоровый образ жизни – рациональный образ жизни, неотъемлемой чертой которого является активная деятельность, направленная на сохранение и улучшение здоровья».

Характер и целевая направленность понятия ЗОЖ предопределяется словом «здоровый». Прилагательное «здоровый», являясь производным от существительного «здоровье», таким образом, несет в себе все основные качественные характеристики последнего.

Здоровый образ жизни – свод исторически проверенных временем и практикой норм и правил жизнедеятельности, нацеленных на то, чтобы человек:

·         умел высокоэффективно и экономично трудиться, рационально расходовать силы, знания и энергию в процессе своей профессиональной, общественно полезной деятельности;

·         владел умениями и навыками восстановления и оздоровления организма после напряженного труда;

·         постоянно углублял свои нравственные убеждения, духовно обогащался, развивал и совершенствовал свои физические качества и способности;

·         самостоятельно поддерживал и укреплял свое здоровье и полностью отвергал вредные для здоровья привычки саморазрушающего поведения.

Таким образом, здоровье - это состояние физического, душевного и социального благополучия.

Очень часто можно услышать фразу: «То, что дети часто болеют - это нормально». Соглашаясь с этим утверждение, Вы соглашаетесь на то, чтобы Ваш ребенок «часто» болел. Если Вы хотите чтобы малыш был здоров, учитесь видеть его здоровым. Физическое здоровье ребенка, эмоциональное здоровье ребенка всегда в руках родителей.

Иногда необходимо видеть больше и дальше, чтобы не провоцировать ребенка на внутреннее согласие быть больным. Общаясь и работая с родителями, я увидела, насколько они способствуют тому, чтобы их ребенок оставался больным, хотя сами думают, что делают все, для того чтобы он выздоровел. Ваше правильное отношение к вопросу здоровья ребенка научит его быть здоровым.

С.В. Петрушин отмечает: «Мы думаем, представляя не слова, а картины, описываемые этими словами. Слыша пожелание «не болей», сознание вынуждено сначала нарисовать картину болезни, а потом неудобно переделать ее под «не болезнь». Первая реакция идет на первую же картину, которая всегда получается ярче, чем ее отрицание. Пожелание «будь здоров» в данном случае более грамотно».

Очень часто родители хотят, чтобы их ребенок не болел, а нужно желать, чтобы он был здоров. Казалось бы, какая разница? Разница в том, что желая чего-то, даже с негативным оттенком Ваше подсознание видит это как желание. Подсознанию не важно, боитесь Вы своих мыслей или ожидаете чего-то плохого, не хотите этого, или стыдитесь каких-то мыслей, подсознание это видит как мысль, которая для Вас значима, следовательно, все значимое необходимо воплотить в жизнь, чтобы перестать об этом беспокоиться или много думать. То есть Вы получаете все, что хотите. Чтобы малыш «не болел», ему необходимо выздороветь, то есть сначала заболеть, а потом не болеть. Говоря так в отношении своего или чужого ребенка, Вы запускаете цепочку, где начало заключается в болезни, а конец в выздоровлении. Поэтому говорите только о здоровье ребенка. Если ребенок часто болеет, то ему как раз необходимо слышать от родителей и близких такие слова: «Я вижу тебя здоровым», «Быть здоровым выгодно», «Здоровые дети получают больше», «Здоровье ребенка радость для родителей», «Ты здоровый ребенок»… Важно воспринимать здоровье ребенка как норму.

Некоторые родители относятся к заболевшему ребенку по особенному: дают ему внимание, покупают разные игрушки, стараются провести с ним больше времени, чем когда он здоров. Тем самым учат ребенка тому, что болеть выгодно. У ребенка формируется позитивное отношение к болезни, она как манипулятор, используя который можно быть обласканным, капризным, требовательным. Задача родителей не менять своего отношения к ребенку, когда он болеет. Даже наоборот, когда он болеет необходимо мотивировать его здоровье: «Будешь здоров, купим тебе игрушку», «Детки которые часто болеют, поступают невыгодно, так как они не ходят гулять, не ходят в садик, не получают новые игрушки, и так далее». Через такое отношение Вы учите ребенок делать правильный выбор – быть здоровым. Конечно, во всем нужна мера, нельзя же к болезни добавлять еще и негативные эмоции. Также важно в этот период позаботиться о позитивной семейной атмосфере.

Общеизвестно, что в период болезни ребенка может страдать фон семьи, отношения между родителей. Например, когда мама жертвует своим вниманием, своими желаниями в угоду болезни ребенка. Существует такая тенденция, когда ребенок заболел, мама отказывает папе в интимных отношениях: «Как ты можешь? У Маши температура, а ты!!!». Мама раздражается на папу, так как он не понимает всего ужаса «Ребенок заболел!!!». Отношения натянуты, папа чувствует себя «предателем», он предал своего ребенка – исходя из слов мамы. Чтобы немного притупить чувство вины он идет на пиво, а когда приходит домой мама в шоке и претензии: «Тебе на нас наплевать! Маша заболела, а ты на пиво». Такое поведение мамы приглашает папу стать такой же жертвой, как и она сама, жертвой не Маши, а ее состояния – культивируем болезнь и начинаем ей поклоняться. На мой взгляд, это также способствует тому, что иммунная система ребенка не будет достаточно крепкой, так как его подсознание фиксирует то, что два родителя у ног малыша, следовательно, можно дольше поболеть, чтобы дольше получать жертвы от родителей. Кто-то скажет, что ребенок от рождения и до 5 лет этого не понимает. Сознательно да, он не осознает того факта, что родители себя ущемляют. Ребенок видит нервозность, возможно, слышит упреки родителей в отношении к друг другу, но сознательно «не понимает», что он тому причина. А подсознание ребенка фиксирует особенное отношение родителей к малышу: что мама отвергает папу, сердится на него, суетится вокруг ребенка, ночами сидит рядом, недоедает, недосыпает, покупают ему вкусности больше чем всегда, папа обычно строгий, а в этой ситуации мягкий, бабушка пришла, принесла подарок... Для детского подсознания наступает полный «кайф», я управляю взрослыми, они мне подчиняются, а средство манипуляции – болезнь. Подумайте, будет легче Маше, если мама и папа лишили себя удовольствия быть вместе, если оба дуются и страдают? Думаю, такая жертва со стороны родителей не будет укреплять здоровье ребенка.

Мама Даши (5 лет) общаясь с дочерью, в период восстановления здоровья, использует следующие фразы:

  • «Давай померяем температурку, вдруг она высокая»;
  • «Кушай творожок, не то зубки будут плохие»;
  • «Маме Дашу жалко, заболела моя девочка»;
  • «Мама пойдет в аптеку и купит Даше лекарства, а еще конфетки, чтобы Даша выздоравливала».

Перевод данных фраз звучит так:

  • «Я жду, что у тебя будет высокая температура, это надо зафиксировать»;
  • «Зубки должны быть плохими»;
  • «Когда Даша болеет, мама Дашу любит больше»;
  • «Покупка лекарств это все равно, что покупка конфет» - некоторые дети обожают таблетки и даже требуют их: «Мама дай мне таблетку, а то животик болит», «Хочу сладенький сироп!»

Каким образом можно изменить смысл данных фраз:

  • «Давай померяем температурку и убедимся в том, что ты здорова»;
  • «Кушай творожок, у тебя будут крепкие белые зубки»;
  • «Мама любит, когда Даша здоровая девочка»;
  • «Мама идет в аптеку» Даша просит конфетки «Конфетки получают здоровые детки, поэтому приложи усилия, будь здорова и я куплю тебе конфеты».

Вся информация достается ребенку в основном через общение, через словесное выражение, поэтому Ваши слова должны быть наполнены здоровьем, любовью, уверенностью.

Хочу также обратить внимание родителей на тех людей, которые общаются с Вами, если они любят поговорить про болезни и рассказывать страшные истории, избегайте этого общения или корректно предложите обсудить что-то позитивное, уведя разговор в другую сторону. Нередко мамы на улице обсуждают какие-то симптомы «страшной» болезни, потом приходят домой и ловят себя на мысли о том, что ожидают проявление данных симптомов у своего ребенка. Что делать? Чампион Курт Тойч часто говорил о том, что необходимо быть на диете хороших новостей. И это во власти каждого из нас. Если стоите и слушаете вышеописанные истории, то подвергаете себя риску пережить нечто подобное в собственной жизни. Поэтому Вы несете ответственность за себя и за своего ребенка, то, что Вы слушаете, в обсуждении чего участвуете, это все решаете Вы. Нельзя никому ничего навязать, сам человек может приобщиться к невыгодному общению, контролируйте те новости, что попадают в ваши уши и оседают в подсознании.

Важно с детских лет дать ребенку правильное понятие жизни, это так же является профилактикой суицидальных мыслей у подростков. От родителей дети узнают о том, что жизнь это вечная ценность, что здоровье неотъемлемая часть нашей жизни, поэтому необходимо любить и ценить тех, кто дал нам жизнь: родителей, бабушек, дедушек… Важно воспитать здоровое отношение к своему Я, привить такие понятия как любовь, здоровье, послушание, ответственность, уверенность, честность и так далее. Человек, у которого здоровый дух будет иметь и здоровое тело. А такие характеристики как стыдливость, нерешительность, молчаливость, подавленность, депрессия, чувство неполноценности, вины, агрессия, нечестность и другое будут провоцировать болезнь в теле. Задача научить себя и ребенка быть здоровым, благодаря диаметрально противоположным качествам. Воспитывая ребенка как здоровую личность, через отношение к нему, показывая, что он есть важный и ценный член семьи Вы наилучшим способом защитите его от болезни. Фундамент высокой самооценки ребенка будет для него как щит от болезней, но естественно с правильным и позитивным отношением к жизни и близким.

Один случай заставил меня обратить внимание на то, что говорят в отношении Вашего ребенка другие люди, даже не знакомые Вам, так сказать случайные прохожие. И именно наша реакция играет в этом роль защиты ребенка.

Пример: Две мамы пошли зимой гулять с детьми на улицу. Дети их очень активно вели себя на улице и в итоге вспотели. Поэтому мамы решили пойти в магазин, чтобы раздеть детей и чтобы они остыли. В магазине дети вели себя несколько шумно, поэтому одна из продавцов, женщина пожилого возраста, подошла к шумной компании и сделала следующее замечание: «Я понимаю, что Вы не ведете своих детей в садик, потому что там дети часто болеют, но Ваши дети заболеют и без садика, везде можно заболеть. Вы пришли сюда и мешаете нам работать, уведите, пожалуйста, своих детей и оформляйте их в садик…». Мамы детей не стали спорить с женщиной, извинились перед ней и ушли с детьми домой. На следующий день оба ребенка заболели. Пожелание женщины, разозлившейся на мам, которые не водят детей в садик, и пришли в магазин с детьми, сбылось. Это называется внушение, когда посторонний человек (в состоянии переживания сильной негативной эмоции – а женщина-продавец очень разозлилась) передала негативную информацию в форме пожелания и тот, кто ее воспринял, не защищался на вербальном уровне, поэтому данная информация реализовалась как программа. Задача родителей в таких ситуациях всегда вслух говорить опровержение, желательно без негативного пожелания в обратную сторону, чтобы не провоцировать другого человека на еще большее негативное пожелание. В истории с мамами была допущена одна ошибка, они молча ушли, то есть согласились с женщиной сами того не осознавая. Необходимо было вслух сказать этой женщине примерно следующее: «Наши дети имеют очень крепкое здоровье, поэтому все, что Вы сейчас сказали, к ним не относится. Мы уйдем, конечно, но Вы запомните все что Вы сказали нас не касается». Возможно, женщина что-то сказала бы еще, но ее сознание получило информацию о том, что то, что она говорит не имеет силу, что эти дети от нее защищены. Никогда не соглашайтесь молчаливо на негативную информацию, особенно если это касается Ваших детей.

Здоровье ребенка всегда зависит в большей степени от родителей: их слов, мыслей, пожеланий, ожиданий, переживаний,страхов…По возможности контролируйте то, что Вы говорите своему ребенку и он будет знать, что быть здоровым это нормально, что это выгодно лично для него.

Я от всей души желаю Вам и Вашим детям здоровья.

Расти здоровый малыш!!!

Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка. И все мамы знают, что у детей необходимо развивать мелкую моторику. Но не все знают, как правильно это можно делать.

16 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ

16  простых и эффективных игр с пользой для развития мелкой моторики рук:

1. Ладушки

Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.

2. Массаж ладошек

Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой Сорока-ворона

Сорока-белобока кашку варила,

Деток кормила.

Этому кашки дала,

Этому дала,

Этому дала, Этому дала,

А этому не дала!

Ты в лес не ходил,

Дрова не рубил,

Печку не топил!

Тут пень, (указываешь на запястье)

Тут колодец,(указываешь на загиб локтевой)

Тут ключевая водичка (щекочешь подмышкой)

3. Разрывание бумаги

Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие. Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев.

4. Перелистывание страниц

В год разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.

5. Бусы

Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.

6. Вкладыши-мисочки

Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.

7. Крупы

В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.

8. Баночки с крупами

Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.

9. Рисование на песке

Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.

10. Горошина

Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.

11. Завинчивание крышек

Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.

12. Застегивание, расстегивание и шнуровка

Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.

13. Лепка

Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.

14. Рисование и раскрашивание

Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.

15. Собирание мозаик и паззлов

Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.

16. Вырезание

Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

Однако, стоит запомнить одну простую вещь. Игры для развития мелкой моторики должны проводиться под наблюдением взрослых. Иначе ребенок может проглотить какую-нибудь мелкую деталь или подавиться ей. Играть в игры и выполнять упражнения, развивающие мелкую моторику, нужно систематически.

ЛЕТНЯЯ МОТОРИКА

Да, это не опечатка, речь пойдет о моторике малышей, которую можно развивать летом, делая это естественно и в естественной среде. Для того, чтобы понять, как это работает, достаточно осмотреться вокруг и изучить, что окружает ребенка на даче, на море, да и в обычном городском парке.

ЛЕТНЯЯ МОТОРИКА

Начнем с того, что разберемся, что вообще подразумевается под понятием разработки мелкой моторики у маленьких детей. Многие мамы ошибочно считают, что речь идет только о пальчиках-ладошках и ограничиваются упражнениями, направленными именно на ручки. А ведь в процессе участвуют ножки, глаза, слух и обоняние – только комплексное развитие всех этих органов чувств и частей тела способно привести к заметным результатам.

Предположим, вам повезло оказаться со своим ребенком на море. Свежие фрукты, овощи, рыба, мясо в ресторане; солнце, воздух и вода, песок или галька на море; обзорные экскурсии и поездки в разные интересные места – вот, пожалуй, исчерпывающий список, пункты которого пытаются соблюсти родители, находящиеся на отдыхе с детьми. Однако, отдыхая, не стоит забывать о непрерывной работе мамой, на которую вы «подписались» родив ребенка. Точно так же, как в городе, где помимо кормления и прогулок вы обязательно посвящаете часть времени на развитие навыков своего малыша, нужно поступать и в отпуске. На пляже не забывайте, что ребенку, конечно, нужна свобода и игра с другими детками, но и ваше активное участие в его водно-береговом досуге играет важнейшую роль (да и загар прилипает быстрее к активным мамочкам, чем к тем, кто проводит время на лежаке). Покажите, как можно рисовать с помощью палочки на песке, устройте настоящее волшебство, успевая нарисовать что-то до того, как это будет смыто волной. Используйте камушки не только для того, чтобы бросать их в воду, а и для украшения замка из песка или того же песочного рисунка. Собирать сокровища: ракушки, камушки, обтесанные водой стеклышки – тоже полезное и увлекательное занятие. Так много можно на их примере рассказать и показать: про формы, цвета, размеры. Возможно и сам ребенок откроет что-то новое для вас, найдя необычное применение для тех же камушков, «сварив» из них суп в ведерке. Пробуждайте его фантазию, стимулируйте к поиску новых решений – ведь моторика, как развитие мышц это история ни о чем, а вот когда она еще и фантазию развивает, вопросов нет – такое обучение нужно.

А оказавшись в ресторане, чем обычно вы увлечены больше всего? Поиском свободного места, выискиванием новых блюд на шведском столе, захвате детского стульчика? Все это, несомненно, важно, но когда вы уже нашли, заняли и заставили яствами столик, посадили свое чадо в детский стульчик, выдохните и насладитесь отдыхом и общением с родными, в том числе с ребенком. Расскажите ему о блюдах, находящихся на столе: «это рыбка – она плавала в море, пока рыбаки не поймали ее, потом повара приготовили и вот смотри, что получилось, а ты знаешь какие еще рыбки бывают?», «из чего сделан этот салат, давай посмотрим: красный – это помидор, зеленый – огурец, белый – лук...» Для каждого блюда можно придумать целую историю, вы не заметите, как сами увлечетесь и уже не сможете без рассказа начать свой обед. А десерты? Пусть ребенок сам ест виноград или арбуз из плошки, пусть изучает форму и консистенцию разных фруктов и ягод, пусть вдыхает аромат и понимает разницу между разными продуктами.

Что касается поездок на различные экскурсии, здесь каждые родители решают для себя сами: выдержит их ребенок ту или иную поездку или нет, интересно ли ему будет или не очень. К какой бы категории родителей вы ни относились: «невыездных» или «искателей впечатлений» помните, что у ребенка такого возраста еще недостаточно развито чувство терпения и чувство прекрасного. Поэтому отдавайте предпочтение недолгим поездкам с инетересным для ребенка наполнением: любой зоопарк или аквариум несомненно будут интересны, посещение достопримечательностей на открытом воздухе тоже – ведь это будет как обычная прогулка, только в необычном оформлении, небольшие выставки и экспозиции оригинальных форм так же не оставят малыша равнодушными. И, главное, помните, любая экскурсия станет приятной и интересной для малыша, если вы станете его персональным гидом и будете на доступном языке рассказывать и пояснять, что он видит.

Поехать на курорт с маленьким ребенком решится далеко не каждая мама, да и средств на такую поездку требуется немало. Поэтому самым распространенным видом отдыха были и остаются поездки на дачу или в деревню. Ошибочно думать, что возможностей для развития ребенка здесь меньше, чем на море. Богатая российская природа и изобилие садовых участков, выращенных еще бабушками-дедушками дают огромный простор для фантазии. Собирайте вместе ягоды, а ближе к концу лета яблоки и овощи, выращенные на собственном огородике и в саду. Рассказывайте о том, как растут и зреют все эти плоды. Занимайтесь совместным озеленением участка, посадите в самом начале лета клумбы с цветами разного срока цветения и на их примере расскажите о природных процессах. Гуляйте в лесу и не забывайте собирать шишки, желуди, орехи для будущих поделок, а различные листики-травки-цветочки для гербария. Вы знаете сколько всего можно сделать всего лишь с парой шишек или желудей? Их можно раскрасить, склеить фигурку, украсить любую картонную коробочку, превратив в шкатулку. Исследование и созидание – вот два спутника, которые должны сопровождать вашего ребенка все лето, не без вашей помощи и подсказок, конечно. Богаты подмосковные дачи не только окультуренными растениями, но и тем, что дарит природа в лесу: ягоды, грибы. Какого бы ни был ваш ребенок возраста, лучше совершать подобные прогулки под наблюдением взрослых: так и безопасность соблюдете, и поделитесь своими знаниями. Пусть ребенок видит весь путь грибочка от нахождения под березой до появления на сковороде, а потом и на его тарелке. Только подумайте, на примере каких-то грибов вы сможете и приобщить ребенка к ботанике, рассказав как растут грибы, какие они бывают, до кулинарии – приготовив вместе вкусный ужин.

Хороша дача еще и тем, что дед или отец с радостью поделятся с сыновьями секретами чисто мужских занятий, таких как владение инструментом (молотком, отверткой и так далее) – достаточно построить совместными усилиями домик для птиц или еще какой-нибудь столярный шедевр. Мамы же с удовольствием передадут дочкам знания в области уборки (пусть подметает маленькой щеточкой крылечко), готовки (пусть помогает маме перебирать салат), стирке (первая самостоятельная стирка кукольных платьишек в настоящем маленьком тазике). Простор для фантазии не ограничен, а кроме развития моторики, вы сможете и хозяйственные навыки привить, за что вам в далеком будущем невестка или зять «спасибо» скажут.

В общем, используйте лето и начало осени на полную катушку, чтобы к зиме ваш полуторогодовалый малыш уверенно топал на помощь к папе, когда тот затеет сборку ёлки, а маленькая дочурка по возвращении в город всегда была готова помочь по хозяйству. А все почему? Потому что «летняя моторика» у ваших деток на уровне!

ТРЕВОЖНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК

Как правило, этот термин используют для обозначения содержимого сумки, собранной беременной женщиной в роддом. Но мы хотим расширить границы этого понятия и предложить вам не отказываться от сумки с необходимыми вещами для вас и малыша, которые могут потребоваться в экстренных случаях в первые годы его жизни.

ТРЕВОЖНЫЙ ЧЕМОДАНЧИК

Конечно, никто из нас не желает оказаться в ситуации, когда маленький ребенок разболелся так сильно, что его необходимо госпитализировать. Но, «мы предполагаем, а Бог располагает» - к сожалению, в 60% случаев детям первых годов жизни приходится побывать в больнице с тем или иным заболеванием или травмой. А это значит: родителям нужно быть готовыми к подобным испытаниям.

Не нужно подходить формально к вопросу сбора вещей, вовсе необязательно держать под кроватью, лишь руку протяни, сумку, набитую вещами, продуктами и средствами гигиены. Вполне достаточно будет, если вы отведете одну из полок шкафа для вещей, которые при необходимости быстро переместятся в тревожный «чемоданчик». Для начала определитесь, кто будет сопровождать малыша в этом потенциальном путешествии: только вы или кто-то еще из родственников. Соберите смену белья, одежду для переодевания, гигиенические принадлежности, полотенце, тапочки. Составьте полный список вещей, которые используются в повседневной жизни и не могут быть помещены на эту полку, но обязательно понадобятся в случае поездки в больницу: речь идет о документах (паспорт), вещах личного пользования (очки). Ребенку, в зависимости от возраста, положите либо пеленки с ползунками, либо одежду для переодевания тем, кто постарше. Запас подгузников и влажных салфеток хорошо также иметь в «неприкосновенном запасе» (естественно, не забывайте производить замену размера по мере подрастания малыша). Пара книжек и игрушек, любимые мультики и игры, бутылочки и соски, документы (свидетельство о рождении, полис медицинского страхования) – как и во взрослом варианте, это может быть собрано заранее, а может быть перечислено в виде списка-напоминания. Аптечка с жаропонижающими, антиаллергенными, противовоспалительными препаратами, также должна быть готова к поездке. Да, вы едете в медицинское учреждение, но, увы, не везде есть те препараты, к которым привык именно ваш ребенок – чем тратиться в местной аптеке, захватите необходимые лекарства с собой. В лучшем случае они просто пропутешествуют туда-обратно.

Ещё один важный момент, который по статистике имеет место быть: вызывая скорую, родители мечутся из угла в угол, нянчатся с заболевшим ребенком, постоянно выглядывают в окно в ожидании неотложки – дела несомненно важные, но почему-то только один процент родителей находит в себе силы и хладнокровие, чтобы начать собирать вещи в больницу. Возможно, здесь играют роль предрассудки, мол: соберем сумку, точно заберут. Как бы то ни было, подготовленные родители, у которых такая сумка либо уже собрана, либо вещи для нее приготовлены «в мирное время» и ждут своего часа на полке в шкафу, вместе со списком «что не забыть взять с собой», несомненно окажутся в выигрыше.

Итак, врач выносит вердикт: ребенка необходимо госпитализировать. Еще одна распространенная ошибка: с малышом должна ехать мама. Пожалуй, существует только один вариант, когда она именно «должна» - в случае, если ребенок находится на грудном вскармливании, во всех остальных случаях поехать может муж, дедушка, бабушка, любой близкий родственник, готовый к подобным испытаниям. Почему мы говорим о том, что в такой тяжелый для ребенка момент, когда казалось бы мама обязательно должна быть рядом, возможно её отсутствие? Существует ряд случаев, когда мужская сдержанность мужа или богатый жизненный опыт старшего поколения окажется гораздо уместнее, чем мама, рыдающая в приемном покое и неспособная сформулировать симптомы заболевания врачам, ведущим опрос. Никто не отрицает присутствия мамы и в карете скорой помощи, и в приемном покое, но вот кто останется с ребенком в больнице важно решить заранее, еще дома. Это относится и к вещам, которые нужно взять с собой (все-таки ассортимент мужских и женских принадлежностей сильно различается), и к документам, и к договоренности с врачами.

В случаях длительной госпитализации существует идеальная схема, которая позволит родителям не доводить себя до изнеможения (а этого не избежать в детских больницах, где непрекращающийся плач малышей и строгий распорядок не позволяют выспаться и расслабиться хотя бы на минутку) – это так называемый «вахтенный способ», когда родители дежурят по очереди. Пару дней один, пару дней другая – врачи идут навстречу в таких случаях и позволяют сменять друг друга. Кстати, возвращаясь к тому, что с ребенком может быть и кто-то из старшего поколения, наблюдала пример, когда дед отлично справлялся с обязанностями сиделки при своем внуке. Я бы даже сказала, что он был получше многих мамочек: организован, подтянут, без излишней сентиментальности, но при этом не растеряв нежности при общении с ребенком, он четко выполнял медицинские предписания, нянчил малыша, при этом будто не чувствовал усталости – вот она сила духа того поколения.

Но, возвращаясь к нашей теме, точнее к нашему тревожному чемоданчику - подведем итоги и перечислим основные его составляющие:

Документы для ребенка и того, кто будет его сопровождать

Выписки от предыдущих госпитализаций, список лекарств, на которые у ребенка имеется аллергия (если таковая имеется)

Сменная одежда и обувь для больницы

Полотенце для взрослого и для ребенка

Смена белья и гигиенические принадлежности

Вода и небольшой запас питания для себя и ребенка (помните: срок хранения продуктов в больнице ограничен, поэтому не стоит набирать годовой запас)

Игрушки, книги, планшет или ноутбук с мультфильмами и играми

Бутылочки и соски для самых маленьких

Посуда для себя и для ребенка (пара тарелок, ложка-вилка, чашки)

Подгузники или горшок, в зависимости от возраста ребенка

Влажные и бумажные салфетки, туалетная бумага

Аптечка

ПОД ГРАДУСОМ или ЧТО ДЕЛАТЬ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ

Высокая температура это сколько? Для каждой мамы имеются свои меры и свои цифры по обнаружению которых она начинает бить тревогу – с малышом что-то не так, срочно нужно что-то предпринять. Не буду размазывать тему, поделюсь собственным опытом. Итак, ребенок двух лет, никогда ничем серьезным (кроме прорезывающихся зубов в сопровождении ОРВИ и температуры 37,5-38°С) не болел и вот – час Х, проверка на прочность мамы и ребенка. 38,6 – 39 – 39,5 - 40! Столбик термометра неумолимо ползет вверх и наступает момент, когда любая мама начнет паниковать и пытаться сбить температуру. Когда же этот момент наступает? Когда действительно есть место для паники и для принятия серьезных мер по снижению температуры?

ПОД ГРАДУСОМ или ЧТО ДЕЛАТЬ С ВЫСОКОЙ ТЕМПЕРАТУРОЙ

Еще раз обращу внимание, что мы не даем медицинские советы, а лишь делимся своими историями (слава Богу, со счастливым концом), а следовать этим советам или каким-то другим – лично дело читающих нас родителей. Сегодня мы не ведем речь о грудничках или, напротив, взрослых детках, а именно о тех, кто уже достаточно окреп, чтобы не считаться абсолютно беспомощным, но еще не настолько возмужал, чтобы о нем не беспокоиться – мы говорим о детях двух-трех лет. Для этого возраста еще остаются в силе врачебные правила, что температура 37,5 – это норма и что не нужно пытаться сбивать температуру ниже 38,5 °. А вот если ситуация выходит из-под контроля и термометр показывает 39 и выше... вот здесь важно все же взять под свой контроль и внимательно понаблюдать за ребенком. Зубы в таком возрасте редко у кого пробиваются, как правило, они уже все вылезли, значит, скорее всего причиной повышения температуры послужил вирус или воспалительный процесс вызванный десятком возможных причин. Следите за поведением ребенка, регулярно (чуть ли не каждые полчаса) измеряйте температуру, обращайте внимание на любые изменения в поведении. Правда, сделать это (уследить за поведением) довольно сложно, так как, в отличии от взрослых, дети легче переносят высокие температуры, они даже могут продолжать играть и вести себя как обычно, не привлекая внимания взрослых. Хотя температура под 40 даже заигравшегося малыша заставит прилечь. Осоловелые глазки, в которых явно читается непонимание происходящего, вялость, необъяснимые капризы - прикоснитесь губами ко лбу, если уловили жар, проверьте свои подозрения градусником.

Когда отметка в 38,5°С пройдена, давайте ребенку жаропонижающее, содержащее ибупрофен или парацетамол, что найдете в аптечке и что уже было опробовано. Лекарство помогло и состояние явно улучшилось? Для родителей это не повод расслабляться: даже если за окном ночь, не оставляйте ребенка без присмотра, контролируйте температуру – она у деток поднимается стремительно. Важно отметить такую деталь: сейчас многие пользуются электронными термометрами – они удобнее, не нужно заставлять малыша подолгу держать подмышкой, но есть и отрицательный момент – отсутствие точности. Ребенку с жаром важно не получать лишних негативных эмоций и воздействий, которые раздражают. Поэтому пусть электронный градусник неточен, зато беспокойства болеющему не приносит. А «поправку на ветер», то есть неточность, легко исправить, просто прибавьте к показателям 0,5. Например, намеряли 39,6 + 0,5 получаете 40,1. Так вот, если после жаропонижающего, состояние улучшилось незначительно, а уж тем более если температура продолжает расти, не задумываясь вызывайте скорую помощь и будьте готовы к разным вариантам развития событий.

Вариант первый. Врач неотложки предложит поставить укол для снижения температуры. Как правило, он состоит из анальгина-димедрола-но-шпы в пропорциях и объемах соответствующих каждой возрастной группе. Уточните у врачей, какой именно состав будут вводить вашему малышу. Если у вашего ребенка ранее не была обнаружена аллергия на любой из этих компонентов, смело соглашайтесь – это принесет облегчение и вам и малышу, который по-своему уже устал от изменений в организме, вызванных жаром. В любом случае, внимательно отследите реакцию на укол и не отпускайте врача сразу, пусть хотя бы 10-15 минут понаблюдает вместе с вами не возникнет ли аллергическая реакция. Набор для борьбы с анафилактическим шоком – неотъемлемая часть бригад скорой помощи и в случае чего они смогут оказать необходимую помощь. Вам же в свою очередь нужно обязательно иметь в аптечке антигистаминные препараты, чтобы всегда иметь возможность оказать первую помощь при аллергии. Укол «от температуры» эффективен в 99% случаев, так что по отъезду скорой скорее всего вы увидите резкое улучшение состояние своего ребенка и сможете спокойно провести ближайшие часов 5-7. Дальше необходимо смотреть в динамике за температурой и в случае ее снижения «поддерживать градус» имеющимися в аптечке жаропонижающими свечками и сиропами, а в случае сильного повышения вновь вызывать скорую помощь и, скорее всего, соглашаться на госпитализацию.

Вариант второй. Вы категорически отказываетесь от уколов, не хотите ехать в больницу, но хотите получить помощь от врачей. Как правило, врачи скорой хорошо владеют вопросом и с радостью поделятся с вами секретами снижения температуры. Так, например, первым делом врач предложит вам избавить ребенка от подгузника. Дело в том, что паховая зона играет очень важную роль в теплообмене организма, а под подгузником тело преет и, тем самым, не дает лишнему теплу покидать тело. Запомните! Температура повышается – подгузник долой, пусть и полградуса да выгадаете. Массу споров вызывает вопрос обтирания ребенка – чем и как это делать, чтобы температура снизилась. Что касается обтираний. Не буду вступать в дискуссию, скажу лишь одно полуспиртовой раствор (это если по-умному) или водка (если по-человечески) разогретый до комнатной температуры – отличное средство для достижения наших целей в деле снижения температуры у маленького ребенка. Разотрите старательно все тельце, избегая зоны сердца, а кто-то из родных пусть в это время обмахивает ребенка – на один градус вы точно температуру понизите. Опять же развитие дальнейших событий сугубо индивидуально, если снижение не временное, то хорошо; если опять температура растет, то нужно к обтиранию добавить жаропонижающее средство; если эти способы не работают – что ж, придется вам повиниться перед оператором скорой и вызвать специалистов повторно.

Вариант третий. Вам предлагают поехать в больницу, чтобы понаблюдать не начнутся ли судороги или еще какие неприятные последствия лихорадки. Даже если, вызывая неотложку, вы не думали и не мечтали о том, чтобы поехать в клинику, соберите вещи заранее. Решится вопрос без отъезда – вздохнете с облегчением, а вот если вас решат экстренно госпитализировать – не потеряете время на сборы и не забудете ничего важного. Никто из нас не любит лечиться, а уж слово «больница» вообще вызывает священный ужас, но важно не забывать: высокая температура у ребенка это очень серьезно, от нее до судорог один шаг, а бороться с их последствиями – задача не из легких и, увы, не всегда решаемых положительно. Лучше перестраховаться и даже, возможно, выслушать усмешки медперсонала, мол, «совсем мамаши ошалели, чуть температура вверх, они в больницу» - зато вы будете точно знать, что сделали все, для того, чтобы малыш был здоров.

И напоследок несколько слов о больнице. Когда вы попадаете в медицинское учреждение, вы как бы по умолчанию подтверждаете свое согласие на методы в нем используемые, НО! Никто не запрещает вам интересоваться, какие именно схемы лечения собираются врачи использовать, какие препараты будут вводиться, возможно ли применение более щадящих методов, существует ли возможность давать ребенку препараты не из арсенала больницы, а ваши собственные (в государственных учреждениях проблемы с поставками дорогих препаратов, увы, вариант нормы, а далеко не все препараты маленькие дети способны переносить хорошо и без последствий). Вы – мать и имеете полное право знать, что и как с вашим ребенком делают и на любом этапе можете вмешаться. Конечно, мы говорим о мамах обладающих здравым смыслом, а не истеричным неприятием всего, что предлагают. Узнавайте, уточняйте, внимательно отслеживайте реакции своего ребенка и не стесняйтесь даже среди ночи поднять врачей, если у вас возникло малейшее опасение насчет здоровья вашего малютки. И, конечно, не забывайте о том, что вы мама и в первую очередь ребенок будет чувствовать себя лучше, если будет чувствовать вашу любовь и тепло – усильте свои чувства к нему в тысячу раз и даже «страшные уколы» малыш переживет стоически, а через минуту уже будет смеяться вместе с вами. Будьте здоровы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребенка»

Статья-рассуждение на тему здорового образа жизни, о важности ведения ЗОЖ в семье, как пример для подражания детям....

Презентация для РМО средних групп "Здоровый образ жизни семьи- залог здоровья ребенка"

Презентация подготовлена для методического объединения воспитателей, однако может быть использована на собрании с родителями....

Консультация для родителей «Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребёнка»

"Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому"»Формирование здорового образа жизни должно начинаться с рождения ребёнка, для того, чтобы у человека уже выработалось осознанное отношение к своему здоро...

"Здоровый образ жизни семьи - залог здоровья ребёнка!"

laquo;Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть Человеком - Умным, Красивым и Здоровым»  (Эммануил Кант)Результатом здорового образа жизни детей является физическое и нравственн...

Консультация для родителей "Здоровый образ жизни семьи – залог здоровья ребенка"

Формирование ЗОЖ должно начинаться с рождения ребёнка и прежде всего внутри семьи...

«Здоровый образ жизни семьи –здоровый ребенок»

  Роль семьи в воспитании здорового ребенка огромна.  Молодое поколение родителей не до конца осознает тот факт, что растущие рядом дети копируют их образ жизни, подражают своим родит...