Адаптивные подвижные игры в детском саду
картотека на тему

Калягина Елена Сергеевна

Адаптивные подвижные игры

 

1. Игры в кругу

«Медвежата»

Гуляет по лесочку (Ходят, взявшись за руки по кругу)

Семейство медвежат

Под лапами листочки

И веточки хрустят

Под елочкою сели, (присели на корточки)

Решили отдохнуть,

Закрыли мишки глазки

Им хочется вздремнуть (закрыли глаза руками)

Немного отдохнули

И снова в дальний путь

Идут ногами топают

По лесу только хруст (топают ногами)

Пошло кругом веселье

Медведей не унять

Под елочкой зеленой

Все начали плясать (все танцуют)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon adaptivnye_podvizhnye_igry_v_detskom_sadu.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Адаптивные подвижные игры

1. Игры в кругу

«Медвежата»

Гуляет по лесочку (Ходят, взявшись за руки по кругу)

Семейство медвежат

Под лапами листочки

И веточки хрустят

Под елочкою сели, (присели на корточки)

Решили отдохнуть,

Закрыли мишки глазки

Им хочется вздремнуть (закрыли глаза руками)

Немного отдохнули

И снова в дальний путь

Идут ногами топают

По лесу только хруст (топают ногами)

Пошло кругом веселье

Медведей не унять

Под елочкой зеленой

Все начали плясать (все танцуют)

«Уголки»

Дети встают в круг. Один ребенок водящий. Подходя к одному из детей, стоящему в кругу, говорит: «Мышка, мышка, продай мне свой уголок». «Продам, отвечает мышка, если прыгнешь на 1 ножке 3 раза». «А теперь продашь?», - спрашивает водящий. «Продам» и уступает свое место водящему, тот кто вышел из круга продолжает игру.

«Передай и садись»

Дети стоят в кругу, один ребенок передает предмет другому и присаживается на корточки, второй – следующему и, предав, тоже присаживается и т.д. Чтобы выпрямиться, надо передать предмет другом и встать и так делают все играющие, стоящие в кругу.

«Из семечка – в дерево»

Играющие образуют круг, в центре которого стоит воспитатель.

Содержание игры. Взрослый исполняет роль садовника, дети - семена. По ходу игры они приседают, сжимаются в комочки, втягивают голову в плечи, прикрывают голову руками.

Взрослый-садовник поливает «семена», поглаживая их по голове, следит за ростом.

С наступлением теплых весенних дней «семена» начинают прорастать – дети медленно поднимаются; раскрываются листочки - поднимают руки; растут стебельки- вытягивают тело; появляются веточки с бутонами – руки вытягиваются в стороны, пальцы сжимаются. Наступает радостный момент: бутоны лопаются – дети резко разжимают кулачки (ростки превращаются в прекрасные цветы).

Наступает лето, цветы хорошеют с каждым днем – дети любуются собой, улыбаясь цветам-соседям, кланяются, слегка дотрагиваясь до них своими лепестками. Но вот подул холодный осенний ветер – закачались  цветы в разные стороны; борясь с непогодой – машут руками, наклоняют голову, корпус.

Ветер срывает листья руки опускаются, цветы сгибаются, клонятся к земле. Выпал первый снежок – цветы вновь превращаются в маленькие семечки, укутанные снегом до наступления весны. Воспитатель, обходя играющих, ласково поглаживает каждого.

«Здравствуй!»

«Здравствуйте! Что значит это слово? Это пожелание доброго здоровья. А когда человек желает кому-либо добра, добро возвращается к нему во 100 раз больше. А еще можно поделиться, добром взявшись за руки. Получился круг. Это символ добра, дружбы, любви, …

Дети стоят в кругу, держась за руки, воспитатель говорит детям: когда мы стоим в  кругу и держимся за руки - мы делимся друг с другом добрым здоровьем, добрым настроением, добрыми мыслями, добрыми чувствами, добрыми улыбками, добрыми словами, добрыми пожеланиями. Давайте пожелаем друг другу здоровья! Дети выполняют жесты приветствия: пожимают друг другу руку, обнимают друг друга, прикасаются к ладони друга и др.

2. Игры в парах

«Зеркало»

Воспитатель: встанем парами друг против друга. Один ребенок будет выполнять разные движения, другой - исполнять роль зеркала, т.е. повторять все действия партнера, причем повторять точно: умывается, делает зарядку, собирается в детский сад. Потом играющие меняются ролями.

«Упрямое зеркало»

Правила игры. Собрав играющих, воспитатель предлагает им представить себя ранним утром в ванной комнате, где  висит кривое зеркало – оно повторяет все движения наоборот. Если играющий поднимает руку, зеркало опускает ее; если играющий поворачивает голову налево, зеркало делает то же, но направо.

 «1-3, не зевай, себе пару (друга) выбирай»

Дети гуляют, бегают, прыгаю по всему залу. На сигнал «1-3, не зевай, себе пару (друга) выбирай». Каждая пара ходит плечом друг к другу, не перегоняя и не отставая от своего друга. Тем самым показывая умение вместе, дружно выполнять задания, жить без ссор.

«Веретено»

1-5 будем друга выбирать! Дети становятся парами по кругу (в парах стоят один за другим). По сигналу дети, стоящие первыми, должны быстро обернуться вокруг себя. Стоящий за первым, берется за его пояс, и они оборачиваются вдвоем. Пара, обернувшаяся быстрее, побеждает.

 2-ой вариант: по сигналу дети, стоящие сзади, должны быстро обернуться вокруг себя и взять за пояс впереди стоящего, и они оборачиваются вдвоем. Пара, обернувшаяся быстрее, побеждает.

3-ой вариант: дети, стоящие в шеренге или в кругу, оборачиваются по очереди - как только обернется один, он передает «эстафету» следующему – тот начинает движение.

4-ой вариант: дети становятся парами по кругу (в парах стоят один за другим). По сигналу пары должны быстро обернуться вокруг себя. Пара, обернувшаяся быстрее, побеждает.

«Встреча с другом»

В следующий раз можно организовать психогимнастическую игру «Встреча с другом». Каждая пара – это два неразлучных друга. Они дружат, им нравиться быть вместе – покажите как они любят друг друга. Но вот пришлось им расстаться на лето друг с другом. И вдруг в конце лета мальчики случайно встретились… Как же они образовались друг другу ! (Объятия, улыбки…). Пока играли парами, успели подружиться. Давайте, попробуем сохранить дружбу на весь день. Пение песенки кота Леопольда.

«Вот у нас игра какая…»

Дети выбирают себе пару и, играя в «Ладушки», выполняют достаточно сложные с точки зрения координации своих движений с движениями друга: то хлопают по ладошкам прямо, то левой  - правую ладошку, то крест-накрест, то сбоку от себя и т.д. При этом проговаривая слова: «Вот у нас игра какая, хлоп ладошка, хлоп другая, правой – правую ладошку мы похлопаем немножко, а потом ладошкой левой ты хлопки погромче делай. А потом, потом, потом левой правую побьем. Слева сможем, справа сможем и крест-накрест руки сложим….»

«Здравствуй, друг!»

Дети стоят в парах по кругу.

Здравствуй, друг!  Пожимают друг другу руки

Где ты был?        Грозят друг другу пальчиком (или слегка дергают друг друга  за ухо)

Я скучал!  Кладут правую ладонь на левую сторону груди

Ты пришел!? Руки – в стороны

Хорошо!   Обнимают друг друга

(Помимо движений необходимо включать и мимику)

Дети, стоящие спиной в круг, перемещаются по часовой стрелке к следующему игроку, стоящему во внешнем круге…т.о. все дети поздороваются друг с другом…

Дрозд

Дети стоят парами по кругу, говорят текст и выполняют движения в соответствии с текстом:

Ты - дрозд, я – дрозд: ребенок показываем на друга и на себя.

У тебя - нос, у меня - нос: ребенок показываем на нос друга и на свой нос.

У тебя щечки алые, у меня щечки алые: ребенок показывает на щечки друга и на свои щечки.

У тебя губки красные, у меня губки красные: ребенок показываем на губки друга и на свои губки. Мы с тобой два друга: дети обнимаются. Любим мы друг друга!

3. Игры-забавы

«Большое доброе здравствуй!»

Давайте поздороваемся друг с другом вот так: дети разбегаются по всей группе. Один ребенок – ведущий. Он по очереди подходит к каждому, собирая всех в одно большое и доброе «Здравствуй!» (по типу игры «Паровозик»).

 Каждый последующий ребенок должен поприветствовать впереди стоящего - с помощью слов: здравствуйте, привет, доброе утро, добрый день и т.п. Поделились добрым здоровьем, добрым настроением, а теперь можно поиграть или заняться своим любимым делом…

 «Что мы делали не скажем, а что видели – покажем»

Правила игры. Из числа играющих составляются небольшие группы (четверо-пятеро детей). Договорившись с помощью педагога, какое действие они будут представлять (или умывание, или рисование. Или сбор ягод), дети самостоятельно продумывают и представляют сюжет.

Ход игры. Каждая группа, прежде чем разыграть молчаливое действо, предваряет его фразой: «Где мы были, мы не скажем, а что делали –покажем». Зрители должны  отгадать, что они делают и где находятся. Если задача решена, на сцену выходит следующая группа.

Более сложный вариант: действо разыгрывается индивидуально.

Ход игры. Все участники, кроме двух первых, закрывают глаза. Один из них что-либо изображает (поливает цветы, рубит дрова, играет в мяч ). Второй повторяет сюжет третьему, который к этому моменту открывает глаза; третий – четвертому и т.д. Задуманное первоначальное действие отгадывает (называет) тот, кто сидит в ряду последним.

«Бабушка Маланья»

         Правила игры. Один из игроков, водящий, придумывает какое-нибудь оригинальное движение, остальные его повторяют. Задача играющих – не только согласованно выполнять каждое его движение, но и создавать веселое настроение.

Ход игры. Дети вместе с взрослым образуют круг, в середине которого один из играющих изображает бабушку Маланью. (На бабушке платочек и фартучек.) Запевается смешная песенка, оживляемая выразительными.

У Маланьи, у старушки

Жили в маленькой избушке

Семь сыновей (дети двигаются по кругу, держась за руки),

Все без бровей.

Вот с такими ушами,

Вот с такими усами,

Вот с такими носами,

С такой головой,

С такой бородой (останавливаются и жестами и мимикой изображают то, о чем говорится  в тексте: закрывают руками брови, делают «круглые глаза», большие нос и уши. Показывают длинные усы, огромную голову, длинную бороду).

Ничего не ели,

Целый день сидели (присаживаются на корточки),

На нее глядели, делали вот так (повторяют за ведущим любое смешное движение).

4. Игры с прикосновениями, жестами, мимикой

«Кто к тебе прикоснулся?»

Дети стоят в кругу, одному из детей завязываю платочком глаза. Воспитатель молча (дети тоже соблюдают правило «тишины») указывает на того ребенка, который подойдет и погладит ребенка с закрытыми глазами по руке, голове, спине, возьмет за ладошки и т.п. Тот, к кому прикачаются должен отгадать того, кто к нему прикоснулся.

«Кто крепче всех пожал руку?»

Дети стоят в кругу или сидят на стульчиках, водящий подходит к каждому ребенку. Все жмут руку водящему. Водящий. Ориентируясь на свои ощущения, должен определить - кто крепче всех пожал руку.

«Жизнь в лесу»

Воспитатель садится на ковер, рассаживая вокруг себя детей. Представьте себе, что вы оказались в лесу и говорите на разных языках. Но вам надо как-то общаться между собой. Как это сделать?

Как спросить о чем-нибудь, как выразить свое доброжелательное отношение, не проронив ни слова? Чтобы задать вопрос: как дела? Подбираем жест, чтобы ответить, что все хорошо. Наклоняем голову к плечу друга, когда  хотим выразить дружбу и любовь или ласково гладим по голове.

Дальнейший ход игры разворачивается произвольно, воспитатель следит за тем, чтобы дети не разговаривали.

«Птенцы»

Воспитатель. Вы знаете, как появляются на свет птенцы? Зародыш сначала развивается на в скорлупке. Через положенное время он разбивает ее своим маленьким клювиком и вылезает наружу. Ему открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все ему ново: и цветы, и трава, и осколки скорлупы. Ведь он никогда не видел всего этого. Поиграем в птенцов? Тогда присядем на корточки и начнем разбивать скорлупку. Вот так! (Показ). Все! Разбили! Теперь исследуем окружающий мир – познакомимся друг с другом, пройдемся по комнате, принюхаемся к предметам. Но учтите, мы не разговариваем.

«Муравьи»

Воспитатель: приходилось ли кому-нибудь из вас видеть в лесу муравейник, внутри которого день и ночь бурлит жизнь?

Никто из муравьишек не сидит без дела, каждый занят: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, кто-то воспитывает детей. И так всю весну и все лето.

А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Муравейник просыпается с наступлением весны, когда первые теплые солнечные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок.

Но прежде чем начать привычную трудовую жизнь, муравьишки приветствуют друг друга, радуясь приходу весны. А теперь трудимся как муравьишки: кто-то таскает иголки для укрепления жилища, кто-то готовит обед, переходить по соломинке через ручеек. Муравьи договаривается между собой: что делать, куда  и  что нести, что и куда класть и т.п.

Только не забудем, что разговаривать муравьи не умеют. Поэтому будем общаться жестами.

«Ожившие игрушки»

Воспитатель. (садится на ковер, рассаживая детей вокруг себя). Вам, наверное, рассказывали или читали сказки о том, как оживают ночью игрушки. Закройте, пожалуйста, глаза и представьте свою самую любимую игрушку, вообразите что она, проснувшись, делает ночью. Представили? Тогда предлагаю вам исполнить роль любимой игрушки и познакомиться с остальными игрушками. Только опять-таки все наши действия выполняем молча, чтобы не разбудить старших. А после игры попробуем отгадать, кто какую игрушку изображал.

По окончании игры дети по просьбе педагога рассказывают, кто кого изображал. Если кто-либо затрудняется, взрослый предлагает еще раз, пройдясь

 5. Игры – «Ласковушки»  

« Ласковушки»

Цель:  Объединить детей в единый коллектив, учить их ласково обращаться друг к другу.

Материал: шерстяной клубок (или спил дерева-донора, или камешек с горы и др. «живой» предмет)

Ход игры: Дети встают в круг и передают друг другу шерстяной клубок. Называя при этом того, кому передает ласковым словом, например, «На Катенька, возьми клубочек» (или «Здравствуй, Катенька!) после того как, передали клубок можно сесть на подушечки или ковер, не разрывая круга.

«Добрые слова»

        Выбирается ребенок, и о нем высказываются все положительные качества: милый, добрый, хороший, родной, ласковый, нежный, чудесный, прекрасный, очаровательный, замечательный, ненаглядный и т. д. Цель упражнения – обогатить словарный запас детей, уметь видеть в окружающих доброе и самое лучшее.

«Комплименты»

Ход и правила игры те же, что и во время игры в «Добрые слова»

«Пожелания»

        Дети желают друг другу то, что хочется на сегодняшний день, час, минуту тому, кому адресуют пожелания. Воспитатель напоминает детям о том, что пожелать, хорошо бы, конкретно то, что на самом деле хочется ребенку. Но и такие традиционные пожелания как пожелание здоровья, счастья, хорошего настроения тоже присутствуют.

6. Игра на познание друг друга   

«Передай движением настроение»

Ход игры. Примерно такой же, что и в предыдущей, только придумывается и передается не движение, а настроение (грустное, веселое, тоскливое). Первым мимикой, жестами настроение позывает воспитатель.         

Дети, передав его настроение по кругу, обсуждают, что он загадал. Затем ведущим становится любой желающий. Если он испытывает затруднения, взрослый ему помогает. Действия детей не оцениваются и не обсуждаются. Важно одно: все играющие должны внимательно наблюдать за партнерами и воспроизводить их настроение с помощью движений.

«У кого из детей белые носочки?»

Дети гуляют по всему залу и внимательно рассматривают друг друга. Одному ребенку завязывают глаза и задают вопросы типа: «У кого из детей белые носочки?» и т.д.

«Кто самый веселый, грустный, шумный?»

Воспитатель говорит детям, что все они очень разные, но очень интересные, умные, внимательные. Предлагает выбрать тех, кто самый веселый, грустный, шумный и т.д.

Дети просто играют, получают удовольствие, испытывают интерес, при этом, на самом деле, они учатся нелегкому делу: умению управлять собой, налаживать доброжелательные отношения, направляют внимание детей друг на друга.

Именно способность видеть в другом равную и независимую личность – важнейшее условие формирования гуманных отношений со сверстниками в процессе адаптивных подвижных игр.

7. Игры психологической разгрузки  

«Лягушки»

Изобразите лягушек, которые охотятся за комарами. Они притаились и замерли. Поймали комарика, довольны! А сейчас представьте, что одна из лягушек прыгнула к вам на ладошку. Что будете делать? (Я бережно посажу ее на травку). Покажите, как вы будете держать лягушку в ладошке и посадите ее на травку.

«Заводные игрушки»

         Дети, сейчас вы превратитесь в заводные игрушки: "Вокруг себя повернись, в куклу Машу превратись (в медвежонка, зайку и др.) Заводная кукла сломалась. Дети застывают в определенной позе. Почувствуйте напряжение. А сейчас покажите, как вы умеете расслабляться. Сначала уроните голову» потом правую руку, затем левую руку, затем - туловище. Вам очень жалко сломанную куклу, покажите, как вы огорчены. Папа починил куклу. И вы очень рады. Покажите, как вы радуетесь.

«Бабушка»

Изобразите, как старенькая бабушка поднимается по лестнице. Ей тяжело, она стонет: Ох,ох! Вы помогли ей и рассказали об этом маме. Мама обрадовалась: Ах - ах -ах!

«В дерево превратись!»

Вокруг себя обернись, в дерево превратись! Представьте, что вы превратились в дуб. Крепко упритесь ногами в пол, сожмите кулаки. Сильный ветер едва, едва раскачивает дубы. Они стонут низким  голосом: ы -ы- ы. А сейчас  превратитесь в березы. Березы раскачивает даже легкий ветерок. Поднимите расслабленные руки, покачайте ими. Березы поют высоким голосом : ы –ы –ы –ы.

«Щенок»

Изобразите щенка, который мокнет под дождем. Нам жалко щенка. А это провинившийся кот, которого наказала хозяйка. Покажите как они уныло бредут по улиц. какое грустное у них настроение. Вы улыбнулись им, и ваши улыбки подняли им настроение. Покажите, какое у них стадо настроение.

«Утята»

Изобразите утят, шагающих на пруд. Утенок поранил ножку. Выразите эмоции сострадания и боли. Утята увидели огромного пса. Покажите, как они   испугались. Изобразите ,как мама-утка защищала утят, а потом - как учила их плавать.

«Зима»

 Холодно. Покажите,  как вы замерзли и съежились, отогрелись и расслабились. Покажите,  как дети лепят снеговика: катают снежные комы, ставят их друг на друга, им тяжело. Вы играете в снежки. Вам случайно попали в лицо, изобрази огорчение. Вы боитесь съезжать с горы - покажите как вам страшно. Скатились с горы, не упали, нам весело, радостно. Завьюжило, стало холодно - мы не довольны вьюгой.

«Сказка про Золушку»

Изобразите, как огорчилась Золушка, когда ее не взяли на бал. Злую мачеху, ленивых сестер. Покажите, какое лицо было у доброй Волшебницы.

 

8. Игры сотрудничества

«Наборная игра»

        Дети стоят в рассыпную по всему залу. Ведущий ходит по залу и со словами «Ты теперь за мной иди» - дотрагивается до кого-то из детей (можно 2-3 ребенка). Эти дети идут за ведущим, взявшись за руки, последний ребенок в цепочке так же задевает 1(2-3 детей) и так далее. Это повторяется до тех пор, пока не получится круг. Движения сопровождаются музыкой или пением детей: «Дружба крепкая не кончается…»

«Немая игра»

Дети садятся в круг. Водящий толкает плечом игрока слева (или справа). Тот, в свою очередь, передает соседу. И так продолжается до тех пор, пока кто-то из детей не засмеется или не скажет слово.

«Жмурки»

Водящему завязывают глаза. Все дети – в кругу. Водящий пытается поймать и узнать на ощупь пойманного игрока. Игроки могут подавать разные звуковые сигналы. Кого ведущий поймал и узнал – тот становится ведущим.

«Поймай дракона»

Дети стоят друг за другом, держась за пояс впереди стоящего ребенка. Первый – голова дракона. Последний – хвост дракона. Голова пытается поймать хвост. Вся шеренга находится в движении: тело следует за головой, а голова ловит хвост. Если голова схватит хвост, то хвост становится головой.

«Глухая эстафета»

        Дети стоят в 2-3 колонны. Перед каждой – ряд кеглей. Сначала капитаны (а затем все дети по очереди) с закрытыми глазами пытаются перешагнуть кегли (или обойти их змейкой). Участники каждой команды одновременно пытаются подсказать своему игроку направление его движений. Выделить из общего шума нужные указания крайне проблематично – именно этот момент в игре самый привлекательный, веселый.

«Улитка»

        Дети стоят в шеренге, берутся за руки. Направляющий начинает «закручивать» спираль, двигаясь по уменьшающемуся кругу. Распутывать «спираль» будет последний в шеренге.

«И мы тоже!»

        Ведущий произносит текст. Если дети согласны с фразами, то кричат: «И мы тоже!». Если не согласны – хлопают в ладоши.

Шел я как-то по опушке,                                Из земли торчал масленок,

В речке квакали лягушки.                              Он был толстый, как бочонок.

Под сосной дрожал зайчишка,                      Возвратился я во двор,

На сосне качалась шишка.                             По двору скакал Трезор.

А потом я в лес пошел,                                   Он гонялся за котом,

Вдалеке ревел осел.                                        И вилял своим хвостом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подвижные игры в детском саду

Картотека игр поможет начинающим инструкторам по физической культуре разнообразить свои физкультурные занятия, как в зале, так и на улице....

Подвижные игры в детском саду.

Подвижные игры могут быть предложены детям, как воспитателями на прогулках, так и инструкторами по физическому воспитанию....

Подвижные игры в детском саду как универсальное средство развития физических способностей детей

Огромную потребность в движении дети обычно стремятся удовлетворить в играх. Играть для них – это, прежде всего, двигаться, действовать. Во время подвижных игр у детей совершенствуются движения, разви...

Подвижные игры в детском саду

Движение - это жизнь. Маленькие дети очень много двигаются. и чтобы их движения не были хаотичными существуют подвижные игры. в данном материале представлены игры от 5 до 7 лет....

Актуальность подвижной игры в детском саду.

Забота о воспитании всесторонне развитого, физически крепкого молодого поколения является одной из важнейших задач нашего детского сада. Для ее реализации необходимо широкое использование разнообразны...

Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием.

Подвижные игры в детском саду с экологическим содержанием. ...

Подвижные игры в детском саду и дома.

Описание игр для разных возрастов для педагогов и  родителей....