Консультация для педагогов. Игра как ведущий вид детской деятельности
консультация по теме

Чернявская Вера Николаевна

Аспекты игровой деятельности ребёнка, которые наиболее значимы для педагогической практики и недостаточно используются воспитателями в работе с детьми:

 

·                     представление об игре как зоне ближайшего развития  ребёнка;

·                     возможности использования эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми.

·                     с помощью игры превратить обучение в осознанное и интересное для ребёнка дело;

·                     освоение детьми игровой деятельности для формирования готовности к обучению через использование игровых технологий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igra_kak_vedushchiy_vid_detskoy_deyatelnosti.docx737.22 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Игра как ведущий вид детской деятельности

C:\Users\user\Desktop\картинки\kubiki3.jpg

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности в зависимости от способностей и здоровья ребёнка, педагогического потенциала педагогов и запросов родителей. Для этого необходима разработка и внедрение новых педагогических технологий, методов воспитания и обучения.

Главными формами организации жизни ребёнка в детском саду является игра и связанные с нею формы активности: занятия, предметно-практическая деятельность.

Основным видом самостоятельной деятельности дошкольников является сюжетная игра. Для проведения сюжетных игр в группах имеется необходимое оборудование и соответствующие атрибуты. Воспитатели при проведении игр не меняют и не переделывают ребёнка, не учат его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дают возможность «прожить в игре волнующие его ситуации при полном понимании и сопереживании взрослого».

Определяющей для нас является позиция, что игра должна не разъединять, а объединять «мир взрослых» и «мир детей», обеспечивая тем самым создание условий для психического развития и «взросления», подготовки ребёнка к будущей жизни.

В последнее время главным показателем эффективности работы детского сада и благополучия ребёнка считается степень его готовности к школе, то есть умение считать, читать, писать. В связи с этим на свободную игру остаётся мало времени, и она как бы пущена на самотёк. Игры сюжетные практически мало применяются. Это чревато тем, что дети всё более стали отдаляться от взрослого, погружаясь в мир телевизионных героев. Однако эти сюжеты оторваны от жизни. Чтобы игра не ушла на задворки, а наоборот, по-прежнему являлась ведущим видом деятельности, построили сетку занятий так, чтобы гибко реализовать в режиме дня различные виды детской деятельности.

C:\Users\user\Desktop\картинки\pic.gif

Аспекты игровой деятельности ребёнка, которые наиболее значимы для педагогической практики и недостаточно используются воспитателями в работе с детьми:

  • представление об игре как зоне ближайшего развития  ребёнка;
  • возможности использования эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми.
  • с помощью игры превратить обучение в осознанное и интересное для ребёнка дело;
  • освоение детьми игровой деятельности для формирования готовности к обучению через использование игровых технологий.

В контексте с сюжетно-ролевой игрой применяются подвижные игры с правилами, игры - драматизации, результативные игры, дидактические и развивающие игры. Эти игры имеют важное значение, для умственного и личностного развития ребёнка. В старшем дошкольном возрасте большое внимание уделяем самостоятельной, спонтанной игре детей, не навязывая своих правил. Дети самостоятельно организовывают свою деятельность, наполняют её смыслом. Играя и выполняя игровые роли, дети учатся видеть события с разных позиций, учитывают действия и интересы других, соблюдают нормы и правила. Только принимая позицию играющего партнёра, воспитатель может создать зону ближайшего развития самостоятельной игры детей. Игра не должна использоваться в детском саду лишь как «довесок» к дидактическому процессу приобретения знаний, определённых программными требованиями.

Д.Б. Эльконин выделяет четыре уровня развития сюжетно-ролевой игры на протяжении дошкольного детства. Наблюдая динамику игры от первого уровня (в младшем возрасте) и до четвёртого (в старшем дошкольном возрасте), можно сделать вывод, что многие дети к концу дошкольного детства достигают четвёртого (образцового) уровня, что безусловно сказывается на показателях их общего психического и личностного развития. Проблема здесь заключается в том, что сюжетно-ролевые игры необходимо использовать через все виды деятельности, при этом зная развитие теоретических представлений и значение детской игры.

Для того чтобы стимулировать ребёнка к игре, мы, представляя игрушки, демонстрируем способы действий с ними и подчёркиваем сходство игровых действий с реальными. Необходимо учитывать, что мотивы игры определяются, с одной стороны, стремлением ребёнка быть таким, как взрослый, действовать так, как взрослый, а с другой - внутренней логикой хода его психического развития. Только при правильной организации сюжетно-ролевой игры она становится способом участия ребёнка в жизни взрослых, благодаря которому возможно развитие новых социальных потребностей и мотивов, возникновение новых видов отношения ребёнка к действительности.

С целью возвращения сюжетной, совместной со сверстниками игре, осмысления её места в условиях возникновения новых форм символики моделирующей деятельности (компьютерные игры, видеофильмы, телевизионные передачи), нужен пересмотр программ воспитания дошкольников.

Для развития игровой деятельности необходимо применение педагогических технологий. (Под технологиями имеются в виду конкретные приёмы и средства, используемые в обучении). Технология должна учитывать конкретного ребёнка. А игровая деятельность будет направлена на развитие только при использовании технологии гибкой, индивидуально-ориентированной, направленной на гарантированный результат.

Для развития игровой деятельности в детском саду разработаны и внедрены технологии по использованию развивающих дидактических игр, необходимых для коррекции речевого развития в старших группах, а также приёмы организации игровых и реальных отношений между играющими детьми.

         C:\Users\user\Desktop\картинки\0_74f65_19cdff79_XL.png

Для решения задачи по использованию эффективных игровых методов и приёмов в работе с детьми, можно взять за основу технологии О.А. Карабановой и Т.Н. Дороновой.

Создание игровой мотивации с учётом способов построения сюжетно-ролевой игры требует специальной подготовки и умения.

Технология Т.Н. Дороновой предполагает использование специальных упражнений на фантазирование и тренировку воображения с магическим “если бы”, цель которых научить переключаться с реальной жизни на воображаемую, применяя следующие приёмы:

  • воспроизведение «биографий» различных предметов - спичечного коробка, коробки из-под конфет, чашки, часов, и т.п.;
  • рассматривание кусочков древесной коры, лоскутков ткани и т.п., чтобы определить, на что они похожи;
  • придумывание рассказов о том, что было с героями той или иной живописной картины до того, как их изобразил художник, и после;
  • «обфантазирование» имеющихся рядом предметов (умение в стульях видеть пни, в люстре - сказочную птицу, в ковре - цветущую лужайку и т.п.) и использование их при разыгрывании различных сценок (прогулка в лесу, переход речки в брод и т.п.).

Для поднятия высокого уровня среди детей с низким уровнем игровой деятельности можно применять технологию О.А. Карабановой. Это такие приёмы как:

  1. совместное обсуждение сюжета и содержание игры с целью обеспечения её совместного планирования;
  2. обсуждение начального замысла игры и распределение ролей (каждый ребёнок смог поочерёдно побывать во всех ролях - как основных, так и второстепенных);
  3. знакомство с игровым материалом и распределение игрушек;
  4. совместная подготовка игровой площадки и оформление игрового пространства.

Из всех игровых технологий для работы с воспитателями необходимо выбирать те, которые действительно способны повлиять на развитие творчества детей и повышение уровня педагогической культуры.

На мой взгляд, для развития детских видов деятельности необходимо:

  • выбор оптимальных структур для конкретного детского сада, содержания и форм методической деятельности;
  • использование новых форм активного обучения (моделирование, анализ ситуации, ролевые игры и другое), модернизация традиционных форм;
  • развитие методической деятельности от организационных форм к самообразованию;
  • и самое главное - педагог должен иметь возможность творить!

C:\Users\user\Desktop\картинки\kopija_13516_2i9athpnjnmiblv.jpeg

Консультацию  выполнил  воспитатель: Чернявская Вера Николаевна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как ведущий вид детской деятельности

Говоря о детских видах деятельности, необходимо заострить внимание на том, что практический процесс должен быть направлен на формирование творческой личности ребёнка через различные виды деятельности ...

Семинар для педагогов «Игра – основной и ведущий вид деятельности и средство всестороннего развития ребенка»

Семинар предназначен для педагогов ДОУ. Задачи семинара: Способствовать закреплению теоретических и практических знаний и умений педагогов по руководству и развитию сюжетно-ролевых игр дошкольник...

Консультация для педагогов ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Консультация для педагогов  ИГРА КАК ВЕДУЩАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»

Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...

Консультация для педагогов: "«Игра-ведущий вид деятельности у дошкольников. Планирование и организация игровой деятельности»

Игровая активность — это организованная деятельность, предполагающая направление умственных, физических и эмоциональных усилий детей на достижение поставленной игровой задачи.Согласно Федерально...

Консультация для педагогов «Игры и упражнения для коррекции детской агрессивности»

Детская агрессивность в дошкольном возрасте почти всегда носит временный, ситуативный характер, легко поддается коррекции и при правильной организации жизни в детском саду и в...