Оздоровительные игры
методическая разработка по теме

Лепихина Татьяна Николаевна

Набор пальчиковых игр для детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ozdorovitelnye_igry_dlya_detey.docx45.79 КБ

Предварительный просмотр:

Пальчиковые игры

№1

Этот пальчик

Этот пальчик                           загибаем поочередно пальчики в кулачек

В лес пошел

Этот зайчика нашел

Этот шкурку снял

Этот жарить стал

Этот взял все съел

От того и потолстел

№2

Этот пальчик               загибаем поочередно пальчики в кулачек  

Хочет спать

Этот пальчик

Прыг в кровать

Этот пальчик

Прикорнул

Этот пальчик

Уж уснул

Тише, тише                                  говорим шепотом

Не шумите

Пальчики не разбудите

Утро ясное придет

Солнце красное взойдет

Станут пальчики

 вставать                                        разгибаем пальчики

Ура! Ура! Пальчикам                   говорим громко

В садик пора!

№3

Большаку дрова рубить

             

Большаку дрова рубить                      загибаем по очереди

А тебе воды носить                  все пальцы

А тебе печь топить

А тебе тесто месить

А малышке песни петь                           шевелить (танцевать)

песни петь да плясать                            пальчиками

родных братьев потешать

№4

В прятки

В прятки пальчики        сжатие и разжатие

Играли        кистей рук

И головки

Убирали

Вот так, вот так

Так головки убирали

№5

Утята

Раз, два - шли утята

Три, четыре - за водой

А за ними плелся пятый

Позади - бежал шестой

А седьмой от них отстал

А восьмой уже устал

А девятый всех догнал

А десятый – испугался

Громко- громко запищал

Пи-пи-пи - не пищи        ритмично сгибать и разгибать

Мы тут рядом, поищи!        пальцы рук

№6

Обед у слона

Раз слоненку на обед

Принесли покушать

Торт большой,               загибают пальчики

Пирог, рулет

Сто сосисок, сто котлет

Яблок сумку, ящик слив

Две морковки и подлив

А попить - ведро компота

Только есть опять охота!        гладим живот

№7

Ладошки

                                        действие по тексту

Ладошки вверх

Ладошки вниз

Ладошки на бочок

И стали в кулачек

№8

В гости к пальчику большому        большой пальчик спрятался в

Приходили прямо к дому                          кулачек.

Указательный и средний                выставить

Безымянный и последний                

Сам мизинчик – малышок                       показать по очереди                

Постучался о порог                                  стучать кулачек о кулачек

Вместе пальчики – друзья                

Друг без друга им нельзя                       поглаживание рука об руку

№9

Дружат в нашей группе

Дружат в нашей группе                             потирание ладошек

Девочки и мальчики

С вами мы подружим        круговые движения ладошками

Маленькие пальчики

1,2,3,4,5                                               соединять подушечки пальцев

5,4,3,2,1

№10

Поиграем с ручками

Ивану – большаку – дрова рубить,

Ваське – указке – воду носить.

Мишке – середке – печку топить.

Тришке - сиротке – кашу варить.

А крошке Тимошке – песенки петь,

Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

№11

Взгляни на пальчики свои

Взгляни на пальчики свои                     пальцы рук перед собой

И отгадай загадку:

Каким профессиям они                          пальцы «в замке»

Учились по порядку?

Большой – силач, наверняка                 делают массаж каждому

На повара учился.                                   пальцу соответственно

Такой большой, как повара,                  тексту

 В богатыри годился.

А указательный, смотри,

Наверное, учитель.

Он всем указывал всегда-

Почти руководитель.

Средний палец, как спортсмен,

Длинный , сильный, нужен всем.

Он всем пальцам остальным

Ну ничем не заменим.

Безымянный молодец,

Покровитель он колец,

Он юрист и адвокат,

Пальцам старшим просто брат.

И мизинец- меньше всех,

Создан он не для помех.

Может быть, ученый он:

Сизлой – то не наделен.

В общем, братья хороши        ,               хлопают в ладоши

И живут чудесно!

Поиграй – кА с ними ты,                         сжимают и разжимают

Будет интересно.                    пальцы обеих рук

№12

Песочный дом

Вот песочница большая                     разводят руки в стороны.

С крышею в горошек.               руки «домиком» над головой

Из песка мы строим дом,           стучат кулачком о кулачек.

В доме пять окошек.                  показывают раскрытую

                    ладошку - «пять»

Первое - для зайчика,

Второе – для совочка.

В третьем куколка стоит,

В четвертом - два грибочка.

В пятом кругленьком окошке

Уложили спать мы кошку.        ладошки «спят» под щечкой

Только кошке места мало.        грозят указательным пальчиком

Прыг! И домик наш сломала!    шлепают ладошками по коленям

№13

Куклы спят

 Куклы спят,                                    разводят руки в стороны.

В ряд колясочки стоят,

Куколки в них крепко спят.          Ладошки «спят» под щечкой.

Девочки всем мальчикам               Грозят указательным

Пальчиком грозят:                                 пальчиком правой руки.

- Тише, тише, не шумите!

Наших дочек не будите!

№14

Мячик

Прыг- скок! Прыг- скок                !        Прыгают и хлопают в ладоши.

Красный бок, синий бок!

Это разноцветный мячик                       Движения кистями рук, словно

                     лепят снежок.

Скачет, скачет, словно зайчик!

То взлетает высоко-о-о-о!                     Руки вверх, тянутся на носочках.

То умчится далеко-о-о-о!                     смотрят вдаль из-под «козырька»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                       правой руки

Прыг- скок! Прыг- скок!                    Прыгают и хлопают.

Непоседа наш дружок!

№15

В прятки мы играть хотим

Десять, девять, ( хлопаем в ладоши)

Восемь, семь, (шлепаем о колени)

Шесть, пять, (хлопаем в ладоши)

Четыре, три, (шлепаем о колени)

Два, один (хлопаем в ладоши)

В прятки мы играть хотим (сжимаем пальцы в кулачки)

Только надо нам узнать (хлопаем на каждое слово)

Кто из нас пойдет искать (хлопаем на каждое слово)

№16

Долго, долго мы лепили

Долго, долго мы лепили,

(руки сцеплены в замок; круговые вращения руками)

Наши пальцы утомили

(встряхивание кистями рук)

Пусть немножко отдохнут

(поглаживание каждого пальчика по очереди)

И опять лепить начнут.

Дружно руки разведем

(развели руки в стороны)

И опять лепить начнем

(хлопаем в ладоши)

№17

От сосулек - звон-звон!

От сосулек - звон-звон!

(хлопки на каждое слово)

Просыпайся клен, клен!

(кисти рук опускаются вверх – вниз)

Растопился снег, снег.

(потираем одну ладошку о другую)

Ручейки – в бег, в бег.

(волнообразные движения руками)

Гром шагает: топ, топ.

(топаем ногами)

Почки слышно: хлоп, хлоп.

(хлопки на каждое слово)

№18

Грибочки

Как в лесу- лесочке

(руки сцеплены в замок)

Выросли грибочки.

(поднимают постепенно руки вверх)

Мы корзиночку возьмем

И грибочки соберем:

(левая рука согнута в локте наподобие корзинки, правой рукой «собирают» в корзинку грибы)

На лесной опушке

(загибают на левой руке пальцы по одному)

Красуется волнушка,

На пеньке - опята,

Дружные ребята.

№ 19

Зайка

По лесной лужайке                              легко ударяют пальцами

Прыгал серый зайка.                           правой руки по левой ладони.

Ушками шлеп – шлеп,                        показывают «ушки»

Ножками топ – топ!                         топают ногами

Он к пенечку прибежал,

Лапочками застучал:                           ритмично шлепают по

« Тра-та-та! Тра-та-та!               коленям

Жизнь у зайки – красота!

Не боюсь я никого,                               качают указательным пальцем

                 вправо - влево

Даже волка самого.                 ладошками показывают,

                 как волк стучит зубами

Как услышим волчий вой -        «бегают» пальчиками по коленям.

Убежим скорей домой!»

№20

Белочка

Белочка – резвушка,

Лесная веселушка,

(хлопки ритмично чередуются со шлепками по коленям)

Целый день старается-

(стучат кулачком о кулачек)

На зиму запасается.

С ветки – прыг,

(поднимают руки вверх)

На ветку – скок!

( опускают руки на плечи)

Раз – грибок!

(загибают пальцы левой руки соответственно тексту)

Два –грибок!

Три – орешек в скорлупе,

Будет он лежать в дупле.

А еще в кладовочке

На тоненькой веревочке

Высохнет рябина.

Красная калина.

И зимою в холода

Будет белочка сыта.

№21

Медведь

Мишка по лесу ходил,          стучат кулачками по коленям

Звонки песни выводил:        

- Тру-ту-ту! Тру-ту-ту!          Подносят кисти рук к губам,

                                                  Изображая дудочку.

Всем я лапотки сплету            кисти рук в «замочке»

Себе – большие,                         загибают пальцы правой руки

Жене – меньшие                           по одному

Сыну -  с носочком,

Дочке – с цветочком,

А соседу- заиньке

Сплету лапти меленькие.

№22

Два котенка

Повстречались два котенка

(на каждую строчку соединять пальцы)

«Мяу- мяу!»

Два щенка: «Ав -ав!»

Два жеребенка: «Иго-го-го!»

Два быка : «Му- му -му»

(показать рога)

Смотри, какие рога!

Дыхательная гимнастика

№1

«Ладошки»

Ладушки- ладошки,

Звонкие хлопошки.

Мы ладошки все сжимаем,

Носом правильно вдыхаем.

Как  ладошки разжимаем,

Так свободно выдыхаем.

Дети стоят ровно и прямо. Ноги чуть уже, чем на ширине плеч. Руки согнуты в локтях, локти опущены, ладошки развернуты к зрителю

На счет «раз»- хватательные движения ладошками ( сжимаем их в кулачки), одновременно с движением шумно шмыгаем носом. Сразу после короткого вдоха ладошки разжимаются, выдох уходит самостоятельно, Активный вдох - пассивный выдох. На 4  счета делаем подряд 4 коротких вдоха – движения, затем отдыхаем 3-5 секунд.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.

№2

Погончики

Вот погоны на рубашке,

Темный кожаный ремень.

Я теперь не просто мальчик –

Летчик я военный!

Исходное положение такое же, как в предыдущем упражнении. Руки слегка согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулачки  и расположены рядом, кулачки прижаты к животу на уровне пояса.

На счет «раз» с силой толкаем кулаки вниз к полу ( руки от плеч до кончиков пальцев выпрямляются, пальцы растопыриваются, но руки в стороны при этом не разводятся, то есть раскрытые ладошки рядом) – вдох!

Возвращаем руки в исходное положение: прямые руки вновь слегка сгибаются в локтях, кисти сжимаются в кулачки и располагаются близко друг к другу, прижимаясь к животу на уровне пояса – выдох уходит пассивно.

 Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.

№3

Насос (« накачиваем шины»)

По шоссе летят машины-

Все торопятся, гудят.

Мы накачиваем шины,

Дышим много раз подряд.

Дети стоят, слегка ссутулившись; голова без напряжения слегка опущена вниз (смотреть себе под ноги); руки находятся перед собой кистями к коленям, слегка согнуты в локтях и абсолютно расслаблены.

На счет «раз» слегка кланяемся вниз- руки, выпрямляясь, легким движением тянутся к полу, голова опущена- вдох (в конечной точке поклона). Опускается вниз верхняя часть туловища, то есть наклон осуществляется за счет скругленной спины, ноги прямые.

«Два» - выпрямились, но не полностью, то есть спина не ровная и прямая, слегка наклонена, как бы ссутулилась, - выдох ушел пассивно.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – поклона.

№4

Кошка (приседание с поворотом)

Мягонько ступают ножки,

Язычком ест вместо ложки,

Ты погладь ее немножко-

Сразу замурлычет…(кошка)

                          Г.Цуканова

Дети стоят ровно и прямо; ступни ног уже, чем ан ширине плеч; руки наполовину согнуты в локтях, расслабленные кисти рук находятся впереди ан уровне пояса.

На счет «раз» поворачиваем верхнюю половину тела вправо, слегка приседаем1 раз (ноги чуть сгибаются в коленях), а кисти рук одновременно делают хватательные движения( кулачки резко сжимаются) – вдох!

Сразу же после этого ноги распрямляются, кулачки, находящиеся на уровне пояса, разжимаются, затем верхняя половина тела «идет» обратно, - выдох уходит пассивно: «Кошка пытается схватить мышку».

На счет «два» - в левой конечной точке ноги снова слегка сгибаются в коленях,  а кисти рук, находящиеся на уровне пояса, теперь делают хватательное движение слева- с шумным и коротким вдохом через нос.

Норма: 4 раза по 4 вдоха – движения.

№5

Обними плечи (вдох на сжатие грудной клетки – «Соедини локти!»).

Ах, какой хороший я!

Как же я люблю себя!

Крепко обнимаю,

Носиком вдыхаю.

Дети стоят ровно и прямо, ноги чуть уже, чем на ширине плеч; руки согнуты в локтях, подняты на уровень груди и разведены в стороны. При этом одна рука должна размещаться чуть ниже.

На счет «раз» обнимаем себя так, чтобы локти сблизились друг над другом в одном месте, руки образуют треугольник- вдох!

Сделав 4 вдоха- движения подряд, надо отдохнуть несколько секунд и снова выполнить это упражнение 4 раза. И так 4 раза по 4 движения – вдоха. Это норма для ребенка 3-6 лет.

№6

КТО И КАК?

  1. КАК ПЫХТИТ ТЕСТО?

«Пых-пых-пых»

  1. Как паровоз выпускает пар?

«Из-из-из-из»

  1. Как шипит гусь?

«Ш-ш-ш-ш-ш…»

  1. Как мы смеемся?

«Ха-ха-ха-ха…»

  1. Как воздух выходит из шарика?

«С-с-с-…»

  1. Подули на одуванчик. Дуем на раскрытые ладони.

«Ф-ф-ф-ф..»

№7

Паровоз

Вариант 1.

Учитель предлагает сначала переводить дыхание после каждой строчки, затем через строчку и постепенно научиться говорить на выдохе.

Паровоз кричит: «Ду – ду - у- у!

Я иду, иду, иду!»

А колеса стучат,

А колеса говорят:

«Так-так, так-так.

Чуф- чуф, чуф- чуф,.

Ш – ш - ш, у-у-у!

Приехали!»

Вариант 2

Ускорять речитатив до максимального темпа, сопровождая его ходьбой на месте, переходящий в бег. Затем перейти на медленный темп, а в конце остановиться со звуком «пых» и расслабить все тело.

Я могу дышать, как паровоз, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу под стук колес, чух, чух, чух.

Я пыхчу, пыхчу, пыхчу, пыхчу, чух, чух, чух

Развивать дыхание хочу, чух, чух, чух.

№8

Завели машину.

Завели машину,

(вдох)

Ш-ш-ш-ш,

(выдох)

Накачали шину,

(вдох)

Ш-ш-ш-ш,

(выдох)

Улыбнулись веселей

И поехали быстрей,

(вдох)

Ш-ш-ш-ш

(выдох)

№9

Ветер

Ветер сверху набежал,

Ветку дерева сломал:

«В- в- в- в!»

Дул он долго, зло ворчал

И деревья все качал:

«Ф-ф-ф-ф»

( Вдох. Выдох. Вдох. Выдох )

№10

Самолет

Формирование правильного дыхания, развитие координации движения, укрепления мышц.

Самолетик – самолет

Отправляется в полет.

(вдох- ребенок разводит руки в стороны, ладони вверх)

Жу- жу- жу- жу

(делает повороты вправо и выдох)

Постою и отдохну

(встает вправо, отпустив руки, пауза)

Я налево полечу

(поднимает голову- вдох)

Жу- жу- жу

(делать повороты влево и выдох «ж- ж- ж- ж»)

Постою и отдохну.

(встать прямо и опустить руки- паза)

№11

Пчелки

Сидя или стоя, скрестив руки на груди, опустив голову – сжимать руками грудную клетку, произносить «ж-ж-ж» на выдохе. На вдохе расправлять руки и плечи: «Полечу и пожужжу, детям меда принесу». Летят по кругу 3-5 раз.

№12

Ветер

Тренировка навыка правильного носового дыхания. Укрепление мышц лица.

Собрались ветры с разных концов света, и устроили соревнования: какой ветер дует сильнее всех (дуют на подвешенные шарики, вертушки).

Воздух вдыхается через нос и резко через рот выдыхается. Побеждает тот, у кого шарик отлетит выше или крутится дольше вертушка.

№13

Елочка

Исходное положение - ноги врозь, руки опущены.

  1. вдох;
  2. выдох- наклон туловища вперед;
  3. 4- вдох - вернуться в исходное положение, выдох

Сосна

Исходное положение – основная стойка.

  1. вдох - руки в стороны;
  2. выдох- наклон туловища вправо;
  3. вдох – вернуться в исходное положение;
  4. выдох – наклон туловища влево,  вернуться в исходное положение.

Оздоровительные упражнения

№1

Погреемся

Мерзнут на ветру ладошки,

Мы погреем их немножко.

Сначала дети дышат на ладошки бесшумно, затем с голосом- «а-а-а».

Далее чередуют: на правую – бесшумно, на левую-  с голосом, потом наоборот.

№2

Посчитаем

Дети считают, усиливая голос от шепота до крика.

Например: 1- шепотом,

2- тихо,

3- громче,

4- еще громче и т.д.

№3

Капризка

Я не буду убираться!

Я не буду кушать!

Целый день я буду ныть,

Никого не слушать!

Затем дети сначала кричат: «а-а», затем воют: «у-у!», а потом визжат: «и-и».

№4

Лошадка

Вспомните, как звучит цоканье копыт лошадки, катающей на своей спине  веселых ребятишек. Цокаем язычком то громче, то тише, скорость движения лошадки показываем так же: то снижая, то увеличивая темп повтора звуков (20-30 с)

 №5

Таня плачет

Наша Таня громко плачет:

Уронила в речку мячик.

-Тише, Танечка, не плачь:

Не утонет в речке мяч.

                                      А. Барто

Дети имитируют плач, громко всхлипывают, дыхание « рыдающее».

№6

Резиновая игрушка

Купили в магазине

Резиновую Зину,

Резиновую Зину

В корзине принесли.

        А. Барто

Она сказала:

-ш-ш-ш-ш!

Потом сказала:

-с-с-с-с!

Затем сказала:

-х- х- х- х!

Потом устало:

-ф- ф- ф- ф!

Потом так странно:

-к- к- к- к!

И так обычно:

-т- т- т- т!

Потом легонько:

-п- п- п- п!

И очень твердо:

- б – б - б-б!

Жужжала тихо:

- ж - ж – ж  -ж!

И вовсе сдулась:

-з – з – з - з!

№7

Поспать бы

Добра молодца

На руках ношу,

     На руках ношу

Да поглядываю:

Спят ли глазоньки

Простодушные?

Спят ли рученьки

Непослушные?

Ой, спят, спят, спят,

Раста- а- а- яли…

Все веселье на потом

Оста- а-а- а- вили..

                           Н.Пикулева

Дети сидят, расслабившись, опустив руки, и зевают.

№8

Ворона

Обычно всем известная,

Она – крикунья местная.

Увидит тучку темную,

Взлетит на ель зеленую

И смотрит, словно с трона,

Ворона..

                              В.Степанов

Дети протяжно произносят: «Ка- а- р- р!»- сначала громко, потом беззвучно, с закрытым ртом.

№9

Песенка

Очень любим песни петь,

Только слов не знаем.

Но зато старательно

Рот мы открываем!

Пение любой песни негромко, без слов, произнося только «А-а-а!»

№10

Лев

Отважен, строен и силен

Живет в пустыне лев,

У льва большая голова

И очень страшный зев.

Он может когти обнажить

И грозно зарычать,

И деткам маленьким никак

Со львом нельзя играть!

                         Хилэр Белок

Дети должны как можно сильнее высунуть язык, чтобы дотянуться до подбородка.

№11

Пчела

У пчелы чудесный дар:

Собирать с цветков нектар!

«Хорошо, любой поймет,

Если есть зимою мед!»

                         В.Сибирцев

Дети держат руку на шее и произносят поочередно: «Ж-ж-ж» и «З – з - з».

№12

Восточный танец

Дети с легким плоским предметом на голове, сохраняя правильную осанку, выполняют простые танцевальные движения: плавно качают руками, поворачивают туловище вправо- влево, выставляют поочередно правую и левую ногу на носочек. « рисуют» носочком ноги на полу круг.

№13

Аквариум

Дети лежат на животе, руки вытянуты вперед. Под музыку К. Сен-Санса «Аквариум» импровизируют движения рыбок - поднимают голову, верхнюю часть туловища, руки. Ноги.

№14

Куклы

Дети «превращаются» в кукол – у них прямые спинки. Ручки и ножки. Под веселую музыку « куклы» начинают танцевать, сохраняя осанку.

№15

В бассейне

Лежа на животе, дети имитируют плавание разными стилями.

№16

Ежики

Дети свободно лежат на спине- «ежики» отдыхают. По сигналу «Лиса идет!» подтягивают согнутые в коленях ноги к голове – сворачиваются клубком.

№17

Лягушата

Дети сидят на полу с прямой спиной, ноги вытянуты. Под ритмичную музыку шлепают руками на полу, постепенно наклоняя тело, пока руки не коснутся пальчиков ног. Затем также ритмично возвращаются в исходное положение.

№18

Кто там?

Дети  лежат на спине, вытянув ноги. Педагог ставит на пол возле носочков ног маленькую игрушку. Ребенок должен приподнять голову, чтобы увидеть и назвать предмет.

№19

Змеиный язычок

Представляем, что длинный змеиный язык пытается высунуться как можно дальше, стараясь достать до подбородка (6 раз).

№20

Смешинка

Попала смешинка в рот, и невозможно от нее избавиться. Глаза прищурились, губы радостно раздвинулись, и послышались звуки: ха-ха-ха, хи-хи-хи, гы - гы - гы.

№21

Ворона

Села ворона на забор и решила завлечь всех своей прекрасной песней. То вверх поднимает голову, то в сторону повернет. И каркает так, что всюду слышно. Дети произносят протяжно «ка-а- а- а- а- р» (5-6 раз).

 

№22

Зевота

Сидя удобно, расслабиться, опустив голову, широко раскрыть рот. Не закрывая его, вслух произнести о- о - хо- хо – о –о -о, позевать 5-6 раз.

Артикуляционные упражнения

№1

Утро с котиком Рыжиком

Котик Рыжик утром встал,                   дети потягиваются

Чистить зубки побежал.

Вправо – влево, вправо – влево -           в улыбке открыть рот и

Чистим зубки мы умело.                        кончиком языка сильно

         «почистить» за нижними

        зубами вправо – влево5-6

        раз, затем за верхними                                                        

        зубами 5-6 раз.

Пополощем ротик,                               имитация полоскания рта

Как чистюля Котик.

Рыжик наш расческу взял        в улыбке закусить язык зуба

И причесываться стал.        ми, «протаскивать» язык

Мы за ним не отстаем –        между зубами вперед- назад

Все покажем язычком.

Дальше по порядку

Делаем зарядку!

Рыжик спинку выгибает,                улыбка, открыть рот, кончик

                                                         языка упереть за нижние зубы,

                                                    спинку языка выгнуть, удерживать

                                           под счет до восьми.

Рыжик спинку прогибает.                 Открыть хорошо рот, поднять                                          

                                           язык за верхние зубы.

А теперь язык наш – мяч.                          Рот закрыть, кончик языка с

Начинаем футбольный матч!                    напряжением упирать то в одну

Гол забили мы! Ура!                                  то в другую щеку так, чтобы

                                                        под щекой надувались «мячики»

Вот и завтракать  пора:                         улыбнуться, открыть рот, поло

Котик нам напек блины,                       жить широкий язык на нижнюю  

Со сметаною они.                                  губу и удерживать под счет до

                    пяти.

Как сметану любит Котик?                  Улыбнуться, открыть рот, обли

Оближи скорее ротик.                           зать языком верхнюю, затем

                        нижнюю губу

А теперь чаек попьем,                   Улыбнуться, открыть рот, высу-

Чай мы в чашечку нальем.                  нуть язык и тянуть его к носу, за-

                                                           гибая боковые стороны язычка в                                                                                                            

        виде чашечки

Рыжик сыт, Рыжик рад!        Ритмично хлопать в

Рыжик любит всех ребят!        ладоши.

№2

Котик рыжик в детском саду

Котик Рыжик стал скучать -                        дети зевают

Не с кем дома поиграть.

Чтоб друзей себе найти,                        улыбаются

Надо в детский сад пойти!

Рыжик лапки причесал,                        «протаскивают» язык между

                                                   зубами вперед - назад

Язычком их облизал,                             облизывают рот по часовой

                                                                 стрелке

Влево – вправо потянулся,                   сильно высовывают язык

                                             то вправо, то влево

И, конечно, улыбнулся.                                 улыбаются

Мяу! Мяу! Малыши!

Веселимся от души!

Мы достанем с верхней полки,              тянут кончик языка вверх

Наш, веселый, звонкий мяч.                   к носу

Покатаем мяч по полю,        рот закрыть, кончик языка

        с напряжением упирать то

        в одну, то в другую щеку

        так, чтобы под щекой                      

        надувались «мячики»

А потом помчимся вскачь!           Быстрые движения              

        кончиком языка вверх-вниз

Круглый обруч мы возьмем,        округляют рот, словно про-

И крутить его начнем.        износя букву «о»

А теперь, мои ребятки,

Поиграем с вами в прятки!        Показывают язык, затем

        быстро прячут его за зубы-

        несколько раз.

Рыжик целый день играл,        дети потягиваются

Только к вечеру устал.

Дома на кроватке        дети кладут голову на        

Спит котенок сладко.        сложенные ладошки

№3

Жаба Квака

Жаба Квака с солнцем встала,

Сладко- сладко позевала.        дети зевают

Травку сочную сжевала        имитируют жеватель-

Да водички поглотала        ные движения, глотание

На кувшинку села,

Песенку запела:

«Ква-а-а-а!        произносят звуки отры-

Квэ-э-э!        висто и громко

Ква-а-а!»

Жизнь у Кваки хороша!

.

№4

Котик Рыжик зимой

Раз- два- три- четыре- пять,

Будем с Рыжиком гулять!

(широко раскрыть рот, подержать его открытым несколько секунд)

Раз- два- три- четыре,

Рот откроем мы пошире.

Пожевали,

(жевательные движения с закрытым ртом)

Постучали

(постучать зубами)

И с котенком побежали.

(движение языком вперед- назад)

Кот снежинки ртом ловил,

(ловить ртом воображаемые снежинки)

Влево, вправо он ходил.

(движение языком вправо – влево)

Скучно Рыжику, ребятки!

Поиграем с ним мы в прятки.

(то втягивать губы внутрь рта, то высовывать вперед узкий напряженный язык)

Рыжик прятаться устал,

Рыжик – ух - сердитым стал.

(выгибание вверх и продвижение вперед спинки языка, кончик языка при этом прижимается к нижним зубам)

Мы погладим котика,

Все покажем ротиком.

(упражнение «расчесочка»)

№5

Снеговики и сосульки

Удивились Сосульки:

«Ах, какие вы толстые!»

(Дети смотрят, подняв брови и широко открыв глаза)

Рассердились Снеговики:

«Не такие уж мы толстые!»

(хмурят брови, морщат губы, смотрят сердито)

Еще больше удивились сосульки,

«О, да вы еще и сердитые!»

(округляют губы (как буква «о»), поднимают брови)

Еще больше рассердились

Снеговики:

(вытягивают губы трубочкой, сводят брови)

«У-у-у! Мы действительно сердитые!»

Сморщили нос сосульки:

(морщат нос, произносят слова с недовольством в голосе)

«Фу! Не хотим с вами разговаривать!»

Скривили губы Снеговики:

«Пф! Ну и не надо».

(изображают на лице возмущение, кривят уголки рта)

№6

Корова

Ранним утром поутру

Пастушок: «Ту – р у- ру- ру!»

А  коровки в лад ему

Затянули: «Му- му- му!»

Дети глубоко вдыхают ртом, медленно выдыхают и мычат, легко постукивая указательными пальцами по ноздрям.

То же самое упражнение проводится с постукиванием пальцами носогубных складок.

№7

Филин

Филин серый, филин старый,

А глаза горят, как фары.

Только ночью страшен филин,

А при свете он бессилен.

Дети легко стучат пальцами по верхней губе, произнося: «Бы-бы-бы!»

№8

Веселись детвора

Веселись детвора,                          идут по кругу

Начинается игра.

Веселись детвора,

Начинается игра.

Как мяучет кисонька                  умывается кошечка язычком

Мяу- мяу- мяу!

А как лает Жученька                          руки перед грудью, повороты в

-Гав-гав-гав!                стороны

А как мычит коровушка,             вытягивают губы трубочкой,

-Му- му- му!                                 показывают рога

А как свинка хрюкает                       показ пятачка

- Хрю-хрю-хрю!

Веселись детвора,                          идут по кругу

Продолжается игра

Веселись детвора,

Продолжается игра.

Как лягушки квакают

- Ква -ква – ква!

А утята крякают

- Кря – кря-кря!

Воробьи чирикают

-Чик-чирик!

По дорожке прыгают

-Прыг- прыг- прыг!

(машут руками и прыгают)

Речевые игры

№1

Солнышко

Солнышко, солнышко,                     ритмичные хлопки

Выгляни в окошко.

Твои детки плачут.                            притопы

По камушкам скачут.                        легкие прыжки с хлопками

№2

Кто нам песенку поет?

Ладошки, ладушки,                       идут по кругу

Приехали мы к бабушке.

Кто у бабушки живет?

Кто нам песенку споет?

Вот идет петушок,                   идут, высоко поднимая ноги

Поднял гордо гребешок:

- Я вам песенку спою-

Ку –ка- ре- ку- ре-ку-ку!

Вот и курочка идет,                  идут дробным шагом

За собой цыплят ведет:

- Спою песенку легко

Ко-ко-ко! Ко-ко-ко!

Вот козленок озорной             бегут прямым галопом

Вдруг затряс бородой:

- Подпевайте дружно мне –

Ме-ме! Ме-ме!

№3

Степка – растрепка

Первый куплет проговаривается медленно и тихо, каждое повторение идет все быстрее и громче.

Степка – растрепка по лесу гулял,        идут вразвалочку

Степка – растрепка шишки собирал     «собирают» шишки

Солнце высоко-о-о!                      

(поднимают руки вверх и тянутся на носочках0

Степке нелегко-о-о-о!

(«вытирают пот» рукой)

На  пенек он сел,                приседают на корточки

Песенку запел:                   хлопают в ладоши

№4

Лисичка – сестричка

Дети.   Лисичка – сестричка,                      дети идут по кругу

    Пушистая шубка,                             в центре стоит «лисичка»

    Где бывала? Кого видала?

Лисичка. В деревне бывала,

                Петушка видала.

                На заборе он сидит,        дети и «лисичка» имити-

        Песни солнышку кричит:        руют движения

        « Ку-ка-ре-ку!»        петушка

Дети.     Лисичка – сестричка,                      дети идут по кругу

      Пушистая шубка,                            

      Где еще бывала?

      Кого еще видала?

Лисичка. В поле я бывала,

        Мышку там видала.

               Мышка зернышки грызет,                дети присаживаются на

                Тоже песенку поет:        корточки

                «Пи-пи-пи!»

        

Дети. .   Лисичка – сестричка,                      

      Пушистая шубка,                            

       Где потом бывала?

                Кого потом видала?

Лисичка. По мосточку пробегала

                   И лягушку увидала.

        Возле речки сидит,

                  Изо всех сил кричит:

                   «Ква-а-а! Ква-а-а!»

            Дети. Лисичка – сестричка,                      

              Пушистая шубка,                            

              Куда прибежала?

                       Кого  увидала?

Лисичка. В лес дремучий прибежала,

                  Зайцев серых увидала.

                  Зайцы крикнули: « Беда!           Хлопают в ладоши.

                  Разбегайтесь, кто куда!»         убегают от «лисички»

№5

Волки и зайцы

Дети.        Погляди, лесной народ,-        дети и « волки» идут дву-

                  Волки водят хоровод.        мя кругами противоходом

                 Лапами хлоп- хлоп!        хлопают

                 Ножками топ – топ!        топают

Волки.     Выходите поиграть,        «зовут» рукой

                 Мы не будем вас кусать!

        Затем игра продолжается, как в «кошки – мышки»

№6

Листопад

Осень, осень! Листопад!       Ритмичные хлопки

Лес осенний конопат.            Щелчки пальцами

Листья рыжие шуршат           трут ладошкой о ладошку

И летят, летят, летят!              Качают руками

№7

Дождь

Дождь, дождь, дождь с утра.       Хлопки чередуются со шлепками

                по коленям.

Веселится детвора!                       Легкие прыжки на месте

Шлеп по лужам,                           притопы

Шлеп – шлеп.

Хлоп в ладоши,                                    хлопки

Хлоп – хлоп.

Дождик нас не поливай,                      грозят пальцем

А скорее догоняй!                                Убегают от дождика

№8

Снег

Как на горке – снег, снег.                поднимают руки вверх, два

            хлопка

И под горкой – снег – снег,            приседают на корточки.

                     два шлепка

И на елке – снег, снег.                     Поднимают руки вверх

                   два хлопка

И под елкой – снег, снег.                приседают на корточки

                    два шлепка

А под снегом спит медведь.             притопы

Тише, тише. Не шуметь!                 Произносят шепотом, указатель-

                                     ный палец возле губ

№9

Сторож

Дети проговаривают текст с различной динамикой.

Тихо.   Тише, тише, не шумите!

             Сторожа не разбудите!

Громко. Только зайчики не спят,

                Прыгать зайчики хотят!

Тихо.       Спит слоненок, спят волчата,

                 Бегемотик и лисята.

Громко.  Только мишка спать не хочет,

                 Мишка ножками топочет!

Тихо.       Мы тихонько подойдем

                 И тихонько позовем:

Громко.   «Сторож, сторож, ты не спи,

                   Нас скорее догони!»

Дети убегают и садятся на стульчики. Сторож их догоняет.

№10

Сладкоежка

Дети стоят в кругу, в центре – Сладкоежка. Он бросает мяч по очереди каждому ребенку. Игра проводится по типу « Съедобное – не съедобное». Если слово обозначает съедобное – ребенок ловит мяч и говорит «Ням!», а если несъедобное – отталкивает мяч.

Сладкоежка.

Начинаю развлеченье!

Я принес вам угощенье:

Вот тебе пирожное,

А тебе – мороженое,

Вкусную ватрушку,

Мягкую подушку.

Вот молочный шоколад,

Разноцветный мармелад,

Абрикосовый пирог

И малиновый сапог.

Яблоки румяные,

Ложки деревянные,

Круглый апельсин,

Книжный магазин,

Сладкое варение,

Квадратное печенье.

Звонкий барабан,

Сахарный банан.

А теперь вы не зевайте

И скорее убегайте!

№11

Матрешки и Петрушка

Вот пришли веселые матрешки.

Тук – тук!

Принесли нам расписные ложки.

Тук – тук!

Мы на ложках заиграли.

Туки – туки! Тук – тук- тук!

Наши ложки заплясали.

Туки – туки! Тук – тук- тук!

Вот бежит приятель наш Петрушка,

Трень – трень.

Он принес ребятам погремушки,

Трень – трень.

Погремушки зазвенели –

Трень – трень – трень!  Трень- трень – трень!

Звонко песенку запели –

Трень – ди, трень – ди, трень – ди – трень!

Тук – тук, туки – тук,

Трень- трень – трень – ди – трень!

Будет весело играть

Наш оркестр целый день!

№12

Шур – Шур – песенка

В тиши шуршунчики шуршат:

Шур – шур, шур – шур, шур – шур.

Они похожи на мышат.

Шур – шур, шур – шур, шур – шур

.

Дети играют на «шуршунчиках» - султанчиках с бумажными или полиэтиленовыми полосками.

А где – то спит мурлыка – кот.

Мур – мур, мур – мур, мур- мур.

Во сне он песенку поет:

Мур – мур, мур – мур, мур- мур.

Дети перебирают струны цитры или арфы.

№13

Веселый оркестр

«Бум – бум! Трам – там – там!»-

Застучал барабан.

                  «Туки – туки – тошки»

                   Заиграли ложки.

«Четки – четки», -

Бряцают трещотки.

                  «Дин – дон, дин – дон!»

                  Зазвенел металлофон.

«Бан – бан – балалал!»-

Треугольник зазвучал!

                    «Бумба – бумба!»-

                     Загремела румба!

А теперь нам нужно

Заиграть всем дружно.

№14

Снежный оркестр

Летят, летят снежиночки:

Динь – динь, дон – дон, дан – дан.

(дети играют на металлофоне звуки трезвучия: соль – соль, ми –ми, до –до.)

Снежиночки – пушиночки:

Динь – динь, дон – дон, дан – дан.

( звуки исполняются на ксилофоне)

Их ветерок покружит,

С метелью их подружит.

( звучат «шуршунчики»

Поют, поют снежиночки:

Динь – динь, дон – дон, дан – дан.

( играют на металлофоне)

Им подпевают льдиночки:

Динь – динь, дон – дон, дан – дан.

( играют на ксилофоне)

Тут дедушка Мороз

(шлепки по коленям)

Их вдаль с собой унес.

№15

Кухонный оркестр

Наш повар Василий

На кухню пришел.

Он главный, он сильный,

Он – дирижер!

Огромным половником только взмахнет –

Оркестр посудный тотчас запоет:

Кастрюли огромные – бом – бом!

Бидоны бездонные – дон – дон!

Чашки для чая – тинь – тинь!

Сковородка большая – динь – динь!

Вилки и ложки – там – там!

Тарелки и плошки – бам – бам, бам- бам.

Оркестр играет у нас интересный,

А борщ получается – просто чудесный!

№16

Фома

Стучит, бренчит по улице:        притопы с хлопками

Фома едет на курице,                 шлепки по бедрам

Тимошка – на кошке                   щелчки

По кривой дорожке.                   показывают руками кривую

               дорожку

Фома песенки поет,                     «пружинка» с хлопками

Тимка семечки грызет.

Ехали, ехали,

В темный лес заехали.

В лесу мишка сидит                      присаживаются на корточки

И на нас рычит:

_Р-р-р-р!                                         Убегают от мишки

№17

Пчелы водят хоровод

Водят пчелы хоровод -                   дети топают на месте

Брум, брум.                                      Хлопки по « тарелочкам»

В барабан ударил кот -                   имитируют пальцами игру на

             барабане

Трум, трум.                                      Стучат кулаком о кулачек

Стали мыши танцевать -                 выставляют ногу на пятку

Тир – ля – ля.

Так, что начала дрожать                  кружатся дробным шагом

Вся земля.                                         Хлопают в ладоши

№18

Теремок

Тук – тук молоток –

Мишка строит теремок.

Позовет в него гостей,

Чтобы было веселей!

       Мышка – норушечка

       В гости бежит,

       Тихо шуршунчиком

       Мышка шуршит.

Зайка веселый

 Потом прискакал,

Лапками звонко

В барабан застучал.

       Вот и лиса

       К теремочку идет,

       Лисичка – сестричка

       Трещотки несет.

Серый волчок

В бубенцы загремел,

А петушок

Громко песни запел.

       Мишка мохнатый

        Рад новоселам:

        Живет в теремочке

        Оркестр веселый!

№19

Обезьянки

Чи – чи –чи! Чи – чи –чи!                Хлопки

Обезьяна на печи.                           Шлепки по коленям

Чи – чи – чи! Чи – чи – чи!                Хлопки

Грызет с маком калачи.                    Щелчки пальцами

Чу – чу – чу!чу – чу – чу!                     Хлопки

Поиграть я с ней хочу.                      Притопы

Чу – чу – чу!чу – чу –чу!                      Хлопки

Я смеюсь и хохочу!                           Дети весело смеются.