" Организация активного отдыха в зимний период"
консультация (подготовительная группа) на тему

Панченко Людмила Ивановна

Консультация

 «Организация активного отдыха в зимний период в ДОУ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx144.09 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

 «Организация активного отдыха в зимний период в ДОУ»

    Выполнение физических упражнений в условиях действия низких

температур способствует совершенствованию адаптационных и

функциональных систем детского организма. Высокая двигательная

активность детей на воздухе активизирует деятельность сердечно - сосудистой

и  дыхательной систем, обеспечивает повышенную доставку кислорода к органам и тканям, стимулирует обмен веществ, совершенствует деятельность

центральной нервной системы. Организация мероприятий активного отдыха

на открытом воздухе в зимний период имеет свою специфику Обычно занятия с детьми на улице проводят в безветренную погоду при температуре не ниже –12° С. В более холодную погоду целесообразно проводить физкультурный

досуг или праздник в помещении. Для обеспечения закаливания детского

организма большое значение имеет правильный подбор одежды и обуви.

Теплозащитные свойства одежды зависят от количества ее слоев: между ними находится воздух, и чем больше слоев, тем выше температура под одеждой. Разумеется, следует одевать ребенка в соответствии с температурой наружного воздуха, но стараться «не перекутывать» его, чтобы не допустить чрезмерного перегревания, так как при этом снижается теплоотдача. Важна и воздухопроницаемость тканей, которая обеспечивает вентиляцию пространства под одеждой. Нерациональная одежда, затрудняя испарения, может ухудшить самочувствие ребенка и снизить его работоспособность. При подборе одежды в холодную погоду важно учитывать индивидуальные особенности детей: закаленным, привыкшим к холоду детям ее можно несколько облегчить, а часто болеющим, плохо переносящим холод («зябким») – использовать более теплую одежду.

Примечание. При ветре или снижении температуры воздуха до минус12 –15 С на ребенка дополнительно надеваются шерстяная кофта и штанишки. По окончании мероприятия дети заходят в помещение, где растираются сухими полотенцами и полностью переодеваются в повседневное белье и одежду. Это предотвратит переохлаждение детей, особенно если они активно двигались и вспотели. Зимой погода нередко колеблется – от очень холодной до умеренной и даже теплой. В связи с этим следует вносить те или иные изменения в содержание физкультурного досуга, увеличивая или уменьшая интенсивность игровых упражнений и подвижных игр. Как правило, зимние мероприятия на открытом воздухе проводятся при высокой двигательной активности детей. Необходимо обеспечить правильное распределение нагрузок: упражнения высокой интенсивности (бег, прыжки, подвижные игры) должны чередоваться с упражнениями низкой и средней интенсивности (ходьба, метания, упражнения в равновесии). Паузы между упражнениями не должны быть длительными, чтобы не вызвать переохлаждения детей; однако, после бега и прыжков, а также игр высокой подвижности время отдыха может быть увеличено до 20–30 секунд. В зимнее время года следует уделять больше внимания носовому дыханию детей. В то же время не надо бояться, если при выполнении некоторых упражнений, например бега, дети будут дышать ртом. Как правило, дыхание через рот чередуется с носовым дыханием (если оно, конечно, не затруднено), а поток холодного воздуха чередуется с теплым, согретым и очищены при прохождении через носовые ходы. Такое чередование типов дыхания является хорошим закаливающим средством.

При оборудовании площадок для организации мероприятий активного

отдыха следует предусмотреть все обстоятельства, требующие от детей

выполнения разнообразных движений. Например, для прыжков, упражнений в равновесии возводят снежные валы Снежные фигуры можно использовать в качестве ориентиров, мишеней для метания снежков в цель и т.п. Особое внимание необходимо уделить соблюдению правил техники безопасности и предупреждения травматизма. Так, при выполнении детьми упражнений в равновесии – ходьбе по снежному валу, играх с использованием повышенной опоры – обязательна страховка взрослого. Скольжение по ледяной дорожке - упражнение, способствующее развитию равновесия, ловкости. Включать его в содержание мероприятий активного отдыха целесообразно, начиная со средней группы детского сада, так как дети четвертого года жизни еще недостаточно уверенно владеют этим движением и лишь к концу зимы в

состоянии самостоятельно скользить по недлинной дорожке. Скольжение проводится только по хорошо утрамбованному снегу. Кататься нужно в одном направлении. Каждый следующий ребенок начинает выполнять задание лишь после того, как предыдущий закончил скольжение и освободил дорожку.

Перебегать ее нельзя! Во время скольжения детей по дорожке взрослый обязан находиться рядом не только с целью руководства, но и для обеспечения

страховки. Катание на санках – не только развлечение для детей, но и вид спортивных упражнений, которые вовлекают в работу почти все крупные мышечные группы, повышают обмен веществ, способствуют совершенствованию функциональных и адаптационных возможностей детского организма. Во время катания друг друга на санках дети в паре должны быть равными по своим физическим возможностям, что позволит предотвратить растяжение мышц и возникновение пупочных и паховых грыж.

Катание на санках требует соблюдения простейших правил безопасности.

Чтобы сесть на санки, ребенок встает сбоку, берет шнур обеими руками,

переносит ногу через санки и опускает ее на полоз; затем садится на середину санок, а вторую ногу ставит на другой полоз; спина при этом должна быть прямая, смотреть надо вперед. Дети легко и быстро начинают возить санки одной рукой; напомните им, что надо время от времени менять руки. Передвижение с санками может осуществляться шагом или бегом, туловище при этом должно быть наклонено вперед. При катании на санках с горки дети тем более должны соблюдать определенные правила. Следует кататься по очереди и съезжать вниз с интервалом (начинать спуск только тогда, когда внизу никого не будет). После спуска надо быстро встать и отвезти санки в сторону, чтобы другой ребенок мог сразу же скатиться с горы. В случае необходимости нужно уметь падать на бок.

Простая зимняя забава – метание снежков друг в друга – может привести к

травмам, поскольку дети не всегда соразмеряют силу броска и его точность.

Лучше предлагать детям игровые задания, связанные с метанием снежков в

цель или на дальность. Целесообразно включать в содержание мероприятий активного отдыха ходьбу на лыжах. Лыжный инвентарь должен соответствовать весоростовым показателям дошкольников. Для детей старшего дошкольного возраста длина лыж определяется с помощью поднятой вверх руки без учета кисти. Крепление может быть мягким, с резиновой петлей сзади для предотвращения соскальзывания лыж, или полужестким. Высота лыжных палок должна быть на 3–5 см ниже уровня плеч. Проследите, чтобы лыжи не имели сучков, трещин, шероховатостей на скользящей поверхности. На спортивной площадке прокладывают учебную лыжню длиной 120–150 м с закругленными углами. Дети должны усвоить и соблюдать правила передвижения на лыжах: идти, соблюдая интервал; не отставать, не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции; при падении во время передвижения по дистанции быстро встать

и  продолжить движение; если слетело крепление, нужно отойти  в сторону, уступая дорогу идущим сзади. и при подъеме на горку других препятствиях необходимо помогать слабому; начинать спуск с горы можно, когда внизу никого нет. Если на пути при спуске с горы неожиданно возникает препятствие, нужно постараться мягко упасть на бок. В процессе проведения мероприятий активного отдыха важно создать такую психологическую атмосферу, чтобы совместная двигательная деятельность способствовала удовлетворению потребности в движениях, доставляла детям радость.

       

http://5148.maam.ru/images/photos/856a3b93b9f2fd6676d102824431e905.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация  активного отдыха в летний период»...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

В летний период в детском саду особое место отводится физкультурно-оздоровительной работе. Это обусловлено, прежде всего, тем, что летом уменьшается количество занятий в помещении, режим дня насыщаетс...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙ Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВОСПИТАТЕЛЕЙТема: «Организация  активного отдыха в летний период»...

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период

Консультация для родителей Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период...

Консультация для родителей "Организация активного отдыха старших дошкольников в зимний период"

Зима – веселое время года: здесь и катание с горок, и коньки-санки-лыжи, и битвы в снежных крепостях. Всем детям по душе зимние забавы, но взрослым необходимо подключить фантазию и воображение, ...

Организация активного отдыха в летний период

Организация активного отдыха в летний период...