Проект "Волшебный мяч"
проект (подготовительная группа) на тему

Шагиахметова Флюра Батыровна

Долгосрочный, оздоровительный, проект по фитбол - гимнастике

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Волшебный мяч"35.37 КБ

Предварительный просмотр:

Тип проекта:  оздоровительный, долгосрочный, групповой.

Участники проекта:  воспитанники и воспитатели подготовительной группы, музыкальный руководитель, воспитатели, родители воспитанников.

Цель проекта: Формировать двигательное творчество дошкольников. Развитие гибкости и подвижности в суставах.

Задачи проекта:

1.Оздоровительные: Охрана и укрепление здоровья детей.  Профилактика мышечной недостаточности. Умение использовать мячи – фитбола для укрепления своих органов и систем.

2.Образовательные: Формировать представление об активном отдыхе. Развитие инициативы, самостоятельности и творчества в двигательной активности.

3.Воспитательные: Воспитание красоты, грациозности, выразительности движений, формирование правильной осанки.      

4.Время реализации проекта: ноябрь – май.

Этапы реализации проекта

1-й этап: подготовительный (ноябрь - декабрь)- сбор информации, материала. Составление плана кружковой работы.

2-й этап: организационный (январь – февраль) - разработка содержания занятий с детьми, сценария развлечения.

3-й этап: формирующий (март  - апрель) - проведение занятий с детьми и родителями.

4-й этап: итоговый  (май) - анализ полученных результатов.

Актуальность проекта:

Дошкольный возраст является наиболее важным для формирования двигательных навыков и физических качеств, так как в этот период наиболее интенсивно развиваются различные органы и системы. Организм ребенка представляет собой единое целое, где деятельность одних систем находится в непрерывной взаимосвязи с деятельностью других. В последние годы с бурным развитием современного общества усиливается стрессовое воздействие на организм человека, снижается его физическая активность.  Дети большую часть времени проводят в статическом положении (за столами, у телевизора, за компьютером и т.д.). Это увеличивает статическую нагрузку на определённые группы мышц и вызывает их утомление. Снижается сила и работоспособность скелетной мускулатуры, что влечёт за собой нарушение осанки, плоскостопие, задержку возрастного развития, быстроты, ловкости, координации движений, выносливости, гибкости и силы.

Поэтому большое внимание стали уделять развитию новых направлений оздоровительной аэробики.

Одно из таких направлений - фитбол – гимнастика.

Фитбол – аэробика с использованием специальных мячей, соответствующего размера для каждого ребенка. Эта аэробика забавна и безопасна и была разработана специально для увеличения эффективности упражнений, развития координации и гибкости, исправления осанки.

Фитбол  по сравнению с другими видами занятий  дает уникальную возможность тренировки сердечно-сосудистой системы, повышения возможностей организма занимающихся. Так как мяч создает хорошую амортизацию, во время динамических упражнений осевая нагрузка на позвоночник менее интенсивна, чем при ходьбе. Работа идет в щадящем режиме, ударная нагрузка на суставы ног гораздо меньше, чем при других занятиях. Фитболом могут заниматься все: и взрослые и дети. У него нет противопоказаний.

 Уникальное сочетание физических упражнений с музыкой, элементов акробатики, проговариванием стихов в фитбол-гимнастике - развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а также вызывает эмоциональный подъем, чувство радости и удовольствия.

Здоровые дети – это основа жизни нации. Правительство РФ определило заботу о здоровье и совершенствовании физического воспитания подрастающего поколения, как одно из приоритетных направлений модернизации российского образования.

По данным официальной статистики, в последние годы отмечается неуклонный рост числа заболеваний у детей как дошкольного, так и школьного возраста. Дошкольникам особенно необходима двигательная активность, благотворно влияющая на организм ребенка.

Проблема формирования здорового образа жизни особенно актуальна для дошкольников. Актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья дошкольников обусловлена еще и тем, что это период постепенной подготовки к систематическому обучению, к восприятию учебных нагрузок в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к нагрузкам.

Одним словом, фитбол – гимнастика, игры с использованием фитбол – мячей и дыхательная гимнастика – это здоровый образ жизни и его цели как нельзя лучше подходят для решения проблемы оздоровления детей, формирование у них здорового образа жизни, так актуальной для дошкольников.

Предполагаемый результат:

 Фитбол гимнастика обладает большим оздоровительным эффектом: у детей развиваются двигательные качества, координация движений, увеличивается гибкость и подвижность в суставах, формируется правильная осанка.  (Потому что использование мяча во время занятий помогает детям снять нагрузку с позвоночника, укрепить мышцы туловища, предотвратить возникновение болей в спине, поднять мышечный тонус, развить силу и выносливость мышц).

 Фитболы вносят игровой момент в образовательную деятельность, создают весёлую атмосферу и делают занятия с детьми эмоциональными и яркими. Они позволяют разнообразить всю физкультурно – оздоровительную работу в дошкольном учреждении. Развитие моральных и волевых качеств детской личности продолжает оставаться важной стороной педагогического руководства двигательной деятельностью в процессе физического воспитания. Занимаясь фитболом, знакомясь с правилами игр дети приобретают опыт, который им необходим для выработки саморегуляции.

В процессе занятий, играя и наслаждаясь движениями, дошкольники приобретают привычку к здоровому образу жизни и овладевают основными когнитивными умениями: - предсказывать последствия действия или события; - проверять результаты собственных действий; - управлять своей деятельностью. Фитбол позволяет ребёнку испытывать радость от физических упражнений, игр, трансформировать их из чисто механических в реабилитационно – лечебные. Освобождаться от чувства тревожности, зажатости, страха, влиять на собственное состояние и поведение.

Формы реализации проекта

  • Непосредственная образовательная деятельность – в освоении ОВД и ОРУ.
  • В сочетании с дыхательными упражнениями, ритм - блоками.
  • На праздниках и досугах.
  • В подвижных играх и эстафетах.
  •  Музыкально – двигательная игровая деятельность детей в свободное время, самостоятельно, в спортивном зале и дома.
  • Закаливание с использованием игр с фитболами.

Этапы реализации проекта

Этапы

Время реализации

Описание

1.Подготовительный

Октябрь - декабрь        

  • работа с методической

     литературой, журналами  и интернет ресурсами.

  • подбор музыкального репертуара;
  • разработка планов, конспектов занятий;
  •  подбор  упражнений, подвижных игр и различных эстафет

2. Основной

  Январь- февраль

  • разработка содержания

     занятий с детьми, сценария развлечения

3. Формирующий

Март - апрель

  • Беседа  «Профилактика травматизма на занятиях»,
  • Сюжетные игры: « Гном, мороз и ёлочки»,  «Космонавты»,  «Успей передать» «Не пропусти мяч».
  • Игры – забавы: «Танцевальный марафон», «Ловкачи», «Весёлый мяч», «Эквилибристы».
  • - Бессюжетные игровые упражнения: «Кто скорее», «Ловкая пара», «Путешествие», «С закрытыми глазами».

4. Итоговый

май

Диагностика.

Музыкально ритмическая композиция «Волшебный мяч».

Схема реализации проекта по другим разделам программы

Разделы программы

Виды деятельности

 

 Социально-коммуникативного развития

 

  • Беседа: «Золотые правила фитбола» (безопасное поведение с фитболом).
  • Активно помогать взрослым в уборке спортивного инвентаря: мячи, шнуры. Воспитание ценностного отношения к собственному труду и труду других людей.
  • Учить детей постоянно поддерживать порядок в физкультурном зале.
  • Поощрять речевую активность детей в процессе разучивания стихов, считалок, счёта.

  Речевого развития

 

  •  Разучивание слов из сюжетных игровых упражнений, (развивать творческие способности и фонематический слух). Формировать правильное дыхание.
  • Рассказы и беседы  «Влияние фитбол -гимнастики на организм», «Основы здорового образа жизни».
  • Для подвижных игр разучивание считалок: «Петушок», «Пчёлы», «Черепаха», «Шарик».

 

  Художественно-    эстетического развития

 

  • Заучивание и проговаривание стихов из упражнений: «Тик-так», «По ровненькой дорожке», «Бабочка», «Катились колёса, колёса» др.
  • Ознакомление с музыкой для игр и упражнений. Воспитание эмоциональной  отзывчивости при восприятии музыкальных произведений, чувства ритма, слуха.
  • Разучивание музыкально-ритмических движений.

                                   

 

  Физического развития

 

  • Использование на физкультурных занятиях   общеразвивающих упражнений на мячах, подвижные игры и эстафеты в основной или заключительной части занятия; в самостоятельной деятельности детей – креативные игры и упражнения, подвижные игры; индивидуальная работа с детьми.
  •  Закаливание -  Музыкально – ритмическое упражнение  «Весёлый мячик» и др.
  • Дыхательные упражнения «Снежинки», «Трубач», «Воздушный шарик».
  • Самостоятельные танцевальные движения на мячах.

Работа с родителями

 

  • Консультации для родителей: «Подвижные игры в кругу семьи», «Как правильно выбрать фитбол домой»,
  • Папка-передвижка: «Выносливость-как фактор оздоровления дошкольников».
  •  «Фитбол - больше, чем мяч!»

                                     

Месяц

Задачи

Упражнения, игры, эстафеты

Октябрь

Сбор информации.

Работа с методической литературой.

Подбор материала по фитболу. Разработка планов, конспектов занятий;

 подбор  упражнений, подвижных игр и различных эстафет.

Ноябрь

Знакомить детей со свойствами фитбола. Обучение правильной посадке на нём.

Учить базовым положениям при выполнении упражнений.

Покачивания и подпрыгивания на мячах - хопах. Разные виды прокатывания мяча – хопа по полу. Отбивание двумя руками на месте, в сочетании с ходьбой по кругу.

Упражнения: «Цапля», «Повороты головы», «Для рук», «Ходики», «Отбивание на месте», «Поднимание и опускание плеч».

Игры: «Догони мяч», «Докати мяч ладошкой».

П/игра: «Кузнечики», «Бедная свинка».

Декабрь

Продолжать знакомить с физическими свойствами фитбола. Продолжать обучать правильной постановке стоп (сидя на мяче).Учить сохранять осанку при выполнении упражнений  для рук и ног в сочетании с покачиваниями на фитболе.

Подпрыгивания на мячах – хопах,

 врассыпную по всему залу.

Прокатывания мяча между ориентирами

«Змейка».

Отбивание мяча в сочетание с ходьбой.

Передача мяча  друг другу.

Упражнения: Закрепление «Цапля»,

«Для рук», «Ходики», «Бег вокруг мяча, придерживая его рукой»,

«Покачивание, сидя на мячах»,

«Упражнение на равновесие, сидя на

полу, спиной к мячу»,

Игры: «Попади мячом в цель», «Докати

мяч стопой».

П/и: «Пингвины на льдине», «Успей передать», «Вагончики».

Январь

Учить базовым положениям при выполнении упражнений сидя, лёжа, в приседе. Обучать выполнять упражнения на мяче в среднем темпе. Закреплять правильное положение стоп.

Боковой галоп (лицом в круг)

с отбиванием мяча двумя руками

 по кругу. Прыжки на мячах по кругу,

друг за другом.

Бросание мяча вверх и   ловля его, упражнение выполняется в парах

в парах.

Упражнение: «Покатай мяч стоя»,

«Лесенка для рук»,

«Покачивание, сидя на мячах», «Бег

 вокруг мяча», «Пружинки»,   «Самолёт».

Игры: «Улитка», «Ловкая пара»,  

«Не пропусти мяч».

П /и: «Цапля и лягушки», «Кузнечики».

Февраль

Учить следить за постоянным сохранением контакта с поверхностью фитбола. Продолжать сохранять осанку при выполнении упр. для рук, ног, корпуса. Учить прыжкам на мячах в повороте вокруг себя

Ходьба по кругу. Прыжки по кругу с поворотом      на мячах вокруг   себя. Отбивание мяча двумя руками с ходьбой.

Ходьба с бросанием мяча вверх и

 ловля его.

Упражнения: «Цапля», «Маятник», «Пружинки», «Наклоны вперёд, с прокатыванием мяча не отрывая ног

 от пола», «Самолёт», «Ходики»,

«Качалочка», «Ходьба, сидя на мяче».

Игры: «Вышибалы», «Докати мяч стопой»

П/и: «Два барана», «Пингвины на льдине»

Март

Учить различным перестроениям во время комплекса. Продолжать сохранять осанку при выполнении упр. для рук, ног, корпуса. Продолжать обучать выполнять ОРУ в более быстром темпе. Учить прыжкам на мячах в повороте в парах.

Ходьба по кругу. Прыжки по кругу на         хопах, в повороте в парах. Прыжки на          месте с  выставлением пятки в стороны. Отбивание мяча в движении.

Упражнения: «Цапля», «Покатай мяч», «Лесенка», «Пружинки», «Колечко», «Самолёт», «Брасс», Лёжа на спине –

Прокатывание мяча вперёд- назад.

Упражнение, сидя на коленях «Прятки».

Игры: « Улитка», «Ловкая пара»,

«Вышибалы».

П/и: «Вагончики», «Ловишка с

ленточкой».

Апрель

Учить выполнению комплекса ОРУ с использованием фитбола в едином для всей группы темпе. Закреплять упражнения. Продолжать учить контролировать постоянный контакт с поверхностью фитбола.

Ходьба по кругу на носочках – мяч вверх.

Боковой галоп с отбиванием в движении

двумя руками. Прыжки с поворотом в

парах. Прыжки с выставлением пятки в стороны в движении.

Упражнения: «Цапля», «Стопы поздоровались», «Колечко»,

«Покатай мяч», «Самолёт»,

«Звёздочка», «Отжимание», «Отбей мяч».

Игры: «Улитка», «Кузнечики», «Играем парой».

П/игра: «Переправа», «Ударь по мячу».

Май

Совершенствовать качество ОРУ с покачиванием на фитболах и упражнений в равновесии.

Поддерживать интерес к упражнениям и играм с фитболом.

Ходьба по кругу на носочках – мяч вверх.

Боковой галоп с отбиванием в движении

двумя руками. Прыжки по кругу на

мячах -  хопах,  в и   в повороте в парах. Прыжки на     месте с  выставлением

 пятки в стороны.

Упражнения: «Цапля», «Цапля – 2», «Растяжка», «Лестница», «Мостик», «Колечко», «Отжимание», «Звёздочка», «Самолёт»,«Ходики».

Игры: «Играем парой», «Улитка».

П/игры: «Гусеничка», «Ловкачи».

Музыкально  – ритмическая

композиция: «Волшебный   мяч»

Методическая литература:

  • Программа дошкольного образования «От рождения до школы».
  • Журнал: «Инструктор по физкультуре». № 7 – 2012.
  • Журнал: «Инструктор по физкультуре».№ 2 – 2012г.
  • Л.И.Пензулаева Физическая культура в детском саду.
  •  Л.С. Киселева, Т.А. Данилина, Т.С. Лагода «Проектный метод в           деятельности дошкольных учреждений»;
  •  Детский сад.ру  http://www.detskiysad.ru;
  •  Дошкольное образование http://edu.rin.ru/preschool/index.h
  • Интернет – ресурсы.