Главные вкладки

    Статья (младшая группа) на тему:
    Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Титова Валентина Николаевна

    В статье раскрыт опыт работы по сопровождению непрерывного образовательного пространства и социально-психологической поддержки семей в реализации их воспитательной функции, которая достигается путем тесного сотрудничества узких специалистов и воспитателей детского сада. Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Эффективные формы взаимодействия с семьями детей с ОВЗ

    в условиях дошкольного образовательного учреждения

    Маркова О.А.,

    ГОУ РМЭ «Центр психолого-педагогической реабилитации

    и коррекции, подготовки семей для принятия детей и

    их профессионального сопровождения «Детство»

    Титова В.Н.,

    МДОУ «Центр развития ребенка –

    Медведевский детский сад  № 6 «Колокольчик»

    Одной из характеристик семьи, воспитывающей ребенка с ОВЗ, является недостаточная включенность в систему общественных отношений, узкий круг взаимосвязей с социальными институтами. Далеко не все семьи в полной мере реализуют весь комплекс возможностей воздействия на ребенка. Причины разные, но во всех случаях необходима квалифицированная помощь дошкольного учреждения. Решение данной проблемы нам видится в интеграции всей семьи в детско-родительский социум детского сада.

    Эффективное взаимодействие дошкольного учреждения с родителями решает множество проблем. Об этом свидетельствует опыт работы с семьями воспитанников МДОУ «Центр развития ребенка - Медведевский детский сад  № 6 «Колокольчик»», где сопровождение непрерывного образовательного пространства и социально-психологическая поддержка семей в реализации их воспитательной функции достигается путем тесного сотрудничества узких специалистов и воспитателей детского сада.

    Приоритетной формой сотрудничества с родителями является профилактика - повышение уровня психолого-педагогических знаний родителей, получение дополнительной информации по вопросам обучения и воспитания дошкольников (в том числе и детей с отклонениями в развитии), обмен опытом семейного воспитания.

    Однако недостаточно просто давать знания родителям – необходимо сформировать желание и умение родителей свободно участвовать, делиться опытом, дискутировать – одним словом, раскрепостить их. Степень активности родителей можно условно разделить на три этапа.

    На первом этапе минимальная активность родителей постепенно переходит в активное слушание. Основной задачей работы с родителями является установление сотрудничества детского сада и родителей; ознакомление родителей с психологическими особенностями детей раннего возраста. Среди наиболее эффективных форм взаимодействия с родителями хочется отметить:

    - Вечер знакомств – направлен на организацию общения родителей в неформальной обстановке, формирование и развитие коллективизма. На таком вечере можно рассказать родителям о детском саде, познакомить со специалистами, для раскрепощения и сплочения коллектива родителей использовать игры на знакомство («Сделай так…», «Снежный ком», «Непослушные шарики» и др.)

    -        Информационно-практические занятия – позволяют повысить активность родителей и мобилизуют их заинтересованность в сотрудничестве с детским садом. На занятиях рекомендуется использовать игры на знакомство, сплочение, снятие эмоционального напряжения («Комплимент», «Подарок», «Предмет рассказывает о хозяине», «Я в лучах солнца», «На что похожа наша группа»). С учетом темы занятия (например, «Роль игрушки в жизни ребенка») родителям можно предложить задания на выполнение общей деятельности («Коллективный портрет ребенка раннего возраста» или «Презентация развивающей игрушки»).  

    -        Презентация собственного ребенка – развивает творчество родителей, акцентирует их внимание на положительных качествах собственного ребенка, что бывает очень актуальным для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ. Форма презентации может быть различной: выставки, стенгазеты, папки-передвижки, альбом «Детки нашей группы».

    На втором этапе активное слушание родителей переходит в активное действие под руководством педагога. Общение с родителями выходит на новый качественный уровень, когда на основе наглядного, обучающего материала и игровой ситуации в доступной форме необходимо преподать сложный материал, отражающий особенности психического и социального развития детей среднего и старшего дошкольного возраста. Наиболее эффективными для достижения данных целей являются нетрадиционные формы взаимодействия с родителями:

    -         КВНы – отработка теоретического материала на практике в игровой форме (использование коррекционно-развивающих игр в КВНе «Развитие внимания и памяти детей в игровой деятельности»);

    -         «Читательская конференция» – обсуждение прочитанных материалов на тему собрания (изучение приемов воспитания семьи Никитиных на основе книг «Развивающие игры», «Мама или детский сад», «Резервы здоровья наших детей»);

    -        Ток-шоу «Есть мнение», «Большая стрика» - организация дискуссий с привлечение специалистов, обсуждение проблемы с различных точек зрения («Подготовка к школе. Когда начать, чтобы не опоздать?»);

    -        Аукционы – «продажа» полезных советов на определенную тему («Как приучить ребенка чистить зубы?», «Закаливание – весело и просто», «Играем по дороге из детского сада»);

    -         Родительские клубы, семейные гостиные - объединение родителей на принципах добровольности и личной заинтересованности в клубы по интересам. Они могут сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие.

    -         Обмен опытом воспитания – изготовление папок-копилок с рассказами и фотографиями родителей на тему воспитания ребенка в семье («Как Даша научилась помогать маме», «Семейные традиции», «У нас гостил Дед Мороз!», «Игрушки своими руками» и др.);

    -         «Душевный разговор» - организация общения родителей, дети которых имеют общие особенности (дети-левши, с ЗПР, с ОНР, агрессивные дети, дети с проблемами в общении и др.). Подобная форма, как правило, проводится узкими специалистами детского сада и проходит в виде тренинга, где наряду с получением теоретических знаний, родители отрабатывают навыки конструктивного общения с подобными детьми.

    На заключительном этапе активное действие родителей под руководством педагога переходит в активное общение родителей друг с другом. Здесь важно активизировать их на обратную связь, развивать умение оперировать полученными знаниями в любой ситуации. На данном этапе превалируют более сложные формы взаимодействия с родителями, такие как:

    -        Совместные занятия детей и родителей.  Позволяют не только повысить педагогические знания родителей, но и научить их учитывать индивидуальные особенности своего ребенка в ходе сотрудничества с ним (например, занятия по подготовке детей к школе, на которых родители не только присутствуют, но и под руководством педагога выполняют предложенные задания);

    -        Круглые столы, родительские конференции. Основная цель конференций - обмен опытом семейного воспитания. Родители заранее готовят сообщение, педагог при необходимости оказывает помощь в выборе темы, оформлении выступления. Здесь может выступить специалист. Обсуждение темы может проходить в рамках одного дошкольного учреждения, но практикуются и конференции городского, районного масштабов.

    -        Мастер-классы. Собрание, на котором родители демонстрируют свои достижения в области воспитания и обучения детей (фактически проводят ту же работу, что до этого проводили воспитатели и специалисты).

    Эффективность работы с родителями воспитанников подтверждается ростом их заинтересованности в сотрудничестве с дошкольным учреждением, повышении уровня психолого-педагогической компетентности, умении правильно взглянуть на ситуацию, оценить ее, находить приемлемые пути решения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Эффективные формы взаимодействия с семьями воспитанников

    Цель работы родительского клуба «Вместе»: повышение компетентностей родителей в вопросах воспитания и развития, сохранения и укрепления здоровья дошкольников. Привлечение их (родителей) к сотрудн...

    Мастер-класс "Организация народных и календарных праздников- это эффективная форма взаимодействия с семьями воспитанников ЗПР"

    Мастер-класс для педагогов, который подскажет, как можно организовать работу с родителями к Новогодним праздникам....

    Эффективная форма взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста. Проект "Главное - вместе!"

    Данный проект включает в себя подбор и апробацию активных форм взаимодействия с родителями детей младшего дошкольного возраста для эффективного сотрудничества ДОУ с семьей ребенка, поступившего в детс...

    Эффективные формы взаимодействия с родителями в условиях реализации ФГОС дошкольного образования

    Опыт работы по использованию эффективных форм взаимодействия с родителями....

    Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

    В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

    Опыт работ. Тема: «Эффективные формы взаимодействия с родителями детей как условие социально- педагогической поддержки семьи»

    Актуальной в настоящее время является проблема взаимодействия детского сада и семьи по повышению воспитательных возможностей родителей, так как семейное воспитание играет особую роль в дошкольный пери...

    Статья "Семейный клуб как эффективная форма сотрудничества с родителями детей с ОВЗ в инклюзивном образовательном процессе"

    Статья подготовлена для участия в краевой кон\ференции инклюзивных практик. Раскрывает содержание работы семейного клуба с родителями детей с ОВЗ  в условиях инклюзивного образования....