Методы и приемы арт- терапии
консультация (старшая группа) на тему

Невзорова Светлана Сергеевна

Арт-терапия – это буквально «лечение искусством». Термин «Арт-терапия» ввел в употребление художник Адриан Хилл  в 30-е годы ХХ века.Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала  человека. Лечит любая творческая деятельность: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.И, конечно, прежде всего -  собственное творчество. Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_art-terapiey.odt90.33 КБ

Предварительный просмотр:

Арт-терапия.

 Одной из составляющих здоровья современного человека наряду с физическим является душевная (эмоциональная) сторона. Современный мир с его стремительным ритмом не позволяет нам остановиться. Грубость, жестокость, эгоизм управляют человеком, при этом спокойствие, умиротворение становятся дефицитом. Сегодняшние дошкольники заметно отличаются от своих сверстников предыдущих лет: они раскованнее, инициативнее, сообразительнее. Но все больше встречается детей с отклонениями в поведении: одним совершенно незнакомо состояние покоя, сосредоточенности, другие, напротив, могут часами играть в одиночестве, говорить тихо, избегать контактов со сверстниками и взрослыми. В последние десятилетие все большее внимание ученых привлекает проблема нарушений в поведении и в общении детей. В дошкольной практике  именно  такие дети  приводят к ухудшению  психологического комфорта в группе, создают трудности в работе педагогов, но главное - нарушения в поведении детей могут привести к различного рода заболеваниям. В то время, когда идет отставание физического и нервно-психического  развития детей, возникает необходимость введения новых форм оздоровления в учебно – воспитательный процесс дошкольников.Главное для каждого педагога нашего детского сада  - создание благоприятных условий для обеспечения оптимального физического, психического развития детей, эмоционального благополучия, повышение их познавательной активности  в процессе воспитания и оздоровления. Одним из эффективных способов оптимизации процесса оздоровления является внедрение в воспитательно - образовательный процесс современных программ и технологий, в том числе арт – терапевтических технологий: изотерапии, игротерапии, сказкотерапии, цветотерапии, музыкотерапии, песочной терапии.

Арт-терапия – это буквально «лечение искусством». Термин «Арт-терапия»  ввел в употребление художник Адриан Хилл   в 30-е годы ХХ века.Это метод, связанный с раскрытием творческого потенциала  человека. Лечит любая творческая деятельность: рисование, лепка, музыка, фотография, кинофильмы, книги, актерское мастерство, создание историй и многое другое.И, конечно, прежде всего -  собственное творчество. Всего 1-1,5 часа занятий арт-терапией в неделю достаточно, чтобы дошкольник снял накопившееся напряжение, выплеснул негативные эмоции и приобрел новые знания об окружающем мире. В процессе арт-терапии снимаются детские глубинные страхи: страх темноты, боязнь воды и собак, отвращение к паукообразным и другим насекомым.

Уважаемые коллеги, мы хотим вас познакомить  с методами и приемами арт-терапии, которые  используем в своей практике оздоровительной работы с детьми. Подробнее остановимся на одном из наиболее распространенных видов арт-терапии: изотерапия -  в данном случае воздействие на развитие ребёнка осуществляется посредством изобразительной деятельности. Рисуя, ребёнок даёт выход своим чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и болезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими образами.

Условия успешного проведения изотерапии, изобразительные техники и приёмы должны быть нетрадиционными.Изотерапия  носит характер игровой терапии и используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.При помощи изотерапии, можно корректировать агрессию и гиперактивность.
Арт-терапевтический приём:«Цветы и бабочки» выполняется методом кляксографии. Метод кляксографии состоит в поиске образов в пятнах различных форм и цветов. «Цветы и бабочки» — занятие, направленно на создание ситуации успеха. Дети, рассматривая полученные кляксы, начинают высказывать свои подсознательные образы и иногда предлагают несколько версий образов для одного пятна, что способствует повышению самооценки.С помощью толстой кисти на бумагу около сгиба наносим жирную кляксу любого цвета. Затем лист складываем, как книгу и несколько раз разглаживаем. Краска растекается и принимает причудливые очертания. Особенно интересными получаются пятна тёмного  цвета. В таких очертаниях можно рассмотреть человека, животное, растение или что-нибудь еще. В крайнем случае, когда ребенок не может ответить, на что похожа его клякса, и если очертания кляксы получились не угловатыми, всегда можно увидеть в такой кляксе облако и помочь увидеть его ребенку.  Затем увиденный образ дорисовываем красками, придавая максимальное сходство.

Рисование предметами окружающего пространства
Рисование мятой бумагой, кубиками, губками, зубными щетками, ватными палочками, нитками, коктейльными соломинками, ластиками, спичечными коробками, свечой, пробками. Рисование предметами окружающегоо пространства  развивают тактильно-кинетическую чувствительность и мелкую моторику рук;снимают мышечную напряжённость.Данная техника развивает воображение и фантазию, она хороша ещё и тем, что идеально подходит для робких, застенчивых детей, боящихся рисовать и играть. Это своеобразная альтернатива рисованию, где не бывает «хорошей» или «плохой» работы. Технику можно смело использовать для гиперактивных, импульсивных, агрессивных детей. Работать можно как индивидуально, так и в паре.

Следующий прием — пескотерапия.Принцип «терапии песком» был предложен К.Г. Юнгом, швейцарским психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Все дети получают море радости и удовольствия, играя в песке. И это не случайно. Именно игры с песком позволяют детям открыто выражать свои эмоции: радость, восторг, удивление. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие ребенка, поэтому являются прекрасным средством развития детей.  Песок снимает стресс, поднимает настроение. помогают ребёнку чувствовать себя защищённым, в комфортной для него среде;стабилизируют эмоциональные состояния, поглощая негативную энергию;Такие игры очень естественны, это то, чем ребенок любит заниматься, то, чего не боится.  Во время игры с песком устанавливаются доверительные отношения между взрослым и ребенком, и между детьми. Песочная игротерапия - рекорд усидчивости для любого крохи.

Игры и упражнения с песком:«Чувствительные ладошки» (можно на мокром и сухом песке)Положить ладошки на песок. Сказать какой песок – сухой или мокрый, теплый или холодный, чистый или с камушками, желтый или коричневый …

2.«Необыкновенные следы» (можно на мокром и сухом песке)

«Большие ноги, маленькие ножки»(на мокром песке). Большие ноги шли по дороге - топ, топ, топ, топ, маленькие ножки бежали по дорожке – топ-топ-топ-топ. Стучать кулачками по песку

«Идут медвежата» - кулачками и ладонями с силой надавливать на песок.

«Прыгают зайцы» - кончиками пальцев ударять по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях.

«Ползут змейки» – скользить по поверхности песка ребром ладони.

«Бегут жучки-паучки» - перебирать всеми пальчиками, имитируя движение насекомых

(можно полностью погружать руки в песок, встречаясь, встречаясь под песком друг с другом.

«Едут машины» - скользить кулачком или ладонью по поверхности песка.

3. «Песочный дождик». Медленно высыпать сухой песок через кулачок в песочницу или на ладошку другой руки. Можно заполнять, таким образом, различные емкости

4.«Дорожки из песка». Набрать в горсть сухой песок и медленно высыпать его, создавая различные формы, например дорожки.

5.«Отпечатки» (на мокром песке). Отпечатки можно делать ладошками, кулачками, ребром ладони, придумать название. А также отпечатки можно делать трафаретами, фигурами, цифрами и пр.

6.«Фигурки из камешков» (можно на мокром и сухом песке)Выложить из камешков разные геометрические фигуры, буквы, цифры и др. Можно работать в паре или группой из 5-6 детей.

7.«Волшебные дорожки» (можно на мокром и сухом песке)Из камней – дорогу – провезти машину, пройтись пальчиками, из шишек – лесопосадку и т.п. Также можно выкладывать дорожки в определенной последовательности, где дети поочередно выбирают тот или иной предмет для дорожки.

8.«Кто быстрее?» (сухой песок) Просеять песок через сито в миску, через воронку в бутылочку, пересыпать песок из стаканчика в стаканчик, переложить песок ложкой из одной миски в другую и др.

9.«Археологические раскопки» (сухой песок). Закопать игрушку так, чтобы дети ее не видели. Задача аккуратно раскопать игрушку, использовать кисть и другие инструменты. А также можно предложить во время раскопок по частям игрушки отгадать, что там спрятано.

Следующий метод, который мы используем в своей работе:

Цветотерапия –   предполагает в первую очередь определение  любимого цвета, а затем наполнение этим цветом пространства, которое окружает. Какие цвета обычно выбирают дети? Они выбирают яркие, насыщенные цвета - красный, желтый, зеленый. Это свидетельствует о том, что дети нормально развиваются, им интересно все новое, яркое, они динамичны и любознательны. А вот любимый белый или черный цвета могут сказать, что ребенок замкнут и предпочитает одиночество. Цветотерапия как раз и направлена на то, чтобы вернуть ребенка в счастливый яркий мир детства и радости. Этот  метод   используется при различных нарушениях поведения, неврозах, страхах, тревожности, нарушениях общения.При помощи цветотерапии , можно корректировать агрессию и гиперактивность.Этот метод поднимают настроение, а также  это способствует появлению положительных эмоций; снимают мышечную напряжённость.Предлагаем Вашему вниманию несколько игр направленных на устранение  тревожности, агрессивности в поведении детей.

«Цветок настроений» Работа с ним ведется ежедневно. Перед завтраком мы собираемся вкружок, приветствуем друг друга, рассказываем о своем настроении, в соответствии с которым каждый ребенок выбирает определенный цвет и приклеивает свою фотографию на лепесток. В течении дня он может самостоятельно перевесить свою фотографию на другой лепесток, если у него поменялось настроение. А вечером перед уходом мы беседуем о прошедшем дне и о переменах в настроении, почему они произошли. Это позволяет нам   скорректировать индивидуальную работу с детьми, уделив больше внимания ребенку, который чем-то огорчен или расстроен. Наша задача, создать благоприятные условия для детей, чтобы они уходили домой в хорошем настроении и с радостью шли в детский сад.

«Цветная водичка» Вода, налитая в стаканчики разного цвета приобретает новые "свойства" и может быть использована для настроения детей.

«Зажги радугу». Детям предлагается «зажечь радугу», т.е. выложить дуги радуги. В этой игре дети учатся взаимодействовать друг с другом, они общаются, придумывают название своей страны, истории про ее жителей. Они могут и сами очутится в этой стране и рассказать о своих приключениях. Учитываю психоэмоциональное состояние детей, их коммуникативные качества. «Холодные» цвета радуги можно предложить «зажечь» детям активным, подвижным. Замкнутым, малоподвижным – теплые. Вариантов объединения детей в группы множество, в зависимости от ситуации, от настроения и поведения детей. 

Для того, чтобы сохранить здоровье ребенка, необходимо объединить усилия всех взрослых, окружающих его.Опыт по использованию арт-терапевтических технологий, пока еще небольшой, показывает, что эта работа  эффективно влияет на улучшение эмоционального состояния детей и в целом на создание положительного климата в группе, что в свою очередь является одним из компонентов оздоровительной работы с дошкольниками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Роль методов и приемов арт терапии в оздоровлении детей с речевыми нарушениями"

В презентации представлены основные техники арт терапии, для снижения эмоционального напряжения, помощи в преодолении негативных переживаний и т.д....

методы и приемы арт-терапии.

Что же такое арт-терапия?Давайте же разберемся в этом....

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных методов и приемов (песочной терапии и камешков марблс) для развития мелкой моторики на логопедических занятиях с детьми дошкольного возраста....

Семинар-практикум для воспитателей «Нетрадиционные методы и приемы воспитания ребенка с ОВЗ в образовательном учреждении » в рамках проекта «Ресурсная школа» «Использование приемов мнемотехники, как средство развитие речи детей с ОВЗ»

Мнемотаблицы можно использовать при обучении детей составлению рассказов, пересказу сказок, разучивании загадок, потешек, стихов; при  автоматизации и дифференциации звуков, образовании...

Проектная деятельность на тему:"Методы и приемы песочной терапии в работе с детьми дошкольного возраста".

Коррекционно-развивающая работа психолога с детьми в детском саду.  Песочная терапия....

Занятия арт-терапией с детьми: методы и приемы, правила проведения

Основной целью занятий арт-терапией с детьми является организация им психологической помощи, решение проблем, которые могут стать препятствиями в дальнейшей взрослой жизни, борьба с комплексами и стра...

Проект: Коррекция агрессивного поведения детей методами и приемами арт-терапии. «Ребята, давайте жить дружно!»

В данном проекте представлена форма работы с дошкольниками и их родителями с целью снижения уровня агрессивности и оптимизации межличностного общения в детском коллективе. У определенной категории дет...