Закаливание детей раннего возраста.
консультация (младшая группа) на тему

Закаливать ребёнка нужно с самого раннего возраста. Если вы ещё не прибегали к помощи закаливающих мероприятий, начать их никогда не поздно. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zakalivanie_detey_rannego_vozrasta.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад №44 «Веснушки»

«Закаливание детей раннего возраста»

Составила: воспитатель Пугачева Е. В.

Иммунитет и закаливание.

Ни для кого не секрет, что в организме человека – на поверхности кожи, в полости рта и носа, в верхних дыхательных путях, в бронхах и лёгких – присутствует множество самых разнообразных микроорганизмов, вплоть до возбудителей таких опасных заболеваний, как туберкулёз. Эти возбудители попадают в наш организм с воздухом, пищей, питьевой водой. Но человек, обладающий иммунитетом, невосприимчив к ним и не заболевает. Для того чтобы заболеть, ему порой не обязательно даже быть в контакте с больным человеком: как только в силу каких-то причин (плохое питание, сильное переохлаждение) иммунитет человека ослабевает, сразу активизируется один из патогенных микробов и начинает размножаться и распространяться по органам и системам. Вот почему очень важно заботиться об иммунных силах организма, которые находятся в прямо пропорциональной зависимости от качества вашего питания, от достаточного содержания в пище таких важных витаминов, как А, С, Е. Эти витамины относятся к антиоксидантам (оксиданты – возбудители болезней). Иммунитет защищает не только против всякого рода инфекционных заболеваний, но и против таких болезней, как рак. Но для того чтобы успешно противостоять болезням, необходимо ещё и закаливание. Закалённый организм способен легко противостоять переохлаждению.

Закаливающие мероприятия.

Закаливать ребёнка нужно с самого раннего возраста. Если вы ещё не прибегали к помощи закаливающих мероприятий, начать их никогда не поздно. Только нужно учитывать индивидуальные особенности вашего ребёнка и начинать закаливающие процедуры понемногу – не внезапно, как ведро холодной воды на голову.

Что здесь имеется в виду под индивидуальными особенностями? Ваш ребёнок, возможно, слабее своих ровесников, несколько отстаёт в физическом и психическом развитии, или страдает какой-то хронической болезнью. Прежде чем начать закаливающие процедуры, следует оценить состояние малыша: может, он ещё не окреп после перенесённого очередного простудного заболевания. Конечно, если ребёнок не готов закаливаться, вы своими процедурами можете только навредить ему. Поэтому, если ваш малыш ослабленный и болезненный, не начинайте закаливания на свой страх и риск, посоветуйтесь предварительно с участковым детским врачом. Педиатр поможет вам выбрать нужную тактику, возможно, предложит какую-то методику, наиболее подходящую вашему ребёнку.

Общие рекомендации:

  • Если ваш ребёнок только что стал посещать детский сад, не начинайте закаливания. Ребёнок и без того переживает сложный период адаптации, и в связи с большой эмоциональной нагрузкой его защитные силы могут быть ослаблены. И после первых же закаливающих процедур малыш может заболеть.
  • Лучше всего начинать закаливающие процедуры летом: например, на даче или в деревне, на свежем воздухе, в сочетании с гимнастическими упражнениями и полноценным, богатым витаминами питанием.
  • Очень важное требование к закаливанию: уж если вы начали закаливание, то должны обеспечить его систематичность. Только тогда вы добьётесь устойчивого эффекта.

Но случается такая ситуация: вы довольно давно проводите закаливающие процедуры, и вдруг ваш ребёнок заболел. Как быть? Если ребёнок заболел не сильно, некоторые закаливающие процедуры можно продолжать. Ведь арсенал процедур велик, и что-нибудь из него можно выбрать: например, умывание холодной водой, или обливание ног, или воздушную ванну. Когда ребёнок поправиться и окрепнет, можно продолжить и основные закаливающие процедуры, например, общее обливание или контрастный душ.

  • Закаливающие процедуры должны занимать постоянное место в распорядке дня ребёнка. Чередование сна и отдыха, регулярный (по часам) приём пищи, систематические прогулки – всё это ритмы, к которым организм подстраивается, привязывается и двигается вперёд, будто по накатанной дороге. Так организму легче развиваться. Ритм закаливания должен органично вписаться во все остальные ритмы. А ваша задача – следить за тем, чтобы не было сбоев.

Закаливающие процедуры следует делать с радостью. Не будет никакой пользы от закаливания, если ребёнок его панически боится, если вы силой тянете плачущего ребёнка к крану, из которого течёт холодная вода. А будут и страх, и плач, если закаливающие процедуры начинаются сразу с больших нагрузок, если проводятся не регулярно.

Помните, что ребёнок должен получать от закаливающих процедур удовольствие.

  • Как контролировать, достаточно ли холодную воду вы используете для закаливающих процедур? И не слишком ли холодную воду? Это несложно. Когда вы только начинаете закаливание, и у вас нет ещё в этом деле опыта, проследите за реакцией ребёнка на воздействие водой пониженной температуры. В норме, если вода достаточно холодная, у ребёнка должен несколько участиться пульс, стать более частым и глубоким дыхание. Если учащения пульса и дыхания не произошло, вода не достаточно холодна для процедуры, и искомого эффекта от такой процедуры не будет. Если ребёнок от воздействия холодной воды задрожал, у него застучали зубы, появилась так называемая «гусиная кожа», значит, вода слишком холодная, и вам следует сделать её чуть теплее.

Со временем вы будете знать совершенно точно, какой температуры вода необходима вашему малышу для закаливания.

Методы закаливания.

  1. Метод постепенного увеличения силы раздражителя. Средство может быть любое – воздух, вода, солнце и др. Постепенное увеличение силы раздражителя выражено либо в увеличении продолжительности его действия, либо в постепенном увеличении силы воздействия (температуры воздуха и воды).

Например, сегодня вы проводили воздушную ванну в течение 5 мин, завтра – 6 мин, послезавтра – 7 мин и т. д. либо каждый день одно и тоже время, но температура воздуха в комнате 20ºС, затем 19ºС, 18ºС и т. д. То же относится к водным процедурам и закаливанию солнцем.

Метод постепенного увеличения силы раздражителя обязательно приведёт к хорошим результатам, но не сразу.

  1. Метод контрастный. Холодовые раздражители вызывают сосудосуживающие реакции на коже и в подкожной клетчатке из-за большого числа холодовых рецепторов. Реакции адаптации к холоду сформированы уже к моменту рождения ребёнка, а вот сосудорасширяющие реакции при тепловом воздействии у детей сформированы слабо, да и число тепловых рецепторов в 10 раз меньше, чем холодовых.

Например, у детей, которые внутриутробно или во время прохождения по родовым путям испытывали кислородное голодание, сосуды больше склонны к спазму.

Следовательно, для тренировки приспособления организма к меняющимся температурным параметрам среды необходимо сочетание разнонаправленных температурных воздействий – контрастов. Именно контрастные температуры обеспечивают оптимальные условия для формирования адекватной защитной реакции и тем самым повышают эффективность закаливающих процедур. Поэтому при проведении водных процедур у детей раннего возраста используем Т (тепло) –Х (холод) – Т (тепло), а в дошкольном – Х – Т – Х.

  1. Метод без снижения температуры. Это щадящее закаливание (умывание, прогулки, облегченная одежда).

В данном методе мы используем все принципы закаливания: систематичность, постоянство, учёт индивидуальных особенностей ребёнка и положительный эмоциональный настрой. Постепенно можно перейти на контрастное обливание и т. д.

  1. Метод интенсивного закаливания. Интенсивное закаливание подразумевает методы закаливания, при которых возникает хотя бы кратковременный контакт обнажённого тела ребёнка или части его тела (обычно закрытой одеждой) с интенсивными холодовыми факторами (моржевание, погружение в ванну с ледяной водой, обливание ледяной водой), тепловыми (сауна, парная, баня) и факторами окружающей среды контрастной температуры (чередующиеся интенсивные холодовые и тепловые воздействия).

Средства и методики закаливания.

Для закаливания ребёнка раннего возраста используются факторы внешней среды; по степени воздействия они располагаются в следующей последовательности: воздух, вода, солнце. Данные факторы применяются как отдельно, так и в комплексе.

Закаливание воздухом.

Самое мягкое средство повседневного закаливания. Первым требованием для проведения закаливания является создание необходимых гигиенических условий. Для того чтобы воздух в помещении был чистым, ежедневно проводится влажная уборка. Постоянная смена воздуха обеспечивается проветриванием. Для детей раннего возраста температура в помещении должна быть 22ºС.

Одежда детей должна соответствовать сезону и погоде и обеспечивать ребёнку состояние теплового комфорта. Перегревание так же вредно, как и охлаждение.

Воздушную ванну дети получают при смене белья, после сна, во время самостоятельного раздевания и одевания, а так же при проведении массажа и утренней гимнастики. Обеспечение достаточной двигательной активности во время приёма воздушных ванн является непременным условием их эффективности. В помещении при температуре воздуха +22ºС детей приучают находиться в облегчённой одежде (гольфы, рубашки (платья) с короткими рукавами).

Прогулки необходимы в любую погоду, кроме сильного ветра и проливного дождя. Важно, чтобы даже при -15ºС количество слоёв одежды не превышало четырёх, можно лишь менять их качество, т. е. рубашка (платье) может быть фланелевой, колготки – шерстяными и т. п. В летнее время дети постепенно переходят на двухслойную, а затем на однослойную одежду.

Сон на воздухе. Укладывать спать детей следует в проветренную спальную комнату; после засыпания вновь открывают фрамугу, снижая температуру на 2 – 4ºС. Голову ребёнка повяжите платочком и подоткните одеяло так, чтобы он не раскрывался.

Хождение босиком. Очень полезно приучать детей ходить босиком, с разрешения врача это можно делать уже с года. Вначале дети ходят в носках в течение 4 – 5 дней, затем – полностью босиком по 3 – 4 мин (при температуре пола не ниже +18ºС), увеличивая время процедуры на 1 мин и постепенно доводя её до 15 – 20 мин. Летом нужно давать малышам возможность бегать по хорошо прогретой земле. Это не только закаливает их, но и укрепляет свод стопы, что является предупреждением плоскостопия. Естественно, место прогулки должно быть очищено от стёкол, грязи и пр.

Закаливание водой.

Закаливание водой включает в себя и использование воды в гигиенических целях (температура воды +37ºС, каждые 3 – 4 дня снижая на 1ºС и доведя до 17 – 18ºС).

Гигиенические процедуры.  При умывании детей старше двух лет  им моют лицо, шею, верхнюю часть груди и руки до локтя. Вся процедура продолжается 1 – 2 мин.

Каждое подмывание ребёнка раннего возраста, особенно на первом году жизни, следует использовать с целью закаливания. Подмывать следует слегка тёплой водой комнатной температуры (нейтральной для руки взрослого человека).

Обтирание. Действие обтирания намного сильнее, чем действие умывания. Обтирание производят варежкой из мягкой ткани или концом полотенца, смоченными водой нужной температуры. Ноги и руки обтирают, слегка массируя кожу по направлению от пальцев к туловищу. Общее обтирание производят в следующей последовательности: сначала обтирают верхние конечности, затем грудь, живот, спину; собственно влажное обтирание продолжается 1 – 2 мин. Сразу после влажного обтирания кожу вытирают сухим мягким полотенцем, делают лёгкий массаж до появления умеренного покраснения; вытирание продолжается также 1 – 2 мин.

Обливание. Ещё больший закаливающий эффект достигается при обливании, так как организм испытывает воздействие не только температуры воды, но и давления всей её массы. Обливают ребёнка из ковша ёмкостью 1,5 – 2л так, чтобы сразу смочить всю обливаемую поверхность. Ковш держат на близком расстоянии от тела. При обливании ног обычно смачивают нижнюю половину голеней и стопы (перед прохладным обливанием ноги должны быть тёплыми, для этого их следует сначала вымыть или облить тёплой водой), при обливании рук – кисти и предплечья. Собственно обливание продолжается 20 – 30 с, затем ребёнка вытирают.

Местная ванна. Игра с водой может быть использована для закаливания как местная ручная ванна (температура воды не должна быть ниже 28ºС). Наблюдая за реакцией детей, можно постепенно снизить температуру воды до комнатной, не допуская, однако, переохлаждения. В тёплое время года после предварительного закаливания воздухом игры с водой  и обливание можно проводить под открытым небом, защитив при этом место игр от ветра.

Общие водные процедуры. Процедуры в душе, ванной не следует проводить раньше чем через 30 – 40 мин после еды. Для детей старше года температура воды для ванны 36-35ºС, продолжительность процедуры – 10 мин. Количество воды в ванне должно достигать уровня соска сидящего ребёнка. По мере тренировки температуру воды в ванне не снижают, закаливающее действие обеспечивается последующим контрастным обливанием водой, которая на 2 градуса холоднее, чем в ванне. Специально нагревать воздух в комнате не нужно, достаточно быстро вытереть и одеть ребёнка.

Контрастное обливание. При контрастных обливаниях ослабленных детей и детей, перенёсших острые заболевания, температуры воды рекомендуется чередовать так:  Т(36-35ºС) – Х(25-24ºС) – Т(36-35ºС). Постепенно температура воды меняется: тёплая до +40ºС, а холодная до 18ºС. Детям здоровым, предварительно закалённым, редко болеющим, чередовать температуру воды можно так: Х(25-24ºС) – Т(36-35ºС) –   Х(25-24ºС).

После предварительного цикла закаливаний воздухом и водой целесообразно применять комбинированные воздействия – воздушная ванна и последующее обливание. Обратная последовательность (воздушная ванна после обливания) не полезна, так как даже после тщательного вытирания кожа всё-таки остаётся повышенно влажной, во избежание избыточной потери тепла она должна  быть защищена одеждой.

Купание в открытых водоёмах является очень сильным закаливающим средством благодаря тому, что свежий воздух, большая масса воды и солнечная радиация воздействуют на всю поверхность кожных покровов одновременно. Купание в открытом водоёме в безветренную погоду разрешается детям в возрасте старше 3 лет, уже прошедшим предварительное закаливание воздухом и водой, при температуре воздуха не мене +25ºС и воды не менее 23ºС (не более одного раза в дань). Продолжительность купания постепенно увеличивается с 3 до 8 мин. Хорошо закалённым детям при ежедневных регулярных купаниях можно позволить купаться и в более прохладной воде, лишь сократив продолжительность купания.

Плавание. Дети, в закаливании которых используется купание с элементами плавания, хорошо развиваются и меньше болеют.

При обучении плаванию необходимо строго соблюдать основные методические принципы: последовательность в применении различных упражнений, изменение условий их проведения в зависимости от возраста детей (изменение температуры воды, длительности пребывания ребёнка в воде), постепенное увеличение физической нагрузки. В каждом конкретном случае, исходя из условий семьи, необходимо продумать, как включить плавание в режим дня, чтобы не нарушить другие режимные моменты.

Закаливание солнцем.

Закаливание солнцем проводится во время обычной деятельности детей на прогулке. Время принятия солнечной ванны следует использовать для психического развития детей – для игр, знакомства с окружающим миром.

Перед выходом на солнце детям обязательно надевают светлые головные уборы. Начинают прогулку со световоздушных ванн в тени деревьев, затем на 5 – 10 мин детей выводят под прямые лучи солнца, после чего они снова должны уйти в тень. В течение прогулки это повторяют 2 – 3 раза.

Необходимо предупредить начало перегревания. Как только лицо ребёнка немного покраснеет, его уводят в тень, занимают спокойной игрой, дают выпить несколько глотков воды. По мере появления загара солнечные ванны становятся более продолжительными.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Цель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего возраста.Задачи: Познакомить родителей с комплексом мероприятий по закаливанию детей раннего возраста.По...

Закаливание детей раннего возраста. Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Рекомекндации родителям по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста .

Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возрастаЦель: Повышение компетентности родителей в вопросах укрепления здоровья детей раннего...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Для повышения устойчивости организма к неблагоприятным условиям окружающей среды рекомендуется проводить закаливание организма.Закаливание – испытанное средство укрепления здоровья!...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

У детей раннего возраста наблюдается стремительное увеличение подвижности, они начинают ползать и перемещаться по комнате, исследуя все, что попадается на пути. Развивается сенсорика – ребенок в...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...

Закаливание детей раннего возраста Рекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста

Закаливание детей раннего возрастаРекомендация для родителей по закаливанию детей раннего дошкольного возраста...