Здоровьесберегающие технологии детский сад (ЗСТ)
картотека (старшая группа) на тему

Калягина Елена Сергеевна

Кинезиологические упражнения для старших дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zst.doc511 КБ

Предварительный просмотр:

Гимнастика для глаз усиливает кровообращение, улучшает обмен веществ в тканях глаз и в окружающих их тканях, укрепляет мускулатуру глаз.

 Комплекс для улучшения кровообращения

  1. И. п. – сидя. Закрыть глаза и широко открыть глаза с интервалом в 30 с (5 – 6 раз подряд).
  2.  И. п. – сидя. Посмотреть вверх, вниз, вправо, влево, не поворачивая головы (3 – 4 раза).
  3.  И. п. – сидя. Вращение глазами по кругу по 2 – 3 с (3 – 4 раза).
  4.  И. п. – сидя. Быстрое моргание в течение 1 – 2 мин.
  5. И. п. – стоя перед окном: смотреть вдаль 3 – 4 мин.

 Комплекс для тренировки мышц глаз ( с мячом)

1. И. п. – стоя, руки с мячом внизу:

а) поднять мяч перед глазами, широко открыть глаза, посмотреть на мяч;

б) опустить мяч;

в) поднять мяч перед глазами, прищурить глаза, посмотреть на мяч;

г) опустить мяч.

2. И. п. – стоя, руки с мячом вытянуты вперед:

качание рук влево, вправо, следя глазами за мячом (5 – 6 раз).

3. И. п. – стоя, руки с мячом внизу:

а) медленное круговое вращение в правую сторону;

б) вращение в левую сторону.

Упражнения для глаз образного характера

  1. Оса (голова и спина неподвижны, следить только глазами за полетом осы)
  2. Комар на носу (смотреть на свой нос)
  3. Хлоп-хлоп (похлопать глазами)
  4. День-ночь (крепко зажмурить и широко открыть глаза0
  5. Пол-нос-потлок (голова и спина неподвижны, только глазами искать пол-нос-потлок
  6. Далеко-близко
  7. Пальчики (вытянуть перед собой руки – переводить глаза с пальца одной руки, на палец другой руки)
  8. Тик-так (глаза влево-вправо)

Гимнастика для глаз

Всю неделю по - порядку,

 Глазки делают зарядку.

 - В понедельник, как проснутся,

 Глазки солнцу улыбнутся,

 Вниз посмотрят на траву

 И обратно в высоту.

 Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - Во вторник часики глаза,

 Водят взгляд туда – сюда,

 Ходят влево, ходят вправо

 Не устанут никогда.

 Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

 - В среду в жмурки мы играем,

 Крепко глазки закрываем.

 Раз, два, три, четыре, пять,

 Будем глазки открывать.

 Жмуримся и открываем

 Так игру мы продолжаем.

 Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения)

 - По четвергам мы смотрим вдаль,

 На это времени не жаль,

 Что вблизи и что вдали

 Глазки рассмотреть должны.

 Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации)

 - В пятницу мы не зевали

 Глаза по кругу побежали.

 Остановка, и опять

 В другую сторону бежать.

 Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз)

 - Хоть в субботу выходной,

 Мы не ленимся с тобой.

 Ищем взглядом уголки,

 Чтобы бегали зрачки.

 Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз)

 - В воскресенье будем спать,

 А потом пойдём гулять,

 Чтобы глазки закалялись

 Нужно воздухом дышать.

 Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение)

 - Без гимнастики, друзья,

 Нашим глазкам жить нельзя!

Упражнения для глаз можно использовать на УГ, на НОД, на ГПС и на физминутках…

Гимнастика для горла

  • Стимулируют движение крови в мышцах горла, помогают сбросить напряжение при стрессе (дети испытывают стрессы так же как и взрослые, а может быть и чаще), успокаивают пульс после физических нагрузок.
  • Упражнения не только полезны, но и вызывают интерес у детей, так как техника их выполнения очень нетрадиционна, а упражнения носят имитационный характер, элементы игры.
  • Упражнения необходимо выполнять сидя на стуле или на полу, упор сзади, медленно аккуратно откидывая голову назад.

Упражнение «Лошадка»: откиньте голову назад, поцокайте языком – громче, быстрее – от 10 – 30 сек. 2-3 р.

Упражнение «Ворона». На первом этапе выполняя это упражнение предложите детям посмотреть в зеркало и постараться поднять как можно выше мягкое небо и маленький язычок – 6 раз. При этом произносить звук «ка – аа – аа – ааар». 2-3 р

        В дальнейшем можно предложите им делать это беззвучно и с закрытым ртом.

Упражнение «Колечко».         Достаньте кончиком большого языка до маленького. С усилием, скользя кончиком языка по верхнему небу, постарайтесь дотронуться до маленького язычка. Научите делать это детей беззвучно и с закрытым ртом. Откиньте голову назад, положите ладонь на горло и почувствуйте как напрягаются мышцы. Затем усилия можно ослабить, но увеличивать скорость.

Упражнение «Зевота». Очень полезное упражнение.        Даже если нет потребности в зевоте, ее можно стимулировать. Это делается очень легко: предложите детям сесть поудобнее, опустить голову и широко – широко открыть рот, произнести: «ОО – ХО – ХО – ООО».

        Позевайте 5 – 6 раз, надо только стараться не очень глубоко дышать.

Упражнение «Смех». Дети, напрягая мышцы горла, издают звуки: «Ха-ха-ха…»

  • Упражения «Зевота» и «Смех» снимают усталость, расслабляют, снабжают организм кислородом. При зевоте улучшается кровоснабжение мозга, в особенности – отток венозной крови.
  • Полезно зевать и утром, и вечером, и на ночь.
  • «Смех» вызывает у детей положительные эмоции, особенно, если  «включить» его, надавливая на «кнопочку-нос»,  легко снимает стресс.

        Упражнения для горла также можно использовать в содержании разных форм двигательной деятельности.

Гимнастика для ума (гимнастика мозга)

  • Гимнастика мозга дает высокую умственную энергию, возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в процессе познания и решить проблему неуспешности.
  • Упражнения помогают использовать оба полушария гармонично и делать их «перекрестную» работу лучше, стимулируя работу правого и левого полушарий мозга.

1. Упражнение «Ленивые восьмерки».

Возьмите в правую руку карандаш и начертите на бумаге восьмерку (знак бесконечности), теперь – левой. А теперь правой и левой одновременно.

А теперь начертите восьмерки в воздухе, поочередно каждой рукой и обеими одновременно.

2. Пальцы рук прижаты друг к другу, вытянуты вверх, ладони обращены  «от себя». Медленно отводим мизинцы обеих рук, медленно возвращаем их в И.П.

3. Медленно отводим указательные пальцы обеих рук, медленно возвращаем их в И.П.

4. Медленно отводим одновременно указательные пальцы и мизинцы обеих рук, медленно возвращаем их в И.П.

5. Разводим пальцы обеих рук «парами».

6. «Косички». «Переплетаем» поочередно пальцы на руках. Оставляет пальцы в таком положении на несколько секунд, расслабляем пальцы, встряхиваем.

7. «Веер». Средний палец руки «накидываем» на указательный, безымянный – на средний, мизинец – на безымянный. Оставляет пальцы в таком положении на несколько секунд, расслабляем пальцы, встряхиваем.

8. Биоэнергетическое упражнение для развития мозга «Волшебная шапочка». С силой натираем ладони друг о друга (чтобы стало горячо), собирая в ладони добрую энергию нашего тела; собираем ее в «шарик» и, не разъединяя ладони, подносим  «шарик» к макушке, медленно продвигаем ладони к ушам, задерживаем на ушах 5 секунд и начинаем массировать уши от мочки -  вверх (не менее 24 растирающих движения: 8х3). Уши должны покраснеть.

9. Биоэнергетическое упражнение для развития мозга «Волшебные шарики». Так же собираем «энергию» в «шарик». Аккуратно делим энергию на 2 «шарика» - сжимая в оба кулочка. Один несем ко лбу, другой – к затылку, прижимаем ладони и задерживаем их на несколько секунд, располагая ладони горизонтально на лбу и затылке. Закрыв глаза, стараемся «услышать» как добрая энергия проникает в наш мозг и мы становимся умнее, добрее…

Высшим достижением взрослого, работающего по предлагаемой методике, было бы обучение  этим упражнениям ребенка, чтобы он самостоятельно, в нужный момент, мог выполнить набор соответствующих упражнений.

Чаще всего, эти упражнения проводятся или перед занятиями познавательного цикла или во время физминуток также на занятиях познавательного цикла

Психогимнастика

  • Объединяет движения, эмоции, мышление, воображение и внутреннее внимание
  • Главное в психогимнастике - комментарии: краткое, доступное яркое описание ощущений и указание их места:

например, «Наклоним голову к самому плечику, чуть-чуть покачали головой и услышали: динь - динь, динь, звучит колокольчик...»

  • Отрицательные образы, действия необходимо заканчивать положительно («Муравьи», «Жучок» и др.)
  • Заканчивая упражнение или переходя к следующему образу, необходимо «снять» предыдущий.

Упражнения психогимнастики используются на на УГ, ФЗ, ГПС, физминутках, во время праздников

Муравей

        И. П. – сидя, ноги прямые вместе, руки в упоре сзади. С силой потянуть носок правой (левой) ноги на себя. Вернуться в И. П.

        «Муравей залез на пальцы наших ног, бегает, щекотит. Посмотрите, где он – потяните пальцы ног на себя. Он уже на другой ноге, поищем его там. Быстрее пошевелим пальцами, чтобы отряхнуть его»

Жучок

        И. П. – лежа на спине. Попеременное сгибание и разгибание ног и рук. Руки и ноги положить на пол, отдохнуть и повторить движения снова.

«С ветки упал на спину жучок и никак не может встать на лапки. Быстро, быстро работает всеми лапками. Отдохнет немножко и опять быстро, быстро лапками работает, чтобы встать, перевернуться. Уф, перевернулся, молодец!»

Гордый олень

        И. П. – основная стойка, руки вниз. Поднять согнутую в колене правую (левую) ногу, носок оттянуть, руки скрестно вверх, пальцы развести, вернуться в И. П.

        «На поляну вышел красивый, сильный, гордый олень. Он медленно, важно ступает своими сильными ногами. Гордо, высоко подняв голову, несет свои красивые рога. Он очень горд собой и своими рогами!»

Усталые руки

        И. П. – узкая стойка, руки опущены. Наклоны туловища вперёд и покачивание руками.

«Устали наши руки, болтаются, как будто это не руки, а две веревочки на плечиках болтаются – влево, вправо» Ручки прямые, свободно висят, их как будто ветром раскачивает…

Росток

        И. П. – сидя на корточках, руки сложены перед грудью, ладони соединены, направлены вверх. Медленно поднимаемся, выпрямляем спинку, руки медленно тянем вверх и разводим их в стороны.

        «Посадили маленькое зернышко в землю, покажите, какое оно маленькое (И. П.). Стало солнышко пригревать, дождичком поливать, и в нашем зернышке проклюнулся росток, он медленно стал тянуться к теплу и свету – солнцу. И вот уже из росточка превратился в стебелек с двумя листочками. Покажите, как листочки тянутся к солнцу и радуются свету, теплу, свободе…»

Самомассаж для дошкольника

  1. «Массаж живота» (скульптор замешивает глину). Поглаживание животика по часовой стрелке, пощипывание, похлопывание ребром ладони и кулачком.

            Цель – улучшить работу кишечника.

С левой стороны пальчиками нажимаем более глубоко, проверяем «готовность глины» (воздействие на сигмовидную кишку).

  1.  «Пуговицы» («Замочек»). Выполняется сидя, ноги согнуты «по-турецки». Ставим пальчики пониже ямочки на шее (район щитовидной железы) 8 точек – вниз к солнечному сплетению, и вращательными, надавливающими  движениями выполняем массаж (3 р)
  2.  «Большие уши»: поглаживаем или растираем ушные раковины от мочки к верхней части раковины (8х3р.) или поглаживаем ушные раковины, лепим ушки внутри по бороздкам, «примазываем» их (за ушами).
  3. «Моем голову». Поза сидя на коврике, ноги расставлены на ширине плеч. Прорабатываем активные точки на голове сильным нажатием пальцев (моем голову). Как «граблями», ведем к середине головы, затем расчесываем пальчиками волосы, спиральными движениями ведем от висков к затылку.
  4.  «Моем руки». Моем кисти рук, сильно трем ладошки до ощущения сильного тепла, надавливая каждый палец. Фалангами пальцев одной руки трем по ноготочкам другой.
  5. «Комарики»: пощипывание, похлопывание, поглаживание рук, ног (от периферии к центру)

7.  «Рука-мочалка». Поза - сидя на ковре, ноги согнуты «по-турецки», в руке небольшая мочалочка. Трем «рукой- мочалкой» всю руку до плеча, сильно нажимаем на мышцы плеча, предплечья; «смываем водой мыло» – ведем одной рукой вдоль второй руки вверх и затем ладошкой вниз, стряхиваем «воду».

     При этом происходит возбуждение мышц рук и прочистка энергетических каналов рук.

8. «Стиральная доска»: движения пальцами рук по той части тела, где располагаются ребра. Оказывает воздействие на внутренние органы: сердце, легкие, печень, кишечник. Создается ощущение легкости и радости внутри организма.

9. «Массаж стопы ног». Подтягиваем к себе стопу левой ноги, разминаем пальцы. Подушечками пальцев сильно нажимаем на пятку, растираем стопу, похлопываем по пяткам ребром ладони, стопой делаем вращательные движения, вытягиваем вперед пальцы, затем пятку.

10.    «Надеваем чулок», затем снимаем его и сбрасываем, встряхивая руки.

11.   «Надеваем перчатки» - поглаживание пальцев рук от ногтей до ладони.

Упражнения самомассажа гармонично сочетаются с общеразвивающими упражнениями, поэтому их можно вводить в комплексы утренней гимнастики, гимнастики после дневного сна, выполнять на физкультурных занятиях, физминутках. Это позволит увеличить оздоровительный эффект занятий физической культурой.

Фитболгимнастика

  • Способствуют лечению остеохондроза, сколиоза, неврастении и др.
  • Лечебный эффект обусловлен колебанием мяча и воздействием на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие их ткани.
  • При постоянной балансировке работают самые мелкие и глубокие мышцы, необходимые для удержания туловища в заданном положении.
  • Тренируются мышцы тазового дна, корректируют сколиотические отклонения позвоночника в грудо-поясничном отделе.
  • Покачивания в положении сидя на мяче, как верховая езда, благотворно влияют на межпозвонковые диски, центрируя их и нормализуя в них обменные процессы, а также улучшая кровообращение, лимфоотток позвоночного столба.
  • Занятия с мячом укрепляют мышцы спины и брюшного пресса, создают хороший мышечный корсет
  • Главное – формируют сложно и длительно вырабатываемый в обычных условиях навык правильной осанки.
  • Гимнастикой с мячами можно заниматься индивидуально или в группе..

«Золотые правила» фитбол-гимнастики

        1. Подбирать мяч каждому ребенку надо по росту, так чтобы при посадке на мяч между туловищем и бедром, бедром и голенью, голенью и стопой был прямой угол. Правильная осанка предусматривает также приподнятую голову, опущенные и разведенные плечи (для этого руки поддерживают мяч сзади ягодиц), ровное положение позвоночника, подтянутый живот. Для большей устойчивости ноги в опоре стопами на полу расположены на ширине плеч.

        2. От простых к более сложным упражнениям  

        3. Избегать быстрых и резких движений, скручиваний в шейном и поясничном отделах позвоночника, интенсивного напряжения мышц шеи и спины.        

        4. Выполняя упражнения лежа на животе и лежа
на спине голова и позвоночник должны составлять одну прямую линию. Не допускается запрокидывание головы вперед-назад, что связано с частой у детей проблемой нестабильности шейного отдела позвоночника. По этой же причине нельзя «увлекаться» прыжками на мячах.

        5. При выполнении упражнений мяч не должен двигаться.

        6. Следить за техникой выполнения упражнений, соблюдать приемы страховки и учить самостраховке на занятиях с мячами.

          7. Время проведения одного занятия с детьми 3–5 лет – 20–25 мин, с детьми 5–7 лет – 30–35 мин

        Фитболгимнастика может быть использована на УГ, ФЗ, спортивных праздниках и т.д.

        С первых же занятий, независимо от возраста, необходимо:

1. Дать детям представления о форме и физических свойствах мяча с помощью таких игровых упражнений, как:

  • прокатывание мяча по полу, по скамейке…
  • поглаживание, похлопывание…
  • игры с мячом: «Догони мяч», «Докати мяч» (варианты: толкая ладонями, толкая развернутой ступней).

        2. Учить правильной посадке на мяче и основным исходным положениям фитбол-гимнастики.

        Положение – стоя, разные положения рук с мячом

Положение -  присед с мячом

Положение - сидя на мяче

Положение  - сидя на полу

        Положение - стоя на коленях

          Лежа на полу, лежа на животе