Дидактические игры сенсорное развитие
картотека (средняя группа) на тему

Чепелова Вероника Викторовна

Игры для занятий в группе и дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskie_igry.doc364.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА НОВОСИБИРСКА

«ДЕТСКИЙ САД № 373 «СКВОРУШКА»

Дидактические игры

по сенсорному развитию

                                                     Новосибирск    2016г.

 «Угадай на вкус»

 

Цель: обогащать вкусовые ощущения, развивать память; развивать умение определять нужный способ для опознания предметов; обогащать словарь детей.

Задание 1 Разложить по баночкам разные фрукты (Яблоко, апельсин, банан, киви и т.п.) предложить ребенку с закрытыми глазами  отгадать что это

Ребенку предлагается найти кислый, соленый, сладкий, горький вкусы.

Задание 2. «Найди пару»

Ребенок должен найти баночки с одинаковым вкусом.

Задание 3. «Что, каким бывает?»

Перед ребенком лежат картинки с ягодами, фруктами, овощами. Ребенок определяет баночку с определенным вкусом и кладет рядом картинку с продуктом, имеющим такой же вкус. Например: кислый вкус – лимон, клюква, смородина; сладкий вкус – груша, клубника, арбуз и т.д.

Задание 4 Детям предлагается 4 пары баночек. Они наполнены солью, ванилином, сахаром, лимонной кислотой.. «Угадай, какой вкус?»

 

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении тактильным путем, устанавливать различия текстильных изделий, развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагается панно с различными видами тканей. Ребенок тактильным путем должен установить различия текстильных изделий и рассказать о своих чувственных впечатлениях.

 «ЛЕГКИЙ – ТЯЖЕЛЫЙ»

Цель: предоставить детям возможность прочувствовать меру тяжести знакомых предметов, тем самым обогащать сенсорный опыт детей; развивать умение рассказывать о своих чувственных впечатлениях.

Ход игры.

Детям предлагаются предметы разной тяжести. Прочувствовав меру тяжести, они рассказывают о своих чувственных впечатлениях.

 

«ТЕПЛЫЙ – ХОЛОДНЫЙ»

Цель: упражнять детей в умении на ощупь определять температуру однородных предметов и группировать их с условными символами; учить делать словесные выводы.

Ход игры.

Детям предлагаются баночки с водой: теплая, холодная, горячая. Дети на ощупь должны определить температуру воды и соотнести с соответствующими символами.

 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-1»

Цель: закреплять умение определять знакомые геометрические фигуры (шар, куб, цилиндр и др.) на основе осязательно-двигательного обследования и называть их.

Ход игры.

В мешочке лежат объемные геометрические фигуры. Ребенок опускает руку в мешочек и на ощупь определяет фигуру, которая ему попалась, называет и вынимает ее. Остальные дети контролируют.

 

«ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК-2»

Цель: учить детей на ощупь определять геометрическую фигуру, развивать органы чувств (осязание).

Ход игры.

Предложить ребенку определить на ощупь и назвать геометрическую фигуру, лежащую в мешочке.

 

«НАЙДИ ЗАПЛАТКУ»

Цель: учить выделять в процессе восприятия качества предмета, сравнивать по форме.

Ход игры.

Предложить ребенку правильно подобрать подходящую заплатку из геометрической фигуры и поставить на место.

 

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

 

«УЗНАЙ И СРАВНИ»

Цель: закреплять умение сравнивать два предмета по длине и ширине, пользуясь приемом приложения их друг к другу; использовать слова: короче, длиннее, шире, уже; закреплять цвет; развивать умение узнавать геометрические фигуры на ощупь, и называть их.

Ход игры.

1 вариант. Под платочком хаотично разложены геометрические фигуры (большие и маленькие по величине, разной формы). Ребенку предлагается на ощупь, обследуя двумя руками, найти пару геометрических фигур (выбор пары возможен и по желанию ребенка и по словесному указанию воспитателя).

2 вариант. «Найди пару»

Ребенок на ощупь, одной рукой, обследуя предмет, достает геометрические фигуры из под платочка, называет, что он достал (ромб). Сравнивает по размерам, используя слова: длиннее, короче, уже, шире, и называет цвет каждой фигуры.

 

«ПОДБЕРИ ФИГУРУ»

Цель: учить детей обследовать предметы разной формы и цвета, учить использовать обозначенные свойства геометрической фигуры (цвет, форма, размер); развивать творческое воображение.

Ход игры.

1 вариант. Предложить ребенку выбрать понравившуюся для него карточку и с помощью геометрических фигур выложить рисунок по образцу.

2 вариант. Предложить ребенку, с помощью различных геометрических фигур, составить свой рисунок.

 

«ПОСТРОЙ ДОМ»

Цель: обогащать сенсорный опыт детей, знакомя их с широким кругом предметов и объектов, учить подбирать предметы по одному – двум качествам (цвет, размер).

Ход игры.

Предложить ребенку выбрать из геометрических фигур необходимую и расположить ее на картинке.

 

«НАЙДИ ПАРУ»

Цель: развивать органы чувств (слух), учить правильно, находить пару для предмета, развивать слуховое внимание.

Ход игры.

1 вариант. Детям раздаются «шумики» с разными звуками. Предлагается найти «шумик» с таким же звуком.

2 вариант. Предложить детям отгадать, у кого звучит «шумик» так же, как у воспитателя.

 

«ЦВЕТНЫЕ КОЛЛЕКЦИИ»

Прямая цель: развивать зрительное восприятие, цвета, оттенки.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

1 вариант. «Путаница»

Воспитатель перемешивает игрушки разных цветов и предлагает разложить их в мешочки соответствующего цвета.

2 вариант. «Кто быстрее!»

Воспитатель. – Я спрятала в группе 10 (число любое) игрушек желтого цвета, кто быстрее найдет их.

3 вариант. «Назови игрушку»

Ребенок вынимает из мешочка игрушку или наоборот, раскладывает игрушки (как в варианте №1), и называет их: - Зеленый зайчик, синий шарик, красный кубик и т.д.

4 вариант. Обучение детей распознаванию цвета.

Проходит в 3 этапа.

1 этап: «Это желтый шарик»

2 этап: «Принеси желтый шарик»

3 этап: «Какого цвета шарик?»

 

«ДУШИСТЫЕ МЕШОЧКИ»

Прямая цель: развивать обоняние у детей.

Косвенная цель: закреплять названия лекарственных растений, учить детей узнавать растения по запаху.

Ход игры.

1 вариант. «Узнай по запаху»

Воспитатель знакомит детей с запахами лекарственных трав в 3 этапа.

Воспитатель предлагает понюхать травку в мешочке.

1 этап.

Так пахнет ромашка. (Показать картинку)

2 этап. Найди мешочек с запахом ромашки.

3 этап.

2 вариант. «Найди такой же запах»

Ребенок берет один из синих мешочков, вдыхает запах и пытается найти такой же запах в оранжевом мешочке, составляя пары с одинаковым запахом.

 «АРОМАТНАЯ РАДОСТЬ»

Цель: развивать обоняние у детей.

Ход игры.

Воспитатель предлагает собрать пару баночек с одинаковым запахом.

Для этого необходимо открыть баночку и дать ребенку понюхать аромат, но так чтобы он не видел содержимое баночки.

Затем ребенок нюхает содержимое других баночек и находит одинаковый аромат.

 

«ГУСЕНИЧКА - КРУПЕНИЧКА»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

Косвенная цель: развивать мелкую моторику рук.

Ход игры.

Воспитатель рассказывает:

- Это необычная гусеничка. Ее зовут Крупеничка. Она питается не травкой, не листочками. Она любит разные крупы.

Сегодня Крупеничка по полю гуляла, разные крупы собирала: гречку, рис, фасоль, горох.

- Вот посмотрите, у меня в мешочках тоже есть такие крупы.

Детям предлагается потрогать крупы. А затем потрогать животик у Крупенички.

- Чем она сегодня угощалась?

 

«ЛОВКИЕ ПАЛЬЧИКИ»

Цель: развивать тактильные ощущения у детей.

 

«СИЛЬНЫЙ ВЕТЕР»

«ЦВЕТНЫЕ ЛЕПЕСТКИ»

«ОТ КАКОГО ШАРИКА ВЕРЕВОЧКА»

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ СКАМЕЙКИ»

Цель: учить детей различать основные цвета предметов; учить действовать по инструкции, выделяя заданный цвет и называть его.

Ход игры.

А. «Сильный ветер». (Ветер «сорвал» крыши с разноцветных домиков, нужно поставить их на место)

Б. «Цветные лепестки». (Выложить цветочки, подбирая лепестки по цвету серединки)

В. «От какого шарика веревочка». (Цвет шарика соотносить с цветом веревочки)

Г. «Разноцветные скамейки». (Посадить матрешку на скамейку того же цвета)

 

«НАЙДИ ДОМИК ДЛЯ КАЖДОЙ РЫБКИ»

Цель: развивать зрительное внимание и память.

Ход игры.

Ребенку предлагается рассмотреть аквариумы и запомнить где какая рыбка плавает.

Затем аквариумы убираются.

Детям предлагают отдельно аквариумы и отдельно рыбку.

- Посади каждую рыбку в свой аквариум.

«СЛОЖИ ИЗ ПАЛОЧЕК»

Цель: развивать зрительное внимание и память, мелкую моторику.

Ход игры.

На столе раскладываются счетные палочки.

Взрослый выкладывает из них фигуры – сначала простые, потом сложные. Ребенок должен сложить точно такую же фигуру.

Задание дается в порядке возрастающей сложности:

А) образец остается перед глазами ребенка

Б) образец убирается.

Можно эти фигуры складывать из кубиков.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В статье содержатся дидактические игры и приемы по коррекции речевых наршений у детей старшего возраста посредством театрализованной игры...

Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры

В данной статье раскрываются практическое применение приемов развития эмоций у дошкольников с нарушениме речи в процессе театрализованной деятельности...

Дидактические игры "Развитие мелкой моторики рук"

«Истоки способностей и дарованийдетей – на кончиках их пальцев.Чем больше уверенности в движенияхдетской руки, тем тоньше взаимодействие рукис орудием труда, сложнее движения,ярче творческая стихия де...

презентация дидактическая игра "Развитие познавательных способностей"

развитие познавательных способностей для подготовительной детей группы...

Картотека дидактических игр "Развитие речи"для детей 2-3 лет

В катротеке предложены игры для развития речи детей 2 лет. картотека предназначена не только в помощь воспитателю, но и для занятий родителям дома играя с малышом обучая его....

" Дидактические приемы развития эмоций и эмоциональной лексики у дошкольников с нарушением речи в процессе театрализованной игры"

Эмоции признаны первичными формами психической жизни, «центральным звеном» в развитии личности. По словам Л.С. Выготского, эмоции являются результатом оценки индивида взаимодействия со сре...