Образовательный салон. Виды физкультурных занятий и сюжетных утренних гимнастик
консультация (старшая группа) на тему

Вахонина Наталья Александровна

Образовательный салон

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obrazovatelnyy_salon.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Образовательный салон

Виды физкультурных занятий и сюжетных утренних гимнастик.

ФГОС предусматривает обеспечения вариативности и разнообразия содержания и организационных форм с учётом способностей и состояния здоровья детей.

Содержание Программы согласно ФГОС должно обеспечивать физическое развитие детей, которое включает развитие физических качеств, способствует правильному формированию опорно-двигательной системы и становление целенаправленности и саморегуляции в двигательной сфере.

Планируя физкультурные занятия, педагог должен помнить, что основная их цель - научить детей правильно и красиво двигаться, помочь освоить определенные движения. Именно это должно определять выбор вида занятия, формы его проведения.

Исходя из задач, поставленных ФГОС, мы в своей работе должны использовать разные виды занятий:

* традиционные занятия;

* игровые занятия;

* сюжетные занятия;

* музыкально-ритмическая гимнастика;

* занятия по типу круговой тренировки;

* тренировочные занятия;

* занятия по карточкам;

* контрольно-проверочные занятия.

Традиционное классическое занятие состоит из 3 частей:

- Вводная часть включает в себя упражнения, подготавливающие организм к физической нагрузке-различные виды ходьбы, бег, прыжки, упражнения на развитие равновесия, на профилактику нарушений осанки и плоскостопия.

- Основная часть, целью которой является обучение, закрепление и совершенствование навыков основных движений, развитие физических качеств. В основную часть входят:

* общеразвивающие упражнения;

* основные движения;

* подвижная игра, способствующая закреплению двигательных навыков, дающая возможность повысить эмоциональный тонус детей.

- Заключительная часть предполагает проведение упражнений, игр малой подвижности для приведения организма в спокойное состояние.

Игровые занятия, построенные на подвижных играх, используются для снятия напряжения у детей после интеллектуальной нагрузки. Такие занятия предназначены для закрепления основных движений в новых условиях. Вводная часть такого занятия может быть недолгой, т.к. подготовку организма к нагрузкам продолжит игра малой и средней подвижности. В основную часть могут быть включены игры высокой подвижности. Заключительная часть занятия должна обеспечить снижение нагрузки. Эти занятия обеспечивают положительные эмоции у детей.

Сюжетные занятия содержат целостную сюжетно-игровую ситуацию, отражающую окружающий мир ребенка; они состоят из разнообразных имитационных движений и упражнений общеразвивающего воздействия.

Занятия такого характера отличает интересное содержание, игры радостное атмосфера, положительные детские эмоции и красивая образная речь взрослого.

Сюжетные занятия включает в себя элементы ходьбы и бега во вводной части занятия, общеразвивающее отношение с предметами и без предметов, основные движения, подвижные и спортивные игры в основной части, дыхательные упражнения, пальчиковые игры и игры малой интенсивности в заключительной части.

Все сюжетные занятия можно разделить:

*Сюжетно-образные физкультурные занятия.

На протяжении всего занятия разные движения имеют разные образы или один образ воплощается в разных движениях.

Это могут быть «Котята», «Мышата», «Птички».

*Сюжетно-игровые физкультурные занятия.

Через игру «В гости к куклам» или «Едем по городу» дети учатся преодолевать игровые препятствия выполнений движений, ориентировки в пространстве.

*Сюжетно-тематические физкультурные занятия.

- Занятие может быть построено на сюжете одной сказки, литературного произведения, например: «Колобок», «Теремок», «Волк и семеро козлят».

- Занятие построено на встрече с героями из разных сказок, например: «Путешествие в страну сказок».

- На протяжении всего занятия присутствует один сказочный герой, например: Мишка-топтыжка, Буратино, Доктор Айболит.

- Занятия, связанные с сезонными явлениями в природе, общественной жизнью.

-Занятия с одним пособием.

На таких занятиях, есть возможность продемонстрировать многообразие способов использования какого либо спортивного пособия в различных видах деятельности (прыжках, метание, равновесие, беге).

Это могут быть такие занятия, как «Веселый мяч», «Волшебный обруч», «Волшебная палочка», «Лесенка-чудесенка», «Прыгалка-скакалка».

Занятия с одним пособием используются во всех возрастных группах, они направлены на обучения и закрепления движений.

Музыкально- ритмическое занятие.

Вводная часть такого занятия состоит из разного вида ходьбы и бега под музыкальное сопровождение, выполнение танцевальных движений. Общеразвивающие упражнения чаще проводятся в виде ритмической гимнастики. После нее целесообразно предложить детям музыкальные игры и танцы, закончив их хороводом или медленными танцевальными движениями, чтобы снизить нагрузку.

Занятие по типу круговой тренировки.

Вводная и заключительная часть занятия проводится в традиционной форме. Во время, отведенное для общеразвивающих упражнений и основных движений, и организуется собственно круговая тренировка. Для этого следует подготовить несколько групп с одинаковым спортивным инвентарем в каждой, чтобы дети одной группы могли упражняться на них одновременно, и расположить их по кругу. Например, для группы детей в 20 человек можно приготовить 5 групп предметов: скакалки, мячи, пролеты, гимнастической лестницы, скамейки и расположить их в последовательности, обеспечивающей тренировку разных групп мышц.

Каждый ребенок встает к какому либо пособию и упражняется на нем в течении 2 минут. Затем по сигналу педагога дети переходят по кругу к следующему пособию и так далее, пока не замкнется круг. В зависимости от степени физической нагрузки, полученной детьми на круговой тренировке, выбирается подвижная игра. Такой способ организации занятия позволяет обеспечить высокую моторную плотность занятия, дает возможность детям проявить творчество и инициативу.

Такие занятия используются в работе со старшими дошкольниками.

Тренировочные занятия.

Закрепление определенных видов движений.

Оно обеспечивает возможность многократного повторения движения, потренироваться в техники его выполнения.

Как вариант тренировочного занятия может быть использовано занятие, построенное на одном движении. Упражнения в основных движениях отбирается только один из видов (например: лазание) и дети упражняются в разных его видах: ползание по скамейке, лазании по гимнастической стенке, пролазании в обруч.

Занятия по карточкам.

Для обеспечения дифференцированного подхода при обучении и закреплении основных движений в старшей и подготовительной группах могут быть использованы занятия по карточкам. После проведения вводной части и общеразвивающих упражнений, каждый ребенок получает индивидуальную карточку, на которой в виде пиктограмм изображены основные движения, в которых нужно поупражняться данному ребенку, и указана последовательность выполнения движений.

Контрольно-проверочные занятия.

Выявление уровня физической подготовленности детей. Здесь проверяется уровень двигательных навыков детей, степень их обученности. Поэтому используются творческие занятия – придумать движение, которое подсказывает музыка, упражнение и игры соревновательного типа, эстафеты.

Так как день у детей начинается с утренней гимнастики, она является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Ежедневные выполнения физических упражнений способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Дети любят, когда зарядка превращается в маленькое приключение или сказочное путешествие, когда знакомая с первых лет жизни сказка вдруг открывается с другой стороны. Дети начинают не просто хорошо выполнять упражнения, а в их глазах зажигаются маленькие искорки! И тут же дети превращаются в настоящих артистов. Ведь они не просто выполняют прямой уголок, а скачут на лошадках, не бегут, а едут в пожарной машине на пожар. Они даже не замечают, что их тело при этом получает физическую нагрузку. Дети играют и в процессе игры укрепляют свой организм.

Поэтому в работе с детьми младшего дошкольного возраста используются преимущественно сюжетные, игровые формы проведения утренней гимнастики.

Сюжетная утренняя гимнастика строится на обыгрывании какого-либо *сюжета, например: «Машина», «В лесу», «Путешествие в зоопарк», «Маленькие космонавты»;

* обыгрывание какого-либо образа «Медвежата», «Зайчата», «Птички».

* может построено на сюжете одной сказки «Колобок», «Репка», «Маша и медведь», «Гуси лебеди», «Три медведя», «Кошкин дом».

* сюжетная гимнастика, связанная с сезонными явлениями «Весна в лесу», «Летние забавы», «Как звери к зиме готовятся».

* гимнастика с одним пособием, например с обручами «Дорожное движение», с мячом «Колобок».

 В такие комплексы подбираются сюжетные общеразвивающие упражнения, объединенные одной сюжетной линией. Циклические упражнения для вводной части носят имитационный характер и передают действия героя в соответствии с сюжетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексы сюжетных утренних гимнастик для дошкольников

Здравствуйте, заботливые мамы и папы, бабушки и дедушки, тети и дяди!Вашему вниманию предлагаются комплексы утренних гимнастик. Но это не просто зарядки. Ваши дети будут в восторге, когда узнают, что ...

Комплекс сюжетной утренней гимнастики «Зайчишки» для детей средней группы

Ежедневное выполнение утренней гимнастики не только укрепляет здоровье ребёнка, но и вырабатывает привычку к физическим упражнениям.  А, если весёлый сюжетный комплекс гимнастики выполняет весь д...

Комплексы сюжетных утренних гимнастик для детей раннего возраста в период адаптации

комплексы сюжетных утренних гимнастик помогут детям быстрее адаптироваться в детском саду....

Сюжетная утренняя гимнастика

гимнастические упражнения....

Сюжетная утренняя гимнастика «Гномики» для детей младшего возраста.

Сюжетная утренняя гимнастика "Гномики" для детей младшего возраста....

КОМПЛЕКСЫ СЮЖЕТНОЙ УТРЕННЕЙ ГИМНАСТИКИ ДЛЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

КОЛОБОК 1часть. Испекла бабка колобок, положила его на окошечко, а колобок прыгнул на дорожку, и покатился. Сначала медленно покатил¬ся /дети стайкой идут за воспитателей/, потом быстрее /де¬ти бегу...