Хорошее здоровье педагога - гарантия успеха его профессиональной деятельности.
консультация на тему

Эльвира  Степановна  Зухович

В конспекте описываются  упражнения, которые  могут  делать  педагоги  для  преодоления  стресса, сохранения  зрения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_master.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                Конспект  мастер-класса

  « Хорошее  здоровье  педагога – гарантия  успеха  его  профессиональной деятельности»

Автор:

ЗУХОВИЧ Э.С.,

старший  воспитатель

г. Емва,2016 г.

Мы  не  ошибёмся, если  скажем, что  во  все  времена  человеческой  истории  здоровье  было  одним  из  самых  больших  желаний  человека, некой  абсолютной  ценностью. «Будьте здоровы!» - говорят  люди  друг  другу. «Желаем  вам  самого  главного – здоровья», -говорят  наши  близкие.  По  большому  счёту  здоровье  было  и  остаётся  дороже  власти  и  богатства.

Основная  причина, побудившая  наш    коллектив  обратить  первостепенное  внимание  на  развивающую  педагогику  оздоровления -  это  постоянно  ухудшающее  состояние  здоровья  детей, поступающих  в  детский  сад.  О  состоянии  здоровья  наших  воспитанников  заботится  педагогический  коллектив, работа  всех  специалистов  направлена  на  это. О  программе, которая  направлена  на  комплексное  оздоровление  воспитанников, я   рассказала,  представляя  Вам  свою  педагогическую  философию. Сегодня  я  хочу  затронуть  другую  проблему – неблагополучное  состояние  здоровья  современного  педагога, т.е.  нашего  с  вами  здоровья. Педагог  в  России, что  бы  ни  говорили  про  него  сегодня, всегда  был  и  остаётся  особенным, в  чём-то  иррациональным  человеком, стремящимся, часто  неосознанно, быть  учителем  жизни, для  которого  слово «долг»  является  ключевым.  Существование  современного  педагога  протекает  на  фоне  жизни  его  страны, и  страдает  он  от  тех  же  проблем, что  и  остальные  граждане. Анализируя  заболевания  сотрудников  дошкольных  заведений, учителей  мы  обнаружили  ярко  выраженные  преобладающие  заболевания:  сердечно-сосудистые, желудочно-кишечные, нарушения  опрно-двигательного  аппарата, нарушения  функций  щитовидной  железы. Существует  несколько  причин  этих  заболеваний, это: профессиональный  эмоциональный  стресс!  А  вызван  он  может  быть  неадекватной  социальной  и  материальной  оценкой  его  труда, обилием  коммуникативных  перегрузок, необходимостью  освоения  большого  количества  профессиональных  знаний.  Следующая  причина – незнание  того, что  каждый  из  нас  очень  нужен  на  своём  месте.  Нужен  не  директору  или  министру, а  людям, стране, планете, истории, вечности! Следующая  причина – частое  превышение  своих  психических  возможностей.  Сегодня  мы  с  Вами  будем  учиться  быть  здоровыми.  

Самое  необходимое, что  нужно  сделать- это  научиться  управлять  своими  эмоциями.  С  детьми  мы  проводим  психогимнастику,  учим   выполнять  различные  эмоциональные  этюды.  Вот  некоторые  упражнения, которые  можно  использовать  всем  участникам  педагогического  процесса:

Упражнения в момент стресса

1.Обратите внимание на то, как вы дышите. При вдохе вы говорите про себя слово вдох. При выдохе выдох. На 5-7й минуте выполнения этого упражнения дыхание начнет само замедляться, увеличится пауза между вдохом и выдохом. Оно очень простое, его можно выполнять даже во время разговора с кем-либо, или параллельно выполняя какую-либо работу, если нет возможности все бросить на несколько минут и уединиться. Выполнять его нужно также до полного успокоения.

2. Если же у вас появились некие обстоятельства, от которых нельзя избавиться (например,  заболел кто-то из домашних и попал в больницу), и вы так беспокоитесь, что страдает ваша конструктивная деятельность, то способ по избавлению от беспокойства таков. Соорудите браслет из широкой бельевой резинки. Наденьте на запястье. И каждый раз, когда вам в голову будет приходить непрошеная гостья - неприятная, беспокоящая мысль: вдруг все будет плохо?!, вы говорите себе: не бывать этому! , и оттягивая резинку, отпускаете ее, чтобы она пребольно шлепнула вас по нежной внутренней части запястья. Вскоре такие мысли перестанут посещать вашу голову. Но браслет не торопитесь снимать, пусть у вас остается стимул.

3.Приведу еще одно "успокоительное" упражнение - удары ребром ладони по твердой поверхности. Это успокаивает и позволяет сосредоточиться, а заодно и укрепляет ребро ладони (так укрепляют ребро ладони каратисты). В шумном помещении (скажем, на выставочном стенде или в торговом зале), где не слышно постукивания, это упражнение очень кстати. Согласно легенде это упражнение использовали амазонки - а уж они-то умели противостоять стрессам и никогда не теряли сил и боевого духа!

           Иметь  хорошее  зрение  важно  для  любого  человека,  а  для  педагога  это  особенно  необходимо.  Сейчас многие педагоги  работают за компьютером или сталкиваются с необходимостью много читать. Эти виды деятельности, как и многие другие, могут привести к усталости глаз.  Существует  множество  приёмов  для  поддержания  зрения. Приведу  самый  лёгкий  и  эффективный:

Сядьте так, чтобы можно было удобно опереться локтями на стол. Закройте глаза и прикройте их руками следующим образом (если есть возможность, руки перед этим лучше вымыть тёплой водой): центры ладоней находятся над глазами, пальцы левой руки лежат на лбу, а на них – пальцы правой руки. Затем представьте себе чёрный цвет без каких-либо проблесков других цветов. Многим удобно представлять чёрный бархат или чёрную матовую бумагу. Чёрный цвет должен заполнить всё поле зрения. При идеальном выполнении упражнения исчезнут цветные пятна, которые обычно возникают, когда человек закрывает глаза. Для того чтобы глаза отдохнули, как правило, достаточно 5-10 минут, но более длительное выполнение упражнения принесёт только пользу.

          Для  снятия  повышенной утомляемости, раздражительности,  депрессии  не  спешите, уважаемые  коллеги  принимать  лекарство, а  попейте  витаминного  чайку. Рецептов  витаминного  чая  много.  Вот  один  из  них, который используется  у  нас  в  детском  саду. Его  мы  даём  нашим  детям  в  целях  профилактики. ( Предлагаю  зрителям, членам  жюри  витаминный чай: плоды  шиповника -3  часть, плоды  чёрной  смородины -1  часть, листья  малины -1  часть)

Итак, как  вы  могли  заметить, уважаемые  педагоги, над  сохранением  своего  здоровья  надо  работать. Успехов  вам  в  вашей  благородной  профессиональной  деятельности  и  на  не лёгком  пути  сохранения  и  укрепления  своего  здоровья  и  здоровья  ваших  подопечных!