Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования
методическая разработка (подготовительная группа) на тему

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д. В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться. Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях. Алгоритм построения познавательных занятий 1. Интересное начало — точка удивления. 2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.). 3. Сообщения детей. 4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия). 5. Опытно-экспериментальная деятельность. 6. Умозаключения детей на основе опытов. 7. Решение проблемных задач, ситуаций. 8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание). Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности. В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами, исследовать их с помощью лупы, повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т.д. Совместно с родителями собирается разнообразный природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу. Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие. Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы , явления и помогают детям в этом творческом процессе. Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли , то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и в наши дни. Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnaya_aktivnost.docx14.87 КБ

Предварительный просмотр:

«Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования».

(Выполнила: воспитательница подготовительной гр. Родькина В. Г.)

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Всем хорошо известно, что пятилетних детей называют «почемучками». Самостоятельно ребенок не может найти ответ на все интересующие его вопросы — ему помогают педагоги. В нашем дошкольном учреждении воспитатели широко используют метод проблемного обучения: вопросы, развивающие логическое мышление, моделирование проблемных ситуаций, экспериментирование, опытно-исследовательская деятельность, решение головоломок и т. д.

В ходе обучения отдаем предпочтение занятиям поискового характера с созданием проблемной ситуации. Это позволяет сделать ребятишек активными участниками обсуждения, а не пассивными слушателями. Так, например, детям предлагается подумать, где можно найти много воздуха сразу? (В воздушных шариках.) Чем мы надуваем шарики? (Воздухом.) Воспитатель предлагает детям надуть шары и объясняет: мы как бы ловим воздух и запираем его в воздушном шарике. Если шарик сильно надуть, он может лопнуть. Почему? Воздух весь не поместится. Так что главное — не перестараться.

Таким образом, подготавливаются подходы к элементарному пониманию о физических явлениях.

Алгоритм построения познавательных занятий

1. Интересное начало — точка удивления.

2. Игры на систематизацию знаний («Чем похожи, чем отличаются?», «Что сначала, что потом?», «Системный оператор» и др.).

3. Сообщения детей.

4. Метод эмпатии (физминутка, не нарушающая логики занятия).

5. Опытно-экспериментальная деятельность.

6. Умозаключения детей на основе опытов.

7. Решение проблемных задач, ситуаций.

8. Продуктивная деятельность (рисование, лепка, конструирование, домашнее задание).

Такой алгоритм занятия позволяет с помощью системы активных методов включить в деятельность каждого ребенка, поставить его в личностно-развивающую ситуацию, обеспечивающую становление своего опыта, выработку своего знания, собственного мнения, собственной структуры деятельности.

В нашем саду создан экспериментальный уголок. В данном уголке находится материал, с которым ребенок может самостоятельно заниматься (играть, экспериментировать). Состав материала изменяется в зависимости от темы экологических занятий. Так, во время занятий по блоку «Песок, глина камни» ребенку предоставляется возможность самостоятельно экспериментировать, играть с этими материалами,  исследовать их с  помощью лупы,  повторять опыты, проводимые ранее под руководством педагога, строить из камней дома, города и т.д.   Совместно с родителями собирается разнообразный  природный материал, который затем в достаточном количестве помещаем в экспериментальном уголке. Организация такого уголка дает возможность каждому ребенку самостоятельно заниматься по каждой теме, так как время коллективного занятия ограничено, а многие дошкольники выказывают желание продолжить экспериментальную работу.

Недавно наш детский сад принял участие в межрегиональном турнире способностей « РостОк», где дети смогли показать свои способности в процессе исследовательской деятельности и были награждены дипломами за активное участие.

Увлечение детей в экспериментальной деятельности вдохновило  и родителей, которые тоже с большим интересом исследуют различные вопросы , явления и помогают детям в этом творческом процессе.

 Мы знаем, что исследовательская деятельность невозможна без участия родителей, поэтому одна из наших задач — это показать родителям оздоровительную роль природы научить использовать прогулки в лес, парк, поездки на дачу для познавательного развития ребенка. Еще Я. Каменский писал: «Учить надо так, чтобы люди, насколько  это возможно, приобретали знания не из книг, но из неба и земли , то есть знали и изучали самые вещи, а не чужие только наблюдения и свидетельства о вещах». Это выражение приобретает особое значение и  в наши дни.

Итак, коллектив педагогов на практике убедился, что экспериментальная деятельность является наряду с игрой ведущей деятельностью ребенка дошкольника. Главное, чтобы интерес к исследованиям, открытиям со  временем не угас. Познание — творческий процесс, и наша задача — поддержать и развить в ребенке интерес к исследованиям, открытиям создать необходимые для этого условия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования.

Беседа: "Развитие познавательной активности дошкольников посредством детского экспериментирования."...

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."

Статья на тему:"Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование."...

«Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование»

Экспериментирование в ДОО одно из ведущих направлений развития детей....

Презентация "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира....

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"

Авторская идея в моей педагогической практике "Развитие познавательной активности дошкольников через детское экспериментирование"...