Общение детей в группах детского сада
методическая разработка (средняя группа) на тему

Терентьева Людмила Викторовна

У детей в возрасте от четырех лет начинают складываться межличностные отношения, одни дети вырываются в лидеры, другие остаются в стороне. Задача взрослого в этот период помочь детям сформировать гармоничные отношения в группе детского сада. Для определения социометрического статуса в группе, проводилась психологическая диагностика взаимоотношений детей. На основе полученных данных был разработан цикл занятий, целью которого было сплочение детского коллектива и принятие группой непопулярных детей. В материале приводится методическая разработка занятия.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка:

“Общение детей в группах детского сада”

В детском саду ребенок проводит значительную часть своего времени. То, как ребенок чувствует себя в детском саду во многом зависит от общения со сверстниками. Играет ли ребенок в совместные игры, принимаем ли он другими детьми, есть ли у него друзья в детском саду, как он воспринимается сверстниками- все это играет большую роль в формировании личности ребенка.

Необходимость раннего формирования положительного опыта общения детей обусловлена тем, что его отсутствие приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, соблюдать, разговаривая, этикет, слушать партнера.

До 4 лет общение со сверстниками занимает достаточно скромное место в жизни ребенка. У 4-5 летних детей эта потребность выдвигается на первое место. После четырех лет складывается ситуативно- деловая форма общения сверстников. В 4 года у детей (особенно посещающих детский сад) сверстник по своей привлекательности начинает обгонять взрослого и занимает все большее место в жизни ребенка.

К тому же в этом возрасте происходит расцвет сюжетно- ролевой игры- дети предпочитают играть вместе, а не в одиночку.

Но бывает так, что дети не находят себе партнера по играм, их не принимают в групповые игры организованные детьми. И такие дети либо начинают играть в одиночестве и стараются занять себя сами. Или прибегают к помощи взрослых- воспитателей. (“А они меня не берут в игру.”) Или же находят уголок в котором ожидают прихода родителей. Но бывают дети которые начинают проявлять агрессию. (“Раз они меня не берут я им буду мешать”)

Чем больше таких детей в группе, тем ниже групповой коэффициент удовлетворенности общением.

У многих детей после четырех лет только начинают складываться дружеские отношения. Когда дети предпочитают своих друзей остальным. И чем больше взаимных выборов тем выше в группе уровень взаимности, привязанности, сплоченности и дружбы.

У детей дошкольного возраста главным показателем включенности в межличностное общение, является игра. В игре ребенок проявляет себя и свои

способности, обучается взаимодействию, учится уступать и решать конфликты.

Дети с низким социальным статусом не принимаются в игру большинством детей группы и вынуждены играть одни или привлекать внимание разными способами, не всегда положительными.

Возможны несколько вариантов, объединения детей для совместной игры. Возможны варианты когда дети симпатизируют друг другу и объединяются для игр на основе общей привязанности. Игровая группа может быть сформирована вначале интересом к игре, а затем и интересом детей друг к другу. Возможен и другой мотив объединения: дети, которые взаимно симпатизируют друг другу, объединяются для игры по сюжету, который нравится большинству. Бывают варианты, когда ребенок жертвует своими интересами, ради того, чтобы вступить в игру, с определенными детьми в группе.

Наиболее популярные дети (с высоким статусом) “захватывают” самые интересные роли и остальные дети могут либо занять второстепенные позиции, либо отказаться от участия в игре. Возможен еще вариант, когда распределение ролей приводит к конфликтам среди детей.

В процессе работы мной было обнаружено, что у детей после четырех лет начинают формироваться межличностные отношения и задача взрослого помочь детям  в организации гармоничных отношений друг с другом.

В средней группе проводилось социометрическое исследование для выявления статуса каждого ребенка в группе и благополучия общения в целом.

Применялись следующие методики:

  • Наблюдение
  • Методика Т. А. Репиной “Секрет”
  • Социометрическая методика “День рождение”
  • Социометрическая методика “Капитан корабля”

По результатам этих методик были выявлены лидеры- “звезды”, предпочитаемые, принятые и непринятые дети, а так же отвергаемые.

По результатам проведенной первичной  диагностики и наблюдению детей в свободной игре были получены следующие результаты:

  • Есть явные лидеры среди девочек и мальчиков.
  • Дети выбирают себе в друзья ребят того же пола, что и они сами.
  • Есть дети, которые не принимаются в игры организованные самими детьми.
  • В группе мало образованных диад и триад. Есть привилигированная группа девочек, в которую многие стремятся попасть. Эти девочки не хотят принимать мальчиков и настроены против них.
  • У мальчиков в основном все игры между собой. За исключением трех мальчиков, которых дети не берут с собой в игру.
  • Есть несколько детей с которыми большинству хотелось бы играть, но эти дети их не принимают.

Для того, чтобы изменить эту ситуацию был проведен цикл из 8 занятий, которые

проводились раз 1-2 недели. Занятия проводились в группе детского сада, что может

привести к снижению уровня тревожности и помогает увидеть межличностные отношения среди детей.

        

Цель которого было сплочение детского коллектива и принятие группой “не

принимаемых” детей.

Задачи:

  • Детей с низким социометрическим статусом возвысить в глазах сверстников.
  • Развитие у детей эмпатии, сочувствия, сопереживания.
  • Формирование в группе дружеских объединений.
  • Релаксация снятие эмоционального напряжения
  • Обучение детей сотрудничеству, умению действовать сообща.
  • Развитие игровых навыков, обучение способам вступления в игру
  • Обучение умению общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике
  • Научиться устанавливать контакт с помощью речевых и неречевых средств (обращение по имени, контакт глаз, комплимент)
  • Знакомство с волшебными словами (“спасибо”, “пожалуйста”, “здравствуйте”)
  • Знакомство с нормами этикета
  • Научиться внимательно выслушивать собеседника
  • Научиться понимать чувства другого ребенка
  • Развитие навыков бесконфликтной игры, распределение ролей.
  • Обучение выходу их конфликта

Занятия проводились в группе детского сада. Количество детей 14-16.

Продолжительность занятия 40 минут, после занятия дети выполняли творческую работу по теме занятия.

Пример занятия:

Занятие 1. Путешествие в сказочный лес.

Цель занятия: Привлечение внимания группы к детям с низким социальным статусом. Развитие коммуникативных навыков детей.

Задачи занятия: Самопрезинтация детей, развитие воображения, развитие внимания, обучение способам совместной работы, развитие мышления- классификация овощей и фруктов, формирование способности видеть собеседника и быть к нему внимательным.

Материал: игрушки по количеству детей в группе, игрушечный цветок, зайчик и белочка, грецкие орехи разбросанные по залу, муляжи овощей и фруктов и две корзинки, игра “Найди пару”, запись релаксационной музыки

-Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в волшебный лес. Но так как этот лес волшебный нам нужен проводник. Возьмите себе по игрушке- это и будет наш проводник.

  1. Задание “Расскажи про своего героя”

-Возьмите игрушку, которая вам понравится и по очереди расскажите про нее. Скажите кто ваш герой, как его зовут, что он любит.

  1. Задание “Волшебный цветок”

-Теперь я дотронусь цветком до ваших героев и они перенесутся в волшебный лес.

Цветок- цветок в сказку веди
Не дай цветок ослабнуть в пути.

Для нас ты смелость и свет подари.

И сказку новую нам оживи!

(Расставляются картины зимнего леса)

| -Вот мы и в лесу посмотрите по сторонам. Представьте как хорошо зимо|1 в

сказочном лесу. Снег повсюду искрится, как будто брильянты светятсячна солнце. Морозный, солнечный денек. А что же волшебного в этом лесу? Оказывается здесь все животные умеют говорить. Вот смотрите нас уже встречают.

-Теперь оставляйте своих проводников, а мы двинемся дальше.

  1. Задание “Соберите орешки”

Зайчик и белочка:- Здравствуйте ребята! Очень хорошо, что вы пришли . У белочки рассыпались все орешки. Они упали из кладовой и под снегом их не видно.

{дети собирают орехи рассыпанные по группе)

Белочка: Спасибо за помощь ребята!

-Белочки очень запасливый народ. Они все лето делают запасы, а зимой их едят.

  1. Задание “Наведи порядок в кладовой”

-Вот и у нашей белочки есть кладовка. В ней она собирала овощи и фрукты. Только залетел сильный порыв ветра и все перевернул вверх дном. И теперь в кладовке полный беспорядок. Давайте поможем нашим друзьям и разложим по местам овощи и фрукты. Белочке мы принесем фрукты, а зайчику овощи. Я выберу двоих детей, они будут контролировать, чтобы дети не путали овощи и фрукты. Но вначале повторим, где растут овощи, где фрукты и что из них делают.

Дети собирают и сортируют овощи и фрукта. А помощники белочки и зайца проверяют правильность выполнения задания

  1. Проверка выполнения задания

-Давайте посмотрим правильно ли вы разложили. Психолог достает из корзинки овощи затем фрукты. Дети называют и говорят что это овощ или фрукт.

  1. Задание “Найди пару”

-Одному в лесу небезопасно, поэтому предлагаю найти себе пару. Но искать мы будем с помощью картинок.

-Все детки чем- то похожи и чем- то различаются. Как же и эти картинки, у каждой пары картинок есть много общего, но есть и различия. {Психолог демонстрирует на примере)

-А теперь я вам раздам картинки, а кто найдет, сядьте рядышком. {Карточки лучше раздать популярным и непопулярным детям)

  1. Проверка выполнения задания

(После того как все дети найдут себе пару нужно спросить у каждой пары, что общего в их карточках, а что отличается.)

-У каждого из вас картинки чем- то похожи, а чем то отличаются. Найдите сходства и отличия и скажите нашим друзьям. {Дети рассказывают)

-Вот так же и дети в группе все разные, но у всех детей есть, что- то общее.

  1. Релаксация “Зимний лес”

-Вот и подходит к концу наша прогулка, но прежде чем уходить мы немного отдохнем. Ложитесь а ковер, отдыхайте и слушайте.

-Тихо, спокойно вокруг. Все будто замерло и только звуки напоминают нам, что мы в лесу (включаются релаксационная музыка “звуки леса”). Хочется походить по лесу, номы так устали. Мы превратимся в легкое облачко и полетим. Закрывайте глаза и представьте, что вы превращаетесь в легкое облако. Только облака не умеют говорить, они спокойно летят по небу и движутся туда, куда дует ветер. Вы расслабляетесь и превращаетесь в облако. Ваши ручки стали легкими, невесомыми. Ножки тоже перестали брыкаться и лежат спокойно. Нежные легкие вы их почти не чувствуете. Голова тоже стала легкой. С закрытыми глазами вы отрываетесь от земли и поднимаетесь в небо. Вы летаете и видите под собой леса, поля, горы, реки. Вы проплываете мимо них и плывете по небу дальше. Полетайте немного по небу

  1. Возвращение

-А теперь тот до кого я до коснусь волшебным цветком. Спустится обратно на землю и превратится в мальчика или девочку.

Цветок- цветок, сказка прошла.

Нам много чудесного принесла.

Скорее домой нас отнеси.

И что узнали мы, в нас сохрани!

  1. Рефлексия

-Осталось вспомнить, где мы сегодня были и что делали? А еще зайчик с белочкой подарили для вас раскраски. Вы можете их раскрасить дома или в группе.

До свидания!

Результаты групповой работы:

После проведения серии занятий была проведена повторная диагностика по тем же методикам. После обработки результатов были получены следующие данные:

  • Дети не получившие выборов при первичной диагностике стали общаться с детьми, их стали выбирать для совместных игр.
  • У ребят расширился диапазон общения, они стали более контактны. Дети стараются общаться с большим числом детей из группы.
  • Существенно снизился уровень разграничений по половым признакам. Девочки стали приглашать в игру мальчиков и наоборот.
  • Лидерство в группе стало более размытым. Если раньше было несколько детей с которыми почти все хотели играть и выбирали их, то после занятий выявилось 9 детей получивших наибольшее число выборов.
  • Разнообразились сюжетные игры детей, игры стали более продолжительными и включающие в себя большее количество детей.

Список использованной литературы:

  • Бычкова С.С. Формирование умения общения со сверстниками у старших дошкольников: Методические рекомендации для воспитателей и методистов дошкольных образовательных учреждений. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: АРКТИ, 2003.
  • Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова Межличностные отношения дошкольников. Диагностика, проблемы, коррекция- Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2003.
  • Веракса А.Н., Гуторова М.Ф. Практический психолог в детском саду- М.: МОЗАЙКА-СИНТЕЗ, 20 Юг

^ Борис Степанович Волков, Нина Вячеславовна Волкова Детская психология: от рождения до школы 4-е издание, переработанное»: Питер; СПб.; 2009

  • Коломинский Я. П., Панько Е. А., Игумнов С. А. Психическое развитие детей в норме и патологии: психологическая диагностика, профилактика и коррекция.- Питер; СПб.; 2004



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое общение в старшей группе детского сада «Сказочный сундучок»

Игровое общение в старшей группе детского сада «Сказочный сундучок»...

Игровое общение в старшей группе детского сада «Волшебный сундучок здоровья»

Формировать у детей понятие «здоровье» человека. Развивать желание беречь своё здоровье, поддерживать разными видами деятельности....

"Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада".

В статье раскрываются особенности организации педагогического процесса и специфика формирования культуры общения в разновозрастной группе детского сада....

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского сада Тест \'\'Я в детском саду\'\'

Тест на проверку психологической комфортности пребывания детей в группе детского садаТест \'\'Я в детском саду\'\'...

«Организация педагогического процесса и особенности культуры речевого общения в разновозрастной группе детского сада».

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности....

Консультация для воспитателей «Особенности общения детей в Вальдорфском детском саду»

Слово «вальдорфская» происходит от названия немецкой табачной фабрики «Вальдорф-Астория». Именно перед рабочими этой фабрики в начале прошлого столетия выступил ...