перспективный план по валеологии для детей средней группы
календарно-тематическое планирование (средняя группа) на тему

Ярошевич Татьяна Григорьевна

Перспективный план по валеологии для работы с детьми средней группы. Формы и методы работы предложенные в нем помогут дать детям представление о функциональном назначении частей тела и лрганов чувст, о составляющих здорового образа жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_po_valeologii.doc82.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН   по ВАЛЕОЛОГИИ

для детей средней группы

Разработан воспитателем  Ярошевич Т.Г.

Тема:  «ВОТ КАКОЙ  Я!     ЧТО  УМЕЮТ  НАШИ  РУКИ?»

Цель: Сформировать у детей понятие об уникальности человека, как части природы. Развивать умение правильно относится к своим жизненно - важным частям тела

СЕНТЯБРЬ

Содержание работы

1 неделя

Беседа: «Я - человек»

♦ Признаки отличия человека от животного  (прямохождение,  пальцы на руках и ногах, умение думать и говорить).

Рассматривание: Илл. «Люди. Семья». «Животные».

Сит./общения: «Мальчики и девочки» (чем различаются, игры и интересы)

Чтение: Р. Сеф – Зеркало».   В. Приходько – «Вот когда я взрослым стану»

Эксперимент.  деятельность: Сравнение человека и животного по картинкам

Игры:  Д/и - «Мальчики и девочки». «Узнай по описанию».  

Имит/и – Разные походки  (человек, старик, животное)

2 неделя

Рассматривание: Илл. – «Мой организм»  

Беседа:  «Как я устроен»  (части тела, основные внутренние органы)

Чтение: А.Барто – «Я - расту»; «Помощница»

Эксперимент. деятельность: Измерение роста и веса детей

Продуктивная деятельность: Лепка – «Куколка»

3 неделя

Рассматривание: Илл.  «Живое не живое» - (природные и рукотворные  предметы).

Сит./общения:  Для чего нам нужны руки?

Эксперимент. деятельность: «Легкий – тяжелый» - определить вес предмета.

Игры: «Узнай на ощупь». «Чудесный мешочек». «Кто быстрее скатает ленту»

Продуктивная деятельность: «Вот какой у нас арбуз» - коллаж (из пластилина и арбузных семян)

4 неделя

Рассматривание: Илл. «Можно – нельзя»

Беседа: «Что такое здоровье?»

Сит./общения: «Как стать Неболейкой?»

Чтение: К.Чуковский – «Мойдодыр»

Эксперимент.  деятельность:  «Чистые»  руки? – показать детям, почему надо мыть руки.

Информация в уголке родителей:  «Активный отдых в семье»

Тема:    «НАШИ  ОРГАНЫ  ЧУВСТВ»

Цель: Познакомить детей с органами обоняния и осязания, показать их значение в жизни человека. 

ОКТЯБРЬ

Содержание работы

1 неделя

Беседа:  «Что ещё умеет  нос?»

Рассматривание:  Илл. на тему:  «У кого какой нос?» (животные, птицы)

Чтение:  Ю. Прокопович – Зачем носик малышам

Игры:  Д/и – «Узнай по запаху?»

Дыхательная гимнастика:  «Ёжик»

 Познакомить с массажем  носа

Знакомство с поговоркой:    «Береги нос в большой мороз»

2 неделя

Рассматривание:  Илл. « Что полезно, а что вредно для зубов»

Сит, общения: Что нужно делать, чтобы быть здоровым.

Чтение: В.Бианки – Чей нос лучше?; Э. Машковская – Мой замечательный нос

Рассказ воспитателя: «Для чего мы дышим» (для работы мозга – насыщенная  кислородом кровь стимулирует работу  мозга) – лучше и легче думается

Продуктивная деятельность: Аппликация «Полотенце пушистое»

Информация в уголке родителей:  «Жевательная резинка: Польза и вред»

3 неделя

Рассматривание:  П/к. - «Предметы гигиены»

Беседа:  «Почему надо умываться по утрам и вечерам…»

Игры: «Кислый, сладкий, соленый»;  «Узнай на вкус».

Сюж./р и.-  «Поликлиника»»

Знакомство с пословицами и поговорками:   «Кисель зубов не портит».  

Сит. общения: «Для чего нужен язык»

Наблюдение: Как кошка лакает молоко.

Инсценировка: по  А.Барто – «Девочка - чумазая»

4 неделя

Беседа:  «Почему болят зубы»; «Зачем нужны врачи»

Знакомство с пословицами и поговорками:  «Глаз видит да зуб неймет»;  Чтение:  Е. Пермяк – Язык и нос;  С. Капутикян – Шепчет ротик…

Информация в уголке родителей  «Профилактика простудных заболевание»;

Инсценировка:  «Весёлые овощи»

Загадки о носе, языке, зубах.

Игра: «Веселый и грустный зубик» -

Тема: «КАК СОХРАНИТЬ ХОРОШЕЕ ЗРЕНИЕ И СЛУХ?»

Цель:  Показать детям  значение слуха и зрения в жизни человека. Формировать у детей навык бережного отношения и ухода за ушами и  глазами.

НОЯБРЬ

Содержание работы

1 неделя

Рассматривание: Илл. Животных с разной величиной ушей (слон, заяц. лиса, летучая мышь)

Чтение:  Г.Браиловская - «Ушки – неслушки»

Опыт: «Узнай, что звучит?»

Игры:   Д/и «Узнай по голосу»,  «Полезно – Вредно»

Рассказ:  «Для чего животным нужны уши»;  «Чтобы уши слышали»-знакомство с правилами бережного отношения к слуху

2 неделя

Рассказ:  «У кого какие глаза?» (сова, орел, крот, стрекоза) – чем зрение человека отличается от животных

Беседа:  «Чтобы глаза хорошо видели» - знак-ть с правилами бережного отношения к зрению

Чтение:  Н.С. Орлова «Ребятишкам про глаза»

Иры: П/и. – «Жмурки с колокольчиком».

Игр./сит. - «На приеме у окулиста»

Д/и.- «Полезно - Вредно»

Гимнастика для глаз.

3 неделя

Эксперимент.  деятельность: Рассматривание своих глаз в зеркале, глаз друг друга.

Чтение: А. Барто – «Очки»;

Загадки о глазах, очках.

Игры:   Д/и. - «Подбери по цвету»;  Игры – лабиринты; «Сложи узор».

4 неделя

Рассматривание: Разных очков. Подборка илл. для каких, целей люди используют очки.

Заучивание: Э Мошковская – «Уши»;

Опыт: Приятные и неприятные звуки.

Знакомство и новой игрой: «Испорченный телефон»

Кукольный спектакль: «Таблетки растут на ветке, таблетки  растут на грядке»


ТЕМА:    «ЧТОБЫ  БЫТЬ  ЗДОРОВЫМ»

Цель: Формировать представление о здоровье, здоровом образе жизни, болезни

ДЕКАБРЬ

Содержание работы

Беседа:  «Я и моё здоровье»   «Вкусные и полезные продукты» 

Рассматривание:  П/к. – «Полезные и вредные продукты»,

         Илл. по теме: Специализация  врачей  (Педиатр, ЛОР, Окулист. Стоматолог)

Беседа:  «Что помогает мне быть здоровым» (питание, отдых сон, хорошее настроение, оздоровительные процедуры, игры на свежем воздухе, спорт).

         - «Врачи – наши помощники»

Сит./общения: «Почему нельзя брать снег, сосульки в рот»; «Зачем нужны врачи?»

Чтение: Е. Благинина – «Простокваша», «Аленушка» Р.Куликова – «Мыло». З.Александрова – «Маша и каша».

         Загадки о полезных продуктах

Игры:. Д./и:  «Полезно – Вредно», «Кому, что нужно». «Что сначала, что потом»

        С/рол .и.- «На приёме у Окулиста», «В прививочном кабинете»

Продуктивная деятельность: Коллаж – «Фруктовый сок»

       Аппликация: «Консервируем овощи и фрукты»

ТЕМА:  «НАДО, НАДО УМЫВАТЬСЯ ПО УТРАМ И ВЕЧЕРАМ…»

Цель: Учить выполнять правила личной гигиены без напоминания взрослых.

ЯНВАРЬ

Рассматривание: П/к. – «Предметы гигиены»

Беседа:  «Чистота – залог здоровья»

Игры:   Д/и.- «Можно - Нельзя».   Игры – лабиринты.  «Четвертый лишний»,

      «Что сначала, что потом» - (режим дня,  гигиенические процедуры)

      П/и. – Катание на санках, «Снежки»

      С/ рол. и.. – «Больница»

Развлечение:  Если ты заболел.  

Чтение: Э. Мошковская – «Приказ».  П.Воронько – «Спать  пора».  

Опыт: - «Опыты со снегом»- показать, что талый снег не очень чистый.

 - «Посадка лука»

ТЕМА:  «МОИ ЗАЩИТНИКИ!

Цель: Освоение детьми знаний о роли кожи,  ногтей,  волос в жизни человека. Освоение правил ухода за кожей, ногтями. Волосами посредством обобщения   собственных гигиенических навыков и умений 

ФЕВРАЛЬ

Содержание работы

Беседа:  «Мои защитники» - сравнить животного и человека по следующим признакам:  кожный покров, шерсть/волосы,  когти/ногти на демонстрационном материале.

 - «Как нужно ухаживать за кожей» - знакомство с правилами ухода за кожей.

             Вопросы детям:

♦ Как часто надо мыть руки, ноги, тело?

♦ Зачем стричь ногти?

♦ Для чего нужно расчесывать волосы?

Чтение:  Загадки о частях тела. Э. Успенский – «Страшная история»   И. Демьянов  - «Замарашка»  С. Капутикян – «Куп, куп,...».  С. Михалков – «В парикмахерской»

Игры:  Д/и. – «Узнай предмет на ощупь»

Опыт: «Что можно почувствовать кожей?»

Развлечение: «Мы мороза не боимся»

Массаж ладоней.  Самомассаж лица

ТЕМА:    «ВНУТРЕННИЕ ОРГАНЫ»

Цель: Формировать у детей представления о значении скелета, сердца, желудка

           в организме человека и об  условиях сохранения их  здоровыми.

МАРТ

Содержание работы

Беседа:  «Зачем человеку сердце?»    «О правильном приёме пищи»

         Вопросы к детям

♦ Какие правила поведения за столом вы знаете?

♦ Для чего мы кушаем?

♦ Что такое режим питания?

Рассматривание:  Макет «Внутренние органы человека».

 Илл.- Путешествие пищи» -  (глотка, пищевод, желудок, кишечник)

Упражнение:  «Сосулька» - вис на вытянутых руках на рейке детского -спортивного комплекса – профилактика нарушений осанки

Игры:  Имит/и. – «Шалтай – Болтай»,  «Сломанная кукла»

               П/и: -  «Мышеловка».  «Найди себе пару».  «Повар»

Опыт: Послушать, как стучит сердце, прижав руку к груди.

    - Погладить друг друга по спине, найти (прощупать) позвоночник.

Самомассаж  кончиков пальцем – активных зон

ТЕМА:  «БУДЕМ СПОРТОМ ЗАНИМАТЬСЯ»

Цель: Раскрыть значение спорта и разнообразных оздоровительных  мероприятий для здоровья человека.

АПРЕЛЬ

Содержание работы

Беседа:  «Кто занимается спортом».

Рассматривание: Илл. «Зимние и летние виды спорта».

Чтение:  Т. Волгина – «Два друга»

Игры:  Д/и. –  «Сложи картинку» -(виды  спорта) - разрезные картинки.

«Назови вид спорта».

Игр/сит:  «В травмопункте»

П/ игры: «Что мы видели, не скажем, а что делали, покажем», «Журавль и лягушки»

Продуктивная деятельность:  Лепка: «Мы делаем зарядку»

Информация в уголке родителей

Мини поход по территории детского сада

ТЕМА:    ПРАВИЛА  НА  ВСЮ  ЖИЗНЬ»

Цель: Продолжать развивать умение детей использовать имеющиеся знания о здоровье сберегающих условиях.

МАй

Содержание   работы.

Беседа:  «Солнце воздух и вода – наши лучшие друзья»

Рассматривание: Илл. «Игры детей».  Азбука здоровья в картинках.

Сит./общения:   «Для чего нужна вода человеку?»

Игры:  С/рол. и – «Аптека»

Д/и – «Хорошо – плохо»

П/и: - «Картошка» - русская народ./и   «Через ручеек»   «Кот на крыше»

Чтение:  «Рекламные стихи».  «Я – вода, вода, водица…». «Веселые частушки»

ДЕНЬ  ЗДОРОВЬЯ:

Утро: Загадки о частях тела.

П/игра: «Солнышко и дождик»

Прогулка: Народные кубанские игры – «Разбей кувшин», «Брыль» (шляпа соломенная).

Развлечение: «Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке».

Вторая половина дня:  Гимнастика и закаливающие процедуры.

Игры-эстафеты: «Кто быстрее перенесет погремушку». « Перейди болото по кочкам»

Игры с водой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы на год (с использованием современных форм сотрудничества)

Перспективный план взаимодействия с родителями детей средней группы(с использованием современных форм сотрудничества)...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы

перспективное планирование работы с родителями детей средней группы на год...

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы

Перспективный план по экспериментальной деятельности детей средней группы...

Перспективный план работы с родителями детей средней группы .

Перспективный план работы с родителями детей средней группы ....

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народной культуры"

Перспективный план работы с родителями детей средней группы на тему «Приобщение детей к истокам русской народно культуры»...