«ЛЕТО-ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ» рекомендации – советы по организации и проведению летнего периода
статья на тему

Аистова Мария Эдуардовна

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ С РЕБЁНКОМ

(советы-рекомендации)

          Наконец долгожданное  лето наступило или вот-вот наступит. Наконец ребенок будет на природе. А там – солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище. Малыш сможет порезвиться в саду, поесть свежих (своих…) овощей, ягод, фруктов. Но еще А.С. Пушкин писал: «…Наше северное лето. (Карикатура южных зим,) мелькнет и нет… «А может быть, лучше поехать, хотя бы на короткое время – на 3-4 недели, на юг? Сначала определимся с этим вопросом.

­    Наблюдения педиатров показывают, что поездка к южному морю в летние месяцы, особенно на короткий период, требует большой перестройки детского организма. У ослабленных и больных хроническими заболеваниями акклиматизация проходит длительно, с напряжением регулярных механизмов, а иногда приводит к обострению болезни. Таким детям на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей.

­   Выбирая для ребенка летний курорт, следует учитывать особенности его нервной системы. Наблюдения специалистов показали: надо делать различия между так называемыми ваготониками и симпатикотониками. Ваготоникам, которые обычно более спокойные, даже несколько вялые,с замедленными реакциями, показано пребывание в горной местности, и выше над уровнем моря. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияют на сосудистую и нервную систему таких детей.

         Напротив, подвижным, эмоциональным детям (симпатикотоникам) в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.

         Неорганизованный отдых на юге, у моря ребенка раннего и дошкольного возраста, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе могут быть неприятные последствия – солнечные ожоги, ухудшение сна и аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«ЛЕТО-ЭТО МАЛЕНЬКАЯ ЖИЗНЬ»

рекомендации – советы по организации и проведению летнего периода

   

   

ЛЕТНИЙ ОТДЫХ С РЕБЁНКОМ

(советы-рекомендации)

         Наконец долгожданное  лето наступило или вот-вот наступит. Наконец ребенок будет на природе. А там – солнышко ярче, трава зеленее, воздух чище. Малыш сможет порезвиться в саду, поесть свежих (своих…) овощей, ягод, фруктов. Но еще А.С. Пушкин писал: «…Наше северное лето. (Карикатура южных зим,) мелькнет и нет… «А может быть, лучше поехать, хотя бы на короткое время – на 3-4 недели, на юг? Сначала определимся с этим вопросом.

  •  Наблюдения педиатров показывают, что поездка к южному морю в летние месяцы, особенно на короткий период, требует большой перестройки детского организма. У ослабленных и больных хроническими заболеваниями акклиматизация проходит длительно, с напряжением регулярных механизмов, а иногда приводит к обострению болезни. Таким детям на юге лучше отдыхать и лечиться в специализированных санаториях, где они проходят акклиматизацию и лечение под наблюдением врачей.
  • Выбирая для ребенка летний курорт, следует учитывать особенности его нервной системы. Наблюдения специалистов показали: надо делать различия между так называемыми ваготониками и симпатикотониками. Ваготоникам, которые обычно более спокойные, даже несколько вялые,с замедленными реакциями, показано пребывание в горной местности, и выше над уровнем моря. Пребывание в горах, особенно в местах, где растут сосны, благотворно влияют на сосудистую и нервную систему таких детей.

        Напротив, подвижным, эмоциональным детям (симпатикотоникам) в сосновых лесах и в горной местности отдыхать и лечиться не рекомендуется, так как эти природные условия приводят к чрезмерному возбуждению их нервной системы. Им больше подходит Анапа или Калининградская область.

        Неорганизованный отдых на юге, у моря ребенка раннего и дошкольного возраста, как правило, требует больших усилий родителей по выполнению режима и правил питания. Иначе могут быть неприятные последствия – солнечные ожоги, ухудшение сна и аппетита и, наконец, солнечные и тепловые удары. Следует помнить и о том, что после возвращения домой снова требуется акклиматизация, которая не у всех детей проходит легко.

        ЗАПОМНИТЕ. ИЗ ВСЕГО СКАЗАННОГО СЛЕДУЕТ ВЫВОД, ЧТО РЕБЕНКУ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЛУЧШЕ ОТДЫХАТЬ В ПРИВЫЧНОМ КЛИМАТЕ НА ПРИРОДЕ В ЗАГОРОДНОЙ МЕСТНОСТИ.

        ЛЕТО в  средней полосе России прекрасно, хотя оно короче, чем нам бы хотелось. Так что надо его использовать с максимальной пользой для здоровья ребенка, чтобы ребенок стал окрепшим, закаленным, загорелым и веселым

МАЙ И ИЮНЬ – САМАЯ КОМАРИНАЯ ПОРА

        1. На окна в помещении, где будет спать малыш, следует вставить рамы с сеткой.

        2. Чтобы избавиться от налетевших за день через двери комаров, перед сном на 20 минут включите «Фумитокс» и можно спокойно спать всю ночь. Сложнее на улице.

        3. Не следует наносить на кожу маленького ребенка антикомариные средства.

        4. В крайнем случае нанесите их на одежду вблизи оголенных мест.

        5. Вечером наденьте на ребенка брюки, рубашку или легкую куртку с длинными рукавами.

        6. Считают также, что комаров отпугивает запах гвоздичного одеколона. Свежая зелень петрушки, пивные дрожжи.

        7. Заранее приготовьте в баночке с крышкой слабый раствор соды. Этот раствор быстро прекращает боль и зуд от комариных укусов.

        8. Если кожная реакция на укус чрезмерная – образуется распространенная припухлость, не проходят зуд и краснота, что иногда наблюдается у детей с аллергией, - можно воспользоваться специальными гелями, содержащими антигистаминные препараты, например фенистилом  (не более 4 раз в сутки).

        Эти же средства помогают при укусах жалящих насекомых – пчел и ос. Посмотрите, нет ли в месте укуса жала, если есть, достаньте его пинцетом. К РАСПУХШЕМУ МЕСТУ ПРИКЛАДЫВАЙТЕ ХОЛОДНЫЕ ПРИМОЧКИ С РАСТВОРОМ СОДЫ ИЛИ ЧАЙНОЙ ЗАВАРКИ, МЕНЯЯ ИХ ПО МЕРЕ СОГРЕВАНИЯ. ДАЙТЕ АНТИГИСТАМИННЫЙ ПРЕПАРАТ (СУПРАСТИН, ТАВЕГИЛ, КЛАРИТИН – В ВОЗРАСТНОЙ ДОЗЕ).

        Конечно, летом в хорошую погоду большую часть времени ребенок проводит на свежем воздухе.

        1. Зеленый участок обязательно надо выделить спортивными снарядами в соответствии с возрастом ребенка. Для малыша 3-х лет это могут быть качели, мостик с перилами, лесенка, детская стремянка, приподнятая над землей доска, по которой ребенок ходит в сопровождении взрослого. Для дошкольника желательно установить турник, кольца, положить ровное бревно.

        2. Прекрасно, если на участке есть газон, где можно побегать босиком и поиграть в мяч.

        3. Также должно быть место для отдыха и спокойных игр « в кружевной» тени деревьев. Там можно поставить песочницу с чистым песком, столик и стулья.

        4. Хорошо бы оборудовать и место для дневного сна.

        5. Однако не ограничивайтесь пределами своего участка. Ребенку полезны посильные для него прогулки.. Малыш 1,5 – 2 лет может совершать прогулки протяженностью 100-200м. Постепенно это расстояние можно увеличить вдвое. Ребенок 2,-3 лет может пройти 1,5-2 км.. В середине прогулки нужен отдых на 10-15 минут.

  • Напоите ребенка,
  • посидите с ним,
  • обратите его внимание на окружающую природу,
  • поиграйте немного, например, в прятки и, еще раз отдохнув, направляйтесь в обратный путь.

        7. Лучше одеть его легко, а с собой взять на всякий случай что-нибудь теплое.

Солнце - природный фактор, необходимый для здоровья. После пасмурных дней и пребывания в городе, где солнечный свет, пробиваясь через пелену выхлопных газов и промышленных выбросов, теряет самую полезную часть ультрафиолетового спектра, нам не терпится насладиться на природе яркими солнечными лучами. Действительно, нехватка солнечного света приводит:

  • к «ультрафиолетовому голоданию» организма;
  • снижается сопротивляемость к инфекционным заболеваниям;
  • замедляется обмен веществ;
  • появляются вялость и плохое настроение;
  • у маленьких детей при недостатке ультрафиолетовых лучей развивается рахит;
  • так как в коже  не образуется провитамин Д, который необходим для нормального роста и развития костной системы.

Воздействие солнца стимулирует  деятельность иммунной системы:

  • повышая защитные силы детского организма. Поэтому положительное значение

 солнечной радиации трудно переоценить.

Вместе  с тем длительное пребывание на солнце может привести к нежелательным последствиям. Классики отечественной педиатрии Г.Н. Сперанский, М.Я. Студеникин отмечали, что чрезмерное воздействие солнечных лучей неблагоприятно

  • влияет на кровь;
  • угнетает клеточный обмен;
  • ухудшает пищеварение;
  • перевозбуждает нервную систему.

Особенно это касается  детей раннего возраста, у которых недостаточно зрелые адаптивные реакции.

  • При длительном пребывании на солнце,  особенно без головного убора, даже в средней полосе России, а не только на юге,  может развиться СОЛНЕЧНЫЙ УДАР, при котором происходит поражение нервной системы.

Как это проявляется???

  • Головной болью;
  • вялостью;
  • тошнотой;
  • рвотой.

При первых признаках солнечного удара ребёнка необходимо:

  • увести в тень;
  • раздеть,  умыть холодной водой;
  • напоить холодным чаем и уложить в постель.

В течение двух-трёх дней ему следует находиться только в тени.

Признаки  солнечного удара  могут появиться позднее. Даже к вечеру. Ребёнок становиться раздражительным, капризным.

  • Появляется озноб
  • повышается температура тела
  • отказывается от еды
  • иногда бывают рвота и понос
  • уложите малыша в постель
  • часто и обильно поите
  • положите на голову салфетку, смоченную холодной водой
  • вызовите врача.

ЗНАЙТЕ!

В жару происходит большая потеря воды и минеральных солей, которые выходят с потом.

Это может привести к нарушению кислотно-щелочного баланса крови, что способствует развитию трудового удара.

ТЕПЛОВОЙ УДАР.

Происходит:

  • вследствие общего перегревания организма
  • он может развиться в жаркую безветренную, иногда и в пасмурную погоду, особенно если ребёнок недостаточно легко одет.
  • находится в душном жарком помещении
  • или в лесу на непосильной для его возраста длительной прогулке.

Появляются:

  • слабость
  • отдышка
  • жажда
  • головная боль
  • тошнота
  • возможно обморочное состояние
  • кожа у ребёнка краснеет
  • становится влажной, горячей.

При первых признаках теплового удара необходимо:

  • малыша напоить
  • раздеть
  • умыть холодной водой
  • поскорее уложить и обеспечить доступ воздуха с помощью вентилятора или обмахивания подручными средствами.
  • В более тяжелых случаях показано обёртывание простынёй, смоченной холодной водой.

ЗНАЙТЕ!

  • В жаркую погоду прогулке следует предпочесть пребывание в саду – в тени деревьев или под тентом, защищающим от прямых солнечных лучей.
  • Белая лёгкая одежда (трусы, майка и панамка) защитит кожу ребёнка от рассеянных  и отражённых лучей солнца.

Существуют разработанные педиатрами и детскими курортологами схемы применения солнечных ванн. В соответствии с этими схемами продолжительность процедур постепенно увеличивается от 2 до 20 минут каждые 2-3 дня:

  • С учётом индивидуальных особенностей ребёнка
  • Его нервной возбудимости
  • Общего состояния здоровья.

ЗАПОМНИТЕ!

Вместе с тем, проведение курса солнечных ванн, во время которых ребёнок лежит обнажённым под прямыми солнечными лучами и по команде поворачивается с одного бока на другой под контролем взрослого с секундомером в руках,  нереально и не нужно. Во время прогулки, а также перемещаясь по участку, он получает вполне достаточное количество солнечных лучей.

Играя в тени деревьев сначала с оголёнными руками и ногами, позднее в одних трусиках,  ребёнок получает световоздушную ванну, которая является самой мягкой закаливающей процедурой. После игры в тени ему можно позволить играть на солнце одномоментно 2-3 минуты, позднее – до 10 минут.

ЗНАЙТЕ: в течение всего дня:

  • время пребывания под прямыми солнечными лучами не должно превышать  в общей сложности 1 часа.
  • Не следует стремиться к тому, чтобы ребёнок загорел. Он и без этого будет покрыт лёгким загаром к концу лета.
  • Способность кожи к защитной пигментации очень индивидуальна.
  • Белокожие светлоглазые дети быстро «обгорают» на солнце, что не только мучительно, но и вредно.
  • Дети с чувствительной кожей в  первые дни  солнечной погоды перед прогулкой на кожу можно нанести солнцезащитные средства, которые выпускаются фирмами, производящими косметику для детей. На флаконе указывается цифра, обозначающая степень защиты - солнечный фактор.
  • Защита кожи особенно необходима, когда ребёнок находится у водоёма. Отражение лучей солнца от воды почти вдвое увеличивает ультрафиолетовое облучение и – как следствие- вероятность солнечного ожога и опасность солнечного удара.
  • Поэтому на берегу реки, озера, пруда  ребёнок должен находиться в тени одетым в панамку, трусы и майку.
  • Полезно надеть солнцезащитные очки с небьющимися пластмассовыми стёклами.
  • Если по недосмотру у ребёнка возник солнечный ожог, кожа покраснела и стала болезненной, его надо сразу увести в тень, напоить, обожженные места смазать простоквашей, кефиром или сметаной.
  • В дальнейшем при беспокойстве и жалобах можно делать холодные примочки.
  • Пока не исчезнут признаки солнечного ожога, не подвергайте кожу ребёнка воздействию солнечных лучей - не оголяйте обожженные места. Пусть ребёнок побудет в тени.

ЗНАЙТЕ!

  • Летом обязательно рекомендуется провести водную процедуру – умывание, обтирание, обливание, душ – в зависимости от того, насколько ребёнок закалён. Если раньше такое закаливание не проводилось, самое время начать его сейчас.
  • Целью закаливания является повышение устойчивости организма к  воздействию неблагоприятных погодно-климатических условий: холода, жары, избыточной влажности – и, главное, к резкому их изменению. Эффект от закаливания у детей может быть достигнут при строгом соблюдении следующих условий: постепенность и непрерывность процедур, учёт индивидуальных особенностей ребёнка,  а также его положительного отношения к закаливающим процедурам. Нельзя начинать закаливание, если малыш не здоров или сразу после болезни.

ЗАКАЛИВАНИЕ  следует начинать с мягких способов и постепенно переходить к более интенсивным. К мягким способам относятся воздушные ванны, обтирание тела прохладной водой и хождение босиком. Их можно сочетать.

Хождение босиком – очень простой и полезный метод закаливания. Одновременно происходит тренировка мышц и связок стопы, что очень важно для предупреждения плоскостопия. Начинать следует с хождения по полу в носках, а спустя 4-5 дней - босиком. Температура земли или пола не должна быть при этом низкой. Хождение босиком начинается с 3-4 минут и доводится   до 15-20 минут (ежедневно прибавляя по одной минуте).

На улице ребёнок может ходить по песку, траве, а когда привыкнут ноги – гальке.

Иногда полагают, что для общего закаливания ребёнку достаточно ходить босиком или мыть ноги в прохладной воде. Несмотря на безусловную пользу, эти методы развивают устойчивость только к охлаждению ног, что само по себе важно, но недостаточно. К сожалению, они не предохраняют от простуды, если ребёнок будет лежать или сидеть на холодной земле или продрогнет на сквозняке. Поэтому от этих методов закаливания следует переходить к более интенсивным и воздействующим на всё тело, не забывая о последовательности, постепенности и регулярности их применения. Если пришлось прервать закаливание из-за недомогания ребёнка, его можно возобновить, начиная опять с мягкого воздействия (температура воды, продолжительность процедуры и т.п.), но наращивать интенсивность уже более быстрыми темпами, чем вначале.

ВОДНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ ПО ИНТЕНСИВНОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ РАСПОЛАГАЮТСЯ В СЛЕДУЮЩЕМ ПОРЯДКЕ: ОБТИРАНИЕ, ОБЛИВАНИЕ, ДУШ, КУПАНИЕ.

Влажное обтирание – проводят рано утром или после световоздушной ванны. Продолжительность процедуры для детей до 3 лет – 1-2 минуты, для детей  от 3-до 7 лет – 2-3 минуты. Обтирание проводят варежкой или полотенцем из мягкой ткани, смоченным в воде.

Начинают обтирание с рук и ног. Вначале температура воды – 28 градусов, затем её снижают каждые 1-2 дня, на 1 градус. За 7-10 дней она может быть доведена до  18-20 градусов.  Быстро обтирают водой руки до плеч и ноги, по направлению от пальцев к туловищу, растирают их сухим полотенцем.

ЗАПОМНИТЕ!

  • Для детей с повышенной нервной возбудимостью рекомендуется применять более тёплую воду.
  • В прохладные дни и для ослабленных детей можно проводить обливание ног или топтание в тазу, что особенно нравится малышам. Вода при этом также день ото дня делается прохладнее в тех же пределах, что и при общем обливании.
  • К купанию в естественных водоёмах можно приступать после подготовки более мягкими закаливающими процедурами (детей до 2 лет в открытом водоёме купать не рекомендуется).
  • Вода должна быть чистой, проточной.
  • С медленным течением
  • Ровным песчаным дном и песчаным пляжем.
  • Глубина воды для детей 2 -3 лет – примерно 25-30 см.
  • Рядом с ребёнком должен находиться взрослый.
  • Купание можно начинать при установившейся погоде, когда температура воздуха не ниже 25-26 градусов, а температура воды не менее 24 гр.С.
  • В дальнейшем при регулярном купании  температура воздуха и воды может быть ниже.
  • Купаться можно не более одного раза в день, начиная купание с 1-2 минут -1-2 окунания (в зависимости от самочувствия ребёнка).
  • В последующем общая длительность купания для детей 2-3 лет примерно 5-6 мнут, а для детей 4-7 лет -6-8 минут. Это зависит от настроения и самочувствия ребёнка.
  • Ни в коем случае нельзя тащить в воду насильно.

Ребёнку в воде следует двигаться –плескаться, прыгать, взявшись со взрослыми за руки, играть с мячом.

  • С 5-6 лет учат плавать. Ребенок заходит на глубину не больше 60-70 см.(по пояс), расстояние от берега не далее 2-3 метров.
  • Разумеется, пребывание ребенка в воде ни должно находиться под строгим контролем взрослого.

        В СРЕДНЕЙ ПОЛОСЕ РОССИИ САМОЕ ЛУЧШЕЕ ВРЕМЯ ДЛЯ КУПАНИЯ – от 10 до 12 часов. КУПАТЬСЯ НАТОЩАК И РАНЬШЕ, ЧЕМ ЧЕРЕЗ 1-16 ЧАСА ПОСЛЕ ЕДЫ, НЕ СЛЕДУЕТ.

  • РЕБЕНОК НЕ ДОЛЖЕН ВХОДИТЬ В ВОДУ РАЗГОРЯЧЕННЫМ ИЛИ ОЗЯБШИМ.
  • После купания его нужно быстро вытереть и переодеть в сухую одежду.

X. Летом малыш почти весь день проводит на свежем воздухе, играет в подвижные игры, катается на велосипеде, купается. Повышенные энергозатраты и закаливающие мероприятия активизируют обмен веществ. Ребенок интенсивно растет и прибавляет в весе. Вследствие этого у него увеличивается потребность в пище, содержащей повышенное количество белка, витаминов и минеральных веществ. Недостающее количество белка летом обычно восполняется за счет увеличения потребления молочных продуктов, а витаминов и минеральных солей – за счет свежих овощей и фруктов. Общая калорийность питания в среднем увеличивается летом на 10-15%.

ЗНАЙТЕ! Вместе с тем в жару:

  • Снижается выработка пищеварительных ферментов, необходимых для полноценного усвоения пищи.
  • Улучшению пищеварения способствуют кисломолочные продукты, содержащие бифидо- и лактобактерии.
  • Кефир, биойогурт, простоквашу ребенку летом следует давать дважды в день.

РЕЖИМ ПИТАНИЯ В ЛЕТНИЙ ПЕРИОД ИМЕЕТ РЯД ОСОБЕННОСТЕЙ:

  • В жаркое время обед и полдник можно поменять местами (получатся первый и второй завтраки).
  • Первый завтрак с 7.00 до 7.30 часов. В это время аппетит у ребенка хороший, и он с удовольствием съедает калорийное мясное или рыбное блюдо с гарниром из овощей и зелени, а затем творог с ягодами, молоко с булочкой или чай с бутербродом с маслом, сыром, джемом.
  • Второй завтрак – в 11 часов: кефир или йогурт, булочка, фрукты.
  • Обед переносится на 15.00 – 16.00 часов в зависимости от времени дневного сна по возрастному режиму.
  • После сна, умывания или водной процедуры ребенок с аппетитом съест обед из четырех блюд, салат из свежих овощей или зелени, суп (щи борщ, а после 3 лет можно холодный фруктовый, свекольный, из щавеля), второе блюдо из мяса, рыбы, курицы с картофельным или овощным гарниром, компот.
  • Ужин обычно дают в 19 часов. В него входит горячее блюдо – каша или макароны с сыром, или творожная (овощная) запеканка и т.п., кефир, молоко или чай.

ЗНАЙТЕ! Во избежание мочегонного эффекта и метеоризма на ужин не стоит давать свежие яблоки и капусту.

- Если из-за продолжительного светового дня ребенок ложится спать позже, то на ночь можно предложить ему биойогурт, простоквашу или кефир с сухариком или хлебом.

  • По мере созревания ранних овощей, зелени, ягод и фруктов они все шире включаются в рацион питания.
  • При этом не следует забывать о нитратах. Многие думают, что те овощи и зелень, которые выросли на грядках собственного огорода, не содержат никаких вредных веществ. Разумеется, свои овощи лучше, чем купленные у кого-то, кто, может быть, выращивал их рядом с железной дорогой или шоссе либо применял гербициды, немереное количество азотных удобрений на ваших грядках.

ПОМНИТЕ!

  • И все же не спешите дать ребенку самые первые, невырозсшие до нормального размера огурцы и другие овощи.
  • Очистите огурцы.
  • Не давайте детям черенки зелени (укропа, кинзы, петрушки), т.к. в них содержится много нитратов.
  • Замочите в воде на несколько часов молодой картофель.
  • Поскольку много нитратов содержится в верхних листьях и кочерыжке капусты, в «хвостиках» моркови и свеклы, не кладите их в суп и не давайте детям в сыром виде.
  • Готовя обед, не режьте заранее овощи для салат или дальнейшей кулинарной обработки, т.к. содержащиеся в нарезанных овощах невредные соли – нитриты быстро переходят в нитраты, вредные для организма.
  • Покупать дыни и арбузы, как теперь стало известно лучше во второй половине июля и в августе, т.к. более ранние содержат много нитратов.

В жаркие дни в тени прочитайте детям рассказы под редакцией И.Семеновой «Как стать Неболейкой» изд-во Москва «Педагогика», 1989г. автор этой книги даёт ребятам рекомендации по уходу за собой, по организации режима дня и питания, советы по предупреждению некоторых детских заболеваний. Занимательная форма изложения материала, игры, загадки помогут ребёнку усвоить необходимые навыки и сделают его путешествие в страну «Здоровья» познавательным и интересным.

  • Поиграйте в игры – лабиринты «Овощи на грядке», «Зелёный лекарь», «В гостях у бабы – яги»;
  • порешайте шарады, ребусы, кроссворды
  • проведите конкурс занимательных рисунков  к валеологическим плакатам.

Убирайте комнату, чтобы она блестела.

В чистой комнате - чистое тело.

***

Воды не - бойся, ежедневно мойся.

***

Зубы чистить дважды,

Каждое утро и вечер каждый.

***

То, что брали чужие рты,

В свой рот не бери и ты.

***

Фрукты и овощи перед едой

Мойте горячей водой.

***

Нельзя человека закупорить в ящик,

Жилище проветривай лучше и чаще.

***

Держите чище своё жилище.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет о летней работе."Лето- это маленькая жизнь".

Лето прекрасная пора. Для детей создаются условия для полноценного отдыха....

Консультация для родителей по летней оздоровительной работе и ознакомлению дошкольников с природой летом: "Лето - это маленькая жизнь!"

Лето - благоприятный период для развития малышей. В это теплое и цветущее время года особенно полезно совершать прогулки, походы, развивать познавательные способности ребенка, формировать интерес к ок...

Лето-это маленькая жизнь. (ОБЖ детей в летний оздоровительный период)

Лето-это маленькая жизнь.(ОБЖ детей в летний оздоровительный период)...

План - проект на летний оздоровительный период. На июнь, июль, август «Лето-это маленькая жизнь»

План - проект на летний оздоровительный период.На июнь, июль, август«Лето-это маленькая жизнь»...

Основы безопасности жизнедеятельности детей в летний период «Лето-это маленькая жизнь»

Цель: Формирование навыков практической безопасности жизнедеятельности дошкольников....

Консультация для педагогов ДОУ по организации и проведению летнего оздоровительного периода"Здравствуй лето!"

Повышение профессиональной компетентности педагогов по вопросам организации летней оздоровительной работы....