организация питания в ДОУ
статья на тему

Марочкина Юлия Валериевна

Помощь в организации питания в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon organizatsiya_pitaniya1.doc387.5 КБ

Предварительный просмотр:

Контроль руководителя за организацией питания в ДОУ.

Организация рационального питания – задача многоплановая, требующая от руководителя знания нормативных документов, основ диетологии и разнообразных процедур контроля. От того как организовано питание в ДОУ, во многом зависит физическое и нервно-психическое развитие детей, а так же их заболеваемость. Поэтому контролем правильной организации питании детей в ДОУ занимается несколько подразделений: административное, медицинское, хозяйственное, но отвечает за все руководитель.»

Организация питания детей начинается задолго до поступления продуктов на пищеблок. В начале учебного года руководитель издает приказы «Об организации питания детей в ДОУ» (Приложение №1), в котором утверждается ответственный за организацию питания в ДОУ, приказ «О создании совета по питанию» (Приложение №2), «О создании комиссии по питанию» (Приложение №3), «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб» (Приложение №4). Составляется план мероприятий по контролю за организацией питания в ДОУ на учебный год (Приложение №5), в котором прописывается организационная работа, работа с родителями,  кадрами,  детьми,  поставщиками, контроль за организацией питания. Утверждается план работы совета по питанию на учебный год (Приложение №6). Заключаются договоры с поставщиками продуктов.

Руководитель несет ответственность за выполнение договоров на поставки продуктов питания. Копии договоров обязательно должны быть в детском саду и регистрироваться в соответствующем журнале. Необходимо следить, чтобы в договорах указывались условия хранения и сроки реализации скоропортящихся продуктов, четко прописывались требования к качеству продукции и его поставки, а так же ответственность поставщика за нарушение условий договора. Руководитель должен документировать все претензии по каждому факту нарушения условий договора поставок, требовать обмена некачественного товара в сроки указанные в договоре. Заявки на продукты подаются каждую неделю и оформляются в письменном виде за подписью заведующей.

С целью проверки организации процесса питания руководитель учреждения контролирует: санитарное состояние пищеблока, наличие условий в группах для приема пищи; качество продуктов и приготовленной пищи; разнообразие меню; соблюдение санитарно-гигиенических норм и правил. Для этого разрабатывается циклограмма контроля за организацией питания на месяц (Приложение №7). Руководитель обязан провести в течение учебного года не менее двух плановых проверок организации питания. Содержание проверки может быть как комплексным, так и выборочным. Например, тематическая проверка на тему «Контроль за организацией питания в ДОУ» (Приложение №8) и оперативная проверка «Состояние охраны труда на пищеблоке» (Приложение №9).

Заведующей необходимо производить входной контроль за получаемыми продуктами в ДОУ. А именно проверить, как доставляются продукты в учреждение: имеется ли специальная тара, как она маркируется и обрабатывается (в том случае, если она используется повторно), как складируются продукты в машине (например, не перевозят ли продукты, подлежащие тепловой обработке, вместе с продуктами, употребляемыми без обработки),  имеется ли санитарный паспорт на машину, поставляющую продукты в ДОУ.

Руководитель обязан контролировать сопроводительную документацию, поступающую на склад с продуктами, и убедиться в наличии всех документов, подтверждающих качество и безопасность поступающих продуктов, помнить, что удостоверение качества и ветеринарное заключение должно быть на каждую партию продуктов, а сертификат соответствия дается на каждый вид продукции, например, молочную продукцию, кондитерские изделия и т.д., и действует в течение года.  Следует проверять качество поступающей продукции по Журналу бракеража скоропортящихся продуктов, который ведется по категориям продукции (мясо, масло сливочное, молоко, сметана и т. п.). В нем должны быть ежедневные отметки заведующей хозяйством, ответственного за качество получаемых продуктов, об условиях хранения, сроках реализации в соответствии с СанПиН. Бракераж предполагает контроль целостности упаковки и органолептическую оценку поступивших продуктов (внешний вид, цвет, консистенция, запах и вкус продукта). В целях предупреждения возможности пищевых отравлений следует обращать особое внимание на изолированное хранение таких продуктов, как мясо, рыба, молоко и молочные продукты. Необходимо проверять соблюдение условий хранения продуктов – недопустимо, когда сырое мясо или рыба хранятся рядом с молочными продуктами или продуктами, которые идут в питание детей без тепловой обработки. Все продукты должны храниться в контейнерах, имеющих соответствующую маркировку. Грубым нарушением является, например, хранение продуктов, подлежащих тепловой обработке, в емкостях для продуктов, не подлежащих тепловой обработке, или использование промаркированного инвентаря не по назначению. В холодильниках необходимы термометры для контроля за температурным режимом, температуру должен фиксировать ответственный в специальном журнале ежедневно.

В контроль руководителя за организацией питания входит оценка качества питания. Это можно сделать на основании нескольких выборок из меню-требований. Набор используемых продуктов позволяет судить о соответствии еды утвержденным натуральным нормам питания детей . Нормы питания детей зависят от их возраста и режима работы учреждения. Поэтому в ДОУ ведется 2 меню: для детей дошкольного возраста и ясельного возраста. Проверяя меню необходимо учитывать, что некоторые продукты должны входить в меню ежедневно в полном суточном объеме, а некоторые (такие как рыба, творог, яйца) включаются в рацион через 1-2 дня. При этом необходимо в течение недели израсходовать их полную норму. Меню-требование составляется с учетом норм питания и примерного 10-дневного меню, утверждается руководителем (или лицом, назначенным приказом руководителя) ежедневно, надень вперед. В меню-требовании должны быть четко указаны: наименование блюд и изделий, их выход, количество используемого продукта по каждому блюду .

Вносить какие-либо изменения в меню-требование без уведомления руководителя запрещается. Если по каким-либо причинам возникает необходимость замены блюд (например, из-за недопоставки продуктов или их плохого качества), в меню-требовании отмечаются изменения и составляется акт, который визирует заведующая. Исправления и зачеркивания в меню-требовании не допускаются. Если производится возврат невостребованных продуктов или вносится дополнение к меню-требованию, то составляется накладная-требование на возврат (дополнение) невостребованных (прибавленных) продуктов питания.

Контроль за качеством пищи ежедневно проводит медицинская сестра, она присутствует при закладке продуктов в котел. Качество пищи во многом зависит от точности соблюдения норм закладки продуктов и сырья, т. е. от их массы. Периодически в целях проверки правильности закладки основных продуктов (масло, мясо, рыба и др.) проводится контрольное взвешивание продуктов, выделенных на приготовление указанных в меню блюд с составлением акта. Полученные данные сопоставляют с меню-требованием, где эти продукты расписаны на каждое блюдо с указанием их количества.

Выход блюд контролируется путем определения общего объема приготовленной пищи количеству детей и объему разовых порций, не допуская приготовления лишнего количества пищи, особенно I блюда. Это приводит к снижению калорийности питания, понижению его биологической ценности и увеличению остатков пищи.

Для удобства контроля выхода блюд посуда на кухне должна быть вымерена. Выход II блюд проверяется взвешиванием нескольких порций и сравнением среднего веса порции по меню.

Поэтому весы на пищеблоке должны соответствовать метрологическим и эксплуатационным требованиям: быть точными, устойчивыми, чувствительными, надежными. Руководитель ДОУ отвечает за исправность весов и поэтому должен осуществлять внутреннюю проверку весов не реже одного раза в три месяца.

Нормы расхода продуктов на одного ребенка для меню-требования должны соответствовать технологическим картам, из которых составляется картотека блюд, обязательная для ДОУ. В технологических картах обычно указывается рецептура приготовления блюда и обязательно содержатся сведения следующих граф:

  • масса "брутто" - масса продукта до его холодной обработки;
  • масса "нетто" - масса продукта с учетом тепловых потерь при холодной обработке;
  • выход порций;
  • состав и энергетическая ценность (калорийность) продукта "нетто";
  • технология приготовления блюда.

Картотека блюд утверждается приказом руководителя ДОУ и корректируется по мере необходимости. В учреждении должно быть два рабочих экземпляра картотеки блюд: один - для медицинской сестры, составляющей меню-требование, другой - для поваров, с описанием технологического процесса приготовления блюд.

Руководитель ДОУ обязан контролировать правильность оформления меню и его размещение в удобном для чтения месте. Меню обязательно должно содержать выход блюд и быть заверено руководителем.

Контроль за готовой продукцией осуществляет медсестра вместе с руководителем учреждения. Качество готовой продукции контролируют по Журналу бракеража готовой продукции и по наличию взятых суточных проб.

Бракеражу подлежат все блюда, готовые к раздаче, в т. ч. соки и кисломолочные продукты.  В журнале фиксируется органолептическая оценка готового блюда (внешний вид, цвет, запах, вкус, консистенция) (Приложение №13). Пробы отбирают в стерильную посуду с крышкой и хранят в холодильнике 48 ч при температуре от +2 до +6 °С .

Очень важно постоянно держать на контроле организацию питания детей в группах. При проверке необходимо обращать внимание на соблюдение режима питания,  доведение пищи до детей (при необходимости производится взвешивание порций, взятых со стола), на организацию процесса кормления, аппетит детей, отношение их к новым блюдам, на слаженность работы персонала, наличие остатков пищи. Во время еды в группе должна быть создана спокойная обстановка, без шума, громких разговоров, отвлечений. Важно следить за эстетикой питания, сервировкой столов, привитием детям необходимых гигиенических навыков.

Контроль за санитарным состоянием пищеблока заключается в ежедневной проверке качества уборки кухни и всех подсобных помещении, соблюдения правил мытья посуды, оборудования (только с использованием разрешенных моющих средств, имеющих сертификат), активности применяемых дезинфицирующих растворов. Следует обратить внимание на наличие достаточного количества промаркированных разделочных досок, правильное их использование и хранение, четкое выполнение требований кулинарной обработки продуктов, особенно тех, которые идут в пищу без термической обработки. Руководитель следит за соблюдением охраны труда на пищеблоке, исправностью электропроводки и всего оборудования, за соблюдением правил личной гигиены сотрудников.  По результатам проверок санитарного состояния пищеблока по питанию составляются акты, которые хранятся в специальной папке.

Кроме вышеотмеченного, руководитель ДОУ обязан контролировать работу завхоза по ведению учета полученных и расходуемых продуктов, а так же их остатков, контролировать рациональное расходование выделенных по смете денежных средств на питание, вести их учет, рассчитывать стоимость питания за месяц, знать стоимость  детского дня, сверять по меню-требованию реальное число питающихся детей с данными их фактической посещаемости.  

Основа эффективного производственного контроля питания детей в ДОУ – правильное, полное и своевременное ведение учетно-отчетной документации, а именно журналов в соответствии с Сан ПиН. Все формы учетной документации (журналов) даны в приложении №18.

 

В завершении следует отметить, что рассмотрение вопросов организации питания должно быть на разных уровнях: родительские собрания, педсоветы, производственные совещания, заседания Совета по питанию, но все эти мероприятия должны подтверждаться документально (протокол, справка, акт и т.д.) (Приложение №19).

Приложение №1

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №3 «Солнышко» Пестречинского муниципального района РТ.

Приказ

от 27.01.2015г                                                                                               № 42

Об организации питания детей

МДОУ детский сад №3«Солнышко»                    

С целью организации сбалансированного рационального питания детей и сотрудников в учреждении, строгого выполнения и соблюдения технологии приготовления блюд в соответствии с меню, выполнением норм и калорийности, а также осуществления контроля по данному вопросу в 2015 учебном году

Приказываю:

1.        Организовать питание детей в учреждении в соответствии с «Примерными 10-ти дневными меню для организации питания детей в возрасте от 1,5 до 3-х лет и от 3-х до 7 лет, посещающих дошкольные образовательные учреждения с 10.5 часовым режимом функционирования», утверждённым начальником

Изменения в меню разрешается вносить только с разрешения заведующей ДОУ.

1.1.Утвердить план мероприятий по контролю за организацией питания детей на2014- 2015 учебный год (приложение №1).

  1.  Возложить ответственность за организацию питания на  медицинскую сестру Попову А.В.

3.        Ответственному за питание Поповой А.В.:

  1. Составлять меню-заказ накануне предшествующего дня, указанного в меню.
  2. При составлении меню-заказа учитывать следующие требования:

- определять нормы на каждого ребенка, проставляя норму выхода блюд;

- при отсутствии наименования продукта в бланке меню дописывать его в конце списка;

-   в конце меню ставить подписи медсестры, заведующей хозяйством, одного из поваров.

  1.  Представлять меню для утверждения заведующим накануне предшествующего дня, указанного в меню.        
  2.  Возврат и добор продуктов оформляется накладной не позднее   10.00 часов.

4.         Сотрудникам пищеблока, отвечающим за организацию питания в учреждении — поварам, заведующему хозяйством:

4.1. Разрешается работать только по утвержденному и правильно оформленному меню.

4.2. За своевременность доставки продуктов, точность веса, количество, качество и ассортимент получаемых со склада несёт ответственность заведующая хозяйством  Федосеева Н.М.

4.3. Обнаруженные некачественные продукты или их недостача
оформляются актом, который подписывается представителями МДОУ детский сад № 3 и поставщика.

4.4. Выдачу продуктов со склада в пищеблок производить в соответствии с утвержденным заведующим меню не позднее 17.00 предшествующего дня, указанного в меню.

5.        В целях организации контроля  за приготовлением пищи закладку основных продуктов в котлы производить в присутствии  медицинской сестры Попова А.В. или членов комиссии по питанию.

Запись о проведенном контроле производить в специальной тетради, которая хранится в пищеблоке; ответственность за ее ведение возлагается на медицинскую сестру Попову А.В..

6. Поварам Постаромова С.В. , Андреева А.А. необходимо:

6.1.  Строго соблюдать технологию приготовления блюд;

6.2. Выдавать готовую продукцию только после снятия пробы медицинской сестрой с обязательной отметкой вкусовых качеств, готовности блюд в бракеражном журнале.

6.3.   Производить закладку продуктов в котёл в присутствии членов комиссии.

6.4.  Работникам пищеблока необходимо раздеваться  в специально отведённом месте.

7.   На пищеблоке необходимо иметь:

- инструкции по охране труда и технике безопасности, должностные инструкции, инструкции по соблюдению санитарно-противоэпидемического режима;

- картотеку технологии приготовления блюд;

- медицинскую аптечку;

- график выдачи готовых блюд;

- нормы готовых блюд, контрольное блюдо;

- суточную пробу за 2 суток;

- вымеренную посуду с указанием объёма блюд.

8. Ответственность за организацию питания детей каждой группы несут воспитатели и младшие воспитатели:

 1 младшая группа                                                                                                                                                                                                      Оспенникова О.А.

                                                                                                                         Хабибуллина А. А.

                                                                                 Лукина Н. Н                                                                                

2 младшая группа                                                                                         Золина О. М.                

                                                                                Чернова Л. П.

                                                                                                                Газимова С. В

                                                                 

Средняя группа                                                                         Ибрагимова Г. М.

                                                                                Яковлева Е. И.

                 Макарова Л.П.

     

                                                                                    Волкова В. Н

Старшая  группа                                                                            Яковлева Е. И.

                                                                                Саферова А. Т.

                                                                                

 1 подготовительная группа                                                     Миронова Е.И.

                                                                                Хабибуллина А.А.

                                                                                 Храмова С.В.

2 подготовительная группа                                                  Киселева М. В.

                                                                                Чернова Л. П.

                                                                                Сайфутдинова Г.Б.                                          

                                  

8.1.        Во время приема пищи детьми воспитателям и младшим воспитателям заниматься  непосредственно организацией питания детей, привитием культурно-гигиенических навыков.

9.Общий контроль за организацией питания оставляю за собой.

Ответственность за выполнение приказа возлагаю на себя,  медицинскую сестру Попова А.В. и заведующую хозяйством Федосеева Н.М.

10. С приказом ознакомлены все сотрудники учреждения; копия на пищеблоке.

Заведующая МДОУ детский сад № 3 «Солнышко»                    Додосова Т. Н.

С приказом  Об организации питания детей

МДОУ детский сад №3«Солнышко»                    

ознакомлены:

Дата

Ф.И.О.

Должность

Подпись

03.09.14

Попова А.В.

Медсестра

03.09.14

Яковлева Е.И.

Воспитатель

03.09.14

Хабибуллина А.А.

Воспитатель

03.09.14

Волкова В.Н.

Воспитатель

03.09.14

Ибрагимова Г.М.

Воспитатель

03.09.14

Золина О.М.

Воспитатель

03.09.14

Киселева М.В.

Воспитатель

03.09.14

Оспенникова О.А.

Воспитатель

03.09.14

Миронова Е.И.

Воспитатель

03.09.14

Чернова ЛН.

Воспитатель

03.09.14

Федосеева Н.М.

Завхоз

03.09.14

Постаромова С.В.

Повар

03.09.14

Андреева А.А.

Повар

03.09.14

Батманова Л.Л.

Подсобная по кухне

03.09.14

Сайфутдинова Г.Б.

Помощник воспитателя

03.09.14

Газимова С.В.

Помощник воспитателя

03.09.14

Лукина Н.Н.

Помощник воспитателя

03.09.14

Храмова С.В.

Помощник воспитателя

03.09.14

Саферова А.Т.

Помощник воспитателя

03.09.14

Макарова Л.П.

Помощник воспитателя

Приложение №3

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №3 «Солнышко» Пестречинского муниципального района РТ

Приказ

от 27.01.2015г                                                                                               № 42/1

О  создании  комиссии по питанию

 

В целях  контроля за организацией питания в детском саду

Приказываю:

  1. Создать постоянно действующую  комиссию по питанию в  составе:

Председатель комиссии: Додосова Т.Н. заведующая

Члены комиссии:           А.В. Попова медицинская сестра

Н.М. Федосеева заведующая хозяйством

С.В.Храмова-родитель детского сада

  1. В обязанности  комиссии по питанию вменить осуществлять   контроль  за организацией  питания в  группах, закладку основных продуктов в котлы на пищеблоке. Запись о проведенном контроле проводить в специальном журнале.

  1. Контроль за исполнением приказа  возложить на А.В. Попову

Заведующая  МДОУ детский сад № 3 «Солнышко»                                                 Т.Н. Додосова

С приказом  ознакомлены:

А.В. Попова медицинская сестра_______________

Н.М. Федосеева заведующая хозяйством_________________

С.В.Храмова-родитель детского сада_______________________

Приложение №4

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Пестречинский детский сад №3 «Солнышко» Пестречинского муниципального района РТ

Приказ

от 27.01.2015г                                                                                               № 42/2

О назначении ответственного за                                                                                                                                                                                                                                                        

снятие и хранение суточных проб

В целях обеспечения контроля за приготовлением пищи для детей, обеспечение снятия и хранения суточных проб

Приказываю:

  1. Ответственность за снятие и хранение суточных проб возложить  на  медицинскую сестру А.В.Попову
  2. В отсутствии  медицинской сестры А.В. Поповой снятие проб и их хранение возложить на старшего повара С.В. Постаромову
  3. Пробы хранить в холодильнике.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой.

Заведующая МДОУ детский сад №3 «Солнышко»                                   Т.Н. Додосова

С приказом ознакомлены:

С.В. Постаромову______________

А.В. Поповой____________

Приложение №5

Приложение к Пр. № 42/1от27. 01. 2015г.

УТВЕРЖДАЮ

Заведующая МДОУ детский сад №3 «Солнышко»

_____________ Т.Н. Додосова

«__27___» _____01_____ 2015 г.

План  мероприятий

по контролю за организацией питания  

МДОУ  детский сад № 3

 на  2015  год

Мероприятия

Дата  

Ответственные

Организационная  работа

Издание приказов  по  организации питания  на  2014-2015  учебный  год

август

Додосова Т. Н.

Разработка  плана  работы по организации питания  МДОУ  детский сад № 3 на  учебный  год

август

Додосова Т. Н.

Заседание совета  по  питанию

1  раз  в месяц

Попова А. В.

Контроль за состоянием и функционированием технологического оборудования

ежедневно

Ст. повар

       Постаромова С.В.

Приобретение  спецодежды для поваров

май 2014г.

Додосова Т. Н.

Разработка нормативно-методической документации для организации контроля за питанием детей в ДОУ

сентябрь

Совет по питанию

Замена посуды для пищеблока: кастрюли, тазы, ножи, доски.

Приобретение ведер для отходов.

В течение года

Додосова Т. Н

Своевременная замена колотой посуды.

По мере необходимости

Федосеева Н. М.

Утверждение и апробирование новых технологических карт

по мере необходимости

Попова А. В.

Подготовка к районному смотру-конкурсу «Лучшая организация питания детей в ДОУ»

01.11.2014– 01.04.2015

Додосова Т. Н.

Приобретение скатертей для групп.

март

Додосова Т. Н

Приобретение столового инвентаря

В теч года

Додосова Т. Н

Работа   с  родителями

1.

Информирование  родителей  об  ассортименте  питания  детей (меню на сегодня).

ежедневно

Попова А.В.

2.

Индивидуальное  консультирование родителей  детей с  плохим  аппетитом.

по мере  необходимости

Попова А.В.

3.

Консультирование  по  вопросам  организации питания детей в  семье через  уголки для родителей  

1 раз в месяц

воспитатели  групп

4.

Фотовыставка «Питание и воспитание»

ноябрь

старший воспитатель Дорофеева Л .П.

5.

Выпуск газеты «Поговорим о правильном питании»

январь

воспитатель Золина О.М..

6.

Групповые родительские собрания «Питание – основа здоровья детей»

январь

воспитатели групп

7.

Заседание  родительского комитета  по организации питания  в ДОУ.

Март

        воспитатель    

Миронова Е.И.

8,

Конкурс рецептов «Любимое блюдо нашей семьи»

апрель

Воспитатели групп

   9.

Творческая выставка «Овощной калейдоскоп»

Июнь

Воспитатели групп

Работа с кадрами

Проверка знаний СанПиНов поваров.

Сентябрь

Попова А. В.

Консультация  для  младших  воспитателей на тему: «Организация  процесса  питания».

Октябрь

Попова А. В.

Производственное совещание:

  1. «Роль младшего воспитателя в организации питания детей»
  2. «Отчет комиссии по контролю за организацией питания детей в группах»

декабрь

Попова А. В

            Волкова В.Н.

Плановая проверка «Состояние работы по организации питания детей».

февраль

          Додосова Т .Н.

Рабочие  совещания  по итогам  проверки  групп

1 раз в  месяц

Попова А. В

Педагогический  совет «Организация  питания  воспитанников в ДОУ».

Попова А. В

Работа с детьми

1.

Выставка детского творчества из соленого теста «Мы лепили и катали, в печке русской выпекали».

Октябрь

     Воспитатели групп

кружковая работа

2.

Коллаж «Приглашаем к столу»

ноябрь

Волкова В.Н. старшая группа

3.

Экскурсия детей на пищеблок.

ноябрь

воспитатели групп

4.

Праздник «Путешествие в страну полезных продуктов»

декабрь

Волкова В.Н

старшая группа

5.

Изготовление атрибутов из соленого теста для сюжетно-ролевой игры «Магазин продуктов»

январь

Воспитатели групп

кружковая работа

6.

Коллаж «Что такое хорошо, и что такое плохо»

февраль

Миронова Е.И. 1подготовительная группа

7.

Создание центров этикета в группах

март

воспитатели старших возрастных групп

8.

Выставка детского творчества из круп «Мы фантазеры»

апрель

Киселева М.В. подготовительная группа

9.

Изготовление макета «Живые витаминки»

май

Волкова В.Н. старшая группа

Контроль за организацией  питания

1.

Осуществление  осмотра   при  поступлении  каждой  партии продукции

ежедневно

           Попова А.В.

2.

Соблюдение  правил  хранения  и  товарного соседства

ежедневно

Попова А.В

3.

Контроль за санитарным  состоянием  рабочего места

ежедневно

Попова А.В

4.

Соблюдение  санитарных  требований  к отпуску готовой  продукции

ежедневно

Попова А.В.

5.

Соблюдение и  выполнение  санитарно-эпидемиологических  требований  к организации питания

ежедневно

Попова А.В

6.

Соблюдение  технологических инструкций

ежедневно

Попова А.В.

7.

Снятие  суточной  пробы и отбор  для хранения

ежедневно

Попова А.В.

8.

Обеспечение С-витаминизации и йодирования  рациона  питания.

Ежедневно

Попова А.В.

9.

Осуществление контроля  качества  продукции,  наличия товаросопроводительных документов, ведение  учётно-отчётной   документации

постоянно

Федосеева Н.М.

10.

Контроль  за  закладкой  продуктов  на  пищеблоке

ежедневно

Попова А.В.

11.

Осуществление входного контроля за условиями  транспортировки продуктов  питания  от  поставщиков

по мере привоза продуктов

Федосеева Н.М.

12.

Контроль за организацией  процесса  кормления в   группах

систематически

комиссия  по  питанию

родители

13.

Контрольные  взвешивания  порций  на  группах

по мере необходимости

комиссия по  питанию

родители

14.

Соблюдение инструкций  технологических   процессов  на  пищеблоке

постоянно

ПоповаА.В

Федосеева Н.М.

15.

Соблюдение графика  выдачи  готовой  продукции  на  группе

ежедневно

комиссия  по  питанию

16.

Контроль за состоянием уборочного и разделочного инвентаря на пищеблоке.

1 раз в месяц

Санитарная комиссия

17.

Контроль за температурным режимом в холодильных установках.

ежедневно

завхоз

Федосеева Н.М.

18.

Снятие остатков продуктов питания на складе

1 раз в месяц

завхоз

Федосеева Н.М.

19.

Анализ выполнения натуральных норм питания

1 раз в месяц

Совет по питанию

Работа с поставщиками

1.

Заключение договора на поставку продуктов.

1 раз в квартал

Завхоз

Федосеева Н.М.

2.

Подача заявок на продукты.

2 раза в неделю

Завхоз

Федосеева Н.М.

3.

Постоянный контроль за качеством поставляемых продуктов.

По мере поступления

Совет по питанию

Приложение №6

ПРИНЯТО                                                        УТВЕРЖДАЮ

Советом по питанию                                                Заведующая МДОУ №3 «Солнышко»

МДОУ №3 «Солнышко»                                        _____________ Додосова Т.Н.

План работы совета по питанию

№ п/п

Мероприятия

Дата

Ответственные

Утверждение плана работы на год и графиков контроля.

Выполнение натуральных норм питания.

Сентябрь

Заведующая

Додосова Т.Н.

Организация питания в группах.

Выполнение натуральных норм питания.

Октябрь

медсестра  Попова А. В.

Отчет о работе с поставщиками продуктов питания.

Выполнение натуральных норм питания.

Ноябрь

Завхоз  

 Федосеева Н.М.

Отчет комиссии по питанию.

Выполнение натуральных норм питания

Декабрь

          медсестра Попова А.В.

Отчет об освоении денежных средств, выделяемых на питание.

Выполнение натуральных норм питания.

Январь

Заведующая

Додосова Т. Н.

Ведение документации на пищеблоке.

Выполнение натуральных норм питания.

Февраль

Старший повар Постаромова С. В.

Контроль за качеством полученных продуктов, условиями их хранения и сроками реализации.

Выполнение натуральных норм питания.

Март

Завхоз

Федосеева Н.М.

Выполнение инструкции по проведению санитарно-профилактических мероприятий на пищеблоке.

Выполнение натуральных норм питания.

Апрель

 медсестра

Попова А.В.

Осуществление входного контроля за условиями транспортировки продуктов питания от поставщиков.

Выполнение натуральных норм питания.

Май

Завхоз

Федосеева Н.М.

Выполнение режима питания в летний период.

Выполнение натуральных норм питания.

Июнь

медсестра Попова А. В.

Роль администрации ДОУ и родителей в формировании рационального пищевого поведения детей.

Выполнение натуральных норм питания.

Июль

Старший воспитатель

Дорофеева Л.П.

Подведение итогов работы совета.

Выполнение натуральных норм питания.

Август

 Заведующая  Додосова Т.Н.


Приложение №7

Циклограмма контроля за организацией питания в ДОУ  на месяц

                

Объекты контроля

1 неделя

2 неделя

3 неделя

4 неделя

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Пн

Вт

Ср

Чт

Пт

Санитарное состояние пищеблока, соблюдение графика уборки

Соблюдение режима питания, графика выдачи пищи

Исправность технологического и холодильного оборудования

Маркировка посуды, уборочного и разделочного инвентаря

Ведение журнала температурного режима холодильного оборудования, журнала здоровья работников пищеблока

Соблюдение товарного соседства при хранении продуктов питания

Бракераж сырых и скоропортящихся продуктов

Витаминизация готовых блюд

Бракераж готовой продукции

Условия хранения моющих средств и дезрастворов (наличие документов подтверждающих их качество и безопасность)

Состояние посуды для приготовления и приема пищи

Наличие товаро-сопроводительных документов, подтверждающих их качество

Сроки реализации продуктов

Суточные пробы, отбор и хранение

Соблюдение поточности технологических процессов

Соответствие количества приготовленной пищи объемам и числу порций

Соответствие закладки продуктов меню-требованию

Соблюдение технологии приготовления блюд

Создание условий в группах для приема пищи в соответствии с возрастом

Соблюдение охраны труда на пищеблоке, наличие медицинской аптечки


Приложение №8

Справка

по итогам тематического контроля

 «Организация питания в ДОУ»

по МДОУ детский сад №3 «Солнышко»

Сроки: 13.02.2015г.-16.02.2015г.

Исполнители:         Заведующая – Додосова Т.Н.

                                Медсестра – Попова А.В

                                Старший воспитатель – Волкова В.Н

                                

Цель: усилить контроль за организацией питания детей в ДОУ.

Основные формы и методы контроля:

  1. Наблюдение за организацией питания в группах;
  2. Беседы с детьми, педагогами, родителями;
  3. Проверка ведения документация лиц, ответственных за организацию питания;
  4. Работа с родителями: анкетирование родителей, консультации, оформление наглядной агитации, наличие памяток для родителей и т.д.
  5. Проверка оснащения пищеблока (состояние технологического оборудования, обеспечение необходимым инвентарем, моющими дезинфицирующими средствами).

Процесс организации питания в детском саду основывается на нормативных и методических документах по питанию. Основным документом является СанПиН 2.4.1.1249-03.

В ДОУ организовано четырехразовое питание на основе примерного осенне-зимнего десятидневного меню согласованного начальником ТО «Роспотребнадзор» Игнатьева Г.В. В детском саду имеется картотека технологических карт, утвержденная заведующей ДодосовойТ.Н. Один экземпляр картотеки находится у  медицинской сестры, другой на пищеблоке. На второй завтрак дети получают соки, фрукты, кисломолочные продукты.  

Для информации родителей вывешивается ежедневно меню, утвержденное заведующей и подписанное  медицинской сестрой Попова А.В., для младших воспитателей вывешена информация: график выдачи готовой продукции, норма порций – объем пищи в граммах для детей в соответствии с возрастом.

Медицинская сестра аккуратно ведет всю необходимую документацию, составляет меню-требование на детей ясельного и садовского возраста. В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, медсестра составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах выписывается накладная на склад, а при уменьшении  потребности в продуктах, излишки сдаются на склад и оформляются такой же накладной с указанием – «возврат». Накладные подписываются завхозом, поваром, утверждаются заведующей.

Стоимость питания (в расчете на одного воспитанника в день) на 2014года составляет  до 3х лет- 68,87руб., до 7 лет-89,05 руб.  Анализируя выполнение норм питания  по основным продуктам за 201 4год установлено , что по молоку выполнено100% , по мясу выполнено 100%, по рыбе – 100%, , по творогу – 100%, по маслу сливочному – 100%, по сыру – 100%, по яйцу – 100%, по овощам – 100%,    фруктами – 100%

На начало учебного года в детском саду были изданы приказы: «Об организации питания детей», «О создании совета по питанию», «О создании комиссии по питанию», «О назначении ответственного за снятие и хранение суточных проб», которые были доведены до сведения ответственным лицам за организацию питания. Разработан план мероприятий по контролю за организацией питания на 2014-2015 учебный год. В него вошли разделы: организационная работа, работа с кадрами, работа с детьми, работа с родителями, контроль за организацией питания, работа с поставщиками. В плане определены сроки и ответственные лица (план прилагается к справке).

В целях активизации работы по организации питания составлен план работы  по питанию на учебный год, программа производственного контроля, циклограмма контроля руководителя за организацией питания. Были разработаны план оперативного контроля «Организация питания в группах», схема контроля «Культура поведения за столом», диагностики по проверке пищеблока, склада для хранения продуктов.

 Соблюдаются требования к хранению продуктов, в наличии контейнеры, стеллажи, поддоны. Для хранения скоропортящихся продуктов в полном объеме имеется холодильное оборудование. Завхоз ежедневно ведет журнал контроля температурного режима холодильников. При хранении продуктов питания соблюдается товарное соседство. Продукты питания поставляются в детский сад согласно поданных заявок. Заместитель заведующей по хозяйству ведет всю необходимую документацию по организации питания: «Журнал бракеража сырой продукции», «Книгу складского учета». Продукты принимаются на склад с обязательным набором сопроводительных документов: накладная, счет-фактура, сертификат качества и ветеринарная справка. При отсутствии, какого либо документа продукты на склад не принимаются.  

В детском саду создана благоприятная эмоциональная обстановка во время приема пищи. Дети обеспечены соответствующей посудой, столы и стулья соответствуют ростовым показателям, имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Выдача пищи производится согласно графику, прием пищи организуется  в соответствии с расписанием жизнедеятельности детей. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей: следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Дети приучены пользоваться салфетками, благодарят после еды. Но вместе с тем воспитателям следует больше внимания уделять правилам пользования столовыми приборами (вилка, нож).

С помощью опроса «Твоё любимое блюдо», удалось выявить, какие блюда нравятся нашим детям больше всего. Результаты опроса позволили сделать вывод, что рацион ребенка вне детского сада весьма однообразен и мало полезен для его здоровья. Одна из основных причин такой ситуации – отсутствие соответствующих знаний у родителей, а также острый дефицит времени, постоянно испытываемый взрослыми.

Перечисленные факторы свидетельствуют о том, что у ребенка дошкольного возраста сложившиеся пищевые предпочтения впоследствии могут привести к серьезным проблемам со здоровьем.

Поэтому на педагогическом совете было решено разработать мероприятия с детьми и родителями по формированию у дошкольников рационального пищевого поведения как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.

Рекомендации:

  1. Разработать инструкции по снятию суточной пробы, по проведению С-витаминизации третьих блюд. Срок: до 01.05.15г. Ответственный: медсестра Попова А.В.
  2. Приобрести кастрюлю объемом 40 литров, таз для замешивания теста, ковши, ведра для отходов. Срок: до 01.05.15г. Ответственный: завхоз Федосеева Н.М.
  3. Заменить столовые приборы (чашки, тарелки) в старших и подготовительной группах. Срок: до 01.05.15г. Ответственный: завхоз Федосеева Н.М.
  4. Систематически освещать вопрос организации питания в ДОУ через родительские собрания, консультации, папки-передвижки, уголки для родителей. Срок: 1 раз в месяц. Ответственные: воспитатели групп.
  5. Подготовить консультацию для педагогов и младших воспитателей на тему «Этикет с малых лет». Срок: до 15.05.2015г. Ответственный: старший воспитатель Дорофеева Л.П..
  6. Систематически осуществлять поверку весов на пищеблоке. Срок: один раз в год. Ответственный: завхоз Федосеева Н.М.
  7. Составить график посещения групп членами комиссии по питанию на неделю.       Срок: до 20.04.2015г.  Ответственный: председатель Попова А.В.
  8. Разработать мероприятия с детьми и родителями по формированию рационального пищевого поведения. Срок: до 01.09.2015г. Ответственный: старший воспитатель Дорофеева Л.П.

          Заведующая МДОУ детский сад №3 «Солнышко»                       Додосова Т.Н.

                                 

 Медсестра                                                                    Попова А.В.

Старший воспитатель                                                         Дорофеева Л.П.

Приложение №9

Справка

по результатам оперативного контроля

«Состояние охраны труда на пищеблоке»

в МДОУ детский сад № 3 «Солнышко»

Сроки: 17.03.2015г. – 18.03.2015г.

Исполнители:                Заведующая – Додосова Т.Н

                                Уполномоченный по ОТ – Дорофеева Л.П.

                                

Цель: обеспечить выполнение требований по защите прав работников на здоровье и безопасные условия труда.

В помещении пищеблока условия труда работников соответствуют требованиям действующих нормативных документов в области гигиены труда. На пищеблоке ДОУ созданы необходимые условия для соблюдения правил личной гигиены персонала (наличие мыла, полотенец, туалетной бумаги и т.п.). Все производственные помещения оборудованы раковинами и моечными ваннами с подводкой горячей и холодной воды. Полы помещения пищеблока покрыты керамической плиткой, ровные, без выбоин, нескользкие. Ежедневно перед началом смены медицинская сестра проводит осмотр открытых поверхностей тела работников на наличие гнойничковых заболеваний. На пищеблоке вывешена памятка по соблюдению личной гигиены сотрудников. Медсестра следит за своевременностью прохождения медосмотров сотрудниками.

В ходе проверки установлено, что на пищеблоке имеются инструкции: по охране труда повара, по ОТ при кулинарных работах, по ОТ при мытье посуды, по ОТ при эксплуатации кухонной электроплиты,  по ОТ при работе с электромясорубкой, по ОТ по эксплуатации холодильного оборудования. Сотрудники пищеблока систематически проходят инструктаж по ОТ на рабочем месте с заполнением журнала регистрации инструктажа. В наличии медицинская аптечка, укомплектованная необходимыми для оказания первой медицинской помощи медикаментами и перевязочными материалами, а также противоожоговыми средствами. Опись препаратов находится в аптечке. На крышке аптечки имеется адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения.

Светильники в исправном состоянии, герметичные, имеют закрытые колпаки. В наличии приточно-вытяжная вентиляция, сплитсистема. Все электроприборы заземлены, отключающие устройства в исправном состоянии в соответствии с требованиями. Все электророзетки промаркированы.

Кухонная посуда, разделочные доски, ножи имеют маркировку в соответствии с СанПиН. Рабочие поверхности производственных столов плотно прилегают к основе стола, ровные, без швов, трещин и выбоин. Стеллажи для хранения кухонной посуды прочные, устойчивые. Ножи имеют гладкие, без заусенцев, удобные и прочно насаженные деревянные рукоятки. В моечном отделении вывешена инструкция о правилах мытья посуды и инвентаря с указанием концентраций и объемов применяемых моющих и дезинфицирующих средств.

Рекомендации:

  1. Заменить лекарственные препараты из аптечки с истекшим сроком годности на новые. Срок: до 01.04.2015г. Ответственный: медсестра Попова А.В.
  2. Систематически следить за исправностью электропроводки и электрооборудования. Срок: 1 раз в квартал. Ответственный: завхоз Фадеева Н.М.

Заведующая МДОУ детский сад №3 «Солнышко»                            Додосова Т.Н.

Приложение №10

Признаки доброкачественности основных продуктов, используемых в детском питании

Мясо

Свежее мясо красного цвета, жир мягкий, часто окрашенный в ярко-красный цвет, костный мозг заполняет всю трубчатую часть, не отстает от краев кости. На разрезе мясо плотное, упругое, образующаяся при надавливании ямка быстро выравнивается. Запах свежего мяса - мясной, свойственный данному виду животного.

Замороженное мясо имеет ровную покрытую инеем, на которой от прикосновения пальцев остается пятно красного цвета. Поверхность разреза розовато-сероватого цвета. Жир имеет белый или светло-желтый цвет. Сухожилия плотные, белого цвета, иногда с серовато-желтым оттенком.

Оттаявшее мясо имеет сильно влажную поверхность разреза (не липкую!), с мяса стекает прозрачный мясной сок красного цвета. Консистенция неэластичная, образующаяся при надавливании ямка не выравнивается. Запах характерный для каждого вида мяса.

Доброкачественность мороженого и охлажденного мяса определяют с помощью подогретого стального ножа, который вводят в толщу мяса и выявляют характер запаха мясного сока, остающегося на ноже.

Свежесть мяса можно установить и пробной варкой - небольшой кусочек мяса варят в кастрюле под крышкой и определяют запах выделяющегося при варке пара. Бульон при этом должен быть прозрачным, блестки жира - светлыми. При обнаружении кислого или гнилостного запаха мясо использовать нельзя.

Колбасные изделия

Вареные колбасы, сосиски, сардельки должны иметь чистую сухую оболочку, без плесени, плотно прилегающую к фаршу. Консистенция на разрезе плотная, сочная. Окраска фарша розовая, равномерная. Запах, вкус изделия без посторонних примесей.

Рыба

У свежей рыбы чешуя гладкая, блестящая, плотно прилегает к телу, жабры ярко-красного или розового цвета, глаза выпуклые, прозрачные. Мясо плотное, упругое, с трудом отделяется от костей, при нажатии пальцем ямка не образуется, а если и образуется, то быстро и полностью исчезает. Тушка рыбы, брошенная в воду, быстро тонет. Запах свежей рыбы чистый, специфический, не гнилостный.

У мороженой доброкачественной рыбы чешуя плотно прилегает к телу, гладкая, глаза выпуклые или на уровне орбит, мясо после оттаивания плотное, не отстает от костей, запах свойственный данному виду рыбы, без посторонних примесей.

У несвежей рыбы мутные ввалившиеся глаза, чешуя без блеска, покрыта мутной липкой слизью, живот часто бывает вздутым, анальное отверстие выпячено, жабры желтоватого и грязно-серого цвета, сухие или влажные, с выделением дурно пахнущий жидкости бурого цвета. Мясо дряблое, легко отстает от костей. На поверхности часто появляются ржавые пятна, возникающие при окислении жира кислородом воздуха. У вторично замороженной рыбы отмечается тусклая поверхность, глубоко ввалившиеся глаза, измененный цвет мяса на разрезе. Такую рыбу использовать в пищу нельзя. Для определения доброкачественности рыбы, особенно замороженной, используют пробу с ножом (нагретый в кипящей воде нож вводится в мышцу позади головы и определяется характер запаха). Применяется также пробная варка (кусок рыбы или вынутые жабры варят в небольшом количестве воды и определяют характер запаха, выделяющегося при варке пара).

Молоко и молочные продукты

Свежее молоко белого цвета со слегка желтоватым оттенком (для обезжиренного молока характерен белый цвет со слабо синеватым оттенком), запах и вкус приятный, слегка сладковатый. Доброкачественное молоко не должно иметь осадка, посторонних примесей, несвойственных привкусов и запахов.

Творог имеет белый или слабо-желтый цвет, равномерный по всей массе, однородную нежную консистенцию, вкус и запах кисломолочный, без посторонних привкусов и запахов. В детских учреждениях использование творога разрешается только после термической обработки.

Сметана должна иметь густую однородную консистенцию без крупинок белка и жира, цвет белый или слабо-желтый, характерный для себя вкус и запах, небольшую кислотность.

Сметана в детских учреждениях всегда используется после термической обработки.

Сливочное масло имеет белый или светло-желтый цвет равномерный по всей массе, чистый характерный запах и вкус, без посторонних примесей. Перед выдачей сливочное масло зачищается от желтого края, представляющего собой продукты окисления жира. Счищенный слой масла в пищу для детей не употребляется даже в случае его перетопки.

Яйца

В детских учреждениях разрешено использовать только куриные яйца. Свежесть яиц устанавливается путем просвечивания их через овоскоп или просмотром на свету через картонную трубку. Можно использовать и такой способ, как погружение яйца в раствор соли (20 г соли на 1 л воды). При этом свежие яйца в растворе соли тонут, а усохшие, длительно хранящиеся всплывают.

Приложение №11

Памятка

по составлению и оформлению меню - требования на выдачу продуктов питания.

Меню - требование (ф.299) применяется для выдачи продуктов питания со склада (кладовой); составляется ежедневно на следующий день в одном экземпляре на ясли и в одном экземпляре на детский сад на основании сведений о наличии детей (по текущему дню) и утвержденных норм питания по специально разработанным перспективным десятидневным меню, что позволяет добиться большего разнообразия блюд и исключить трудоемкий процесс ежедневного составления меню; заполняется аккуратно и четко шариковой ручкой синего или черного цвета (исправления, затирания, закрашивания корректором не допускаются, норма и количество конкретного продукта проставляются только на пересечении строки «наименование продукта» и столбца «наименование блюда»); содержит перечень всех блюд, входящих в дневной рацион, их выход (масса каждой порции), расход продуктов для приготовления каждого блюда (записывается в виде дроби: в числителе - количество продукта на одного ребенка, в знаменателе - количество данного продукта на всех детей); подписывается:

на оборотной стороне внизу слева - лицом, составившим документ, и руководителем учреждения; внизу справа - лицом, выдавшим продукты со склада (завхозом, кладовщиком), и лицом, получившим продукты на кухню (ст.поваром, поваром);

на лицевой стороне слева вверху утверждается руководителем учреждения и проставляется печать.

Меню - требование на конкретную дату должно подписываться предыдущим днем. Например, меню на 21 февраля составляется диетсестрой (медсестрой) и утверждается руководителем 20 февраля.

В случае увеличения или уменьшения количества детей (свыше трех человек) по сравнению с утвержденными по меню данными, диетсестра (медсестра) составляет расчет изменения потребности в продуктах питания. При увеличении потребности в продуктах выписывается накладная (требование) на склад (кладовую) (ф. 434), а при уменьшении потребности в продуктах, излишки сдаются на склад (кладовую) и оформляются такой же накладной (требованием) с указанием - «возврат». Накладные подписываются лицом, сдавшим (выдавшим) продукты, и лицом, получившим продукты. Утверждаются данные документы руководителем учреждения текущей датой. Продукты, заложенные в котел, возврату не подлежат.

Контроль над соблюдением утвержденных норм питания на одного ребенка должна осуществлять диетсестра (медсестра).

Для    усиления    контроля    над    расходованием    продуктов    питания    и упорядочения их учета можно (но не обязательно) производить округление в крайней правой колонке «Расход продуктов питания (количество) за день, кг»:

До двух знаков после запятой

  • масло сливочное
  • масло растительное
  • хлеб и хлебобулочные изделия
  • томатная паста сахар
  • сухофрукты кондитерские изделия мука пшеничная.

Например, для приготовления омлета на 24 ребенка при норме расхода 0,004 кг требуется 0,096 кг масла сливочного, а для приготовления пудинга творожного на 24 ребенка при норме расхода 0,003 кг требуется 0,072 кг масла сливочного. Итого расход масла сливочного за день составил 0,168 кг, можно округлить до 0,17 кг.

До одного знака после запятой

  • крупы
  • овощи и картофель
  • фрукты

Например, для приготовления супа горохового на 24 ребенка при норме расхода 0,060 кг требуется 1,440 кг картофеля, а для приготовления картофельного пюре на 24 ребенка при норме расхода 0,145 кг требуется 3,480 кг картофеля. Итого расход картофеля за день составил 4,920 кг, можно округлить до 4,9 кг.

Для соблюдения сроков хранения и реализации особо скоропортящихся продуктов (молочные и кисломолочные, колбасные изделия, рыба, мясные продукты, консервация) их списание должно регулироваться нормой закладки на одного ребенка.

Основание : «Методические указания об организации учета и инвентаризации имущественно - материальных ценностей у материально ответственных лиц в учреждениях системы образования» (Приказ № 45 от 28.01.1986 г.); Положение об учетной политике управления образованием.

Приложение №12

Инструкция по измерению объема блюд

Объем первых блюд устанавливается на основании емкости кастрюли или котла и числа заказанных порций.

Масса вторых блюд (каши, пудинги и т.д.) определяется путем взвешивания всех порций в общей посуде с вычетом массы тары и учетом числа порций.

Из порционных блюд (котлеты, биточки, мясо птицы и т.д.) взвешиваются 10 порций вместе и выборочно 2-3 порции, устанавливается средняя масса одной порции.

Отклонения от нормы в одной порции не должны превышать ±3%, но масса 10 порций должна соответствовать норме.

Приложение №13

Методика органолептической оценки пищи

Под органолептической оценкой пищи понимается определение таких показателей (внешний вид, вкус, аромат, консистенция блюда), которые дают возможность быстро определить качество пищи.

Органолептическую оценку начинают с внешнего осмотра образцов пищи, лучше это проводить при дневном свете. Определяется внешний вид пищи, ее цвет. Затем определяется запах пищи. Этот показатель особенно важен, так как с помощью обоняния можно установить тончайшие изменения качества пищевых продуктов (особенно мяса, рыбы), связанные с начальными признаками порчи, когда другие установить еще не удается. Запах определяют при той температуре, при которой употребляется данное блюдо. Для обозначения запахов используют термины: чистый, свежий, ароматный, пряный, молочнокислый, пригорелый, гнилостный, кормовой, болотный, илистый. Указываются также и специфические запахи, подобные каким-либо продуктам.

Консистенция продуктов определяется органами осязания. Наибольшей чувствительностью обладают кончики пальцев, а также язык, небо, зубы. В процессе процеживания пищи определяют ее мягкость, жесткость, нежность, маслянистость, клейкость, мучнистость, крупнозернистость, рассыпчатость и т. д.

Вкус пищи, как и запах, устанавливается при характерной для нее температуре. Основные вкусовые ощущения: кислый, сладкий, горький, соленый.

При снятии пробы необходимо выполнять некоторые правила предосторожности; из сырых продуктов пробуются только те, которые применяются в сыром виде; естественно, вкусовая проба уже не проводится, если обнаружены внешние признаки разложения продукта (например, неприятный запах), а также в случае подозрения на недоброкачественность.

Оценка первых блюд

Первое блюдо тщательно перемешивается в котле и берется в небольшом количестве на тарелку. Отмечают внешний вид и цвет блюда, по которым можно судить о соблюдении технологии его приготовления. Например, буровато-коричневая окраска борща может быть результатом неправильного тушения свеклы. Следует обращать внимание на качество обработки сырья: тщательность очистки овощей, наличие посторонних примесей и загрязненности.

При оценке внешнего вида супов, борщей проверяют форму нарезки овощей и других компонентов, сохранение их в процессе варки [не должно быть сильно разваренных овощей, утративших форму нарезки). Целесообразно сравнить набор кореньев и овощей (плотную часть первого блюда) с рецептурой по раскладке.

При органолептической оценке обращают внимание на прозрачность супов и бульонов, особенно изготовляемых из мяса и рыбы. Недоброкачественные мясо и рыба дают мутные бульоны, капли жира имеют мелкодисперсный вид и на поверхности не образуют жирных янтарных пленок.

При проверке пюреобразных супов пробу сливают тонкой струйкой из ложки в тарелку, отмечая густоту, однородность консистенции, наличие непротертых частиц. Суп-пюре должен быть однородным по всей массе, без отслаивания жидкости на его поверхности.

При определении вкуса и запаха отмечают, обладает ли блюдо присущим ему вкусом, нет ли постороннего привкуса и запаха, наличия горечи, не свойственной свежеприготовленному блюду кислотности, недосоленности или пересола. У супов вначале пробуют жидкую часть, обращая внимание на аромат и вкус. Если первое блюдо заправляется сметаной, то вначале его пробуют без сметаны.

Оценка вторых блюд

В блюдах, отпускаемых с гарниром и соусом, все составные части оцениваются отдельно. Соусным блюдам (гуляш, рагу) дается общая оценка.

При внешнем осмотре блюд обращать внимание на характер нарезки кусков мяса, равномерность порционирования, цвет поверхности и поджаренной корочки с обеих сторон изделия, толщину слоя, панировки. В изделиях из мяса и рыбы определяют цвет, как на поверхности, так и на разрезе, что позволяет выявить нарушения в технологии приготовления блюда. Например, заветренная темная поверхность отварных мясных продуктов свидетельствует о длительном хранении их без бульона, розово-красный цвет на разрезе котлет говорит о недостаточной их прожаренности или нарушении сроков хранения фарша или мяса для котлет.

Важным показателем является консистенция блюда, дающая представление о степени его готовности и отчасти о соблюдении рецептуры при его изготовлении (например, мажущаяся консистенция изделий из рубленого мяса указывает на добавление в фарш избыточного количества хлеба).

Степень готовности и консистенцию мясопродуктов определяют проколом поварской иглой или деревянной шпилькой, которые должны легко входить в толщину готового продукта.

При определении вкуса и запаха обращают внимание на наличие специфических запахов. Особенно это важно для рыбы, она легко приобретает посторонние запахи из окружающей среды. Вареная рыба должна иметь вкус, характерный для данного вида, с хорошо выраженным привкусом овощей и пряностей, а жареная — приятный, слегка заметный привкус свежего жира, на котором ее жарили. Она должна быть мягкой, сочной, не крошиться, сохранять форму нарезки.

Крупяные, мучные или овощные гарниры также проверяют по консистенции. В рассыпчатых кашах хорошо набухшие зерна отделяются друг от друга. Распределяя кашу тонким слоем на тарелке, проверяют присутствие в ней необрушенных зерен, комков, посторонних примесей. При оценке консистенции каши ее сравнивают с запланированной по меню-раскладке, что позволяет выявить недовложение.

Макаронные изделия, если они сварены правильно, должны быть мягкие и легко отделяться друг от друга, не склеиваясь, свисать с ребра вилки или ложки. Биточки и котлеты из круп должны сохранять форму после жарки.

При оценке овощных гарниров обращают внимание на качество чистки овощей и картофеля, на консистенцию блюд, их внешний вид и в цвет. Так, если картофельное пюре разжижено и имеет синеватый оттенок, следует поинтересоваться качеством исходного картофеля, процентом отхода, закладкой и выходом, обратить внимание на наличие в рецептуре молока и жира. При подозрении на несоответствие рецептуре блюдо направляется на анализ в лабораторию.

Консистенцию соусов определяют, сливая их тонкой струйкой из ложки в тарелку. Если в состав соуса входят пассерованные коренья, лук, их отделяют и проверяют состав, форму нарезки, консистенцию. Обязательно обращают внимание на цвет соуса. Если в него входят томат и жир или сметана, то соус должен быть приятного янтарного цвета. Плохо приготовленный соус, с частичками обгоревшего лука, имеет серый цвет, горьковато-неприятный вкус. Блюдо, политое таким соусом, не вызывает у ребенка аппетита, снижает вкусовые достоинства пищи, а следовательно, и ее усвоение.

Приложение №14

ПАМЯТКА

по снятию суточной пробы

Ежедневно следует оставлять суточную пробу готовой продукции.

Суточная проба отбирается в объеме: порционные в полном объеме, 1 блюдо и гарниры не менее 100 г с целью микробиологического исследования при неблагополучной эпидемиологической ситуации.

Пробу отбирают в стерильную стеклянную посуду с крышкой (гарниры и салаты в отдельную посуду) и сохраняют в течение 48 часов в специальном холодильнике или в специально отведенном месте в холодильнике для хранения кисломолочных продуктов при температуре +2 - +6º С.

Контроль за правильностью отбора и хранения суточной пробы осуществляет медицинский работник.

СанПиН 2.4.1.1249-03

п. 2.10.24

Приложение №15

Форма ведения журнала

«Контроль за организацией питания в группах»

Группы

Режим питания

Сервировка стола

Подготовка к приему пищи

Воспитание культуры еды

Роль воспитателя

Роль мл. воспитателя

Средняя

Обед

Соблюдается

Соответствует возрасту

Дети постепенно моют руки. Даны поручения детям разложить столовые приборы.

Из 18 детей 7 неправильно держат ложку.

Руководство процессом питания осуществляется методически правильно.

Своевременно раздает второе блюдо, внешний вид блюд эстетичен. Принимает участие в воспитании культурно-гигиенических навыков.

Приложение №16

График уборки пищеблока

Ежедневно проводить уборку:         

мытье полов;

                        удаление пыли и паутины;

                        протирание радиаторов

                        протирание подоконников.

Еженедельно проводят:                 

понедельник - мытье стен

вторник – мытье осветительной арматуры

среда - очистка стекол о пыли и копоти

четверг – чистка кастрюль

пятница - мытье холодильников

Один раз в месяц проводят:        

генеральную уборку с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря

Приложение №17

Режим мытья кухонной посуды

  1. Для мытья кухонной посуды используют металлические ванны.
  2. Температура горячей воды в точке разбора - не менее 65°.
  3. Варочные котлы после освобождения от остатков пищи моют горячей водой не ниже 40°С с добавлением моющих средств, ополаскивают горячей водой с помощью шланга с душевой насадкой и просушивают в перевернутом виде на решетчатых полках, стеллажах. Чистую кухонную посуду хранят на стеллажах на высоте не менее 0,5 м от пола.
  4. Разделочные доски и мелкий деревянный инвентарь: лопатки, мешалки и др. - после мытья в первой ванне с горячей водой (50°С) с добавлением моющих средств ополаскивают горячей водой с температурой не ниже 65°С во второй ванне, обдают кипятком, а затем просушивают на решетчатых металлических стеллажах. Металлический инвентарь после мытья прокаливают в духовом шкафу; мясорубки после использования разбирают, промывают, обдают кипятком и тщательно просушивают.
  5. Столовая посуда после механического удаления остатков пищи моется с добавлением моющих средств (первая ванна) с температурой воды не ниже 40°, ополаскивается горячей проточной водой с температурой не ниже 65° (вторая ванна) и просушивается на специальных решетках. Столовые приборы после очистки и мытья с применением моющих средств (первая ванна) ополаскивают горячей проточной водой (вторая ванна). Чистые столовые приборы хранят в предварительно промытых в металлических кассетах в вертикальном положении ручками вверх.
  6. Рабочие столы на пищеблоке моют горячей водой с моющими средствами специальной ветошью.
  7. Мочалки, щетки для мытья посуды, ветошь для протирания столов при осложненной эпидситуации кипятят в течение 15 минут в воде с добавлением кальцинированной соды или замачивают в дезинфицирующем растворе, затем простирывают в конце дня с моющим средством, прополаскивают, сушат и хранят в специальной промаркированной таре.
  8. Пищевые отходы на пищеблоке собирают в промаркированные металлические ведра с крышками или педальные бачки. Ежедневно в конце дня ведра и бачки независимо от наполнения очищают с помощью шлангов над канализационными трапами, промывают 2% раствором кальцинированной соды, а затем ополаскивают горячей водой и просушивают.

СанПиН 2.4.1.1249-03


Приложение №18

Формы учетной документации пищеблока (рекомендуемые СанПиН)

Форма 1. «Журнал бракеража пищевых продуктов и продовольственного сырья»

Дата и час, поступления продовольственного сырья и пищевых продуктов)

Наименование пищевых продуктов

Количество поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов (в килограммах, литрах, штуках)

Номер документа, подтверждающего безопасность принятого пищевого продукта

Результаты органолептической оценки поступившего продовольственного сырья и пищевых продуктов

Конечный срок реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов

Дата и час фактической реализации продовольственного сырья и пищевых продуктов по дням

Подпись ответственного лица

Примечание*

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Примечание:

         * Указываются факты списания, возврата продуктов и др.

Форма 2. «Журнал бракеража готовой продукции»

Дата и час изготовления блюда

Время снятия бракеража

Наименование блюда

Результаты органолептической оценки и степени готовности блюда

Разрешение к

реализации блюда

Подпись ответственного лица

Примечание*

1

2

3

4

5

6

7

Примечание:

       * Указываются факты запрещения к реализации готовой продукции

Форма 3. «Журнал здоровья»        

п/п

Ф. И. О. работника*

Должность

Месяц/дни: апрель

1

2

3

4

5

6.

…..

30

1.

Образец заполнения:

 

 

подсобный рабочий

Зд.**

Отстранен

б/л.

В.

отп

отп

Зд.

2.

3.

Примечание:

* Список работников, отмеченных в журнале на день осмотра, должен соответствовать числу работников на этот день в смену

**Условные обозначения:

                      Зд. – здоров;

                      Отстранен – отстранен от работы;

                      Отп. – отпуск;

                      В. – выходной;

                     б/л. – больничный лист.

Форма 4. «Журнал проведения витаминизации третьих и сладких блюд»

Дата

Наименование

препарата

Наименование блюда

Количество

питающихся

Общее количество внесенного витаминного препарата (гр)

Время внесения препарата или приготовления витаминизированного блюда

Время приема блюда

Примечание

Форма 5. «Журнал учета температурного режима в холодильного оборудования »

Наименование производственного помещения

Наименование холодильного оборудования

Температура в град. С

месяц/дни: апрель

1

2

3

6.

…..

30


Приложение  №19

Протокол №2

заседания Совета по питанию

от ___15.10.14___________________                                   

Присутствовали ___26____ человек

Отсутствовали ____5___ человек

Повестка дня:

  1. Организация питания в группах.
  2. Анализ выполнения натуральных норм продуктов питания за сентябрь.

По первому вопросу

СЛУШАЛИ

старшего воспитателя Дорофееву Л.П.., члена комиссии по питанию

Она отметила: сервировка стола во всех группах соблюдается. Приобретены недостающие столовые приборы в старшие группы, скатерти, салфетки в подготовительную к школе группу. Выдача пищи производится согласно графику, прием пищи осуществляется  в соответствии с расписанием жизнедеятельности детей. Столы и стулья в группах промаркированы в соответствии с ростовыми показателями. Воспитатели осуществляют руководство питанием детей. Следят за осанкой, поведением за столом, сообщают названия блюд, обращают внимание на вкусно приготовленную пищу, докармливают детей, осуществляют индивидуальный подход. Но вместе с тем следует больше уделять внимание правилам пользования столовыми приборами. В связи с этим  предложила провести семинар для воспитателей и младших воспитателей по сервировке стола, правилам пользования приборами, организовать уголки этикета в группах.

СЛУШАЛИ

члена комиссии по питанию, заведующую хозяйством Федосеева Т.Н.

Она отметила: необходимо приобрести еще по одной сушильной полке для посуды на каждую группу, т.к. количество детей увеличилось. Она также отметила: недостаточна роль младшего воспитателя, необходимо более активно включаться в процесс кормления детей . Детям необходимо больше рассказывать о пользе овощных блюд, формировать правильный стереотип пищевого поведения.

По второму вопросу

СЛУШАЛИ        медицинскую сестру Попова А.В. Она проанализировала выполнение натуральных норм питания за октябрь: мясо – 100%, рыба – 100%, молоко – 100%, творог – 100%, сливочное масло – 100%, сыр – 100%, овощи – 100%, фрукты – 100%.

ПОСТАНОВИЛИ:

  1. Провести консультация для младших воспитателей «Организация питания детей в условиях детского сада». Срок: __________________. Ответственный: медсестра попова А.В.
  2. Разработать цикл бесед на тему: «Где спрятались витаминки?»                  

Срок: _______________. Ответственный:  медсестра Попова А.В.

  1. Приобрести дополнительные сушильные полки в каждую группу.

Срок: _______________. Ответственный: завхоз Федосеева Н.М.

Председатель                                                                                Додосова Т.Н.

Секретарь                                                                             Дорофеева Л.П.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказы по контролю над организацией питания

Контроль осуществляем 1 раз в квартал...

Конференция по питанию для родителей "Организация питания в детском саду"

В сообщении рассказывается об организации питания в детском саду, даны советы родителям по организации питания дома....

Организация питания в детском саду

В данной статье описывается значение рационального питания для детского организма. представлена система организации питания в детском саду. Даны рекомендации родителям о том, как подготовить ребенка к...

Организация питания в детском саду

Роль питания в детском саду. Что учитывается работниками сада при составлении детского меню...

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания"

Консультация для воспитателей "Педагогические и гигиенические требования к организации питания","Задачи по формирова­нию культурно-гигиенических навыков с учетом возрастных норм"....

Положение об организации питания, о комиссии по питанию

нормативно-правовой акт для руководителей ДОУ...