СЕМИНАР «ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»
учебно-методический материал на тему

Русанова Наталья Ивановна

систематизация и закрепление знаний педагогов и родителей  о здоровье и здоровом образе жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_dlya_roditeley_i_pedagogov.doc115.5 КБ

Предварительный просмотр:

СЕМИНАР        «ОХРАНА И УКРЕПЛЕНИЕ    ЗДОРОВЬЯ      ДЕТЕЙ»

Цель: систематизация и закрепление знаний педагогов о здоровье и здоровом образе жизни.

План проведения семинара:

Анкетирование педагогов перед семинаром.

1.        Теоретическая часть:

  • Здоровье и его ценность.
  • Выступления специалистов по направлениям работы по укреплению здоровья детей дошкольного возраста.

2.        Практическая часть:

  • Двигательная активность в режиме ДОУ.
  • План проведения Дня здоровья в подготовительной к школе группе.
  •  Работа с нормативно-правовой документацией.
  • Разработка модели «Здоровый образ жизни дошкольника в ДОУ».
  • Работа с родителями по формированию здорового образа жизни ребенка.

Перед началом семинара всем присутствующим раздают анкеты, которые обрабатываются инициативной   группой.

Анкета

1.        Распределите по местам следующие ценности:
Красота.

Любовь.                                                                                          

Здоровье.

Деньги.

2.        Делаете ли вы по утрам зарядку?

  1. Как вы понимаете слова «здоровый образ жизни»?
  2. Какие вредные привычки мешают вам вести здоровый образ жизни?

  1. Каким видом спорта вы занимались в юные годы?
  2. Занимаетесь ли вы сейчас чем-либо, что ведет к здоровому образу жизни?
  3. Приучаете ли своих детей к здоровому образу жизни?
  4. Есть ли среди ваших знакомых человек, который ведет ЗОЖ и является для вас примером для подражания?

Ход семинара

О важности здоровья знает каждый, но кто ведет здоровый образ жизни? Об этом узнаем благодаря проведенному анкетированию.

(Анализ анкетирования присутствующих.)  

Такое же анкетирование мы провели среди родителей наших воспитанников, вот результаты.

(Анализ анкетирования родителей воспитанников.)

Арабская пословица утверждает: «У кого есть здоровье, есть и надежда, а у кого есть- надежда, есть все». А Ж. Лабрюйер о здоровье говорил следующее: '«Здоровье — это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут». Это и подтверждают результаты нашего анкетирования.

Нет задачи более важной, чем вырастить здорового человека. По данным НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков молодежи, за последние десятилетия состояние здоровья дошкольников ухудшается, увеличилось число детей, имеющих различные отклонения в состоянии здоровья и хронические заболевания. Проблемы со здоровьем наблюдаются и в нашем дошкольном учреждении. Вот анализ заболеваний наших воспитанников за последние 3 года  

Анализ заболеваемости воспитанников ДОУ

№ п/л

 

2015-2016

2016-2017

1

Сердечно-сосудистые заболевания

2

1

2

Заболевания органов

Дыхания (танзилиты,аденойды, бронхиты, астма)

17

15

3

Заболевания желудочно-кишечного тракта (гастриты, деформация желчного пузыря)

-

5

4

Другие заболевания детей ДОУ( косолапость, аллергич.дерматит, косоглазие, плоскостопие, ожирение)

6

3

Исходя из анализа заболеваний дети распределены ■: группам здоровья следующим образом

 

Распределение воспитанников ДОУ по группам здоровья

Группы здоровья

2015-2016

2016-2017

I

51

34

II

51

74

III

9

8

IV

0

0

Таким образом, мы видим, что педагогическому коллективу предстоит большая работа по сохранению я укреплению здоровья воспитанников и пропаганде I здорового образа жизни среди родителей и сотрудников ДОУ.

Давайте вспомним, что же означает термин «здоровье».

(Ответы присутствующих.)

Во всем мире принята формулировка, разработанная ВОЗ: «Здоровье —это состояние полного физического, психического, социального благополучия».

Основные задачи по сохранению и укреплению здоровья представлены в табл.

     Основные задачи по сохранению и укреплению здоровья

 

 

Виды здоровья

Физическое

Психическое

Социальное

Направления работы.

• Специально организованная

• Психологический

• Подготовка к жизни в обществе.

детская деятельность

комфорт в семье, группе, ДОУ

• Воспитание любви и уважения

Установление связей с социумом.

• Создание  условий для самостоятельной

к  своему телу

 двигательной активности

 

Закладывание основ психологической

• Знакомство с культурой

 

устойчивости к неуспеху

• Профилактика заболеваний и закаливание

 

быта, предпосылки к трудовой

 закаливание

 

деятельности.

 

• Взаимодействие со взрослыми на основе сотрудничества

А сейчас наши специалисты кратко остановятся на этих направлениях работы. 

1. Выступление физрука о специально организованной

детской деятельности в ДОУ.

 

Модель организованной деятельности детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

№ п/п

Виды занятий

Особенности работы

Длительность

1. Физкультурно-оздоровительные занятия

1.1

Утренняя гимнастика

Ежедневно на свежем воздухе или в зале

10-12 мин

1.2

Двигательная разминка

Ежедневно в перерывах между занятиями организация подвижных игр

10—15 мин

 

№ п/п

Виды занятий

Особенности работы

Длительность

1.3

Физминутка

Ежедневно на занятиях, по мере необходимости

2—3 мин

1.4

Подвижные игры и физические упражнения на прогулке

Ежедневно во время прогулок по подгруппам

25-30 мин

 

 

 

1.6

Индивидуальная работа по развитию движений

Ежедневно во время дневной и вечерней прогулки

10—15 мин

1.9

Гимнастика после сна. Гимнастика-релаксация до и после сна

Ежедневно по мере пробуждения

                           7—10 мин

2. Обучающие занятия (оздоровительные)

2.1

Физическая культура

3 раза в неделю по группам г.доровья. 2 занятия проводит физрук, одно — воспитатель на прогулке

25-30 мин

2.2.

Познай себя (знакомство с собственным телом и его строением)

2 раза в неделю

25-30 мин

2.3

Музыкальные занятия

2 раза в неделю

25-30 мин

2. Выступление медсестры «О профилактике заболеваний в ДОУ и закаливании».

Здоровье является важнейшим интегральным показателем, отражающим основные биологические характеристики ребенка. Перенесенное ребенком острое или вялотекущее хроническое заболевание не проходит для детского организма бесследно. Под влиянием болезни дезорганизуются основные функции организма, изменяется его реактивность, истощается, становится более ранимой нервная система, появляются неадекватные реакции на обычные раздражители. В связи с этим необходимо следующее:

  • выделить детей «группы риска»;
  • исключить из окружающей среды неблагоприятные факторы;
  • проводить целенаправленно лечебно-профилактическую работу.

Успешная реабилитация при ряде заболеваний возможна только при условии длительного систематического и комплексного воздействия на организм ребенка.

Лечебно-профилактическая работа в нашем учреждении представляет собой комплекс медико-педагогических мероприятий, направленных на раннее выявление отклонений в состоянии физического и психического развития ребенка, коррекцию выявленной патологии, а также предупреждение рецидивов хронического заболевания.

Нами разработан план лечебно-оздоровительной работы, который включает следующее.

Профилактические мероприятия:

  - 1. Профосмотры детей (плановые, перед проведением прививок, узкими специалистами, осмотр вновь поступивших детей и т. д.).

До поступления ребенка в дошкольное учреждение в поликлинике должна быть проведена его подготовка в соответствии с методическими рекомендациями

«Подготовка детей на педиатрическом участке к поступлению в дошкольное учреждение и диспансеризация в соответствии с методическими рекомендациями по проведению диспансеризации детского населения». При поступлении .в учреждение врач собирает у родителей дополнительные сведения об особенностях развития и поведения ребенка, дает оценку состояния здоровья физического и нервно-психического развития и совместно с педагогом дает индивидуальное назначение по режиму дня, а также питанию и оздоровительным мероприятиям.

Все сведения о ребенке, полученные при приеме, вносятся в историю развития ребенка и доводятся до сведения воспитателей группы л специалистов.

Ежедневный прием детей проводится воспитателями группы, которые опрашивают родителей о состоянии здоровья, осматривают зев и кожу, при наличии показаний измеряют температуру тела. Выявленные при утреннем осмотре больные дети с подозрением на заболевание в ДОУ не принимаются. Заболевшие в течение дня изолируются от здоровых детей в изолятор. После перенесенного заболевания дети принимаются в ДОУ при наличии справки участкового врача-педиатра с указанием диагноза, длительности заболевания, проведенного лечения, сведений об отсутствии контактов с инфекционными больными, а также рекомендаций по индивидуальному режиму дня ребенка —   на 10—14 дней.

2. Система специальных адаптационных мероприятий (мероприятия, оказывающие седативное действие: теплые ванны дома), по показаниям бальнеотерапия с использованием трав с седативным действием, общий расслабляющий массаж, исключение травмирующих процедур, мероприятия, направленные на повышение сопротивляемости детского организма: витаминные фиточаи с иммуностимулирующими свойствами, точечный массаж, медицинский отвод от вакцинации до окончания адаптации.

Режим дня детского сада максимально приближен к домашнему. Необходимо в течение недели, а иногда и месяца учитывать все имеющиеся у ребенка привычки, даже если они не соответствуют режиму детского сада, не запрещать приносить из дома игрушки. Переводить ребенка на режим детского сада надо постепенно, с учетом его индивидуальных особенностей. Прием в группы — не более 3—4 новых детей в неделю, чтобы воспитатели могли уделить максимум внимания детям и выполнить назначенный режим.

В целях профилактики переутомления и перевозбуждения нервной системы необходимо в первый период посещения ребенком детского сада время его пребывания сократить на 2—3 часа и постепенно удлинять. Дневной сон лучше проводить дома. Нельзя переводить ребенка из одной группы в другую, не нужно привлекать ребенка к играм и занятиям, если он не хочет. Лучше дать ему возможность постепенно привыкнуть к коллективу детей и персоналу, наблюдая его со стороны.

Медицинская сестра при каждом посещении должна интересоваться состоянием здоровья, аппетитом, поведением новых детей. Необходимо обратить внимание на состояние носоглотки, температуру тела. Легкое покраснение, отечность зева, умеренное выделение из носа в сочетании с плохим настроением, снижением аппетита, беспокойны?; сном даже при нормальной температуре — достаточный повод для отстранения ребенка от детсада на 3—4 дня. Все эти факты приводят в дальнейшем к развитию острой респираторной инфекции. У разных детей длительность адаптации различна. Обычно ребенок адаптируется 1—3 месяца. Признаки завершения адаптации ребенка — адекватное поведение, положительные эмоции, хороший сон, аппетит, прибавка в весе по возрасту.

3. Предупреждение Инфекционных заболеваний (профилактические прививки по показаниям могут проводиться на фоне десенсибилизирующих препаратов с использованием индивидуального календаря прививок, по необходимости дети направляются на консультацию к иммунологу). Профилактика инфекционных заболеваний в ДОУ является важнейшей частью работы медицинской сестры. Она ведется по двум направлениям:

  • проведение иммунизации;
  • противоэпидемические мероприятия.

Медицинская сестра обязана заблаговременно сообщать родителям о проведении профилактических прививок через воспитателя или вывесить в раздевалке объявление со списком детей, подлежащих иммунизации. Все прививки регистрируются в карте профилактических прививок и истории развития ребенка с указанием даты проведения, дозы, серии, реакции на прививку.

Лечебно-оздоровительные мероприятия:

—        диспансеризация больных;

—        противорецидивное лечение (санация очагов
хронической инфекции, ирригационная терапия, ин
галяция настоями трав, полоскание зева настоями
и отварами растений с бактерицидными и противовос
палительными свойствами);

  • фитотерапия;
  • витаминотерапия;
  • корригирующая гимнастика;
  • дыхательная гимнастика;
  • закаливание (обширное умывание, ходьба босиком по ребристой доске, сон без маечек);

—        оптимальный двигательный режим (утренняя
зарядка, тренирующие и обучающие физзанятия, физ-
минутка, самостоятельная двигательная активность,
подвижные спортивные игры, сюжетные физзанятия
на прогулке, пешеходные прогулки и экскурсии, спор
тивные секции, музыкальные занятия).

Остановимся подробнее на закаливании детей.

 

Закаливание — система мероприятий, направленных на повышение устойчивости

организма ребенка к неблагоприятным факторам внешней среды. Для закаливания ребенка

используются естественные факторы природы: солнце, воздух и вода, как отдельно,

так и в виде комплексных мероприятий. При этом необходимо проводить комплекс

мероприятий:

  1. Следить за состоянием здоровья ребенка с учетом его индивидуальных потребностей при выборе метода закаливания.
  2. Постепенно увеличивать влияние природного фактора.
  3. Систематически закаливать ребенка.
  4. Учитывать настроение ребенка. Оно должно быть спокойным и радостным.

Для повышения эффективности закаливающих мероприятий их следует проводить при исходном состоянии теплового комфорта организма детей, которое достигается рациональным сочетанием теплозащитных свойств одежды с температурой воздуха в помещении и на открытом воздухе.

Ходьба босиком. Вначале дети приучаются некоторое время ходить в носочках по ковру, затем по полу. Лучше это делать во время физкультурного занятия или утренней гимнастики. Затем дети ходят босиком. Обычно на это затрачивается от 2 до 3 месяцев в зависимости от состояния здоровья детей.

Сон без маечек. Проводится круглый год. На случай понижения температуры из-за перебоев в отоплении или установившейся холодной погоды должны быть подготовлены теплые носочки и вторые одеяла. Разумеется, температура в спальне не должна быть нияе +14 °С.  •

Сквозное проветривание в отсутствие детей по 5— 7 минут.

Обязательная прогулка 2 раза в день при температуре от —15 до 30 °С.

Дневной сон при открытом окне и соответствующей одежде ребенка.

Мытье рук до локтя, умывание водой лица и шеи.

Пребывание в кружевной тени деревьев или кратковременное (по 5—7 мин в день) на освещенном солнечном участке.

При проведении закаливающих процедур следует обеспечить санитарно-гигиенические условия и иметь в наличии индивидуальные маркированные полотенца, одежду для занятий утренней гимнастикой и физических упражнений в зале и на открытом воздухе.

Под руководством медицинского и педагогического персонала проводятся разнообразные формы работы с детьми, направленные на реализацию оздоровительных задач в течение дня.

3. Выступление психолога «О направлениях работы по укреплению психического и социального здоровья».

Период дошкольного детства является важным в психическом развитии ребенка. В это время формируются системы психических функций: речь, память, мышление.

Цель практической психологической работы с детьми — психическое здоровье ребенка, а его психическое и личностное развитие — условие достижения этого здоровья. Нарушения психического здоровья связаны как с соматическими заболеваниями или дефектами физического развития, так и с различными неблагоприятными факторами и стрессами, воздействующими на психику и связанными с социальными условиями.

Психологический аспект психического здоровья предполагает:

  • внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах, его отношению к людям, окружающему миру;
  • обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.

Поэтому приоритетными направлениями в работе психолога являются:

  • психологическое здоровье, максимальное содействие полноценному психическому и личностному развитию каждого ребенка;
  • внимание к созданию эмоционального, психологического комфорта в детском саду как профилактике психосоматических заболеваний;
  • изучение (диагностика) индивидуальных особенностей развития детей в единстве интеллектуальной, эмоциональной и волевой сфер проявления;
  • оказание помощи детям, нуждающимся в особых обучающих программах и специальных формах организации их деятельности;
  • содействие повышению психологической компетентности сотрудников ДОУ, родителей в закономерностях развития ребенка, вопросах обучения и воспитания.

Решение задач по этим направлениям прослеживается в психопрофилактической, психодиагностической и психокоррекционной работе педагога-психолога.

Образовательный процесс строится на принципах личностно-ориентированнои педагогики, способствует своевременному предупреждению нарушений эмоционально-волевой сферы ребенка.

Особое место в программе уделяется профилактике дезадаптации детей, поступающих в ДОУ. В большинстве случаев поступление ребенка в детский сад сопровождается проблемой адаптации к новым нормам и правилам жизни, и далеко не все дети с ней справляются. Возникновение у ребенка так называемого «адаптационного синдрома» является следствием его неготовности к выходу из семьи.

•Реальные результаты в решении поставленных задач может принести единая система взаимодействия специалистов ДОУ и родителей. Это взаимодействие должно присутствовать во всех направлениях работы специалистов (табл.  ).

Взаимодействие специалистов в консультативной работе

Специалист

Тема консультации

Время консультации

Заведующий ДОУ

Условия пребывания детей в ДОУ. Экскурсия по ДОУ

Понедельник: 08.00-10.00

Старший воспитатель

Программа воспитания и обучения в ДОУ. Здоровье детей в наших руках

Вторник: 09.00-10.00. Четверг: 16.00-18.00

Старшая медсестра

Закаливание детей дошкольного возраста.

Профилактика простудных заболеваний.

Гигиена мальчиков и девочек

Среда: 16.00-18.00

Физрук

Влияние физических упражнений на здоровье. Формируем здоровый образ жизни: упражнения для девочек и мальчиков

Пятница: 16.00-18.00

Музыкальный руководитель

Влияние музыки на организм ребенка.

Понедельник: 16.00-18.00

Педагог -психолог

Тема консультации

 Среда: 16.00-18.00

В «Концепции дошкольного воспитания» говорится: «Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных особенностей.

Литература:

Аттестация и аккредитация дошкольных образовательных учреждений / сост. Р.Б. Стеркина. М.: Министерство образования Российской Федерации, 2006.

Концепция дошкольного воспитания // Дошкольное воспитание.  № 5.

Конвенция о правах ребенка //  

Елжова Н.В. Педсоветы, семинары, методические объединения в ДОУ: практическое пособие для старших воспитателей, руководителей, студентов педагогических колледжей и вузов. Ростов н/Д: Феникс, 2008.