Обобщение педагогического опыта
методическая разработка (старшая группа) на тему

Хочу представить обобщение педагогического опыта по теме:  методические рекомендации по организации режимных моментов и занятия на основе здоровьесберегающих технологий (старшая группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.rek_.docx27.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ детский сад № 2 «Светлячок»  Жердевского района

Методические рекомендации по организации режимных моментов и занятия на основе здоровьесберегающих технологий.

(старшая группа)

Воспитатель  

Банина Наталия Викторовна

МБДОУ детского сада

№ 2 «Светлячок»

________________________

Жердевка 2017 г.

Содержание

  1. Пояснительная записка
  2. Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях «ознакомление с окружающим миром» (старшая группа)
  3. Список используемой литературы
  4. Приложение

Пояснительная записка

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим. Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Дошкольное образовательное учреждение должно постоянно осваивать комплекс мер, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровьесберегающие технологии».

Главное назначение таких новых технологий – объединить педагогов, психологов, медиков, родителей и самое главное – самих детей на сохранение, укрепление и развитие здоровья. Так что же такое «здоровьесберегающая технология»? Здоровьесберегающая технология – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребёнка и педагога, ребёнка и родителей, ребёнка и доктора.

Цель здоровьесберегающих образовательных технологий- обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни. Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как: технологии сохранения и стимулирования здоровьятехнологии обучения ЗОЖ; коррекционные технологии. Необходимо создавать педагогические условия здоровьесберегающего процесса воспитания и развития детей, основными из которых являются: организация разных видов деятельности детей в игровой форме; построение образовательного процесса в виде модели культуры; организация культурного творчества дошкольников; оснащение деятельности детей оборудованием, игрушками, играми, игровыми упражнениями и пособиями. Вся эта работа должна осуществляться комплексно, в течение всего дня и с участием медицинских и педагогических работников: воспитателя, музыкального руководителя. Необходимо уделять особое внимание обучению дошкольников основным движениям и навыкам здорового образа жизни, применяя на практике внедрение различных методов и приемов для создания среды здоровьесберегающего процесса.

Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях «ознакомление с окружающим миром» (старшая группа)

Система экологического образования и воспитания занимает все более приоритетно место в деятельности дошкольных образовательных учреждений. Именно в дошкольном возрасте, когда ребенок впервые приобщается к миру природы, богатству и разнообразию ее красок и форм, необходимо формировать первые представления об экологии, воспитывать бережное отношение и любовь к живому миру вокруг нас, частицей которого мы являемся.

В связи с этим особую актуальность приобретает необходимость обеспечить детей базовыми экологическими знаниями, что создает прочную основу для развития речевой активности детей. Одним из приемов развития связанной речи детей является наблюдение окружающего мира. Основной принцип таков: каждое вновь усваиваемое представление о мире должно непосредственно скрепиться с соответствующим словом, обогащающим активный запас слов ребенка.

Окружающий мир, природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребенка.

В своей практической деятельности, на занятиях с детьми я применяю следующие здоровьесберегающие технологии:

Динамические паузы - это подвижные, хороводные игры, проверка осанки, пальчиковые игры, физкультурные минутки, ритмические упражнения,  во время которых движения сочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развивается мышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарный запас.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем интенсивнее развивается его речь.

Дыхательные  упражнения в игровой форме - развивают продолжительный, равномерный выдох у детей. Мотивирую интерес детей к дыхательным упражнениям сочетанием наглядности и веселых стихотворных форм.

Это повышает интерес детей к занятиям, развивает их память, внимание и способствует созданию эмоционально – положительной, здоровьесберегающей обстановке на занятии.

Дыхательные упражнения провожу в основном пред занятием, что бы настроить детей, привести в равновесие их чувства.

 Игровой самомассаж    – это массаж, выполняемый самим ребёнком,  который заключается в поглаживании в направлениях от кончиков пальцев к запястью. Самомоссаж, можно применить когда дети на занятии работают за столами, заняты письмом или рисованием. 

минутки тишины- можно использовать на разных этапах занятия в соответствии с темой и целями.

подвижные игры –я обычно провожу в самом конце занятия,  когда дети уже немного устали. Игры подбираю в соответствии с темой занятия, что бы закрепить изученное.

Релаксация.  Для психического здоровья детей необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью в своей работе  я использую специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Проводятся в любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей  определяется интенсивность технологии. Используется для работы спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов),   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Пальчиковая гимнастика- позволяет в игровой форме разминать, массировать пальцы и ладони. Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции. Проводится в любой удобный отрезок времени, текст так же подбирается в соответствии с темой занятия (например:  пальчиковая гимнастика «Семья», «Снежок», «Цветок», «Дай нам солнышко тепла» т.д)

Гимнастика для глаз- проводится по 2-4 мин. в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки, способствует снятию напряжения мышц глаз, кровообращения. Во время её проведения  используется наглядный материал, показ педагога.

Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она  влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния .В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети. При использовании музыки помню об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. 

Применение в работе здоровьесберегающих педагогических технологий повышает результативность воспитательно-образовательного процесса, формирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, а у ребёнка- стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

Список используемой литературы:

1. Развитие сети дошкольных образовательных учреждений: обеспечение условий для получения качественного дошкольного образования: Материалы областной научно- практической конференции. -Тамбов: ТОИПКРО, 2008.

2. Подольская Е.И. Формы оздоровления детей 4 -7 лет. Волгоград: Учитель, 2008

Интернет-ресурсы:

3. http://www.maam.ru/

4. http://nsportal.ru/

Приложение

Памятка для родителей по здоровьесбережению детей.

1. Новый день начинайте с улыбки и утренней разминки.

2. Старайтесь соблюдать режим дня.

3. Помните: лучше умная книга, чем бесцельный просмотр телевизора.

4. Любите своего ребенка, он – ваш. Уважайте членов своей семьи, они – попутчики на вашем пути.

5. Почаще обнимайте своего ребенка.

6. Помните: Не бывает плохих детей, бывают плохие поступки.

7. Личный пример ЗОЖ – лучше всякой морали.

8. Солнце, воздух и вода – естественные факторы закаливания.

9. Простая домашняя пища полезнее для здоровья, чем искусные яства.

10. Лучший вид отдыха – прогулка с семьей на свежем воздухе, лучшее развлечение для ребенка - совместная игра с родителями.

 

Минутки тишины

Минутка тишины

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. Если хотите, можете закрыть глазки. Послушайте музыку и представьте себе, что вы пришли на зеленую полянку (пауза). Светит нежное ласковое солнышко. Солнышко прикасается к вам своими нежными лучиками, и вам становится хорошо и приятно (пауза). На полянке много красивых цветов, над которыми летают красивые бабочки (пауза). Этих бабочек послали родители Айболата, Дамира, Юли, Аскара, Ильжаны и т. д. (перечисляет имена всех присутствующих детей). Бабочки покружились и сели вам на ручку (пауза). Почувствуйте, как приятно, когда бабочка прикасается к вам и остается с вами навсегда (пауза). Почувствуйте, как ваше сердечко любит окружающий мир, родную семью (пауза). Почувствуйте, как хорошо вам в вашей семье (пауза). Поднимите бабочку ручками высоко – высоко к солнышку и отпустите ее (пауза). Пусть она полетит и всему миру расскажет, какая у вас замечательная, прекрасная и счастливая семья. Скажите бабочке «спасибо». Пожелайте вашей семье, вашему дому счастья и благополучия. Берегите свою семью. Дорожите своим домом. Откройте глазки. Потянитесь. Вздохните. Молодцы!

Минутка тишины

А сейчас, ребята, мы с помощью нашей волшебной палочки отправимся в путешествие в сказочную страну. Эта страна особая, потому что она удивительная и красивая (пауза). В этой стране много разных городов. В каждом городе живет свой маленький волшебник (пауза). Маленькие волшебники: Саша, Арман, Даша, Алмагуль… (перечисляет имена всех детей) очень заботливые. Они любят творить добрые дела (пауза). Все волшебники ходят по улицам, залитым солнечным светом, улыбаются людям и дарят им добрые дела (пауза). Они помогают пожилым людям перейти через дорогу, сделать покупки в магазине, сделать что-то по дому: прибраться, напоить чаем; маленьким же детям – помогают одеться, гуляют и играют с ними. Взрослые люди очень любят маленьких волшебников за их добрые сердца, взрослые дела и большую заботу.

Почувствуйте, как приятно быть маленьким волшебником и дарить людям радость, свою заботу (пауза). Добрые и заботливые волшебники – это вы, дорогие мои дети!

Минутка тишины

Сегодня я вас приглашаю в волшебное путешествие в сказочную страну. Представьте себе, что вы попали в Звездную страну (пауза). Вас окружают разноцветные красивые звездочки: голубые и белые, желтые и синие, зеленые и розовые, красные и оранжевые (пауза). Звездочки не только по цвету, но и по размеру все разные: есть совсем крохотные, есть чуть побольше, а есть еще и совсем большие (пауза). Самое главное, что среди этих звездочек не было ни одной, которая бы в точности походила на другую (пауза). Вы тоже, дети, как эти разноцветные звездочки, не похожи друг на друга (пауза). Звездочки, как маленькие дети, умеют видеть друг в друге только хорошее и доброе. От этого они светятся удивительным волшебным светом. Почувствуйте, как волшебный свет любви наполняет вас (пауза). Звездная страна от этого чудесного сияния стала необыкновенно красивой и неповторимой (пауза). Запомните эту красоту. Помашите звездочкам ручкой. Возвращайтесь по звездной тропинке в свой родной детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта работы МДОУ д/с "Ромашка" по правилам дорожного движения

Материал содержит разработки педагогов сада по правилам дорожного движения.               Раскрывая духовный и творческий потенциал детей, педагоги нашего ...

Обобщение педагогического опыта «Условия формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста».

Актуальность формирования толерантности у детей старшего дошкольного возраста приобретает особую важность ещё и потому, что опыт восприятия окружающего мира у них ещё невелик, отсутствуют стереотипы с...

обобщение педагогического опыта "Развитие элементов логического мышления посредством игры"

Большой популярностью в дошкольной педагогике пользуется методика ТРИЗ. Ее основная задача - развитие творческого воображения и творческих способностей дошкольников. В работе представлены нетрадиционн...

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"

Обобщение педагогического опыта "Формирование психолого - педагогических основ восприятие сказки у детей дошкольного возраста"...

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"

Обобщение педагогического опыта "Характеристика психологических особенностей индивидуального стиля педагогической деятельности воспитателя"...

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС".

Обобщение педагогического опыта.Презентация: "Психолого-педагогическое сопровождение всех участников образовательного процесса в рамках ФГОС"....