Консультация для родителей
консультация на тему

Мережко Оксана Михайловна

«Игровой самомассаж как средство организации работы по приобщению воспитанников к здоровому образу жизни»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_samomassazh.docx776.67 КБ

Предварительный просмотр:

«ИГРОВОЙ САМОМАССАЖ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ПО ПРИОБЩЕНИЮ ВОСПИТАННИКОВ К ЗДОРОВОМУ ОБРАЗУ ЖИЗНИ»

    Без сомнения, все родители хотели бы, чтобы их дети выросли здоровыми и физически крепкими, не страдали от лишнего веса и проблем с позвоночником. Сейчас, когда дети большую часть свободного времени предпочитают проводить за компьютером, проблема здорового образа жизни особенно актуальна.

   Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в дошкольном возрасте. Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном возрасте должна быть направлена на укрепление здоровья.

    В последнее время в дошкольных учреждениях все чаще стали применять  нетрадиционные средства физического воспитания детей: упражнения ритмической гимнастики, игрового стретчинга, танцев и другие.  

    Игровой метод придает учебно-воспитательному процессу привлекательную форму, облегчает процесс запоминания и освоение упражнений, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка.

    Опыт показывает, что в дошкольном детстве дети без особых усилий усваивают знания о строении организма и приобретают первоначальные навыки ОБЖ, если знания преподносятся в доступной и увлекательной форме. В связи с этим разрабатываются новые оздоровительные методики и используются на практике ряд современных недорогих и эффективных методов профилактики заболеваемости детей (природные физические факторы и народные системы оздоровления). Так, многие педагоги используют приёмы самомассажа, цель которого поднять общий тонус детского организма и улучшить кровообращение.

    Главная ценность самомассажа заключается в том, что он, прежде всего, влияет на нервную систему ребёнка, помогает снять общую усталость, помогает всем органам и системам работать бесперебойно и эффективно. Все упражнения должны выполняться на фоне позитивных ответных реакций ребенка. Овладеть основными навыками самомассажа - для дошкольников один из способов приобщиться к здоровому образу жизни (ЗОЖ). 

   Массаж позволяет активизировать и синхронизировать работу обоих полушарий мозга. В.А. Сухомлинский утверждал, что «ум ребёнка находится на кончиках его пальцев».

   Так же исследования В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.

   Так же,  возможно использовать приёмы игрового самомассажа не только с целью профилактики заболеваемости, но и формирования осознанного отношения детей к своему здоровью и развития навыков собственного оздоровления. Игровые самомассажи выбраны неслучайно. Именно они в наиболее упрощённой форме помогают детям понять физиологические основы работы органов и частей тела своего организма.

  Что такое самомассаж? – это один из видов пассивной гимнастики, где используются традиционные для массажа движения, для него не нужно много места, его можно проводить сидя на диване перед телевизором, в кресле, за компьютером и т. п. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, улучшить осанку. Он способствует не только физическому укреплению человека, но и оздоровлению его психики. При систематическом проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей, усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами. В рецепторах кожи и мышцах возникают импульсы, которые, достигая коры головного мозга, оказывают тонизирующее воздействие на центральную нервную систему, в результате чего повышается ее регулирующая роль в работе всех систем и органов. Для детей самомассаж - это профилактика сколиозов, простудных заболеваний, вегетативных дистоний. Игровой самомассаж служит для детей хорошей тренировкой образного мышления, тренирует их память, помогает быстро и легко запомнить стихи и песни.

   «Игровой самомассаж» является основой закаливания и оздоровления детского организма. Выполняя упражнения самомассажа в игровой форме, с музыкальным сопровождением, дети получают радость и хорошее настроение.  

             Рекомендации к проведению самомассажа

    При проведении самомассажа рекомендуется обучать детей не надавливать силой на указанные точки, а массировать их мягкими движениями пальцев, слегка надавливая или легко поглаживая. Массирующие движения следует выполнять в направлении от периферии к центру - по направлению к лимфоузлам: от кончиков пальцев к запястью и от кисти к локтю. После каждого упражнения проводится расслабление: поглаживание или встряхивание.

    Выполняется самомассаж только чистыми, сухими теплыми руками, с коротко остриженными ногтями. Противопоказания: лихорадочные состояния, воспалительные процессы, конъюнктивиты, заболевания кожных покровов и головы, увеличенные лимфоузлы.

   Приемы самомассажа проводят в такой последовательности:

  • поглаживание,
  • растирание,
  • разминание,
  • вибрация (потряхивание),
  • поглаживание.

   Продолжительность самомассажа для детей 5-7 минут, в зависимости от поставленной задачи, ежедневно или в виде динамической паузы в процессе образовательной деятельности.

    Особое внимание детей обращать на правила выполнения самомассажа:

  • руки и тело должны быть чистыми,
  • мышцы должны быть максимально расслаблены,
  • массажные движения должны быть аккуратными и плавными.

    Акцент делался на то, что если массаж сделан правильно, то после него ощущается тепло в массируемой области. Важно отметить, что все самомассажи проводились с учётом психо – эмоционального состояния детей, поскольку отрицательные эмоции и плохое настроение могут вызвать нежелательный эффект и дискомфорт.

    Применяя игровые самомассажи, как здоровьесберегающий фактор мы действительно можем создавать необходимые условия для накопления детьми двигательного и практического опыта, формирования у детей привычки следить за своим здоровьем, тонко чувствовать состояние своего организма и восстанавливать резервы не дожидаясь начала заболевания.

  Самомассаж рекомендуется выполнять 2-3 раза в день по 5-10 минут в старшем дошкольном возрасте, используя 3-5 упражнений, между которыми следует проводить расслабление мышц. Каждое упражнение выполнять 8 раз: по 4 раза в каждую сторону.

   Очень много упражнений проводится с использованием нетрадиционных материалов. Используются упражнения: катание грецкого ореха, ребристого карандаша, прищепки, бигуди и т.д. Можно использовать аппликаторы Ляпко, Кузнецова, массажеры Су Джок. В качестве одного из приемов самомассажа используются комплексы артикуляционных упражнений. Для самомассажа лица, кистей, пальцев рук, головы, ушных раковин (он показан детям с раннего возраста) можно использовать различные игры и упражнения.

« ЧЕРЕПАХА »

(Самомассаж тела)

Шла купаться черепаха 

(дети выполняют легкое пощипывание пальцами рук  груди, ног)

И кусала всех со страха                                  

Кусь! Кусь! Кусь! Кусь!

Никого я не боюсь!

Черепаха Рура!    

(дети поглаживают себя ладонями)

В озеро нырнула,                                                        

(выполняя круговые движения) 

С вечера нырнула  

И пропала… (приговаривают)

Э-эй, Черепашка Рура,

Выгляни скорей!

« ЗАЙКА »

    Массаж носа (по китайской медицине), укрепляющий иммунитет к заболеваниям верхних дыхательных путей.

Вот и зайка к нам идет,                                             Потереть указательные
Он нас лапкой зовет.                                                  
пальцы и массировать

Бедный заинька чихает,                                            ими ноздри сверху вниз

Как поправиться – не знает.                                     и  снизу вверх 10 – 20 раз.

Лекарство для тебя найдем:                                       

Мы носик лапкой потрем.                                         

В руках у нас морковка.                                    Дети держат в руке морковку, Продолжаем тренировку.                                выполняя ею медленные                

Вот поправился наш зайка,                          движения вправо-

Он ребятам очень рад,                                   влево, вверх-вниз, по кругу и

Приглашает поиграть.                                  прослеживая за ней взглядом.

                                                                         

                                                                                     

                                                                                     

Самомассаж лица

для детей в стихах «НОС, УМОЙСЯ!»

«Кран, откройся!» - правой рукой делаем вращательные движения, «открывая» кран.

«Нос, умойся!» - растираем указательными пальцами обеих рук крылья носа.

«Мойтесь сразу оба глаза» - нежно проводим руками над глазами.

«Мойтесь, уши!» - растираем ладонями уши.

«Мойся, шейка!» - аккуратными движениями гладим шею спереди.

«Шейка, мойся хорошенько!» - гладим шею сзади, от основания черепа к груди.

«Мойся, мойся, обливайся!» – аккуратно поглаживаем щеки.

«Грязь, смывайся! Грязь, смывайся!» - трем ладошки друг о друга.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...