«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»
методическая разработка на тему

Радаева Екатерина Денисовна

Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Скачать:


Предварительный просмотр:

    Методическая разработка на тему:

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

                                   «Взрослым кажется,что дети не заботятся о своем здоровье:если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, поутонули бы, попали бы под машины ,повыбили бы себе глаза ,поломали бы ноги и позаболели бы воспалением легких и уж сам не знаю, какими бы еще болезнями. Нет. Детям совершенно так же, как и взрослым, хочется быть здоровыми и сильными, только дети не знают, что для этого надо делать. Объяснить им, и они будут беречься»

                                                                              Януш Корчак.

                               

                                 «Здоровье-это та вершина, на которую человек должен подняться сам»

                                                                                                                                               И.Брехман.

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения

Здоровый образ жизни – это поведение человека, направленное на рациональное удовлетворение врожденных биологический потребностей (пищевой, двигательной, познавательной, половой, потребности во сне), которые способствующие эмоциональному благополучию, профилактике болезней и нечастных случаев. Готов ли ребенок к самостоятельным шагам? Сможет ли защитить себя, избежать опасностей? Об этом надо думать и заботиться уже сейчас, пока ребенок рядом с нами, взрослыми. Задача нас педагогов и родителей состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Опыт работы показывает, что помочь себе в трудной ситуации может лишь тот, кто получит необходимые знания о существующих опасностях, научится их своевременно распознавать, обходить стороной, сдерживать и уменьшать. Правильно говорили в старину: берегись бед, пока их нет.

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.

    Воспитать у дошкольников осознанное отношение к здоровью – задача не из легких. Как, каким образом способствовать формированию культуры здорового образа жизни ребенка и когда начинать эту деятельность?

Эти задачи отражены в государственном стандарте дошкольного воспитания и обучения. В нем говорится:

"Здоровьесберегающая компетентность позволит заботится о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности; владеть двигательными навыками, социального отношения к собственному здоровью, понимание того, что здоровье - главная ценность, дарованная человеку природой, развитие двигательной активности и формированию физических качеств".

 Нужна ежедневная работа, проводимая в различных формах обучения и воспитания. Сохранению здоровья надо учить ребенка так же, как обучать счету, письму, чтению. Именно до семи лет ребенок проходит огромный путь развития. Этот возраст – самый благоприятный для выработки правильных привычек.

         Цель работы по формированию навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста

  • Придание оздоровительной направленности всей организации жизнедеятельности ребенка в детском саду.
  • Формирование осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни.
  • Накопление знаний о здоровье, обретение умений и навыков, поддерживающих и сохраняющих здоровье.
  • Формирование у детей элементарных знаний о человеческом организме и бережном отношении к своему здоровью.
  • Донести правила личной безопасности до детей дошкольного возраста;
  •  Выработать потребность в соблюдении правил безопасности на дорогах, в быту или в других экстремальных ситуациях.

Применительно к ребенку:

  • обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитаннику детского сада и воспитание валеологической культуры, как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека.
  • знание о здоровье и умении оберегать, поддерживать и сохранять его.
  • валеологическую компетентность, позволяющую дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
  • умение оказать элементарную медицинскую, психологическую самопомощь и помощь.

Применительно к взрослым –

  • содействие становлению культуры здоровья.
  • валеологическое просвещение родителей.

Содержание образовательной работы по формированию осознанного отношения к своему здоровью реализуется по всем направлениям программы и равномерно распределено в структуре режимных моментов, осуществляется ежедневно через:

  • непосредственно организованную деятельность
  • организацию игр
  • общение
  • художественно-речевую деятельность
  • изобразительную деятельность
  • познавательно-практическую деятельность
  • максимальное использование наглядности

Вся жизнедеятельность ребенка в дошкольном учреждении должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья. Основой является ежедневные физкультурные, музыкальные и интегрированные занятия, партнерская совместная деятельность педагога и ребенка в течение дня.

        Современные здоровьесберегающие технологии, используемые в детском саду, отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:

  •        приобщение детей к физической культуре
  •        использование развивающих форм оздоровительной работы.

Развивающие формы оздоровительной работы

В младшей группе:

 (закаливание, дыхательные и звуковые упражнения, упражнения для формирования и коррекции осанки, упражнения для профилактики плоскостопия, психогимнастика)

В старшей группе

 к этому добавляются ещё:(силовые упражнения, элементы споривных игр для мальчиков (отжимы, ходьба на руках в паре, перекатывание вперёд-назад, ползание на животе, спине, ягодицах с помощью рук), баскетбол, футбол, хоккей.

Художественно-спортивные упражнения для девочек (худ. гимнастика, танцевальные упражнения, акробатические упражнения)

В подготовительной группе:  

(катание на роликовых коньках, волейбол, бадминтон, настольный теннис, городки)

Для получения устойчивого развивающего и оздоровительного эффекта мало лишь увеличить удельный вес движений в жизни ребёнка, хотя на фоне прогрессирующей гиподинамии, присущей современным детям, это не помешает. К успеху не приведёт и расширение диапазона оздоровительных процедур. Всё зависит от того, как двигаться и как оздоравливать. Вокруг детей с самого раннего детства необходимо насыщать предметно-развивающую среду, в которой должны быть атрибуты, символика, терминология, ритуалы и обычаи валеологического характера. Это ведет к формированию потребности вести здоровый образ жизни, к сознательной охране своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями. Тщательно продуманная развивающая среда ДОУ сама побуждает детей к исследованию, активности, проявлению инициативы и творчества. Построение предметно-развивающей среды взрослыми позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей так, чтобы воспитать в ребенке навыки безопасного поведения. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Но самое главное - она работает на развитие самостоятельности и самодеятельности ребенка.

В доступной для детей форме необходимо дать элементарные знания и практически закрепить их.

Оздоровительные занятия, беседы

Задачи:

• сохранение и укрепление здоровья;

• развитие сенсорных и моторных функций;

• формирование потребности в двигательной активности;

• профилактика нарушений опорно-двигательного аппарата, зрения, простудных заболеваний;

• приобретения навыка правильного дыхания;

• привитие навыков элементарного самомассажа;

• развитие интеллектуальных функций (мышления, памяти, воображения, восприятия, ориентации в пространстве);

• развитие эмоционально-волевой сферы и игровой деятельности;

• формирование гармоничной личности (умение дружить, чувство уважения, доброты, самокритичности) и др.

Беседы могут включать вопросы гигиены, питания. закаливания, строения человека, вопросы,связанные с факторами ,укрепляющими и разрушающими здоровье.

Беседы –рассуждения учат детей элементарным рассуждениям о здоровье: что значит быть здоровым, что человек должен делать,чтобы быть здоровым.

 Итак, в течение года дети получают элементарные знания о строении своего организма и навыки ухода за своим телом.

Все мы - педагоги, родители, – пытаемся ответить на вопрос: «Как обеспечить безопасность и здоровый образ жизни нашим детям?» Ребенок попадает в различные жизненные ситуации, в которых он может просто растеряться. Чтобы этого избежать нужно, во-первых, дать детям необходимую сумму знаний об общепринятых человеком нормах поведения. Во-вторых, научить адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь дошкольникам овладеть элементарными навыками поведения дома, на улице, в парке, в транспорте.

 В-третьих, развивать у дошкольников самостоятельность и ответственность.

Знания должны преподноситься в доступной и увлекательной для детей форме: эксперементы. проблемные ситуации.

• со снегом – на улице белый, чистый, а дома – вода грязная;

• со спичками – как потушить огонь при помощи воды, песка, без доступа воздуха;

• глаза – вода стекает по бровям, движения с закрытыми глазами;

• при работе с утюгом – различные виды тканей.

 Проведение опытов и экспериментов – это самый короткий и результативный способ закрепления информации. «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать» – гласит народная мудрость.

Познавательный цикл всех мероприятий 

Задачи:

1. Ознакомление детей с важнейшими анатомо-физиологическими понятиями (строение тела человека, первоначальные представления о строении и функциях органов).

2. Развитие умения обосновывать и соблюдать правила гигиены.

3. Развитие умения сознательно вырабатывать полезные привычки правильного поведения.

4. Обучение детей правильному поведению в экстренной ситуации, умению избегать опасных положений.

5. Развитие творческого, критического и эвристического мышления, вариативных представлений о поведении человека в различных ситуациях.

6. Развитие интеллектуальных способностей по переносу знаний на конкретные ситуации жизни человека.

7. Постоянное внимание к речевой культуре через проблемные, обобщающие вопросы и другие задания, ориентированные на самостоятельность суждений и действий.

8. Развитие любознательности, познавательных интересов, творческих способностей, умения сравнивать и обобщать.

9. Усвоение системы культурно-гигиенических знаний об организме человека.

10. Содействие становлению форм естественного поведения – соблюдение правил личной гигиены в повседневной жизни детей.

Результаты внедрения технологий по обучению дошкольников навыкам здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности  

1.Сформированные навыки здорового образа жизни воспитанников, педагогов и родителей ДОУ.

2.Взаимодействие специалистов ДОУ с организациями физкультурно-оздоровительной работы.

3.   Проявление толерантности всех участников внедрения здороваьесберегающих технологий в педагогический процесс ДОУ.

4.   Формирование нормативно-правовой базы по вопросам оздоровления дошкольников.

5.   Внедрение научно-методических подходов к организации работы по сохранению здоровья детей, к созданию здоровьесберегающего образовательного пространства в ДОУ и семье;

6.   Улучшение и сохранение показателей здоровья воспитанников.

Список литературы

  1. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход,2000.
  2. Ковалько В.И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007.
  3. Сухарев А.Г. “Концепция укрепления здоровья детского и подросткового населения России”
  4. Сивцова А.М.“Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях” Методист. – 2007.
  5. Смирнов Н.К. “Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе педагога”

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  2. Белая К.Ю., Зимонина В.Н., Кондрыкинская Л.А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решения...

Методическая разработка «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...

«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста» в соответствии с ФГОС ДО»

Здоровье – это главная ценность жизни. От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие будущего общества. В последнее десятилетие во всем мире наметилась тенденция к ухудшению здоровь...

консультация "Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста"

Здоровый образ жизни – это поведение человека  направленное  на рациональное удовлетворение  врожденных  биологический  потребностей (пищевой, двигательной, познавательн...

Консультация Тема: «Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения, формирование у детей элементарных знаний о че...

Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО

Проблема сохранения и укрепления здоровья человека становиться все боле острой, требующая серьезного педагогического осмысления и решенияЗдоровый образ жизни – это поведение человека, направленн...

Консультация Тема:«Формирование навыков здорового образа жизни и основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста».

В настоящее время одной из приоритетных задач , стоящих перед педагогами  , является  сохранение и укркпление здоровья  детей....