"Взаимодействие детского сада и семьи в процессе сохранения и укрепления здоровья детей"
статья по теме

Смирнова Анна Александровна

Лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sohranenie_zdorovya.doc45.5 КБ

Предварительный просмотр:

Смирнова А.А. старший воспитатель

(МБДОУ «ЦРР-детский сад № 7, Бийск)

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе сохранения и укрепления здоровья детей

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная высокоэффективная организация здоровьесберегающего педагогического процесса, т.е. соответствующего возрастным и индивидуальным возможностям, использующего адекватные технологии развития и воспитания и способствующего усвоению детьми ценностей здорового образа жизни.

Физическое воспитание в этом направлении играет одну из главенствующих ролей.

Именно поэтому, особое внимание в воспитательно-образовательной работе МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 7» уделяется организации физического воспитания и приобщения дошкольников к здоровому образу жизни.

В дошкольном образовательном учреждении реализуется программа оздоровления дошкольников «Движение + радость = здоровье» разработан план профилактических и коррекционных мероприятий по охране и укреплению здоровья детей, ведутся «Паспорта здоровья детей», используются инновационные здоровьесберегающие технологии: «Развивающая педагогика оздоровления» под редакцией В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова; «Театр физического воспитания и оздоровления детей дошкольного возраста» под редакцией Н.Н. Ефименко.

Огромная работа проводится с педагогическими кадрами. Это проведение педагогических советов, консультаций, семинаров, семинаров-практикумов, открытых занятий, организуются взаимопосещения воспитателей, т.е. мероприятий, направленных на развитие у педагогов навыков практической деятельности и формирование ответственности в деле сохранения и укрепления здоровья детей.

В результате можно отметить высокий уровень знаний воспитателей в вопросах теории и методики проведения физкультурно-оздоровительной работы в детском саду. Ими  осознанна зависимость физического воспитания детей дошкольного возраста от индивидуальных особенностей (свою деятельность в работе с детьми строят с учетом группы здоровья ребенка), от создания развивающей среды, от специфических игровых мотивов выполнения физических упражнений, т.е. возрастных особенностей (для младшего возраста осуществляют подбор упражнений учитывая игровое стремление детей, для старшего – познавательное, соревновательное, самоутверждающее стремление дошкольников).

В работе по формированию у детей стойких стимулов к выполнению упражнений, освоению детьми интеллектуальных ценностей физической культуры используют интегрированный подход - включение в разнообразные формы работы решения задач речевого, математического, музыкального воспитания детей, что способствует активизации двигательной активности и лучшему усвоению программного материала. В таких случаях средства и методы физической культуры используются не только для развития двигательных способностей, но и для совершенствования познавательной деятельности. Использование физкультурных минуток, динамических пауз, интегрированных занятий превращают любой вид деятельности  ребенка в радостное событие. На физкультурно-оздоровительных занятиях, при проведении физической зарядки, гимнастики после сна, во время совместной деятельности педагогами используются вспомогательные средства - музыкальное сопровождение, пение, ритмика, речетатив, художественное слово, занимательные проблемные ситуации,   стимулирующие творческий потенциал ребенка, что способствует формированию устойчивого интереса к занятиям по физической культуре и потребность в выполнении физических упражнений ежедневно.

Как известно, успешность физического воспитания во многом зависит от создания развивающей среды. Одним из направлений решения этой проблемы является создание физкультурных уголков, насыщенных разнообразным нестандартным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, эстетическим, возрастным, полоролевым и другим требованиям.

Несомненно, центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, от нее на 70% зависит, каким вырастет человек, и какие черты характера сформируют его натуру. В семье ребенок получает первичные навыки восприятия действительности, приучается осознавать себя полноправным представителем общества. И только лишь при условии тесного взаимодействия двух социальных институтов – детского сада и семьи могут быть реализованы благоприятные условия развития, обучения и воспитания дошкольника. Совместная деятельность педагогов и родителей по сохранению и укреплению здоровья ребенка, формирования здорового образа жизни, основ гигиенической и физической культуры имеет не только педагогическое, но и глубокое социальное значение. Ведь здоровье детей – будущее страны, основа ее национальной безопасности.

 Именно поэтому перед коллективом МБДОУ «ЦРР - Детский сад № 7» возникла необходимость в создании единой системы в работе по улучшению качества воспитательно-образовательного процесса, привлечения внимания родителей к формированию понимания целей и задач, средств и методов воспитания детей, их эмоционального благополучия, полноценного физического, психического и умственного развития.

Организацию взаимодействия с родителями воспитанников мы начали с изучения семей, их индивидуальных особенностей, классификации по виду, составу, благополучию, определения положения ребенка в семье и т.д.

Среди ценностных ориентаций родителей первое место занимает крепкое здоровье детей (65%); образование (45%); морально-нравственные качества (38%);  материальное благополучие (40%); 62% родителей считают, что их дети болеют не часто, 31% родителей уверенны, что основной причиной заболеваемости детей является наследственная предрасположенность, 20%  считают, что это недолжное внимание детского сада к данной проблеме, лишь 4% обвиняют себя в недостаточном физическом воспитании. 55% утверждают, что знают, как укреплять здоровье ребенка, 22%  нуждаются в помощи дошкольного учреждения.

На вопрос: «На что, на ваш взгляд должны обращать особое внимание семья и детский сад, заботясь о здоровье и физическом развитии ребенка?» предпочтение было отдано рациональному, калорийному питанию (82%), достаточному пребыванию на свежем воздухе (70%) и благоприятной психологической атмосфере (78%). На втором месте – соблюдение режима (70%) и здоровая гигиеническая среда (77%). На третьем месте – занятия физической культурой (60%). На четвертом – закаливающие мероприятия (51%).

Из опроса 87 детей от 3 до 7 лет было выявлено: основными видами деятельности после прихода из детского сада и в выходные дни являются: чтение книг (51%), просмотр телепередач (79%),  компьютерные и настольные игры (68%), только у 35% детей дома имеется какой либо спортивный снаряд. Установленный факт констатирует дефицит двигательной активности дошкольников во время их пребывания в домашних условиях, что служит одним из факторов, обусловливающих недостаточный уровень здоровья детей.

Из причин, мешающих проводить работу по сохранению и укреплению здоровья детей, родителями отмечены следующие: занятость и нехватка времени, страх от неимения опыта в этом деле, также опаска простудить ребенка, незнание методов закаливания, лень.

Обобщая результаты проведенного мониторинга, можно отметить: знания родителей дошкольников о мерах по сохранению и укреплению здоровья не согласуются с их действиями. Ценностные ориентации относительно значимости здоровья не актуализированы и поэтому не реализуются в повседневной жизни.

Поэтому, дальнейший поиск эффективных способов сохранения и укрепления здоровья воспитанников должен предусматривать повышение роли родителей в оздоровлении детей, приобщение их к здоровому образу жизни, создание традиций семейного физического воспитания.

Творческой группой ДОУ на период 2014-2018 г. разработан план по вовлечению родительского коллектива в жизнедеятельность детского сада, основной целью которого является формирование единой системы деятельности по здоровьесбережению детей. Согласно плана, была проведена следующая работа:

- общие и групповые собрания по темам: «Программа развития ДОУ. Пути физического, умственного и социально-правового развития», «Здоровый ребенок», «Движение это жизнь»;

- информационно-наглядная пропаганда, беседы, т.п.: « Как закаливать детей», «Дыхательная гимнастика как средство закаливания детей», « Надо ли делать прививки» и др.;

- оздоровительные спортивные и досуговые мероприятия: «Здравствуй Зимушка- зима!», «Масленица», «Праздник весны» и др;

-  организация открытых занятий, дней и вечеров посещений;

- ежедневное непосредственное общение в утреннее и вечернее время по вопросам здоровья;

- неформальные встречи воспитателей и специалистов с родителями - чаепития, круглые столы, семинары-практикумы и т.п. с использованием тренингов, показов практических форм и методов работы с детьми  (игры, игровые упражнения, направленные на формирование у детей умения познавать себя, своей индивидуальности, активизации внимания детей на свои умения и физические возможностей организма).

Таким образом,  мы стараемся сформировать позицию сотрудничества педагогов с детьми и их родителями с целью создания единого пространства развития ребенка, которое должны поддерживать и детский сад, и семья, т.к. считаем, что лишь при условии реализации преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Литература

1. Детский сад и семья: аспекты взаимодействия [текст]: Практическое пособие для методистов, воспитателей и родителей./ авт.сост: Глебова С.В.-Воронеж, ТЦ «Учитель», 2005,-111 с.

2.  Степанова М.И..  Взгляд гигиениста на современное ДО [текст]/  Дошкольная педагогика.-С.Петербург: ООО «Изд-во «Детство ПРЕСС», 2002 № 1,- 4 с.

3. Фомина Н.А.  Формирование основ ЗОЖ. [текст]/ Управление ДОУ.-М.: ООО ТЦ «Сфера», 2004 № 1, -75 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников

Цель работы:  Создание системы взаимодействия детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников.Задачи: 1. Укрепление физического и психического здоровья детей...

Взаимодействие детского сада и семьи в процессе формирования художественно-эстетического развития детей

В современном мире как никогда прежде важно поддерживать взаимодействие детского сада и семьи. Этот процесс должен быть, прежде всего, диалогом двух партнеров в совместном деле воспитания и развития д...

Взаимодействие детского сада и семьи по физическому развитию и укреплению здоровья дошкольников

Для ребенка быть здоровым, значит развивать в гармонии свои физические и духовные силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию неблагоприятных факторов внешней среды...

«Организация взаимодействия и сотрудничества с семьей по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей, формирования навыков ЗОЖ».

В презентации говорится о преемственности физкультурно-оздоровительной работы в дошкольном учреждении и семье, об особенностях взаимодействия педагогов с семьями воспитанников. Представ...

Презентация «Взаимодействие детского сада и семьи по вопросам сохранения и укрепления здоровья детей»

laquo;семья для ребенка — это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить здоровое поколение, то ...