игры кавказские
картотека (старшая группа) на тему

Лозовая Марина Сергеевна

игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_kavkazskie.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИГРЫ КАВКАЗСКИЕ

Чет   и   нечет 

 Один из играющих берет в горсть несколько мелких камушков, кидает их вверх, и, подставив верхнюю часть ладони, старается, чтобы попало на нее как можно больше камушков; затем, прикрыв их левою рукою, спрашивает у других: «Чет или нечет»? Не угадавший платит фант и оплачивает его каким-либо смешным действием, назначаемым угадавшими.

 
Пять камушков 

Принимающие участие в этой игре конаются (выстраиваются в ряд). Каждый запоминает порядок, в каком следуют играющие. Игра ведется на ровной поверхности. Начинает игру верх: он кладет четыре камушка на землю, пятый подбрасывает вверх и в момент падения его ловит правой рукой, в которой есть уже один камушек, поднятый с земли, когда был подброшен другой. Так ведется игра до тех пор, пока все камушки по одному не будут подняты с земли. Если первый играющий (верх) уронит камушек или не поймает, то передает игру следующему, а сам ожидает второй очереди. Далее, подобным же образом бросается вверх один, а схватываются с земли два камушка, потом три, наконец, все четыре за один раз. Этим оканчивается первый «класс». Во втором «классе» схватывается крестик, т. е. положенные на земле крестообразно четыре камушка, и мостик, т. е. положенные четыре камушка в ряд. Третий «класс» состоит в следующем: концы раздвинутых пальцев левой руки упирают в землю, между пальцами помещают по одному камушку, которые вталкиваются одним пальцем правой руки под левую ладонь и, наоборот, выталкиваются оттуда в тот момент, когда камушек подбрасывается вверх. У проигравшего руку щиплют четыре раза.

В городки 

Играющие чертят на земле круг, в поперечнике шагов в 20—30. Круг этот называется «город». Затем они конаются или попарно, или просто разделяются на две партии, и конаются только двое, по одному из одной и другой партии. Верхи идут в городок, а низы выбивают их мячом. Тот, которого ударят мячом, выходит из городка. Когда выбьют всех до последнего, низы идут в городок, а верхи выбивают и т. д. Эта игра становится особенно интересною тогда, когда в городке остается один или двое. Остаются обыкновенно самые проворные, самые вертлявые; только лишь выбивающий пустил в него мяч, как тот уже пригнулся, подпрыгнул или отскочил в сторону, и мяч летит мимо.

Зевака 

Играющие становятся в кружок, на значительном расстоянии друг от друга, и начинают перебрасывать мяч, называя по имени того, кто должен его ловить: тот ловит мяч и бросает, называя другого и т. д. Кто не поймает мяча налету, тот должен тотчас схватить его с земли и бить в одного из играющих. На каждого, в которого попали мячом, насчитывается два удара или очка, а на каждого промахнувшегося - четыре. На ком насчитано 20 ударов, т. е. тот, который пять раз промахнулся или в которого 10 раз попали мячом, выходит из игры. Когда половина играющих вышла из игры, игра оканчивается, и начинается расправа с теми, на которых насчитаны удары. Они по очереди становятся лицом к стене и стараются левою рукою бросить мяч                   через плечо, как можно дальше. Кто-нибудь из играющих поднимает                   мяч и бьет с того места, где мяч упал, в спину наказываемого.


Пятнашки 

Один из играющих, по жребию, становится «пятнашкою», а затем все играющие разбегаются в разные стороны. «Пятнашка» должен попасть мячом в кого-нибудь из играющих, и тогда запятнанный становится «пятнашкой и т. д.

Шлепанка 

 Играющие, образовав круг, считают по порядку до десяти,— при слове «десять» мяч подбрасывается вверх и ловится играющими. Кто поймает мяч, тот должен, ударив об пол, подбивать (шлепать) ладонью мяч до тех пор, пока круг обернется три раза около него. Шлепанка, исполнив это аккуратно, освобождается от фанта и заменяется другим играющим, а не исполнивший дает фант.

Шагайдары

 Играют в эту игру исключительно мальчики. Один из играющих нагибается, другие прыгают через него, слегка опираясь о его спину. Каждый перепрыгнувший, отбежав на некоторое расстояние, нагибается в свою очередь. Когда все перепрыгнут через первого нагнувшегося, тот в свою очередь бежит и прыгает через всех, после чего опять нагибается и т. д.

Четыре угла 

Число играющих – 5, из которых четверо становятся по углам, а пятый - мышка,— посредине выжидает, когда какой-нибудь из углов освободится, чтобы занять его. Стоящие же по углам меняются местами. Если мышка займет чей-нибудь угол, то тот, который остался без угла, становится мышкою.

Жмурки

Одному из играющих завязывают глаза; с завязанными глазами он старается поймать кого-нибудь из играющих. Тогда пойманный заменяет первого. Подводят того, кто ловит, с завязанными глазами к дверям и спрашивают: «Панас, где стоишь?» — «На базаре».— «Что продаешь?» — «Квас».— «Лови мышей, а не нас»!

«Напои коней»

Условия: мальчикам предлагается разделиться на 2 команды. Нужно добежать на коне до воды, напоить коня (дотронуться до воды) и передать коня следующему участнику.

«Дорога»

В центре музыкального зала стоит яблоня с 8 яблоками, к ней подходят 8 веревок (дорожек), на концах которых стоят по 2-е детей (мальчик и девочка). По сигналу мальчики начинают бег, срывают яблоко и относят своей девочке.

«Заплети косу»

На палке завязаны пучками веревки для 8 косичек. Надо заплести косы и украсить их бантами.

«Перетяжки»

Участники делятся на две команды и становятся на крайних линиях лицом друг к другу. Затем они сходятся на средней черте и, не поворачиваясь, занимает место между двумя играющими другой команды.

      Участники игры берут друг друга за руки. По сигналу начинают                      «перетяжки». Каждая команда старается перетянуть всех противников               за ту крайнюю черту, где они раньше стояли. Побеждает команда, которой                                         удается это сделать.  Если во время «перетяжки» цепь разорвется,                                                    то два человека, допустившие разрыв, выходят из игры.

«Разбей кувшин»

Ведущий кладет колесо в центре игровой площадки. На палку, вставленную в ступицу колеса, надевается глиняный кувшин. Можно заменить кувшин воздушным шариком картонной коробкой и др. игрок берет в руки палку, отходит от кувшина на 5-6 шагов. Ему завязывают глаза. Делает несколько оборотов вокруг себя на месте, а затем направляется к кувшину, чтобы его разбить.

«Колесо»

Играющие образуют большой круг на площадке. Колесо под музыку запускают по кругу от одного игрока к другому. Задача играющих, перекатывая по кругу колесо, в момент остановки колеса у игрока назвать пословицу или поговорку о казачьем быте, дороге или колесе. Например: на тоби Боже, що мэнэ не гоже и др.

«Лихие наездники»

Реквизиты: две детские лошадки и 12 резиновых колец.

Игра-шутка, в которой участвуют 6-12 человек. Участники делятся на две команды и становятся друг к другу на расстоянии 6-8 шагов. На линии старта, между шеренгами команд, устанавливают коней, к ним привязывают шнур длиной 6-7 метров. Шнур от тележки каждой лошадки идет к катушке, которую держит «жокей» на линии финиша.

     Остальным участникам раздают равное количество колец разного цвета – каждой команде свой цвет. По сигналу ведущего участники быстро ведут своих коней к финишу. Стоящие в шеренгах должны суметь набросить свои кольца на шеи коня противника. Побеждает команда, приведшая к финишу своего коня и набросившая наибольшее количество колец.

«Брыль»

(соломенная шляпа с широкими полями)

  Игроки сидят по кругу. В центре круга на расстоянии 5-6 см от края начерчен еще один круг. По команде ведущего: «Солнце», - все руками закрывают руками глаза. Одному из игроков ведущий надевает на голову брыль и сразу говорит: «Тень». Все открывают глаза. Тот, у кого брыль на голове, по этой команде бежит в центр круга. Остальные игроки не должны пускать его во внутренний круг. Если забежал в круг, он становится ведущим, если не успел – выходит из игры.

«Тополек»

В игре участвуют: ведущий – «тополь»,игроки – «пушинки», 3 игрока – «ветры». В центре площадки в кругу диаметром 2 м стоит ведущий «тополь», вокруг него кругами «пушинки» за кругом на любом расстоянии.

Ведущий:   На Кубани пришла весна,

                Распушила тополя!

                Тополиный пух кружится,

                Но на землю не ложится.

                Дуйте, ветры, с кручи

                Сильные, могучие!

После этих слов налетают «ветры» и «уносят», т.е. ловят «пушинки». «Пушинки» устремляются в круг к «тополю». За чертой круга они недосягаемы. Пойманные «пушинки» становятся «ветрами». Выигрывают те, кто остается около тополя.

        

«Кубанка – шапка казака»

       1 вариант. Ребята делятся на равные две команды. Играющие по команде подбрасывают вверх шапку-кубанку. Надо попробовать ее во время падения одеть на голову или палку. Побеждает та команда, которая меньше уронит кубанок.

      2 вариант. По кругу сидят игроки (20-30 человек). Кубанки на голове у каждого второго, причем через одного человека. У ведущего тоже в руках кубанка. Он находится в центре круга. Как только ведущий надевает шапку на одного из игроков без кубанки, рядом сидящие должны передать со своей головы тем, кто без кубанки. По цепочке идет смена головных уборов. Там, где две кубанки будут рядом, т.е. у одного человека, игрок выходит из круга.

      3 вариант. Ведущий незаметно для двух команд (по 6-8 человек) прячет кубанку в любое место. По сигналу водящего все игроки команд начинают искать кубанку. Кто находит кубанку, кричит: «Есть!» и старается отнести ее в заранее условленное место. Ему помогают игроки его команды, а игроки другой команды стараются отобрать ее . кубанку можно передавать игроку, а не перебрасывать. Команда, положившая кубанку в условленное место, побеждает.

      4 вариант. Ребята делятся на две команды. У каждого игрока кубанка. Команда пытается на голове одного из игроков поставить все кубанки. Побеждает команда, которая быстрее поставит на голову все кубанки.

      5 вариант. Кубанка вешается достаточно высоко на канате. Игроки пытаются быстрее ее достать.

      6 вариант. Игрок старается повесить для своего противника как можно выше кубанку.

      7 вариант. На шведскую стенку раскладываются равное количество для каждой команды кубанок. Надо быстро по одной собрать все кубанки, не уронив ни одной со шведской стенки.

«Конники»

Игроки – «конники» верхом на палках наперегонки устремляются от старта по свистку «атамана» к плетню, который надо преодолеть с помощью палки, пользуясь ее как шестом. Затем перепрыгивают водное препятствие «на коне», не замочив своих ног и «коня», достать палкой с шеста кубанку. Победит тот, кто успешно достигнет цели.

«Не замай» (Не тронь меня)

В игре принимают участие 10-15 человек. Все участники игры, кроме двух водящих, разбегаются по площадке. Водящие держатся за руки. Они стараются поймать кого-либо из играющих. Игроки, убегая, кричат: «Не замай!» Пойманным считается тот, вокруг кого ведущие сомкнули руки, тогда этот игрок присоединяется к водящим. Теперь ловят трое, образовав одну цепь. Так цепь водящих постепенно увеличивается. Когда все играющие окажутся в одной цепи, игра заканчивается.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Беседа с родителями Тема: «Игра - не забава» Воспитатель Койносова Елена Станиславовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин Кавказский район

Беседа с родителямиТема: «Игра - не забава»Воспитатель Койносова Елена СтаниславовнаМАДОУ ЦРР детский сад №14 г. КропоткинКавказский район...

занятие "Животные и птицы Кавказского заповедника"(интегрированное)

Занятие подготовлено учителем-логопедом, но может проводиться как занятие по экологии, ознакомлению с окружающим....

Кавказский заповедник

Данный материал предназначен для ознакомления детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста с некоторыми видами животных кавказского заповедника....

ЗНАКОМСТВО С РАСТИТЕЛЬНЫМ И ЖИВОТНЫМ МИРОМ КАВКАЗСКИХ ГОР

Познакомить детей с Кавказскими горами, их растительностью и животным миром. Дать понятие "Кавказский биосферный заповедник". Формировать познавательный интерес. Воспитывать заботливое отношение к при...

Рассказ о Кавказском биосферном заповеднике.

Занятие знакомит детей с растительным миром Кавказских гор....

КАРТОЧКИ ПО САМОМАССАЖУ «ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А.

КАРТОЧКИ ПО САМОМАССАЖУ«ОСЕНЬ В ГОСТИ К НАМ ПРИШЛА»Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский районУчитель...