КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
консультация на тему

Светлана Евгеньевна Цветова

Физическое воспитание дошкольника. Растим здорового ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx517.08 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«Физическое воспитание детей дошкольного возраста»

Основными и первоочередными задачами в физическом воспитании детей дошкольного возраста являются охрана жизни, улучшение физического развития, улучшение здоровья, функциональное совершенствование, повышение работоспособности организма, закаливание.

Такой подход связан с тем, что у детей дошкольного возраста еще до конца не развиты защитные свойства организма и они в большей степени подвержены неблагоприятным условиям окружающей среды.
Учитывая все эти моменты в построении физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо выделять несколько систем: костнаю, связки, суставы.

Костная система выполняет защитную функцию спинного мозга, головного мозга и внутренних органов. Однако упор в развитии физического воспитания детей дошкольного возраста необходимо делать не только на костную систему.

Необходимо уделить также внимание своевременного и правильного развития суставов, костей и связок. Это обеспечит приближенное к идеальному положению туловища в пространстве, а также правильное и бесперебойное функционирование внутренних органов. Заболевания внутренних органов могут быть вызваны искривлениями позвоночника, сутулостью, плоскостопием.

Костная система детей дошкольного возраста еще до конца не сформирована и имеет довольно большой процент хрящевой ткани. Хрящевая ткань в данном случае является уязвимым местом. Физическое воспитание детей дошкольного возраста призвано правильно и своевременно укрепить хрящевую ткань, сформировать изгибы позвоночника, правильно развить своды стопы и укрепить сухожилия.

Мышечная система призвана придавать определенным частям тела различные положения и своевременно менять их в пространстве. Также эта система выполняет и защитную функцию, защищая от внешнего воздействия. Данная система является также весьма уязвимой у дошкольников. Мышцы занимают лишь пятую часть в массе всего тела.

Из всех систем организма раньше всего функционировать начинает сердечно-сосудистая. Наибольшей зрелости эта система достигает к моменту рождения ребенка. Детские сосуды несколько шире, чем у взрослых и давление крови в них слабее. В связи с этим сердечные сокращения легко нарушаются. Происходит так называемая усталость сердца в связи с изменением ритма работы организма. Пульс у маленьких детей очень частый — 140—160 ударов в минуту. Постепенно он становится реже и к 7 годам доходит до 95—85 ударов в минуту.

Исходя из этих особенностей, в физическом воспитании детей дошкольного возраста особое внимание следует уделить укреплению мышц сердца, а также стенок всех сосудов.

В дыхательной системе детей также есть слабые места. Верхние дыхательные пути у детей относительно узкие и при неблагоприятных условиях может набухнуть, что приведет к ухудшению дыхания.

Пищеварительная система у детей, особенно раннего возраста, еще недостаточно развита. Вследствие слабости мышечной оболочки двигательная деятельность кишечника мала и легко расстраивается. Нужно укреплять гладкие мышечные волокна кишечника, способствовать правильному его функционированию.

Кожа охраняет внутренние органы и ткани от проникновения в них микроорганизмов, является органом выделения, а также принимает участие в терморегуляции и дыхании. Она богата чувствительными нервными окончаниями, которые воспринимают раздражения внешней среды и передают их в центральную нервную систему, вызывая ответные реакции на посылаемые сигналы. Кожа у детей нежная и легко подвергается ранениям. В связи с этим следует защищать, охранять кожу детей от повреждений и способствовать правильному развитию ее функций (терморегулирующих и защитных).

Нервная система к моменту рождения ребенка еще недостаточно готова к выполнению своих многочисленных функций. Более развита вегетативная нервная система. Детям свойственны недостаточная уравновешенность процессов возбуждения и торможения, малая подвижность их, преобладание возбуждения над торможением. В связи с этим в дошкольном возрасте надо способствовать совершенствованию нервных процессов, развитию активного торможения, а также двигательного анализатора, органов чувств.

Слабое развитие терморегуляции у детей дошкольного возраста вызывает необходимость повышения сопротивляемости организма неблагоприятным условиям внешней среды (пониженной и повышенной температуре воды, воздуха, воздействию солнечного излучения), т. е. закаливания.

«Физическое воспитание детей дошкольного возраста в общей системе

воспитания с учетом современных требований».

Работа по физическому развитию пронизывает всю организацию жизни детей в семье и дошкольном учреждении, организацию предметной и социальной среды, все виды детской деятельности с учетом возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников. В дошкольном учреждении режим дня ребенка предусматривает занятия по физическому воспитанию, игры и развлечения на воздухе. Занятия по физическому воспитанию решают как общие, так и коррекционные задачи. В занятия включаются физические упражнения, направленные на развитие всех основных движений (метание, ходьба, бег, лазание, ползание, прыжки). Большое разнообразие воспитательных дел физкультурного направления позволяет решать в комплексе задачи нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания.

Единство физического и психического развития ребенка.

Психические процессы: восприятие, внимание, воображение, память, мышление, речь – выступают как важнейшие компоненты любой человеческой деятельности.

Деятельность ребенка раннего и дошкольного возраста выражается, прежде всего, в движениях. Первые представления о мире, его вещах и явлениях к ребенку приходят через движения его глаз, языка, рук, перемещения в пространстве. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. Развитость движений - один из показателей правильного психического развития. Это развитие координации движений (восприятие направления и скорости движения, времени и пространства, способности запоминать последовательность движений и двигательных операций (память, запоминание и воспроизведение, внимания к своим движениям и действиям других, умения выполнять движения по словесной инструкции (воображение, инициативности в движениях, анализа движения по качеству его выполнения (мышление, развитие речевых умений и навыков. Движения выполняются с речевым сопровождением и опорой на зрительные и тактильные образы-представления.

Задачи физического воспитания: оздоровительные, воспитательные, образовательные.

Оздоровительные задачи имеют жизнеобеспечивающий смысл. Средствами реализации задач этой группы являются гигиенические и. социально-бытовые факторы, полноценное питание, оздоровительные силы природы, рациональный режим жизни, физические упражнения.

Педагогическая работа, направленная на решение данной задачи, включает в себя организацию режима жизни детей, закаливающих процедур, специальных упражнений по развитию движений. Эта сфера физического воспитания детей требует от воспитателя постоянных контактов с медицинскими работниками, учета их рекомендаций, индивидуального подхода к детям, бесед с родителями.

Воспитательные задачи направлены на развитие качеств личности и_ потребности в физическом совершенстве. Средствами реализации этих задач являются деятельность детей, игры, а также художественные средства (художественная литература, фольклор, кинофильмы, произведения музыкального и изобразительного искусства) .

Работа проходит в разных формах физкультурно-оздоровительная работа в режиме дня (утренняя гимнастика, подвижные игры, физические упражнения на прогулке, самостоятельная двигательная деятельность детей, активный отдых (физкультурные досуги, праздники, дни здоровья). Методы: упражнения, беседа, игра, создание проблемных ситуаций, анализ физических и нравственных качеств.

Данная группа задач предполагает воспитание таких качеств, как ловкость, смелость, сила воли, стремление к преодолению трудностей, чувство товарищества, взаимопомощи.

Образовательные задачи связаны с формированием у ребенка осознанного отношения к своему здоровью. Здесь ведущими становятся такие средства, как образец взрослого, собственная деятельность детей, художественные средства. Формой работы, в процессе которой наиболее адекватно решаются задачи, является учебная работа на физкультурных занятиях и в повседневной жизни. Среди основных методов следует выделить экспериментирование, упражнения, беседу, рассматривание картин и иллюстраций.

Средства физического развития:

  • гигиенические факторы, естественные силы природы, физические
  • упражнения.
  • В системе физического воспитания работа осуществляется при помощи разнообразных средств, воздействующих на организм:
  • гигиенические факторы (правильный режим, рациональное питание, гигиеническая обстановка, формирование культурно-гигиенических навыков) .
  • естественные силы природы (для закаливания и укрепления организма) .
  • физические упражнения.

Режим детской жизни - это рациональное, четкое чередование бодрствования, сна, питания, различных видов деятельности, повторяющихся ежедневно в определенной последовательности.

При составлении режима необходимо учитывать следующее:

1. Возрастные особенности высшей нервной деятельности: изменение предела работоспособности клеток коры головного мозга определяет общее количество часов и продолжительность отрезков сна и бодрствования.

2. Возрастные особенности в работе пищеварительной системы, которые регламентируют количество кормлений в течение суток.

3. Индивидуальные особенности: детям с возбудимой и слабой нервной системой нужно спать больше, отдыхать чаще.

4. Возрастные потребности в движениях.

5. Время года, климатические условия.

Неотъемлемыми чертами режима являются ритмичность, и постоянство его основных элементов в течение определенного времени. Ритмичность режима обусловлена ритмичностью природных явлений, ритмичностью деятельности организма, которая проявляется в чередовании сна и бодрствования, изменении температуры тела (повышения к вечеру и снижения к утру, в ритме дыхания, сердечных сокращений, в ритме работы пищеварительного тракта и т. д.

Воспитательное значение режима заключается в том, что в процессе часто повторяющихся действий в определенное время и определенной последовательности ребенок легче овладевает многими, наиболее целесообразными бытовыми, культурно-гигиеническими, трудовыми навыками; эти навыки автоматизируются, и внимание ребенка освобождается для другой, более сложной деятельности. Вместе с тем ребенку предоставляется возможность действовать самому, что развивает такие важнейшие качества личности, как самостоятельность, активность, инициатива.

http://files.djetskij-sad-1.webnode.ru/200000672-69fc06af53/%D0%BB%D0%BB%D0%BB%D0%BB.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...