Статья "Физиологическое обоснование средств и методов развития двигательных качеств у детей дошкольного возраста"
методическая разработка на тему

Кривошеева Татьяна Викторовна

Здесь я рассказываю как развить у ребёнка двигательные качества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dvigatelnye_kachestva.docx44.26 КБ

Предварительный просмотр:

  Введение

 Актуальность исследования данной темы заключается в том, что

в детском возрасте формируются жизненно важные умения и навыки,

 создается фундамент двигательного опыта, осваиваются  движения и в

последствии которой формируется вся двигательная деятельность.

Цель реферата: развивать физические качества и внимание детей дошкольного возраста  посредством специальных физических упражнений и подвижных игр.

Задачи:

1. Изучить теорию исследования развития физических качеств и внимания детей.

2. Выявить уровень развития физических качеств и внимания у детей во время проведения физических упражнений и подвижных игр.

3. Постепенно развивать ловкость, быстроту и внимание у дошкольников.

Объектом данного реферата является процесс развития двигательных качеств детей дошкольного возраста.

Предмет реферата это–специальные  физические упражнения и подвижные игры, как средство развития быстроты, ловкости, силы, гибкости, равновесия и выносливости.

Если учесть, что двигательная активность детей является одновременно и условием и фактором развития интеллектуальной, эмоциональной и других сфер, то становится очевидной необходимость разработки специальных физических упражнений и  проведения подвижных игр для детей дошкольного возраста.

Глава 1. Характеристика основных двигательных качеств

Основными двигательными качествами  принято считать ловкость, быстроту, гибкость, равновесие, глазомер, силу и выносливость.  

В дошкольном возрасте преимущественное внимание должно быть уделено развитию ловкости, быстроты, глазомера, гибкости, равновесия, но не следует забывать и о соразмерном развитии силы и выносливости.

Что такое ловкость?

Среди многообразия двигательных качеств, таких как: прыгучесть, меткость, особое значение занимает ловкость.

Ловкость – это способность  быстро осваивать новые движения, а также перестраивать их в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.

К развитию ловкости приводит систематическое разучивание с детьми новых упражнений. Например, развить  ловкость помогают ходьба по гимнастическому бревну, по ребристой доске и по шнуру. Для усложнения упражнения перемещать вокруг туловища мяч, передавая его из одной руки в другую.

Также ловкость развивается при выполнении упражнений, требующих внезапного изменения техники движения (бег между предметами), с использованием различных предметов, физкультурного инвентаря, оборудования, с дополнительными заданиями, например с одним предметом (обруч, шнур).

Обучение такими упражнениями повышает пластичность нервной системы, улучшает координацию движений и развивает способность овладевать новыми, более сложными упражнениями.

Развитию ловкости способствуют и подвижные игры. В подвижных играх детям приходится непрерывно переключаться от одних движений к другим, заранее не обусловленным, быстро, без всякого промедления решать сложные двигательные задачи, сообразуясь с действиями своих сверстников. Приложение №1

Что такое быстрота?

Опираясь на лекции профессора Цинкера Виталия Михайловича можно сказать, что есть двигательное качество- быстрота, но есть и скорость.

Быстрота- это генетически заложенное физическое качество, которое определяется как способность человека быстро реагировать на внешние раздражители.

А скорость- это способность человека  быстро преодолевать определённые расстояния за минимальное время.

На своих занятиях в детском саду я занимаюсь развитием  быстроты и развитием небольшой скорости дошкольников.

Быстрота развивается в упражнениях, выполняемых с ускорением: ходьба, бег с небольшой скоростью. На скорость: добежать до финиша как можно быстрее учитывая возраст ребёнка, с изменением темпа: медленный,

средний, быстрый.  А также в подвижных играх, когда дети вынуждены выполнять упражнения со скоростью (убегать от водящего).

Развитию быстроты способствуют скоростно-силовые упражнения: прыжки, метание (толчок при прыжке в длину и в высоту с разбега, бросок при метании). Для развития быстроты целесообразно использовать хорошо освоенные упражнения, при этом учитывать физическую подготовленность детей, а также состояние их здоровья.

От чего зависит быстрота? Во-первых, генетическая заложенность этого качества, во-вторых длина конечностей, масса тела, быстрота движения. Наблюдая за детьми, соглашаешься с этим, что дети, чьи родители занимались или занимаются лёгкой атлетикой и другими видами имеют хорошее двигательное качество, такое как быстрота. Дети, имеющие большую массу тела, быстро двигаться не могут.

Как развивать скорость? Скорость зависит от чистоты и длины шага, поэтому у детей надо развивать чистоту и длину шага, например такими средствами как: бег, отбивание мяча, игры и  различные эстафеты. Приложение №2

Что такое глазомер?

Глазомер– способность человека определять расстояние с помощью зрения и мышечных ощущений.

Развить глазомер можно при выполнении любых упражнений. Например,  при ходьбе дети должны уметь правильно ставить ногу, соблюдать направление, уметь держать дистанцию; в прыжках –  совершить полет в нужном направлении, а затем приземлиться в определенном месте; при

 построениях в колонну по одному нужно на глаз измерить расстояние; в метании на дальность и особенно в цель – расстояние до цели. Важно при выполнении упражнений учить детей измерять расстояние на глаз, проверяя затем его шагами. Приложение №3

Что такое гибкость?

Гибкость– способность достигать наибольшей величины размаха (амплитуды) движений отдельных частей тела в определенном направлении.

Опираясь на лекции профессора Цинкерв В. М. можно ответить на вопрос, от чего зависит гибкость?

Гибкость зависит от следующих факторов:

1.Строение сустава

2.Эластичность связок, сухожилий, хрящевых тканей

3.От тонуса мышц

Строение сустава влияет на подвижность, но изменить строение мы не можем, а вот поработать с эластичность связок у детей мы можем, ежедневно нужно использовать упражнения связанные с гибкостью. Гибкость развивается при выполнении физических упражнений с большой амплитудой, в частности общеразвивающих.

У детей дошкольного возраста опорно-двигательный аппарат обладает большой гибкостью. Следует стремиться к сохранению этой естественной гибкости, не злоупотребляя упражнениями на растягивание, которые могут привести к необратимым деформациям отдельных суставов (например, коленного).

Упражнения на гибкость целесообразно сначала выполнять с неполным размахом, например сделать 2-3 полу наклона, а потом уже полный наклон, 2-3 полуприседания, затем –глубокое приседание.

Главное, нужно запомнить, что развивать гибкость мы должны осуществлять тогда, когда ребёнок не утомлён и мышцы разогреты. Приложение №4

Что такое равновесие?

Равновесие– способность человека сохранять устойчивое положение во время выполнения разнообразных движений и поз на уменьшенной и приподнятой над уровнем земли(пола) площади опоры.

Это качество необходимо развивать у ребёнка, чтобы передвигаться в помещении и на улице, не задевая предметы или друг друга.

Равновесие зависит от состояния вестибулярного аппарата, всех систем организма, а также от расположения общего центра тяжести тела (ОЦТ). У дошкольников ОЦТ расположен высоко, поэтому им труднее сохранять равновесие. При выполнении упражнений, смене положения центр тяжести тела смещается и равновесие нарушается. Требуется приложить усилие, чтобы восстановить нужное положение тела.

Равновесие развивается в большей степени в упражнениях, выполняемых на уменьшенной и приподнятой площади опоры ( ходьба, бег по скамейке), также в упражнениях, требующих значительных усилий, чтобы сохранить устойчивое положение тела (метание на дальность, прыжок в длину с места и с разбега и др.). Приложение №5

Что такое сила?

Сила– это степень напряжения мышц при их сокращении.

Профессор Цинкер В. М. определяет силу- как способность человека преодолевать внешнее сопротивление или противодействовать за счёт мышечных усилий.

От чего зависит уровень развития силы?

1.Это место прикрепления мышц, чем дальше место прикрепления, тем мышца слабее.

2.Зависит от физиологического поперечника мышц

3.От анатомического поперечника

Что нужно что бы развить силу?

Нужно воздействовать  на два фактора:

1.Увеличение физиологического поперечника

2.Повысить уровень раздражения со стороны мотонейрона

Развитие силы мышц может быть достигнуто благодаря увеличению веса предметов, применяемых в упражнениях (набивной мяч, мешочки с песком и др.); использованию упражнений, включающих поднятие собственной массы (прыжки), преодоление сопротивления партнера (в парных упражнениях).

В детском саду следует использовать разнообразные упражнения для развития силы всех групп мышц, уделяя преимущественное внимание мышцам-разгибателям. Приложение №6

Что такое выносливость?

Выносливость– способность человека выполнять физические упражнения допустимой интенсивности возможно более длительное время.

От чего зависит выносливость?

1.От генетической предрасположенности

2.От физиологических систем

Развитие выносливости требует большого количества повторений одного и того же упражнения. Однообразная нагрузка приводит к утомлению, и дети теряют интерес к этому упражнению. Поэтому лучше всего применять разнообразные динамические упражнения, особенно на свежем воздухе: ходьбу, бег, передвижение на лыжах. Полезны также подвижные игры, которые вызывают положительные эмоции и снижают ощущение усталости. Рекомендуются и прогулки (пешие, на лыжах), во время которых упражнения чередуются с отдыхом.

Дозировка  упражнений и длительность занятий от группы к группе увеличиваются и это, также способствует развитию выносливости. Приложение №7

Глава 2. Развитие и совершенствование двигательных качеств дошкольников

Под физическими качествами и способностями мы понимаем такие качества и способности, которые характеризуют его физическое состояние, это - прежде всего состояние его морфофункционального развития: конституция его организма и физиологические функции последнего. К числу признаков, характеризующих конституцию организма, относятся, в частности, такие показатели его телосложения, как рост, вес, окружность тела и др. Среди разнообразных физиологических функций человеческого организма особо следует отметить двигательную функцию, которая характеризуется способностью человека выполнять определенный круг движений и уровнем развития двигательных (физических) качеств.

2.1 Основные задачи и направления развития двигательных качеств

дошкольников

У детей с раннего возраста необходимо развивать двигательные качества (ловкость, быстроту, равновесие, глазомер, гибкость, силу, выносливость и пр.). Чтобы ползать, ходить, бегать, прыгать, метать, нужно обладать соответствующими двигательными качествами. С развитием силы, быстроты, ловкости увеличиваются длина, высота прыжка, дальность метания. Выносливость позволяет детям, не уставая, выполнять физические упражнения, проходить большие расстояния. Точность попадания в цель при метании, точность приземления при прыжках, соблюдение направления в ходьбе, беге свидетельствуют о наличии хорошего глазомера.

Ребенок не смог бы выполнять даже элементарные упражнения, не говоря уже о более сложных видах деятельности, если бы у него небыли развиты в той или иной степени основные двигательные качества.

У детей дошкольного возраста необходимо формировать умение сохранять правильное положение тела, когда они сидят, стоят, ходят. Правильная осанка имеет большое значение для нормальной деятельности всех внутренних органов и систем организма ребенка. Она во многом зависит от развития костно-мышечного аппарата, но это навык, который важно своевременно формировать. Поэтому на занятиях дети ходят с набивным мешочком на голове, сохраняя равновесие и красивую осанку.

Детям дошкольного возраста и их родителям  нужно сообщать доступные знания, связанные с физическим воспитанием. Поэтому мной в детском саду «Рябинка» организован детско-родительский клуб « Здоровая семья». Где дети и родители узнают о пользе занятий, о значении физических упражнений и других средств физического воспитания (гигиенические условия, естественные факторы природы, физический труд). Важно, чтобы дети и родители  имели представление о технике физических упражнений и методике их проведения, о правильной осанке, а также знали о нормах личной и общественной гигиены. Детям следует знать название частей тела, направление движений (вверх, вниз, вперед, назад, вправо, влево и др.), название и назначение физкультурного инвентаря, правила хранения и ухода за ним, правила ухода за одеждой и обувью и т.д.

В процессе занятия физическими упражнениями дети закрепляют также знания о повадках животных, птиц, насекомых, явлениях природы, общественной жизни. Полученные знания позволяют детям более осознанно выполнять физические упражнения и самостоятельно повторять их не только в детском саду, но и дома. Объем знаний с возрастом детей расширяется.

Формирование двигательных качеств, навыков и умений тесно связано с интеллектуальным и психическим развитием ребенка с воспитанием нравственно-волевых черт личности.

Основными  задачами методики развития двигательных качеств являются:

- охрана и укрепление здоровья ребенка, закаливание организма;

- достижение полноценного физического развития: гармоничности телосложения, соответственно возрасту развитых функций и адаптационных способностей организма, физической и умственной работоспособности;

- воспитание нравственно-волевых черт личности, активности, самостоятельности;

- создание условий для целесообразной двигательной активности детей;

- формирование жизненно необходимых видов двигательных  действий: ходьбы, бега, прыжков, ползания и лазанья, бросания, ловли и метания, движений рук и ног, туловища, головы; построений и перестроений;

- формирование широкого круга игровых действий;

- развитие двигательных качеств: ловкости (в том числе и координационных способностей), общей выносливости, скоростно-силовых качеств, а также умения сохранять равновесие;

- содействие  формированию правильной осанки и предупреждение плоскостопия;

- формирование доступных представлений и знаний о пользе занятий физическими упражнениями и играми, об основных гигиенических требованиях и правилах;

- воспитание интереса к активной двигательной деятельности и потребности в ней.

Все перечисленные задачи должны решаться в комплексе и взаимосвязи с задачами умственного, нравственного, трудового и эстетического воспитания. Необходимо также, чтобы занятия физической культурой доставляли детям радость, поддерживали хорошее настроение, побуждали к самостоятельности.

В детском саду « Рябинка» средствами развития двигательных качеств служат физические упражнения, оздоровительные силы природы, гигиенические и социально-бытовые факторы.

Предлагаются три направления в едином процессе: оздоровительное, воспитательное и образовательное.

Основные цели оздоровительного направления в первую очередь решают проблему качественного улучшения физического развития и физического состояния ребенка. Объективной основой воспитательного направления являются органическая взаимосвязь физического и духовного развития дошкольников; развитие нравственности, формирование эстетических взглядов и убеждений, отношения и самовыражения в трудовых действиях в процессе физического воспитания. В содержание образовательного направления входят обучение естественным видам движений и развитие двигательных качеств.

Требования каждого направления приводят к различным изменениям состояния воспитанников в плане здоровья, воспитания и уровня образованности, а в целом дают школе (последующему звену в системе

формирования ребенка) личность, находящуюся на начальном этапе формирования с определенными характерно направленными свойствами, гармонически сочетающую в себе разные элементы жизнедеятельности, развитие которых в дальнейшем может осуществляться с максимально возможной равномерностью.

Задачи, решаемые каждым из направлений:

- оздоровительное направление обеспечивает укрепление здоровья детей средствами физической культуры. Направлено на развитие компенсаторных функций, устранение недостатков в физическом развитии, повышение сопротивляемости организма к неблагоприятным факторам внутренней и внешней среды;

- воспитательное направление обеспечивает социальное формирование личности; ее эволюцию с учетом фактора развития; творческую организацию способностей человека, предусматривающую нравственные, умственные, трудовые и эстетические потребности личности;

-образовательное направление обеспечивает усвоение систематизированных знаний; формирование двигательных качеств, умений и навыков; развитие двигательных способностей. Предусматривает в первую очередь формирование отношения к двигательно-активной деятельности, интереса и потребности в физическом совершенствовании ребенка; внедрение в практику занятий нетрадиционных методов и приемов, направленных на потребность движения и развития двигательных качеств.

2.2 Физические упражнения как средство развития двигательных качеств дошкольников

Физические упражнения - это двигательные действия, направленные на изменение физического состояния ребенка. Используются в процессе воспитания детей с раннего возраста на всех физкультурных занятиях: индивидуальных и групповых, во время утренней гимнастики, учебных, физкультминутках, на детских праздниках.

Физические упражнения - основное и специфическое средство физического воспитания. Они представляют собой специально подобранные, методически правильно организованные движения и сложные виды двигательной деятельности, а также подвижные игры. Физические упражнения проводятся под руководством педагога.

Они основаны на активных двигательных действиях произвольного (сознательного) характера. Данное средство физического воспитания оказывает разностороннее влияние на развитие детей.

Физические упражнения имеют ряд своих характерных особенностей: упражнения для формирования осанки (благодаря им укрепляются мышцы, способствующие правильному положению позвоночника и стопы).

 Осанка — это забота организма не только стройности тела, но и пластичности движений, умении сохранять выразительность и лаконичность движений.

Непринужденность движений, гибкость и грациозность — непременные условия при ходьбе, поскольку,  походка ребёнка является характеристикой  состояния здоровья и внутреннего его мира.

Данные упражнения предназначены для формирования правильной осанки у детей.

Комплекс упражнений для формирования правильной осанки у детей:

1.Исходное положение (ИП)– стоя, руки на поясе. Разведение локтей со сведением лопаток – вдох; возвращение в исходное положение – выдох, повторить 4–5 раз.

2.Стоя, руки разведены в стороны. Круговые движения руками назад (8-10 раз). Дыхание произвольное.

3.Стоя, ноги врозь, руки к плечам. Наклоны корпуса вперед, спина прямая – выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).

4.Стоя, руки за спиной. Совершаются наклоны корпуса вправо и влево (5–6 раз). Дыхание произвольное.

5.Стоя, с палкой в руках. Приседания, корпус прямой, руки вытягиваются вперед, выдох; возвращение в ИП – вдох (4–5 раз).

Для развития органов дыхания (входят в каждый комплекс, укрепляют диафрагму - основную дыхательную мышцу, межреберные мышцы, мышцу брюшного пресса).

Необходимо следить за тем, чтобы во время выполнения упражнений не напрягались мышцы рук, шеи и груди.

Данные игровые дыхательные упражнения применяются мной на занятиях:

Упражнение для дыхания

«Задуй упрямую свечу»

Дети держат в правой руке цветные полоски бумаги в форме свечи. Левая ладонь лежит на животе для контроля правильного  дыхания. Спокойно неслышно вдохнуть ртом. Почувствовать, как при этом надулся живот. Затем сразу начинать выдыхать медленно, постепенно гасить свечу, произнося «ф».

 «Мишка учит буквы»

Дети стоят прямо, спокойно, разводят плечи, не поднимая и не опуская их. Правая рука на верхней части живота, другая сбоку выше талии,  чтобы контролировать движение диаграммы и ребер. Нужно сделать небольшой вдох на счет 1, 2, 3  и выдох. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, 5 и выдох.

 «Поймай комара»

Руки дети раздвигают в стороны – вдох. Сдвигаются постепенно ладонями вперед – выдох. На расстоянии вытянутой руки находится комар, его надо поймать, но так, чтобы не спугнуть. Инструктор говорит: «Медленно, медленно сводите руки, произносите звук «з-з-з»; прихлопните комара, быстро разведите руки в стороны, произойдет автоматический вдох».

 «Цветочный магазин»

Нужно предложить ребенку глубоко медленно вдохнуть через нос, нюхая воображаемый цветочек, чтобы выбрать самый ароматный цветочек для бабушки или мамы. Можно использовать для этой игры различные ароматические саше, однако они не должны иметь резких запахов, не должны быть пыльными и нельзя подносить их слишком близко к носу.

 «Насос»

Тренировка продолжительного сильного выдоха при длительном произношении звука «С-с-с».

На отдельные части тела (для руки плечевого пояса, для туловища и шеи, для ног).

Для развития отдельных двигательных качеств и способностей (силы, гибкости, координации, ловкости, выносливости).

Например, прыжки через скакалку ,рывки с резкой сменой направления и мгновенными остановками, садимся на пол и с усилием дотягиваемся до стоп, ложась грудью на бедра, сидя на полу, разводим ноги как можно шире и стараемся дотянуться к стопам по очереди.

 На развитие психики (внимания, сообразительности, ориентировки в пространстве и во времени).

Физические упражнения могут проводиться с использованием различных предметов и снарядов или без них. Благотворное влияние физических упражнений на организм детей усиливает музыкальное сопровождение.

Движение составляет основу любой детской деятельности, а более всего игровой. Разнообразные физические упражнения благотворно сказываются на физиологических функциях детского организма, помогают ему приспосабливаться к меняющимся условиям внешней среды, обогащают опыт ребенка новыми движениями. Физические упражнения являются ведущим средством физического воспитания. Но только применение их в сочетании с оздоровительными силами природы и гигиеническими факторами позволяет добиваться наибольшего оздоровительного и воспитательного эффекта.

2.3 Значение подвижных игр в воспитании и развитии физических качеств дошкольников

Подвижная игра — одно из важных средств всестороннего воспитания и развития физических качеств  детей дошкольного возраста. Характерная ее особенность — комплексность воздействия на организм и на все стороны личности ребенка: в игре одновременно осуществляется физическое, умственное, нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

В подвижных играх создаются наиболее благоприятные условия для развития физических качеств. Например, в игре « Ловишки» для того чтобы увернуться от «ловишки», надо проявить ловкость, а спасаясь от него, бежать как можно быстрее. Увлеченные сюжетом игры, дети могут выполнять с интересом и притом много раз одни и те же движения, не замечая усталости. А это приводит к развитию выносливости.

Во время игры дети действуют в соответствии с правилами, которые обязательны для всех участников. Правила регулируют поведение играющих и способствуют выработке взаимопомощи, коллективизма, честности, дисциплинированности. Вместе с тем необходимость выполнять правила, а также преодолевать препятствия, неизбежные в игре, содействует воспитанию волевых качеств — выдержки, смелости, решительности, умения справляться с отрицательными эмоциями.

В подвижных играх ребенку приходится самому решать, как действовать, чтобы достигнуть цели. Быстрая и порой неожиданная смена условий

 заставляет искать все новые и новые пути решения возникающих задач. Все это способствует развитию самостоятельности, активности, инициативы, творчества, сообразительности.

Игры помогают ребенку расширять и углублять свои представления об окружающей действительности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике.

Глава 3. Особенности средств и методов двигательных качеств дошкольников

Какие средства я взяла на заметку для своей работы?

Во- первых: сформированные двигательные качества у ребёнка позволяют экономить физические силы. Если ребенок делает упражнение легко, без напряжения, то он тратит меньше нервно-мышечной энергии на его выполнение.

Благодаря этому создается возможность повторять упражнение большее количество раз и более эффективно влиять на сердечно-сосудистую и дыхательную системы, а также развивать двигательные качества.

Так, ребенок, научившись правильно прыгать в длину с разбега, уже думает не о том, как надо прыгать через ров в игре «Волк во рву», а о том, как лучше спастись от волка. Двигательные качества, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для дальнейшего совершенствования их в школе, облегчают овладение более сложными движениями и позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Во-вторых: у детей дошкольного возраста необходимо формировать навыки выполнения упражнений основной гимнастики (строевые, общеразвивающие упражнения, основные движения), а также спортивные упражнения. Кроме того, следует научить детей элементам из спортивных  игр таких как: теннис, бадминтон, городки, выполнять элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, хоккей, футбол . В детском саду на занятиях я применяю эти упражнения.

В-третьих:  я считаю, нужно заинтересовать ребёнка. Например: «Мяч, он хороший, круглый, прыгает вокруг вас, играет с вами. Вы должны к нему хорошо относиться, чтобы он от вас не «убегал». Укатился – догоните. Посмотрите, какой он красивый, а как он прыгает! А как катится! Его можно передавать друг другу. Вот какой мяч! Прижмите его покрепче к груди». Очаровать ребенка предметом легко. В каждом предмете есть столько интересного для него.

Таким образом, в методике развития двигательных качеств детей дошкольного возраста должны быть слиты воедино средства, методы и приемы обучения движениям, развития двигательных качеств и способностей, а также нравственного, умственного, трудового и эстетического воспитания. Она основывается на принципах сознательности и активности, наглядности, доступности, учета индивидуальных возможностей детей, систематичности, постепенности повышения требований.

Спецификой методики развития двигательных качеств является то, что в основе всех способов применения физических упражнений лежат регулирование нагрузки (длительность и интенсивность упражнений), а также вариативность сочетания нагрузки с отдыхом. По воздействию на организм нагрузка может быть постоянной (равномерный бег) и переменной (бег с ускорением и замедлением). Она может иметь непрерывный или прерывистый (интервальный) характер, например, ходьба на лыжах на определенное расстояние, повторное прохождение отрезков дистанции через заданные интервалы времени.

 Отдыхая между упражнениями, ребенок может находиться в состоянии относительного покоя (стоять, сидеть) или заниматься другим видом деятельности (спокойно ходить после прыжков с разбега), т.е. отдыхать активно. Другая отличительная черта методики развития двигательных качеств связана с возможностью освоения двигательных действий в целостном виде или по частям в зависимости от их характера и сложности.

В процессе развития двигательных качеств детей дошкольного возраста как основные используют следующие методы:

-Метод упражнений с четко заданной программой действий, порядком их повторения, точной дозировкой нагрузки и установленными интервалами отдыха;

-Игровой метод;

игровой метод характеризуется организацией двигательной деятельности детей в соответствии с игровым сюжетом, относительно большой их свободой и самостоятельностью, педагогическим руководством взаимоотношениями детей, высокой эмоциональностью детской деятельности

-Соревновательный метод;  

соревновательный метод используется в играх с правилами и состязаниях для сопоставления сил участников, борющихся за возможно более высокие качественные и количественные показатели.

-Словесный метод  (рассказ, беседа, объяснение, указание, команда,

распоряжение, оценка и др.)

-    Наглядный (имитация, поддержка и помощь, использование ориентиров и др.).

 В практике развития двигательных качеств, перечисленные методы и соответствующие приемы используют в тесной взаимосвязи. Они подбираются инструктором с учетом стоящих задач, этапа обучения, возрастных особенностей и подготовленности детей, способов и характера упражнений, подвижных и спортивных игр. В целом для занятий с дошкольниками характерно комплексное применение методов и приемов обучения движениям и воспитания двигательных качеств.

В работе с детьми младшего дошкольного возраста преобладают приемы опосредованного обучения (игра), объяснение, сопровождающееся показом, выполнение детьми упражнений совместно с инструктором и др. В средней, старшей и подготовительной к школе группах ведущими являются методы и приемы прямого обучения, а также методы и приемы, направленные на формирование двигательных качеств (строго дозированные упражнения, повторение их через определенные интервалы времени, увеличение интенсивности движений).

Средства, методы и приемы обучения, упражнения, воспитания, а также способы организации детей на занятиях (индивидуальный, групповой, фронтальный) опираются на ведущую для каждого возрастного периода развития детей деятельность (ориентировочно-познавательную, предметную, игровую и др.).

Особенности методики развития двигательных качеств детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста обусловлены степенью самостоятельности ребенка, его сознательным отношением к занятиям, к повторению усвоенного.

Заключение

Положительный эффект методики развития двигательных качеств дошкольников возможен лишь при постепенности, систематичности и комплексности применения физических упражнений, оздоровительных сил природы, гигиенических и социально-бытовых факторов.

Крупнейший педагог и педиатр Е.А. Аркин в книге «Дошкольный возраст» подчеркнул, что физическая культура дошкольника состоит не только в выполнении мышечных упражнений, усвоении гигиенических навыков и укрепления здоровья. Он считал, что физическая культура в дошкольном возрасте есть «культура чувств, внимания, воли, красоты, культуры всего характера».

Закрепление навыков основных движений успешно осуществляется в подвижных и спортивных играх. При этом необходимо помнить, что включать движение в игры можно только в том случае, если оно хорошо освоено детьми. Последовательность движений и условия игр важно менять, что способствует развитию и воспитанию у детей ловкости и сообразительности. Закрепление накопленного опыта осуществляется при выполнении этих движений на прогулке. Для развертывания самостоятельной двигательной деятельности необходимо иметь достаточное количество пособий и игр и специальное место, где дети могли бы упражняться в выполнении разнообразных движений.

На своей работе я пользуюсь программой « Крепыши» где я накапливаю разнообразные подвижные игры и физические упражнения для развития двигательных качеств дошкольников.

Для меня  важно поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях, заботиться о целесообразной смене движений, способствовать объединению детей в небольшие группы для игр или выполнения двигательных задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста.

Краткий курс научной литературы на тему: средства и методы развития гибкости у детей дошкольного возраста....

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ НАВЫКОВ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Игра, как известно является ведущей деятельностью дошкольника, так почему бы ни использовать это обстоятельство, чтобы путем ненавязчивой игры привить ребенку все необходимые ему знания, умения,...

Методы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

Как известно, в педагогике существуют различные подходы к характеристике и классификации методов обучения. Вот наиболее распространенные из них: наглядный, словесный и практические методы....

Экспериментирование как метод развития познавательных способностей детей дошкольного возраста

Экспериментирование – особое и чрезвычайно важное направление познавательного развития детей. Оно служит одной из основных предпосылок становления  у детей начальных форм системного подхода к изу...

Консультация для педагогов "Пути, средства и методы патриотического воспитания у детей дошкольного возраста в условиях ФГОС"

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования направлен на обеспечение формирования в детях нравственности, интеллекта, физической культуры и эстетических качеств. Образ...