Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
методическая разработка (младшая группа) на тему

Жвакина Алла Владимировна

Игротерапия с "Волшебным песком"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_3.docx158.02 КБ

Предварительный просмотр:

                                                    Жвакина А.В

                                                     Гр. Капелька №9

Анализ результатов анкетирования родителей

«О здоровом образе жизни»

Родители проявили высокую активность и заинтересованность: было возвращено 80% заполненных анкет.

Выводы: по ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко понимают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 5% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в ДОУ здоровый образ жизни в комплексе. 15% указали на необходимость закаливания. Однако, в качестве закаливающих процедур упоминали в основном прогулки на свежем воздухе и водные процедуры, что свидетельствует о недостаточности знаний о способах и методиках закаливания.

90% признают важность и приоритетную значимость физического развития в ДОУ и дома.

90% отметили, что нуждаются в помощи детского сада в процессе укрепления и сохранения здоровья детей.


Игротерапия с «Волшебным песком»

Что такое «Живой песок»? Живой песок для детей – это удивительно нежная, пластичная и в то же время сыпучая масса. Он похож на тесто для лепки, но не липнет к рукам. Его можно скатать в шар и разрезать на части, из него можно делать куличики и строить необыкновенной красоты замки с мелкими деталями, потом расставлять там игрушки и разыгрывать сказки; большим куском собирать мелкие кусочки, и они будут прилипать к нему, словно мука к тексту; на нём можно рисовать палочкой, словно на морском песке, и оставлять отпечатки ручек и ножек малышей; в него можно просто погружать руки, ощущать его сыпучесть и как он струится между пальцами

КИНЕТИЧЕСКИЙ ПЕСОК - абсолютно универсальный, незаменимый продукт в игротеке ребенка. Каждый раз песок открывает все новые и новые возможности малышу, он не ограничен тематикой игры, это может быть и замок, и подводный мир, и любимые персонажи  и многое другое.

            Упражнение «Пекарь». Направлено на развитие детской моторики. Дети "пекут" из живого песка куличики, пончики, тортики. Ребенок берет формочки, набирает в них живой песок, прижимает его руками и лепит. Также это упражнение надо проделывать и без помощи формочек, переминая песок в ладошках. Пусть малыш слепит тортик и разрежет его пластиковым ножичком, и угощает детей, ведущего, или плюшевые игрушки.

               Упражнение " Клад". Направлено на развитие фантазии и образного мышления. Детям предлагается пальцами найти в песке «клад» - это может быть игрушка, геометрические формы. В

              Упражнение "Сказочные следы". Упражнение направлено на развитие мелкой моторики и релаксации малыша. То-топ, слоники идут - малыш сильно ступает кулачками по песочнице. Прыг- скок скачут зайчики-попрыгайчики - малыш кончиками пальцев "скачет" по кинетическому песку то в одну, то в другую сторону. Ползут ужи - малыш сначала расслабленными пальцами делает волнистые линии на поверхности песка, а затем более глубокие колеи. Пробежала кучка букашек-таракашек - малыш ладонью вниз кончиками пальцев "бежит" по песочнице, при этом все пальчики трогают песок, как-будто бегут жучки. Потом жучки углубляются в песок и под песком встречаются "здороваются".

Пальчиковая гимнастика с кинетическим песком.

Отдых на морском берегу.

Море, я к тебе бегу!

Я уже на берегу!

Я бегу к твоей волне, а волна бежит ко мне.

(Пальчики «бегают» по песку)

 Замки и башни за крепкой стеною

Летом на пляже мы вместе построим:

Будут там рыцари храбро стоять,

Крепость свою от волны защищать. (строим стены из песка)

 Набежала волна и смыла стены. (разглаживание руками песка)

Вдруг пошел дождик.

Дождик, дождик, капелька,

Водяная сабелька. Лужу резал, лужу резал,

Резал, резал, не разрезал,

И устал, и перестал.

(Кончиками пальцев стучим по песку. Ребрами ладони «режем» песок)

Куличи

Мы не в жаркой печи

 Испечем куличи:

Нам нужна не мука –

Только горстка песка.

 Хороши куличи,

Хоть и не из печи.

Так и просит роток: -

Отломи мне кусок.

Артикуляционная и пальчиковая гимнастики с элементами песочной терапии

Сегодня мы с вами убедимся, что с помощью песка можно проводить артикуляционную гимнастику и пальчиковую.

Начнём с пальчиковой гимнастики. Все упражнения выполняются с детьми по подражанию, речь синхронна с движениями в песке. Определённых движений нет, все движения выполняются по тексту и смыслу.

«Мы во двор пошли гулять»

Раз, два, три, четыре, пять, Загибают пальчики по одному, погрузив руки в песок.

Мы во двор пошли гулять. Идут по песку указат. и средн. пальцами.

Бабу снежную лепили, «Лепят» комочек двумя ладонями.

Птичек крошками кормили, «Крошат» хлеб (песок) всеми пальчиками.

С горки мы потом катались, Ведут пальцами по песку.

А еще в снегу валялись. Ладошки кладут на песок одной и другой стороной.

Все в снегу домой пришли. Отряхивают ладошки.

Съели суп и спать легли. «Едят ложкой» (черпают песок ладошкой) суп, затем

укладывают ладони на песок.

Теперь попробуем сделать артикуляционную гимнастику. Движение рук, пальцев в песке заключается в названии и действии, которое предполагает название. Можно детям давать разные установки: работаем полностью кистями рук, только средними пальцами, только мизинцами и т. д.

«Лошадка»- щёлкать языком, одновременно пальцами ритмично в такт щёлкать (скакать) по песку.

«Качели»- языком ритмично двигать вверх- вниз, указательным пальцем ведущей руки или двух рук в такт движениям языка двигать по песку в том же направлении.

«Часики»- языком ритмично двигать вправо- влево, заданным пальцем (пальцами) одной руки (обеих рук) в такт движениям языка двигать в том же направлении по песку.

«Окошко»- рот широко открывается-закрывается, в песке одновременно кистями рисуем окно- засыпаем, снова рисуем-засыпаем.

«Использование массажных ковриков и дорожек в физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста»

Сегодня в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям , которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Растить детей здоровыми, сильными, эмоциональными – задача каждого ДОУ. Одним из этапов работы по здоровьесбережению является организация здоровьесберегающего пространства в ДОУ. Это использование в режиме дня :

-физкультурных занятий всех типов

 - оптимального двигательного режима

 - комплекса закаливающих мероприятий.

 Один из видов закаливания является, массажный коврик с разновеликими элементами, при ходьбе по которым осуществляется массаж стоп ребенка

Зачем необходим массаж стоп?

Современный городской ребенок очень редко имеет возможность походить босиком. С раннего детства мы ходим в обуви( которая, кстати, напоминает «колодки»). Поэтому в последние годы плоскостопие стало одним из самых распространенных детских заболеваний. Это далеко не безобидное заболевание. Оно может провоцировать различные боли в суставах. К плоскостопию могут «присоединиться» и такие заболевания как остеохондроз и сколиоз, грыжа межпозвонковых дисков. По достижении семилетнего возраста почти две трети детей приобретают плоскостопие. Профилактику заболеваний стопы лучше начинать с раннего возраста, когда стопа легко поддается корректировке.

Какой можно найти выход? Хорошее решение для тех, кто беспокоится о здоровье своих ног – это массажный коврик. Главная его задача - массировать стопу, улучшать кровоснабжение организма , развивать мышцы и суставы, координацию движений , позволит ногам отдохнуть , а также – что особо важно для маленьких детей – правильно формировать свод ступни. Он не имеет ограничений по возрасту , полезен взрослым и детям, оказывает полезное влияние на здоровье организма в целом. Ребенку это позволит иметь правильное положение стопы и красивую ровную походку, снимет нагрузку с ног. Народные целители Востока при лечении самых разных заболеваний использовали тот факт, что поверхность стопы разделена на определенные зоны, связанные с внутренними органами

Какое отношение имеют массажные коврики к закаливанию?

Напомню известную фразу, что закаливание – это во многом тренировка сосудов. Что это означает? При контрастных процедурах (смена теплой и холодной воды) сосуды сначала расширяются (в теплой воде), а потом сужаются (в холодной). Такая тренированность сосудов на воздействия холодовых рецепторов поможет снизить теплоотдачу, если Вы выходите на улицу. У закаленного человека сосуды реагируют быстрее. Сужение периферических сосудов уменьшает потери тепла организмом. (Кожные покровы холодные, но внутри сохраняется тепло). У незакаленного человека периферические сосуды реагируют дольше. То есть, потери тепла выше. Именно потому, что кожные покровы теплые. Это конечно, упрощенно. Кроме сосудистой, тренируется эндокринная (гормональная) и нервная системы. Тренируется термогенез (выработка тепла организмом). Закаливание – это не задание на неделю и не тренировка на результат.

Закаливание – это образ жизни. Ошибочно думать, что это обязательно купание в проруби или обливание холодной водой. Когда ребенок идет по пляжу босиком – это закаливание. Когда ребенок купаетесь в реке, озере, море – это тоже закаливание. Когда утром на даче ребенок умывается на улице – и это закаливание. Если ребенок идет лицом против ветра, даже не думает о закаливании, просто так – это все равно закаливание.

Поэтому, когда дети ходят по массажным коврикам – это, тоже закаливание.

Как заниматься с ковриком?

После дневного сна выкладываем массажные коврики . Занятия лучше проводить в игровой форме. Мы предлагаем детям представить сказочную дорогу и придумать , куда она может вести, какие препятствия необходимо преодолеть при этом ( горы, реки ит.д.).Дети представляют себя какими- нибудь зверьками и двигаются соответственно этому – прыгают , идут на пятках , на носках. Даем полную свободу детской фантазии. Поверхность пола будет болотом, а элементы коврика кочками. Интересно попрыгать по ним «зайчику» или «лягушонку». Легко ощутить себя на берегу моря, на лугу, полном полевых цветов. Дети встают на коврики и выполняют действия, озвученные словами, вот некоторые из них:

Лужа

Я иду, я иду.

Поднимаю ножки, (Ходьба вокруг обруча, высоко поднимая ноги)

У меня на ногах новые сапожки.

Ой-ой-ой, посмотри,

Лужа – то какая,

Ай-ай-ай, ай-ай-ай

Лужа-то большая. (Остановка, поворот лицом к центру, вытянув руки

вперед)

Высоко-высоко-высоко,

Подпрыгну,

Не боюсь, не боюсь,

Лужу перепрыгну! (Прижав руки к щекам покачивание головой)

Да-да-да, да-да-да,

Высоко подпрыгну. (Отходят и подходят к луже)

Да-да-да, да-да-да, (Раскачивая руками, готовятся к прыжку)

Лужу перепрыгну. Гоп! (Прыжок)

Бурый мишка

Бурый мишка топал,

Топал, топал,

Громко ножками стучал,

Он стучал так!

Мишка головой вертел,

Все вертел, все вертел.

Во все стороны смотрел,

Он смотрел так!

Бурый мишка расшалился

И на месте закружился,

Закружился, закружился

И свалился – бах!

Кошкина зарядка

Посмотрите, у окошка

Разминает лапки кошка.

Тянется – потянется,

Малюткой не останется.

Спинку горбит, словно мостик,

Поднимает к верху хвостик.

Когти выпускает,

Царапает, играет.

Ушко лапкой почесала

И тихонечко сказала «Мяу…»

Ёжик

По сухой лесной дорожке –

Топ-топ-топ — топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

(Ребенок стоит, согнувшись, руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук

отпущены; делает маленькие шажки)

Ищет ягодки, грибочки

Для сына и для дочки. (Ищет)

Если подкрадется волк –

Превратится еж в клубок. (Сворачивается на полу в клубок.)

Ощетинит ёж иголки –

Не достанется он волку.

Еж не тронет никого,

Но и ты не тронь его! (Встает и продолжает топать по дорожке)

Упражнения:

Ходьба «По медвежьи» — на руках и ногах и высоким подниманием таза.

«Ласточка» — стоика на одной ноге, руки в стороны, левая нога поднята

назад.

«Солдатик» — шаги на мешочки и «ножки».

«Незнайка» — подъем на носках с одновременным подъемом плеч.

Массажные коврики находятся в спортивном уголке. В любое время дети

могут использовать их в самостоятельной двигательной деятельности, во

время дидактических и сюжетно – ролевых игр, игр – драматизаций, для

сенсорного развития, счета.

Упражнения с массажными ковриками создают положительный настрой,

повышают настроение, дают заряд бодрости и энергии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Тема "Игра - путешествие на поезде в деревню". Использование современных образовательных технологий: Технология ТРИЗ, игровые технологии и здоровьесберегающая технология.

Непосредственно образовательная деятельность с детьми старшей группы с ОНР. Направление:"Познавательно - речевое развитие". Лексическая тема: "Домашние животные" Тема: "Игра - путешествие на поезде в ...

Здоровьесберегающие технологии Виды и значение здоровьесберегающих технологий

виды и значение здоровьесберегающих технологий в ДОУ...

Мной разработан и реализуется образовательный проект «Здоровьесберегающие технологии с воспитанниками дошкольного возраста», 2015г.- 2020г. Целью проекта является сохранение и укрепление здоровья детей через здоровьесберегающие технологии.

Здоровье это ДАР- который нужно сохранять и приумножать, начиная с рождения. Дошкольный возраст является решающим звеном в формировании фундамента физического и психического здоровья человека. Очень...

Здоровьесберегающие технологии в обучении «Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях»

 Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ- достаточно новое направление как в музыкальном, так и в физическом воспитании дошкольников.  Так я начала организовывать музыкально-оздо...

Консультация для воспитателей " «Здоровьесберегающие технологии в ДОУ» Современные здоровьесберегающие технологии"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании - технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного дошкольного образования - задачи сохранения, поддержания и обогащени...