"Здоровье ребенка в наших руках"
статья на тему

Шмелева Палина Григорьевна

 информация из опыта работы по здоровьесбережению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shmeleva_p.g._zdorove_rebenka_v_nashih_rukah.docx25.32 КБ

Предварительный просмотр:

«Здоровье ребёнка в наших руках» 

(Из опыта работы)

Шмелева П.Г., воспитатель

 МБДОУ детского сада № 168 г. Иркутска

«Здоровье – не всё, но всё без здоровья – ничто»

древнегреческий философ Сократ

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей - одна из главных стратегических задач развития страны. Без здоровьесберегающих технологий немыслим педагогический процесс современного детского сада. Любая применяемая в образовательном учреждении педагогическая технология должна быть здоровьесберегающей. Это положение сформулировано в законе РФ «Об образовании», 51 статья начинается с утверждения: «образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников», "О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения", а также Указами Президента России "О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения Российской Федерации", "Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации" и др.

     Здоровье - это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности. Поэтому одна из важнейших профессиональных функций педагога: - обеспечение охраны жизни, укрепления здоровья детей. Забота об укреплении здоровья (физического и психического) - залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого обращения, утомлены вследствие неполноценного сна, плохо организованного занятия, развлечения и т.д.      

     Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До 7 лет человек проходит огромный путь развития, неповторяемый на протяжении последующей жизни. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер, отношение к себе и окружающим.

      Очень важно именно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом. Превалирование в структуре выявленной патологии заболеваний нервной системы, органов зрения и патологии опорно-двигательного аппарата (особенно в возрастной группе 6-7 лет) в большинстве случаев указывает на неизбежную причастность детей дошкольного возраста к веку информационных технологий (длительный просмотр телепередач и доступ к компьютерным играм). А предстоящие годы школьного обучения, неизбежно влекущие за собой повышенные требования к ещё не сформировавшейся центральной нервной системе, опорно-двигательному аппарату, а также повышенные нагрузки на зрительный анализатор, подчёркивают актуальность всех оздоровительных мероприятий, проводимых в этот период.

   В детском саду проводится обширный комплекс оздоровительных мероприятий:

  • Соблюдение температурного режима, проветривание, согласно СанПиН.
  • Облегченная одежда в детском саду (внутри учреждения).
  • Утренняя гимнастика.
  • Гимнастика после сна.
  • Закаливающие процедуры (согласно возрасту детей).
  • Ребристые дорожки – для профилактики плоскостопия.
  • Правильная организация прогулок и их длительность.
  • Соблюдение сезонной одежды воспитанников (индивидуальная работа с родителями).
  • Самомассаж
  • Витаминотерапия
  • Неделя здоровья (2 раза в год). Три раза в неделю дети посещают физкультурные занятия, которые проводят воспитатели, в том числе один раз (в соответствии с погодными условиями) занятия физкультурой проводятся на улице (на специально оборудованной спортивной площадке). Кроме того, проводятся спортивные игры и соревнования, в том числе на свежем воздухе.
  • Находят применение народные средства (ношение кулонов с чесноком) в целях профилактики вирусных инфекций.
  • В период повышенной заболеваемости ОРВИ и ОРЗ – проводится вакцинация воспитанников детского сада и сотрудников.
  • В группах воспитатели проводят с детьми корригирующую и дыхательную гимнастику после дневного сна. Осуществляется воздушное, солнечное закаливание (летом).
  • Систематически проводится гимнастика для глаз с целью профилактики близорукости. Важная роль в рамках здоровьесберегающих программ отводится противоэпидемической работе и медицинскому контролю работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами.
  • Осуществляется витаминопрофилактика (витаминизация третьих блюд).
  • Также с детьми проводится звуковая, артикуляционная гимнастики; логоритмика (с участием логопеда, музыкального руководителя).

     Вышеперечисленные оздоровительные мероприятия направлены на сохранение имеющегося потенциала здоровья и на своевременную коррекцию возникающих отклонений. Для этой цели дети, посещающие детский сад, ежегодно осматриваются врачом педиатром, старшие группы узкими специалистами.

 

  Воспитатель в течение всего дня работает по здоровьесбережению детей своей группы. Утренний приём нацелен на создание положительного эмоционального настроя у детей: мы улыбаемся, ласково называем ребёнка по имени, восхищаемся любой мелочи (красивым бантикам, новой рубашке…) Затем, изучив настроение ребёнка, предлагаем совместную деятельность с педагогом, индивидуальную работу, включение в игру со сверстниками, чтение художественной литературы.

  Также утром можно провести пальчиковые игры с детьми, которые тренируют мелкую моторику, стимулируют речь, развивают пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

   После пальчиковых игр можно провести с детьми в игровой форме самомассаж. Весёлые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке и в любое время способствуют изменению позиции ребенка из объекта в субъект педагогического воздействия, а это гарантия успеха здоровьесбережения.

   Самомассаж, выполняемый ребёнком, улучшает кровообращение, способствует физическому укреплению ребёнка, профилактике простудных заболеваний. Самомассаж благоприятствует психоэмоциональной устойчивости, повышает функциональную деятельность головного мозга, тонизирует весь организм.

    Ежедневно с детьми проводим утреннюю гимнастику, которая способствует повышению функционального состояния и работоспособности   организма, развитию моторики формированию правильной осанки, предупреждению плоскостопия, создаёт положительный настрой на предстоящий день, а также у детей формируются ритмические умения и навыки, благодаря музыкальному сопровождению. Умывание водой комнатной температуры, своего рода закаливающая процедура и массаж ладошек, пальчиков.

  Для восстановления дыхания в утренние часы на зарядке, на спортивных, музыкальных занятиях проводится дыхательная гимнастика. Дыхательные упражнения проводятся 2 раза в день.

  Завтрак, обед, полдник, любой приём пищи -это короткие беседы о пользе продуктов, из которых приготовлено блюдо и повторение правил этикета: «Овощи и фрукты – полезные продукты»; «Пейте, дети, молоко, будете здоровы» … Полоскание каждым ребёнком после приёма пищи ротика водой комнатной температуры- профилактика кариеса.

    Артикуляционная гимнастика. Простые игровые упражнения (с одновременным проговариванием стишков) для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения. В ходе самостоятельные игры реализуются основные потребности детей в движении, игре и общении.

  Физкультурные, музыкальные занятия также проходят в движении, в игровой форме. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

   А присутствие музыки на занятиях способствует улучшению психологического и физиологического состояния организма ребёнка.

  Продуктивная деятельность способствует развитию навыков пальчиковой умелости, самостоятельности, мышления, внимания, уверенности в себе, в своих силах. Физминутки способствуют снятию усталости, напряжения, переключения на другой вид деятельности, расслабляют.

 Для снятия глазного напряжения проводим гимнастику для глаз.

    Общие игры: хороводные, игры малой подвижности укрепляют социальное здоровье. Имеется картотека подвижных игр. Прогулка способствует оздоровлению организма детей: свежий воздух, солнечные ванны, движение, общение друг с другом, общение с природой.

  Одевание, раздевание – наработка навыков самостоятельности, аккуратности, самоутверждение: «Я могу, я умею», навыков взаимопомощи: «Можно я тебе помогу?», умения обратиться с просьбой, умения договариваться. Всё это способствует укреплению социального здоровья детей.

  Дневной сон способствует расслаблению, отдыху, сохранению, укреплению физического и психического здоровья. Бодрящая гимнастика проводится ежедневно после дневного сна, которая включает в себя босохождение в сочетании с воздушными ваннами, с корригирующими упражнениями, массаж для профилактики плоскостопия и нарушения осанки.

 Активно используем в работе сказкотерапию. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Для психического здоровья детей как раз необходима сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. Соблюдение гигиены в течение дня также способствует сбережению здоровья детей. Такие факторы, как выполнение санитарно-гигиенических требований, личная и общественная гигиена, проветривание, влажная уборка помещений, соблюдение режима питания, режима дня.

     Предметно-пространственная развивающая среда физкультурного уголка (скакалки, гантели, кегли, кубики пластмассовые, мячи разных размеров, кольцеброс, массажоры, палочки, флажки, ленты, «снежки», воротики) также является средством сбережения здоровья детей, так как способствует развитию личности ребёнка, является источником его индивидуальных знаний и социального опыта, обеспечивает физическую активность детей, является основой для их самостоятельной двигательной деятельности.

  Для интересной работы в группе составлены картотеки конспектов ЗОЖ, бесед, пословиц, поговорок, стихов и др.

  Подобраны по теме настольно-печатные игры.

    Есть лэпбук «Азбука здоровья», содержание которого способствует формированию представления детей о здоровом образе жизни (спорте, правильном питании, гигиене). Направлено на развитие логического и творческого мышления. Содержит: - строение тела человека; - полезная и вредная еда; - игра "Спортивное лото"; - физминутки; - стихотворение о здоровом обазе жизни; - виды зимнего и летнего спорта; - информация о гигиене (правильное мытьё рук); - поделка "Улыбка"; - информация "Как правильно чистить зубы"; - гимнастика для глаз; - пословицы и поговорки; - пазл - раскраски; - вращающийся круг "Режим дня"; - загадки.

  Для работы с педагогами по данной теме подобрана методическая литература и составлены консультации.

  Общение с родителями в вечернее время. Дети радуют родителей своими работами по рисованию, аппликации, лепке, конструированию, делятся своими успехами. Одобрение родителей ещё один фактор эмоционального здоровья ребёнка.

  Информационная работа с родителями через папки раскладушки, папки- передвижки, информационные стенды, родительские собрания, консультации, беседы в течение утреннего приёма и в вечернее время, также является здоровьесберегающим фактором.

  Широко в своей работе используем буклеты.

  В. А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь ещё и ещё раз повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависят их духовная жизнь и мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы. Если измерить мои заботы и тревоги о детях в течение первых четырех лет обучения, то добрая половина их — о здоровье».

     Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке (в помещении детского сада, на участке), предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Мы -педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него- эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

  «Забота о человеческом здоровье, тем более о здоровье ребенка – это не просто комплекс санитарно-гигиенических норм и правил, не свод требований к режиму, питанию и отдыху. Это, прежде всего забота о гармонической полноте всех его физических и духовных сил, и венцом этой гармонии является радость творчества» В. А. Сухомлинский.

    Здоровье ребенка превыше всего, Богатство земли не заменит его. Здоровье не купишь, никто не продаст. Его берегите, как сердце, как глаз!!! 

    Желайте себе и окружающим вас людям только добра!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках.

Родительское собрание. Здоровье ребенка - в наших руках....

Проект "Здоровья ребенка в наших руках"

Данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков бережного отношения к своему здоровью. Предусматривает систему работы с родителями по данному вопросу. Необходимость данного мат...

проект родительского собрания "Здоровье ребенка в наших руках"

Познакомить родителей с разными видами зарядки( дыхательной, артикуляционной, зрительной, релакционной ит.д.)....

Здоровье ребенка в наших руках!

В материале дано краткое описание форм работы в МБ ДОУ № 87 г. Белгорода по здоровьесбережению....

ЗДОРОВЬЕ РЕБЕНКА В НАШИХ РУКАХ

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе и нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам ...

Родительское собрание "Здоровье ребенка в наших руках"

Разработка родительского собрания для воспитателей и родителей в дошкольных учреждениях. Педагогический всеобуч "Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ и дома"...