Здоровьесберегающие технологии в детском саду
статья на тему

Токарева Елена Фёдоровна

В статье рассказывается об использовании здоровьесберегающих технологий в детском саду №1 "Скворушка" г. Пионерский

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zdorovesberegayushchie_tehnologii.doc50 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии

в детском саду

Здоровьесбережение детей стало одним из приоритетных направлений государственной политики. Сохранение, укрепление здоровья ребенка является первоосновой его полноценного развития. В настоящее время отмечается усиление оздоровительно-образовательного потенциала физической культуры, включающего в себя формирование культуры движений, осознанной установки детей на здоровый образ жизни, развитие активной жизненной позиции по отношнию к собственному здоровью.

Одним из важнейших направлений развития и оздоровления детей дошкольного возраста является грамотная, высокоэффективная организация здоровьесберегающего процесса. Строить его необходимо на общепедагогических принципах: научности и доступности, непрерывности и практической целеустремленности, гуманизации, динамичности и открытости.

Термин «Здоровьесберегающие технологии» можно рассматривать как качественную характеристику любой образовательной технологии, ее «сертификат безопасности» для здоровья.

В нашем детском саду работа с детьми по физическому воспитанию строится в следующих направлениях:

  • Развитие двигательных качеств
  • Развитие потребности в движениях.
  • Обогащение двигательного опыта за счет освоения полезных основных движений с учетом взаимосвязи их формирования с развитием двигательных качеств.
  • Профилактика и коррекция отклонений
  • Разумное определение нагрузок с учетом гигиенических норм.
  • Использование динамических упражнений разного вида (различные гимнастики, подвижные игры, спортивные упражнения, туризм) для повышения большей сопротивляемости организма к общим заболеваниям.
  • Развитие социально-значимых личностных качеств – настойчивости, любознательности, самостоятельности, организованности.

В работе с детьми используются занятия, которые несут физическую, эмоциональную и познавательную нагрузку.

В связи с этим применяются разнообразные типы занятий:

  • -обучающего характера (вводно-подготовительная часть, общеразвивающие упражнения, основные виды движений, подвижные игры)
  • -игрового характера (для решения задач каждой части подбираю игры с соответствующими движениями)
  • -в сюжетной форме (форме «двигательного рассказа», для повышения интереса к движениям и при закреплении навыков).
  • -музыкально ритмические- основаны на танцевальных движениях.
  • -занятия-тренировки (с элементами спортивных игр)
  • -познавательные из серии «Познай себя» (на этих занятиях дети в доступной, игровой форме получают первичные знания о своем организме. Любимые сказочные герои дают советы о том, как нужно заботиться о себе, чтобы расти здоровыми).
  • - занятия соревнования, где дети в ходе различных эстафет двух команд выявляют победителей.
  • -зачеты, во время которых у детей выявляется уровень двигательных умений и качеств.
  • -тематические.
  • -самостоятельные, когда ребенку предлагается вид движений, дается определенное время и он самостоятельно тренируется.

Помимо физкультурно – оздоровительных задач уделяется большое внимание решению воспитательных задач на занятиях. Тематические занятия неразрывно связаны с лексическими занятиями воспитателей, логопедов, психологов

Только на положительном эмоциональном фоне, значительно увеличиваются функциональные резервные возможности организма, вовлекаются в работу разнообразные мышцы, поэтому физкультурное занятие должно быть радостным событием в режиме дня ребенка.

Вспомогательные средства, которые помогают создавать и корректировать настроение и поведение ребенка, его отношение к движениям являются лучшими помощниками. Это логоритмические упражнения, ритмика, элементы танцев, и конечно музыкальное сопровождение. Ведь это не только фон, но и сюжетные композиции, и образные упражнения. Под музыку движения детей становятся активнее, координированнее, выразительнее и ритмичнее. На занятия, праздники, развлечения музыку подбираются так, чтобы она по содержанию, темпу, форме соответствовала характеру упражнения, общей тематике.

А еще определенный объем знаний о влиянии отдельных физических упражнений на физическое развитие и физическую подготовку дети получают в виде сказок и стихов. С помощью сказки легче объяснить, как работает тот или иной орган под воздействием физических упражнений.

Как помочь ребенку быть здоровым? Одним из ответов находим в использовании нетрадиционных методов оздоровления:

  • -дыхательная гимнастика, которая играет большую роль в профилактике и лечении ряда заболеваний. 
  • -пальчиковая гимнастика, где вырабатывается умение управлять своими движениями, активизируется моторика рук.
  • -су-джок терапия-метод профилактики различных заболеваний с использованием кистей и стоп.
  • -самомассаж, массаж друг другу, который снимает утомление, улучшает кровообращение.
  • -оздоровительный бег (дозированный), который дает эмоциональный заряд, тренирует дыхание.
  • -психогимнастика - сохраняет психическое здоровье и предупреждает эмоциональные расстройства через игротерапию.
  • -аутотренинг-воздействие на подсознание с помощью расслабления мышц, дыхания.
  • -задания на развитие мимики и артикуляции.

Систематически проводятся различные упражнения для коррекции плоскостопия и осанки.

Здоровый образ жизни в детском саду - первооснова его полноценного развития и воспитания. В этом смысле очень важны рационально организованный двигательный режим и разнообразие подвижных мероприятий для детей, одно из которых – утренняя гимнастика. Она проводится ежедневно и имеет разные виды (традиционные, сюжетные, игровые, с элементами ритмики, по схемам и карточкам и т.д.).

По мнению известного педагога и психолога П.П. Блонского, развитие физических качеств тесно связано с развитием психических процессов, в частности, внимания. А подвижная игра способствует развитию целенаправленного внимания, так как она всегда содержит задачу и правила, требующие выполнения. Поэтому подвижные игры являются обязательной частью занятий, праздников, развлечений, прогулок.

Большой популярностью у педагогов нашего детского сада пользуется картотека подвижных игр, собранная для разных возрастов.

Ни у кого не вызывает сомнения, что знания которые мы хотим передать детям, следует завуалировать в образную форму. Нужно вызвать у ребенка сильный эмоциональный отклик, увлечь, захватить, обрадовать, удивить. Для этого в нашем детском саду организуются различные спортивные праздники, праздники здоровья. Смысл праздника состоит в том, чтобы знания пришли к детям через игры, стихи, песни, сюрпризы. Задача праздников, прежде всего, сформировать у детей сознание того, что здоровье зависит от них самих.

Каждому времени года посвящаются свои праздники: «Осенние гуляния», «Здравствуй, гостья – Зима!», «Весеннее раздолье» и др.

Два раза в год, в рамках Дня здоровья, между ребятами подготовительной группы, проводится легкоатлетический забег. Он содержит элементы соревнования, поэтому интересен как участникам, так и зрителям (а это ребята и сотрудники всего детского сада).

Особый эмоциональный отклик оставляет в душе у сборной команды детей детского сада городской спортивный фестиваль дошкольников, который организуется уже на протяжении трех лет в спортивно-оздоровительном комплексе нашего города. И нам приятно видеть, с какой гордостью принимают заслуженные грамоты, медали наши воспитанники.

Для профилактики нарушений опорно–двигательного аппарата, сводов стоп организован кружок «Крепыши», намечены цели, поставлены задачи, составлен перспективный план. Ребята с удовольствием посещают кружок, ждут с нетерпением начала занятий, которые проходят два раза в неделю.

Развивающая педагогика оздоровления ведется также через туристическую деятельность. Из детей подготовительной группы организован туристический отряд «Туристята-Дошколята», разработан проект. Планируя походы, продумываются места отдыха, экипировка детей, их подготовка к маршруту, программа развлечений, сюрпризные моменты и т.д. Во время похода дети знакомятся с родным краем, закрепляют знания о правильном поведении в лесу.

Первые впечатления и чувства всегда сильнее, оставляют неизгладимый след. Поэтому есть основания надеяться, что оздоровительная работа, проводимая в нашем детском саду, не окажется напрасной. Сформировавшиеся у детей знания о том, что крепкое здоровье, сила, ловкость необходимы человеку для полноценного труда, безусловно, скажутся на их отношении к здоровью, желанию укреплять его. Реализовать свои стремления детям помогут хорошо развитые двигательные навыки, приобретенные в детском саду.

 

Практическая часть:

  • Комплекс дыхательной гимнастики
  • «Зайка»- гимнастика для глаз
  • «Волшебные точки»- массаж биологически активных зон для профилактики простудных заболеваний
  • Су-джок массаж
  • «Ласточка», «Пчела», «Жил да был налим»-пальчиковая гимнастика

« Точечный массаж»

1. Первая точка на груди,

Массажируй впереди
1,2,3, 1,2,3 –
Кашель будет позади.
2. В ямку пальчики поставим,
Массажировать начнем
1.2,3, 1,2,3 –
Краснуха, ветрянка
К нам не приходи.
3. Пальчики на шею мы поставим,
И сверху вниз,
И сверху вниз –
Будем качаться
Не нужен нам каприз.
4. Чтоб головка не болела
Массажируем мы смело
1,2,3, 1,2,3 –
Все болезни позади.
5. Возле ушка массажируй,
Про болезни позабудь
1,2,3, 4,5 –
Будем слышать мы опять.
6. Волшебные точки
Всем детям известны
Массаж будем делать.
Нам это полезно.

Гимнастика для глаз “Зайка”

 Вдруг на полянке гномики увидели зайчика.

“Зайка глазками моргал, других зайчиков искал. Вот их сколько, посмотрите, зайчиков скорей берите”

(Каждый ребёнок берёт зайчика на палочке).

– “Зайка вправо поскакал,
Каждый зайку увидал.
Зайка влево поскакал.
Каждый взглядом провожал.
Зайка – вправо, зайка – влево.
Ах, какой зайчонок смелый!”

(дети прослеживают движения зайчика взглядом, голова остаётся в фиксированном положении.)

“Зайка скачет вверх и вниз.
Ты на зайку оглянись.
Зайчик спрятался от нас.
Открывать не надо глаз.”

(Прячут зайку за спину, поворачивая голову, смотрят через правое, а потом через левое плечо. Закрывают глаза на несколько секунд.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...