Статья на тему "Обучение детей рассказыванию об игрушке, набор сюжетных картинок".
статья (младшая группа) на тему

Рамазанова Абуба Гаджиевна

Статья о том, как научить детей правильно описывать игрушку, как в описательной форме передать свои восприятия- зрительные, слуховые, осязательные и др.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Обучение детей рассказыванию об игрушке, набору сюжетных картинок

    Рамазанова Абуба Гаджиевна, воспитатель ДОУ №50 г. Колпино.

 В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке, дети учатся сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связанное последовательное сообщение.

Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия- зрительные, слуховые и др.

Задание: рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть детали, отметить цвет, величину и т.д.

Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц, хитрая лиса; мохнатый, мягкий медвежонок.

Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет- от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому задаются вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Наиболее распространенное средство построения связанного текста (связь между предложениями)- повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?», «Кто колючий?», «У кого на спине иголки?». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок может оперировать в своем ответе. Другой вариант постановки вопроса, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?», «Какие у зайца уши?», «Какой у зайца хвост?».

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить  описать одну из 3-4 игрушек, ну и, конечно, нужен подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Значительное место занимают дидактические игры на описание.

  • «Магазин игрушек (посуды, одежды)» ребенок-покупатель должен описать игрушку, а продавец- отдать.
  • «Чудесный мешочек»
  • «Кто это?»
  • «Что ты нашел?»

Подбор игрушек, предлагаемых для описывания игрушек, могут быть одинаковыми по названию, но разными по виду (большой и маленький мишка, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамида).

         Игра «Кто где живет?»

Установить макеты леса и дома. Принести коробку  с игрушками животных и попросить детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто – в доме.

- Животные заблудились, не знают куда идти, давайте им поможем. (Достаем зайца)

Зайка беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит.

-Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса).

-Какого цвета наш зайчик? Какие у него ушки, хвостик?

Побуждать детей самостоятельно отвечать на вопросы, при необходимости помогать.

Обобщить ответы- Заяц белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. –Где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ошибается просим детей помочь ему)

Корова.

Это корова. Она мычит.

-Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? Корова в деревне живет, ее кормят, а она дает молоко. (Предлагаю отнести корову к дому).

Далее можно  предложить детям поочередно брать игрушки из коробки и спрашивать , где они живут. В конце игры смотрим все ли животные попали к себе домой.

Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

Одним из видов описания игрушки является отгадывание загадки.

«Угадай, кто в корзине».

Берем корзину, прячем в нее игрушку и предлагаем угадать. Загадываем загадки:

- Мягкие лапки,

На лапках-царапки.

На молоко глядит,

«Мяу-мяу!-говорит.

Из корзины показывается кошачья лапа.

-Чья это лапка, как вы думаете?

-Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать?

(Белая, пушистая, мягкая и т. д.)

-С нами дружит,

Верно служит,

Хвостиком виляет,

«Гав-гав!- лает. (Из корзины высовывается виляющий хвостик)

-Чей хвостик? Кто в корзине?

Собачка какая, что она делает, как она лает?

-Кто еще остался в корзине? И т. д.

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.



Предварительный просмотр:

Обучение детей рассказыванию об игрушке, набору сюжетных картинок

    Рамазанова Абуба Гаджиевна, воспитатель ДОУ №50 г. Колпино.

 В процессе занятий по обучению детей рассказыванию об игрушке, дети учатся сопоставлять существенные признаки предмета, объединять отдельные высказывания в связанное последовательное сообщение.

Дети внимательно рассматривают предметы, игрушки, действуют с ними и учатся передавать в речи (в описательной форме) свои восприятия- зрительные, слуховые и др.

Задание: рассказать об игрушке побуждает ребенка внимательно рассмотреть детали, отметить цвет, величину и т.д.

Можно специально дать образные слова и словосочетания: пугливый заяц, хитрая лиса; мохнатый, мягкий медвежонок.

Последовательность изложения в описании зависит от умения детей поэтапно обследовать предмет- от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. Поэтому задаются вопросы в определенном порядке, учит детей думать, в какой последовательности они будут описывать игрушку. Это поможет соблюдать логику описания.

Наиболее распространенное средство построения связанного текста (связь между предложениями)- повтор слов. Рассматривая ежа, можно провести упражнение: «Кто это?», «Кто колючий?», «У кого на спине иголки?». В вопросе содержится ключевое слово, которым ребенок может оперировать в своем ответе. Другой вариант постановки вопроса, когда правильная форма повторяющихся слов заключается в самом вопросе: «Кто это?», «Какие у зайца уши?», «Какой у зайца хвост?».

Когда дети научатся описывать игрушку с помощью взрослого, можно предложить  описать одну из 3-4 игрушек, ну и, конечно, нужен подсказ слова, дополнение, совместное описание, поощрение.

Значительное место занимают дидактические игры на описание.

  • «Магазин игрушек (посуды, одежды)» ребенок-покупатель должен описать игрушку, а продавец- отдать.
  • «Чудесный мешочек»
  • «Кто это?»
  • «Что ты нашел?»

Подбор игрушек, предлагаемых для описывания игрушек, могут быть одинаковыми по названию, но разными по виду (большой и маленький мишка, кукла с косичками и кукла с бантом, красная и зеленая пирамида).

         Игра «Кто где живет?»

Установить макеты леса и дома. Принести коробку  с игрушками животных и попросить детей помочь разобраться, кто живет в лесу, а кто – в доме.

- Животные заблудились, не знают куда идти, давайте им поможем. (Достаем зайца)

Зайка беленький сидит, ушами шевелит и нам что-то говорит.

-Спросите у зайца, откуда он прибежал к нам? (Из леса).

-Какого цвета наш зайчик? Какие у него ушки, хвостик?

Побуждать детей самостоятельно отвечать на вопросы, при необходимости помогать.

Обобщить ответы- Заяц белый, уши у него длинные, а хвостик короткий, маленький. –Где живет заяц? Отнеси зайца туда, где он живет. (Если ошибается просим детей помочь ему)

Корова.

Это корова. Она мычит.

-Как вы думаете, корова тоже в лесу живет? Корова в деревне живет, ее кормят, а она дает молоко. (Предлагаю отнести корову к дому).

Далее можно  предложить детям поочередно брать игрушки из коробки и спрашивать , где они живут. В конце игры смотрим все ли животные попали к себе домой.

Для описания следует подбирать игрушки, которые бы привлекали внимание детей, были яркими, выразительными, выделялись своим внешним видом, чтобы о них можно было высказать свое мнение, сравнить (две куклы в разных костюмах; два зайца, разные по цвету и размеру).

Одним из видов описания игрушки является отгадывание загадки.

«Угадай, кто в корзине».

Берем корзину, прячем в нее игрушку и предлагаем угадать. Загадываем загадки:

- Мягкие лапки,

На лапках-царапки.

На молоко глядит,

«Мяу-мяу!-говорит.

Из корзины показывается кошачья лапа.

-Чья это лапка, как вы думаете?

-Вот какая красивая кошечка у нас! Кошка какая? Что про нее можно сказать?

(Белая, пушистая, мягкая и т. д.)

-С нами дружит,

Верно служит,

Хвостиком виляет,

«Гав-гав!- лает. (Из корзины высовывается виляющий хвостик)

-Чей хвостик? Кто в корзине?

Собачка какая, что она делает, как она лает?

-Кто еще остался в корзине? И т. д.

Отгадывание загадок можно связать с рассматриванием игрушек перед их описанием или рассказыванием по ним. Постепенно дети подводятся к самостоятельному составлению загадок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Обучение составлению рассказов по набору сюжетных картинок с использованием моделирования"

Занятие по развитию речи по сказке Г.Х. Андерсена " Гадкий утенок" ( подготовительная группа.)...

Конспект творческого рассказывания для детей подготовительной группы по одной из сюжетных картинок (тематический набор сюжетных картинок).

Цель. Формирование  навыка составления небольшого рассказа творческого характера по картинке, предложенной воспитателем из серии сюжетных картинок «Бумажный кораблик».Задачи-  учить детей пр...

Обучение детей рассказыванию по игрушкам

Рассказывание по игрушкам...

Статья: "Формирование взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста в сюжетно-ролевой игре"

Значимость игровой деятельности детей в их развитии всегда была и будет высоко оцениваться педагогами дошкольного образования....

Наборы сюжетных картинок для составления рассказов по развитию речи

Аннотация к наборам "Составляем рассказ по серии сюжетных картинок"- Развитие речи.- Расширение словарного запаса.- Серии из 2, 3, 4 и 5 картинок.Для детей 5-6 летПодробнее:http://www.labiri...

Использование в работе приёмов связной речи: рассказывание, работа с сериями сюжетных картинок, использование схем

           Сформированная связная речь – важнейшее условие успешности обучения ребенка в школе.  В настоящее время ведётся активная работа по подготовке...

Развитие речи у детей дошкольного возраста посредством использования сюжетных картинок (Выступление из опыта работы)

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных  явлениях, но и воздействует...