Утренняя гимнастика как форма оздоровительной работы с детьми в ДОУ
консультация на тему

Григорьева Анна Олеговна

Утренняя гимнастика

как форма оздоровительной работы с детьми в ДОУ

 

Воспитатель  Григорьева А.О.

 

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стихами.

Утренняя гимнастика благотворно воздействует на тонус нервной системы ребенка; усилению работы всех органов и систем организма; устранение некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т.д.); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами  (умывание, обтирание, обливание).

Утренняя гимнастика проводится до завтрака, на воздухе или в хорошо проветриваемом  помещении ( в зависимости от экологических и погодных условий).

Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность в занятии физическими упражнениями.

 

Виды утренней гимнастики

 

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности: непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег; непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 минуты); разные построения; упражнения общеразвивающего воздействия (5-7 упражнений); бег (30 секунд); подскоки на месте; непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.

Утренняя гимнастика проводится с применением  общеразвивающих упражнений как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.

 Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.

В практике дошкольных учреждений могут быть внесены разные варианты традиционного комплекса утренней гимнастики, отличающиеся по содержанию и методике проведения. К ним относится утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий; утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек; утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями; утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 упражнений имитационного характера («снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т.д.). Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

  Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличение нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

    Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (небольшими группами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка (3-4 упражнения общеразвивающего действия). Затем дается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей, возраста детей и времени года. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений. Неограниченные возможности для творчества движений и разнообразие музыки.

 

Структура и содержание утренней гимнастики в ДОУ

 

Утренняя гимнастика направлена на развитие организма и важным фактором является определенная последовательность упражнений - структура.

Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.

Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.

Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.

Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

При выполнении гимнастики важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.

Длительность утренней гимнастики для детей 3-4 лет составляет 5-6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега, иногда несложные игровые задания. Это небольшая разминка. Время бега для возрастных групп: младшая 10-20 с.; средняя – 20-25 с.; старшая 25-30 с.; подготовительная 30-40 с.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе).

Общеразвивающие  упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сверху - вниз. Количество общеразвивающих упражнений, и их дозировка увеличивается с возрастом детей: младшая группа 3-4 упражнения 3-4 повторения; вторая младшая группа 4 упражнения 4-5 повторений; средняя группа 4-5 упражнений 5-6 повторений; старшая группа 5-6 упражнений 6-8 повторений, подготовительная группа 6-8 упражнений 8-12 повторений.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, пальчиковые гимнастики,  упражнения для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, массаж и др.

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции.

 

Методика планирования, организации и проведения утренней гимнастики для детей в различных возрастных группах

 

Утреннюю гимнастику планируют в соответствии с физической, психической и эмоциональной нагрузкой для детей всех возрастных групп.

При планировании и проведении утренней гимнастики на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное количество времени. При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

Физическая нагрузка возрастает постепенно и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной ― 10―12 мин.

Утренняя гимнастика  благотворно влияет на организм и способствует хорошему настроению. Утреннюю гимнастику важно проводить эмоционально, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.

В начале утренней гимнастики часто проводится ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине, животе. Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

 

 

Младшая группа

В начале года детей перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную.

Физическая нагрузка зависит от общей продолжительности утренней гимнастики и составляет в первой младшей возрастной группе 4-5 минут; во второй младшей 5―6 минут.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для младшей группы составляет 10-20 секунд.

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Количество общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы рекомендуется 3―4 упражнения, для второй младшей группы ― 4 упражнения.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшей группы выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшей группе проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшей группе используется узкая стойка ноги врозь.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

При выполнении общеразвивающих упражнений для детей младшего возраста используется имитация. Комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

 

Средняя группа

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей средней группы обычно строят в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается,  для  средней группы составляет  20-25 секунд.

Количество общеразвивающих упражнений для детей средней группы рекомендуется 4-5 упражнения.  

В средней группе воспитатель сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

В средней группе при выполнении общеразвивающих упражнений имитация используется только при выполнении некоторых упражнений.

 

Старшая группа

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для старшей группы составляет 25-30 секунд,  для подготовительной группы ― 30-40 секунд.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30.

Количество общеразвивающих упражнений для детей старшей группы рекомендуется 6-8 упражнений, для подготовительной группы 8―10 упражнений. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются по 8―10 упражнений; а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 упражнений.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми старшей группы  выполняются из исходного положения основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в старшей группе проводятся из исходного положения стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в старшей группе используется основная стойка.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

При выполнении общеразвивающих упражнений в старшей группе используется имитация для выполнения отдельных элементов упражнения.

 

 

 

Польза утренней гимнастики на организм человека неоспорима и имеет огромное значение в основе организации режима дня. Мной был изучен материал по данной теме, и подводя итог,  предлагаю некоторые рекомендации по проведению утренней гимнастики.

ü   Не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;

ü   Никакой заорганизованности, строгих правил и требований;

ü   Необходимо обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения, чтобы ребенок  выполняя их, получал радость;

ü   Важно правильно дозировать физические нагрузки;

ü   В зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивать ее, изменяя темп, при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма;

ü   Гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны.

Литература

 

1.      Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

 

2.      Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

 

3.      Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 94 с.;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Утренняя гимнастика D:\спорт-шариков-19549556.jpg

как форма оздоровительной работы с детьми в ДОУ

Воспитатель  Григорьева А.О.

Утренняя гимнастика – это комплекс упражнений, который настраивает, заряжает весь организм человека положительной энергией и бодростью на весь предстоящий день в целом. Для того чтобы создать положительную эмоциональную атмосферу рекомендуется сопровождать все движения музыкой, веселыми песенками или стихами.

Утренняя гимнастика благотворно воздействует на тонус нервной системы ребенка; усилению работы всех органов и систем организма; устранение некоторых последствий сна (отечность, вялость, сонливость и т.д.); оздоровлению организма в целом; развитию физических качеств и способностей детей; закреплению двигательных навыков.

Ежедневное выполнение физических упражнений под руководством взрослого способствует проявлению определенных волевых усилий, вырабатывает у детей полезную привычку начинать день с утренней гимнастики. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ.

Оздоровительное воздействие утреней гимнастики усиливается, если она проводится на открытом воздухе и сопровождается водными процедурами  (умывание, обтирание, обливание).

Утренняя гимнастика проводится до завтрака, на воздухе или в хорошо проветриваемом  помещении ( в зависимости от экологических и погодных условий).

Утренняя гимнастика, предупреждает нарушение осанки и деформации скелета, плоскостопие, хорошо укрепляет весь организм и повышает сопротивляемость его к различным заболеваниям. Следует помнить, что разнообразные движения, выполняемые ребенком, воспитывают у него ряд жизненно необходимых навыков в ходьбе, беге, метании и т.д., потребность в занятии физическими упражнениями.

Виды утренней гимнастики

Традиционный комплекс утренней гимнастики выполняется в следующей последовательности: непродолжительная ходьба разного вида, постепенно переходящая в бег; непрерывный бег в умеренном темпе (1,5-3 минуты); разные построения; упражнения общеразвивающего воздействия (5-7 упражнений); бег (30 секунд); подскоки на месте; непродолжительная ходьба с дыхательными упражнениями.

Утренняя гимнастика проводится с применением  общеразвивающих упражнений как с пособиями, так и без них. Упражнения проводятся из разных исходных положений – стоя на коленях, сидя, лежа на животе.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

 Комплекс утренней гимнастики следует повторять в течении одной, двух недель в зависимости от сложности его содержания. Воспитатель кратко и четко объясняет задание, напоминает исходное положение, вид предстоящего движения, требования к качеству выполнения и необходимое количество движений.

В практике дошкольных учреждений могут быть внесены разные варианты традиционного комплекса утренней гимнастики, отличающиеся по содержанию и методике проведения. К ним относится утренняя гимнастика игрового характера; утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий; утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек; утренняя гимнастика с музыкально-ритмическими движениями; утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров.

Утренняя гимнастика игрового характера включает в себя 2-3 подвижных игры разной степени интенсивности («Парный бег», «Удочка», «Сделай фигуру») или 5-7 упражнений имитационного характера («снежинки кружатся», «бабочки летают», «цапля стоит на одной ноге и достает лягушку», «птичка машет крыльями» и т.д.). Можно создать целый сюжет из имитационных упражнений. В конце предлагаются дыхательные упражнения.

  Утренняя гимнастика с использованием полосы препятствий позволяет предлагать детям упражнения с постепенным увеличение нагрузки, усложнять двигательные задания, включать разные виды движений с увеличением числа повторов и темпа движений, чередовать физкультурные пособия. Можно создать разные полосы препятствий с использованием разнообразных модулей. Современные гимнастические модули легки, быстро собираются и разбираются. Они позволяют изобретать огромное количество полос препятствий. Например, легко составить такую полосу препятствий: пройти по кирпичикам, перешагивая и перепрыгивая через них, вбежать на наклонный мостик и спрыгнуть с него, подлезть под дуги разных размеров, прокатить цилиндр, попрыгать на батуте и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

    Утренняя гимнастика с включением оздоровительных пробежек проводится обязательно на воздухе, во время приема детей (небольшими группами по 5-7 человек). Вначале детям предлагается короткая разминка (3-4 упражнения общеразвивающего действия). Затем дается пробежка со средней скоростью на расстояние 100-200-300м (один - два раза в чередовании с ходьбой) в зависимости от индивидуальных возможностей, возраста детей и времени года. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием простейших тренажеров помогает существенно оптимизировать и разнообразить физкультурно-оздоровительные занятия с детьми. Можно использовать гантели, детские экспандеры, резинки и т.д. В заключении предлагаются дыхательные упражнения.

Утренняя гимнастика с использованием музыкально-ритмических движений. Неограниченные возможности для творчества движений и разнообразие музыки.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

Структура и содержание утренней гимнастики в ДОУ

Утренняя гимнастика направлена на развитие организма и важным фактором является определенная последовательность упражнений - структура.

Первое упражнение – поднимание рук вверх или в стороны. Это упражнение помогает выпрямить позвоночник, улучшить кровообращение в мышцах плечевого пояса и рук.

Второе упражнение – приседания. Это упражнение для укрепления мышц ног, увеличения подвижности суставов ног и улучшения кровообращения.

Третье упражнение – различные наклоны вперед и назад, вверх вниз. Это упражнение укрепляет мышцы туловища, спины, живота, увеличивает подвижность и эластичность позвоночника, улучшает деятельность органов брюшной полости.

Четвертое упражнение – отжимание: мальчики от пола, а девочки от стола или скамейки. Это упражнение развивает мышцы рук и плечевого пояса.

Пятое упражнение – наклоны в стороны. Это упражнение усиливает боковые мышцы туловища и повышает тонус брюшной полости.

Шестое упражнение – маховые движения ногами и руками. Это упражнение увеличивает подвижности суставов рук и ног.

Седьмое упражнение – прыжки и бег (можно на месте). Это упражнение усиливает обмен веществ в организме, повышает деятельность органов дыхания и кровообращения.

Восьмое упражнение – медленные шаги на месте и взмахи руками вверх и вниз. Это упражнение для успокоения дыхания.

При выполнении гимнастики важно следить за дыханием ребенка. Вдох должен быть глубоким через нос, а выдох – медленным и продолжительным через рот.

Длительность утренней гимнастики для детей 3-4 лет составляет 5-6 минут, постепенно время увеличивается и в подготовительной к школе группе доходит до 10—12 минут. Комплекс утренней гимнастики планируется на две недели и состоит из трех частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная часть включает в себя различные виды ходьбы и бега, иногда несложные игровые задания. Это небольшая разминка. Время бега для возрастных групп: младшая 10-20 с.; средняя – 20-25 с.; старшая 25-30 с.; подготовительная 30-40 с.

Основная часть – общеразвивающие упражнения с предметами и без предметов. Данные упражнения способствуют оздоровлению организма, развивают силу мышц, подвижность суставов, формируют правильную осанку и умение ориентироваться в пространстве. При выполнении гимнастических упражнений необходимо соблюдать и чередовать исходные положения (стоя, сидя, лежа на спине, на животе).D:\спорт-шариков-19549556.jpg

Общеразвивающие  упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сверху - вниз. Количество общеразвивающих упражнений, и их дозировка увеличивается с возрастом детей: младшая группа 3-4 упражнения 3-4 повторения; вторая младшая группа 4 упражнения 4-5 повторений; средняя группа 4-5 упражнений 5-6 повторений; старшая группа 5-6 упражнений 6-8 повторений, подготовительная группа 6-8 упражнений 8-12 повторений.

В заключительной части утренней гимнастики проводится ходьба в умеренном темпе и игры малой подвижности для восстановления дыхания, включаются элементы здоровьесберегающих технологий, способствующие полноценному физическому развитию: упражнения на восстановление дыхания, пальчиковые гимнастики,  упражнения для глаз, упражнения для профилактики плоскостопия, массаж и др.

Утренняя гимнастика пройдет эффективнее и увлекательней в сопровождении музыки. Музыка создает хорошее настроение и вызывает положительные эмоции.

Методика планирования, организации и проведения утренней гимнастики для детей в различных возрастных группах

Утреннюю гимнастику планируют в соответствии с физической, психической и эмоциональной нагрузкой для детей всех возрастных групп.

При планировании и проведении утренней гимнастики на объяснения и показ упражнений, на раздачу физкультурного инвентаря и перестроения отводится минимальное количество времени. При проведении общеразвивающих упражнений с предметами нужно продумать порядок их раздачи и сбора, предусмотреть такое построение группы, чтобы дети не мешали друг другу.

Физическая нагрузка возрастает постепенно и снижается к концу утренней гимнастики. Физическая нагрузка возрастает за счет увеличения количества повторений каждого движения, темпа их выполнения и уменьшения интервала между упражнениями. Она зависит и от общей продолжительности утренней гимнастики: в первой младшей группе длительность ее составляет 4―5 мин; во второй младшей ― 5―6 мин; в средней ― 6―8 мин; в старшей ― 8―10 мин; в подготовительной ― 10―12 мин.

Утренняя гимнастика  благотворно влияет на организм и способствует хорошему настроению. Утреннюю гимнастику важно проводить эмоционально, используя различные приемы, музыкальное сопровождение. Однако физические упражнения и музыка не должны чрезмерно возбуждать детей, потому что это может привести к усталости и снижению аппетита.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

В начале утренней гимнастики часто проводится ходьба на месте (обычная, с высоким подниманием колен). При проведении ходьбы с высоким подниманием колен используется имитация («лошадки», «цапли», «ходьба по глубокому снегу»). Это помогает организовать детей, сосредоточить их внимание.

Целесообразно в начале и в конце утренней гимнастики для предупреждения плоскостопия давать разные виды ходьбы в следующем сочетании: обычная ходьба, па носках, пятках, краях стоп. Такое сочетание повторяется 6―8 раз.

Полезно менять скорость ходьбы ― от медленной до быстрой, от быстрой до медленной (с ускорением и замедлением).

Нужно следить, чтобы дети при ходьбе не шаркали ногами, не раскачивались, голову держали прямо, ритмично размахивали руками, дышали через нос. Воспитатель соответствующими указаниями предупреждает ошибки, а если они все же возникают, исправляет их, не прекращая ходьбы.

Перед общеразвивающими упражнениями бег выполняется в среднем темпе и чередуется с ходьбой. После же выполнения общеразвивающих упражнений бег проводится в более быстром темпе для тренировки сердечнососудистой и дыхательной систем. Чередование бега с ходьбой повторяется 2―3 раза.

Общеразвивающие упражнения для утренней гимнастики подбираются в следующей последовательности: сначала даются упражнения для мышц рук и плечевого пояса, после этого целесообразны упражнения, укрепляющие мышцы туловища и ног.

В конце гимнастики, после бега в чередовании с прыжками и ходьбой, могут выполняться упражнения для плечевого пояса и рук, которые помогают успокоить организм.

Упражнения для крупных мышц (особенно в старшем возрасте) сочетают с движениями для мышц шеи, кистей, пальцев рук и стопы. Например, при поднимании рук вверх рекомендуется одновременно сжимать кисти в кулаки и разжимать их.

Количество общеразвивающих упражнений и их дозировка увеличиваются с возрастом детей, по мере улучшения физического развития и физической подготовленности.

Упражнения могут выполняться в разном темпе, например: сначала 2―3 раза в среднем темпе, потом 3―4 раза в быстром, потом 2―3 раза в медленном. Это увеличивает физическую нагрузку на организм, способствует развитию быстроты, увеличивает интерес детей к занятию.

Общеразвивающие упражнения выполняются из разных исходных положений тела: стоя, сидя, лежа на спине, животе. Исходные положения лежа, сидя выгодны тем, что снимают давление массы тела на позвоночник и неокрепший свод стопы, позволяют увеличивать напряжение отдельных мышц. Поэтому на утренней гимнастике рекомендуется пользоваться стульями, гимнастическими скамейками для выполнения упражнений из исходных положений сидя.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

Во время утренней гимнастики воспитатель внимательно наблюдает за каждым ребенком и, если возникает необходимость, оказывает физическую помощь отдельным детям, делает указания, подбадривает (особенно детей младшего возраста).

В процессе утренней гимнастики воспитатель следит, чтобы каждое упражнение заканчивалось хорошим выпрямлением туловища, что способствует укреплению мышц, поддерживающих прямое положение тела, а также закреплению навыка правильной осанки.

При выполнении упражнений воспитатель закрепляет у детей навыки правильного дыхания.

Музыкальное сопровождение на утренней гимнастике помогает детям одновременно начинать и своевременно заканчивать упражнение, определяет темп отдельных элементов движения, вызывает положительные эмоции и создает бодрое настроение. Дети учатся слушать музыку и согласовывать движения с ее характером, выполнять упражнения четко, выразительно, плавно.

Особенности методики проведения утренней гимнастики на площадке. Весной и летом, как правило, утренняя гимнастика проводится с детьми всех возрастных групп на участке. Воспитатель в зависимости от погоды подбирает упражнения и регулирует физическую нагрузку: при понижении температуры увеличивает ее, изменяя темп выполнения; при повышении температуры снижает, чтобы избежать перегревания организма.

Поздней осенью и зимой утренняя гимнастика может проводиться на участке с детьми, наиболее физически подготовленными и закаленными. Упражнения подбираются с учетом температуры, одежды и выполняются в более энергичном темпе. Особенно тщательно надо следить за тем, чтобы дети не охлаждались.

Младшая группа

В начале года детей перед выполнением упражнений не строят: они ходят и бегают врассыпную. В дальнейшем утренняя гимнастика и в этой группе начинается с построения в колонну по одному или в одну шеренгу.

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей младшего возраста строят в круг, врассыпную. D:\спорт-шариков-19549556.jpg

Физическая нагрузка зависит от общей продолжительности утренней гимнастики и составляет в первой младшей возрастной группе 4-5 минут; во второй младшей 5―6 минут.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для младшей группы составляет 10-20 секунд.

В младших группах при прыжках применяется имитация («зайчики», «мячики»).

Количество общеразвивающих упражнений для детей первой младшей группы рекомендуется 3―4 упражнения, для второй младшей группы ― 4 упражнения.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми младшей группы выполняются из исходного положения узкая стойка ноги врозь.

Упражнения для мышц туловища в младшей группе проводятся из исходного положения узкая стойка ноги врозь, стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в младшей группе используется узкая стойка ноги врозь.

В младших группах воспитатель выполняет общеразвивающие упражнения вместе с детьми.

При выполнении общеразвивающих упражнений для детей младшего возраста используется имитация. Комплексы построены в сюжетной форме и на одном образе («птички», «бабочки», «часики», «самолеты» и др.). Указания даются детям соответственно подобранному образу (например, «воробышки полетели»). Во второй младшей группе дети подражают разным образам в одном комплексе.

Средняя группа

Для выполнения общеразвивающих упражнений детей средней группы обычно строят в колонну по три, по четыре. При таком построении воспитателю легче наблюдать за качеством выполнения общеразвивающих упражнений всеми детьми, обращать внимание на правильную осанку.

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается,  для  средней группы составляет  20-25 секунд.

Количество общеразвивающих упражнений для детей средней группы рекомендуется 4-5 упражнения.  

В средней группе воспитатель сначала называет упражнение, кратко объясняет его (если нужно, показывает), а затем подает команду для исходного положения и выполнения. При объяснении внимание детей фиксируется на наиболее трудных элементах упражнения. Если ошибки все же возникают, то указания к их исправлению даются в ходе выполнения упражнения. Указания должны быть направлены на уточнение представления об элементах упражнения и способствовать правильному их выполнению. Этому помогает сочетание счета со словами, обозначающими элементы техники, или даже замена счета конкретными словами (например, вместо «раз» воспитатель говорит: «Присели, спина прямая»).

В средней группе при выполнении общеразвивающих упражнений имитация используется только при выполнении некоторых упражнений.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

Старшая группа

Продолжительность бега без перерыва постепенно увеличивается и для старшей группы составляет 25-30 секунд,  для подготовительной группы ― 30-40 секунд.

В утреннюю гимнастику включаются разные виды прыжков: прыжки на одной и двух ногах на месте и с продвижением в разных направлениях (вперед, назад, в стороны, и др.); перепрыгивание через предметы (палки, обручи, кубики); Для детей старшего возраста общее количество прыжков на утренней гимнастике можно довести до 25―30.

Количество общеразвивающих упражнений для детей старшей группы рекомендуется 6-8 упражнений, для подготовительной группы 8―10 упражнений. При этом упражнения для рук и плечевого пояса повторяются по 8―10 упражнений; а более трудные ― для мышц живота, спины ― 4―6 упражнений.

Упражнения для рук и плечевого пояса детьми старшей группы  выполняются из исходного положения основная стойка, сомкнутая стоика.

Упражнения для мышц туловища в старшей группе проводятся из исходного положения стойка ноги врозь, широкая стойка ноги врозь.

В упражнениях для ног в старшей группе используется основная стойка.

В старшем возрасте больший объем занимают общеразвивающие упражнения без предметов.

В старшем возрасте дети могут выполнять упражнение по названию, но иногда и в старшей группе воспитатель делает упражнение вместе с детьми. Это сокращает время на напоминание и увеличивает физическую нагрузку на организм. Следуя действиям воспитателя, дети уточняют представление о технике движения и стараются исправить ошибки. Но такое совместное выполнение упражнения целесообразно только в том случае, когда воспитатель видит всю группу и может наблюдать за действиями детей и их поведением (при наклонах в стороны, при приседаниях и др.). Иногда впереди группы ставят ребенка, который правильно делает упражнения.

При выполнении общеразвивающих упражнений в старшей группе используется имитация для выполнения отдельных элементов упражнения.

Польза утренней гимнастики на организм человека неоспорима и имеет огромное значение в основе организации режима дня. Мной был изучен материал по данной теме, и подводя итог,  предлагаю некоторые рекомендации по проведению утренней гимнастики.D:\спорт-шариков-19549556.jpg

  • Не должно быть гимнастики по принуждению. Если ребенок не хочет заниматься сегодня, не надо его заставлять, но причину такого поведения следует понять;
  • Никакой заорганизованности, строгих правил и требований;
  • Необходимо обеспечить полную раскованность в поведении, приподнять эмоциональное состояние и по возможности подобрать такие движения, чтобы ребенок  выполняя их, получал радость;
  • Важно правильно дозировать физические нагрузки;
  • В зависимости от погоды необходимо подбирать упражнения и регулировать физическую нагрузку. При понижении температуры увеличивать ее, изменяя темп, при повышении температуры снижать, чтобы избежать перегревания организма;
  • Гимнастика проводится в чистом помещении с открытыми окнами в теплый период или хорошо проветренном зале. Форма одежды шорты, футболка, чешки. Такой порядок в течение всего года постепенно приучает организм к прохладной температуре и придает утренней гимнастике значение закаливающей процедуры - воздушной ванны.

Литература

  1. Евдокимова Е.С. Педагогическая поддержка семьи в воспитании дошкольника. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – 96 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

  1. Кочеткова Л.В. Оздоровление детей в условиях детского сада. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 112 с. – (Библиотека руководителя ДОУ);

  1. Степаненкова Э.Я. Физическое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации: для занятий с детьми 2-7 лет / Э.Я. Степаненкова. М.: Мозаика-Синтез, 2005. - 94 с.;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка "Формы оздоровительной работы с детьми в течение дня"

В памятке представлены разнообразные формы оздоровительной работы с детьми в течение дня...

УТРЕННЯЯ ГИМНАСТИКА НА СВЕЖЕМ ВОЗДУХЕ С ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ БЕГОМ ПОД МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ КАК ФОРМА ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ

В настоящее время  актуальна  проблема поиска эффективных путей укрепления здоровья ребенка, коррекции недостатков физического развития, профилактики заболеваний и увеличения двигательной ак...

Методическое пособие к опыту работы "Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми"

Методическое пособие представлено в мультимедийном формате, состоит из двух частей:1.Теоретическая: текстовый файл – теоретическое обоснование, методические рекомендации по организации утренней гимнас...

Утренняя гимнастика на свежем воздухе с оздоровительным бегом под музыкальное сопровождение как форма оздоровительной работы с детьми

В последнее время отмечается тендения к использованию разнообразных средств физической культуры с лечебной направленностью. В большенстве случаев это различные направления оздоровительных видов гимнас...

Формы оздоровительной работы с детьми

Работа с детьми, способствущая укреплению здоровья....

Городской методический семинар инструкторов по физической культуре на тему: "Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми"

Уважаемые коллеги, предлагаю Вашему вниманию один из моих первых методических семинаров по ГПБ (горизонтальному пластическому балету). Он может заинтересовать хореографов и инструкторов по физической ...

"Горизонтальный пластический балет как одна из форм оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста"

Горизонтальный пластический балет позволяет отойти от традиционных физкультурных занятий, объединив положительные черты художественной гимнастики, балета, аэробики, музыкального занятия. Он оказывает ...