Семинар по ОБЖ
консультация по обж по теме

Донец Светлана Леонидовна

ДЛя педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Семинар по ОБЖ78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Городской семинар по теме: Организация работы по ОБЖ в дошкольном учреждении.

Дата проведения: 19.03.2014

Ход выступления:

А) Общие положения

Модернизация   российского  образования  предполагает  не  только масштабные структурные,    институциональные,     организационно     - экономические изменения, но в первую очередь - значительное обновление содержания  общего  образования,  приведение  его  в  соответствие   с федеральными государственными требованиями.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Охрана, защита и укрепление физического, психического здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни – одна из основных задач дошкольного учреждения.

Понятие безопасности жизнедеятельности в ДОУ ранее включало в себя следующие аспекты:

- охрана жизни и здоровья детей,

- обеспечение безопасных условий труда сотрудников ДОУ.

Но современный мир изменил подход к проблеме безопасности, в нее вошли и такие понятия, как экологическая катастрофа и терроризм. 

Цель: создание на базе детского сада единого безопасного  образовательного пространства в условиях города.

 Основными задачами  в области обеспечения безопасности образовательного пространства являются:

1. Изучение и реализация основных направлений законодательства РФ по вопросам безопасности, разработка и внедрение нормативно- правовых, методических и иных локальных актов, инструкций по формированию безопасного образовательного пространства;

2. Наращивание опыта межведомственного, комплексного и многоуровневого подходов при формировании безопасного образовательного пространства;

3. Аттестация образовательного учреждения по созданию медико- социальных, организационно – технических условий, обеспечивающих безопасность и сохранение здоровья всех участников воспитательно- образовательного процесса;

4. Обеспечение выполнения сотрудниками и воспитанниками ДОУ требований законодательных и других нормативно – правовых актов, регламентирующих создание здоровых и безопасных условий воспитания;

5. Предотвращение несчастных случаев с детьми и сотрудниками в ходе образовательного процесса;

6. Профилактика производственного травматизма;

7. Выполнение правил пожарной безопасности и соблюдение противопожарного режима;

8. Формирование у воспитанников и сотрудников устойчивых навыков безопасного поведения при возникновении чрезвычайных ситуаций»

9. Оснащение образовательного учреждения противопожарным и охранным оборудованием, средствами защиты и пожаротушения;

10. Повышение эффективности работы по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма, взаимодействие с отделами ГИБДД города;

11. Обеспечение безопасной эксплуатации здания, оборудования и технических средств обучения.

Проблема  безопасности в нашем ДОУ определяется несколькими направлениями:

1. Обеспечение охраны труда сотрудников ДОУ

2. Обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (пожарная безопасность, личная безопасность, безопасность в быту, профилактика дорожно – транспортного травматизма)

3. Пожарная безопасность

4. Антитеррористическая защита

5. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

Рассмотрим пункт «Организация работы с детьми по ОБЖ в дошкольном учреждении»

Основы безопасности жизнедеятельности в общем образовании - это   единая,   непрерывная  система  целенаправленной  педагогической работы,  обеспечивающая надлежащий уровень подготовленности человека в области    безопасности   жизнедеятельности   личности,   общества   и государства, сохранения и укрепления своего здоровья.

Общими задачами выступают:

     - вооружение  будущих  граждан психологическими и педагогическими знаниями  в  объеме,  обеспечивающем  понимание  ими  проблем  личной, общественной  и государственной безопасности в жизни и способов личной подготовки к их решению;

   - развитие  бдительности, осмотрительности, разумной осторожности  и педагогической ориентированности (установки) на выявление и принятие во   внимание   различных  негативных  факторов  при  оценке  угроз  и опасностей и преодолении их трудностей;

     - повышение   уровня   своих   знаний  и  навыков  в  обеспечении безопасности  жизнедеятельности,  уверенности  в  успешном преодолении трудностей,  веры  в успех при столкновении с опасными и неадекватными ситуациями;

    - формирование привычек, навыков, умений, обеспечивающих успешные действия  при  решении  вопросов  личной  и общественной безопасности, умение    систематизировать    знания    по    вопросам   безопасности жизнедеятельности и эффективно применять их в повседневной жизни;

 - формирование  установок  на  совместные, согласованные действия при  попадании  в опасные ситуации в составе группы, а также навыков и умений совместных действий и оказания само- и взаимопомощи;

- совершенствование   правового,   нравственного,  эстетического, экономического   и   экологического   понимания   задач   безопасности жизнедеятельности; формирование взглядов, убеждений, идеалов жизненной позиции,  согласующихся  с  Декларацией  прав  человека  и  Концепцией национальной безопасности Российской Федерации.

При  этом  более  детальному  изучению подлежат следующие тематические направления:

  - безопасность   в  бытовой  (городской)  среде  (безопасность  в населенном   пункте,   безопасное   участие   в   дорожном   движении, безопасность на транспорте, безопасность в быту). Примеры: сведения о назначении предметов, инструментов и развитие умения обращения с инструментами, навыки оказания элементарной помощи при царапинах, ссадинах, ушибах; один дома; сообщение некоторые знания по общению с незнакомыми людьми.

- пожарная безопасность и правила поведения при пожаре;

- безопасность  в  природной  среде (безопасность при вынужденном автономном существовании, безопасность при смене климатогеографических условий, безопасность на воде). Примеры: поведение в природе и в общении с животным и растительным миром;  опасных ситуациях, типичных для того или иного времени года (гроза, пожар, гололед, наводнение)

- безопасность  в  социальной среде (безопасность в криминогенных ситуациях, безопасность при террористических актах);

- безопасность   в   чрезвычайных   ситуациях   (безопасность   в чрезвычайных    ситуациях   природного   характера,   безопасность   в чрезвычайных ситуациях техногенного характера);

- основы  здорового  образа жизни (факторы, укрепляющие здоровье, факторы, разрушающие здоровье человека.

Организационно – педагогические условия включают:

-создание развивающей среды, организованной в виде центров активности, наполненных разноуровневыми стабильными и сменяемыми материалами, стимулирующую активность ребенка, обеспечивающую индивидуализацию образования;

- непосредственно организованная деятельность,

- интеграция различных видов деятельности,

- формы организации работы с детьми в виде открытых тематических проектов, обеспечивающих каждому ребенку право выбора участия, темы содержания, форм, методов работы в ходе совместной деятельности на основе диалога с взрослыми и с другими детьми;

- педагогическую поддержку, основанную на готовности педагога вести целенаправленное систематическое наблюдение за проявлениями детей, готовности принимать и стимулировать инициативу ребенка, признавать достижения ребенка, окультуривая его опыт;

- сочетание в деятельности воспитателей, актуализирующего субъективный опыт ребенка и педагога, формирующего представления ребенка об окружающем мире во всем многообразии его проявлений.

Б) Использование проектной технологии в работе по ОБЖ

Идея, лежащая в основе разработанного подхода к формированию у детей навыков безопасного поведения в детском саду заключается в том, что эффективность полученных знаний, умений и навыков можно повысить посредством интеграции в ходе реализации проектного метода.

Проектный метод формирования у детей навыков личной безопасности способствует развитию:

 собственной познавательной активности,

творческих способностей,

мышления, воображения, фантазии,

коммуникативных навыков;

стимулирует развитие самостоятельности и ответственности;

воспитывает навыки адекватного поведения в различных неординарных ситуациях.

Основная цель — формирование у детей старшего дошкольного возраста правил поведения в быту, умения адекватно действовать в различных жизненных ситуациях.

Основной метод — проектный с использованием интеграции как один из путей достижения качества образования, его обновления, эффективности развития личности ребенка, сохранения здоровья и свободного пространства детства.

В соответствии с целью определены задачи формирования основ безопасности жизнедеятельности:

— обеспечение психологического благополучия и здоровья детей;

— развитие познавательных и творческих способностей; творческого воображения и мышления;

— коммуникативных навыков.

Реализация проектов строится на следующих принципах:

системности;

сезонности;

учета местности;

 учета возрастных особенностей;

интеграции; координации деятельности педагогов;

преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Средства:

- обогащение игровой среды такими элементами, которые могли бы стимулировать познавательную активность детей: изготовление е пособия по ознакомлению детей с основами безопасности: альбомы «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спичка – невеличка», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).

- дидактические игры «Черный ящик», «Умники и умницы», «Добрые и плохие поступки», «Что необходимо пожарному?», «Горит – не горит», «Предметы – источники пожара», «Разложи картинки по порядку», «Собери картинку».

- составление «социального портрета» окружения, в котором находится дошкольное учреждение. В такой «социальный портрет» входят: описание социальных объектов ближайшего окружения (школа, магазин, библиотека, детская поликлиника); перечень улиц; указатель знаменательных дат, которые будут отмечаться городом; перечень событий которые будут иметь место в дошкольном учреждении и в группе («Масленица», «День рождения», озеленение участка «Трудовичок»), рисование плана-схемы групповой комнаты, квартиры, где дети проживают с отметкой опасных мест красными кружочками.

- использование предметов рукотворного мира. В группах есть предметы, которые могут оказаться опасными для жизни детей: электрические розетки, иголки, ножницы, нож, вилки, лекарства, пылесос. В группе должна быть бытовая техника: пылесос, магнитофон, часы. По мере познания предметного мира ребенок овладевает умением различать опасные и безопасные для него предметы, выделять полезные и интересные, осваивает способы действия с ними, умение ориентироваться в мире предметов. По поводу этих предметов мы ведем беседы, рассуждения. Какие еще опасности спрятаны в группе до поры до времени? (гвоздь в стуле, сломанная игрушка с острыми концами)

- использование художественной литературы: Е. Хоринский «Спичка-невеличка», И. Тверабукин «Андрейкино дежурство», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; юмористические – С.Я. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон», детские энциклопедии, серия книг «Я познаю мир», «Азбука здоровья в картинках» К. Люцис; «Учимся вежливости»; «Уроки Айболита» Г. Зайцев.

- Игра. Даёт ребёнку «доступные для него способы моделирования окружающей жизни, которые делают возможным освоение, казалось бы, недосягаемой для него действительности» (А.Н. Леонтьев). Игры: словесно-наглядные, настольно – печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

- Изобразительная деятельность (рисование, лепка, аппликация). Дети сознательно отражают окружающую действительность в рисунке, лепке, конструировании.

- Предметная деятельность. Заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В группе должны быть предметы, с помощью которых ребенок знакомится с правилами безопасного обращения с ними. Это колюще-режущие предметы (иголки, ножницы, нож); электроприборы (магнитофон, проигрыватель, утюг, пылесос).

- Наблюдение. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

Методы ознакомления детей с основами безопасности

- Метод сравнения. Дети могут сравнить: огонь это хорошо или огонь это плохо. Метод сравнения помогает детям выполнять задания на группировку и классификацию. Например: детям предлагаю изображения на картинках, дается задание отобрать предметы, которые будут нужны пожарному при тушении пожара и отобрать предметы, которые горят. Прием классификации способствует познавательной активности.

- Метод моделирования ситуаций. Детей целесообразно научить составлять план - карту группы, участка дошкольного учреждения, дороги в детский сад и др. Дети учатся располагать предметы в пространстве, соотносить их, «читать» карту. Задания типа «Составим план - карту групповой комнаты, отметим опасные места красными кружочками». Моделирование таких ситуаций: дым в группе, дым из соседнего дома, прорвало водопровод, что ты будешь делать, подай ножницы правильно, нашел таблетку в группе, твои действия. Моделирование ситуаций дает ребенку практические умения применить полученные знания на деле и развивает мышление, воображение и готовит ребенка к умению выбраться из экстремальных ситуаций в жизни.

Метод повторения. Важнейший дидактический принцип, без применения которого нельзя говорить о прочности усвоения знаний и воспитании чувств. На занятии он может выступать как ведущий метод или методический приём. От детей требуется умение повторить то, что они усвоили. Повторение приводит к появлению обобщений, способствует самостоятельному формулированию выводов, повышает познавательную активность.

Экспериментирование и опыты. Дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: «Почему нельзя украшать елку свечами?»

Игровые приемы. Повышают качество усвоения познавательного материала и способствуют закреплению чувств. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие к древним людям, встреча с воображаемыми героями и т. п.

Придумывание сказок на разные темы. Придумаем сказку «Как я спасал куклу от пожара…о доме, где я живу и где много электрических приборов…». Повышению активности детей помогают игры-драматизации, которые можно включать в занятия (после прочтения художественного произведения «Кошкин дом», при подготовке развлечения).

В) Работа с родителями.

Цель работы с родителями — объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить прежде всего в семье.

Проведение опросов, анкетирование: “Мой взгляд на безопасность”; “Причины опасности” «Откуда опасность».

1)Познавательное направление:

Цель: Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей старшего дошкольного возраста.

Формирование у родителей практических навыков воспитания детей.        

Родительское собрание: “Безопасность детей – дело взрослых”.

Семинары-практикумы: “Научим ребенка правилам поведения при приёме пищи”; “Меры предосторожности на игровой площадке”.

Заочный родительский университет: “Личная безопасность ребенка в играх с песком ”; “Ребенок в туалетной комнате”; “Травматизм детей на качелях”.

Встречи с травматологом, отоларингологом, окулистом.

Педагогическая библиотека для родителей

2) Наглядно-информационные: информационно-ознакомительное и просветительское        

Цель: Ознакомление родителей с работой ДОУ, особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей      

Организация дней открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности.

Информационные проспекты для родителей на стенде “Осторожно! Качели”.

Папки-передвижки: “Безопасность в приёмных ДОУ”; “Безопасность на спортивной площадке”; “Безопасность вашего ребенка в столовой”; “Ребенок дома”.

Выпуск газеты “Крепыш”.

Разработка памяток по организации безопасного поведения детей при организации игр с песком, со скакалками, с мячом, при использовании качелей разных видов, при катании с горки, при организации одевания на прогулку.

3) Досуговое  направление.

Цель: Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями и детьми        

Совместное проведение досуга, праздники, экскурсии.

Выставки семейных творческих работ: “Безопасность”, совместных изобретений из природного и бросового материала на темы “Ловушка для песка”, “Безопасная скакалка”, “В стране безопасных игрушек”, “В гостях у короля безопасной детской моды гнома Липучкина”.

Участие в городских конкурсах творческих работ: “Сохраним своё здоровье”, “Островок безопасности”.

Изготовление атрибутов, костюмов для театрализованной деятельности.

Данная тема прослеживается во всех примерных образовательных программах. В программе «От рождения до школы» под ред. Вераксы выделена в отдельную образовательную область «Безопасность» которая интегрируется с другими образовательными областями

Содержание психолого-педагогической работы по освоению образовательной области «Безопасность»


Цели: формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

– формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

– приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

– передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

– формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

При реализации этих цели и задач обязательно соблюдается принцип возрастной адресности.

– Содержание выстраивается последовательно: одни темы выбираются для работы с детьми младшего дошкольного возраста, другие – для среднего, третьи – для старших дошкольников.

^ Связь с другими образовательными областями:


«Физическая культура»


Формирование физических качеств и накопления двигательного опыта, необходимых в

разнообразных жизненных ситуациях для сохранения жизни и здоровья


«Здоровье»


формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом

образе жизни человека


«Коммуникация»


развитие свободного общения со взрослыми и детьми в процессе освоения

способов безопасного поведения, способов оказания самопомощи,

помощи другому, правил поведения в стандартных опасных ситуациях и др.,

 в части формирования основ экологического сознания


«Познание»


формирование целостной картины мира и расширение кругозора

в части представлений о возможных опасностях, способах их избегания, способах

сохранения здоровья и жизни, безопасности окружающей природы


«Социализация»


Формирование первичных представлений о себе, гендерных особенностях, семье,

социуме и государстве, освоение общепринятых норм и правил взаимоотношений

со взрослыми и сверстниками в контексте безопасного поведения и

основ экологического сознания


«Труд»


формирование представлений и освоение способов безопасного поведения,

основ экологического сознания в процессе трудовой деятельности


«Чтение художественной литературы»


использование художественных произведений для формирования основ

безопасности собственной жизнедеятельности и безопасности окружающего мира


Перечень программ и технологий:

  1. «От рождения до школы»Основная общеобразовательная программадошкольного образования под редакцией Н.Е.Вераксы, М.А. Васильевой, Т.С. Комаровой.
    «Мозаика-Синтез», 2010
  2. «Основы безопасности и жизнедеятельности»Н. Н. Авдеева; О. М. Князева; Р. Б. Стеркина; рекомендовано министерством общего и профессионального образования РФ
  3. Учебно-наглядное пособие «Как поступают друзья.»
    Т. А Шорыгина «Осторожные сказки. Безопасность для малышей».
  4. Сбоники методических разработок к занятиям по пожарной безопасности в ДОУ».Сборники ИРРО.
  5. К. Ю. Белая «Как обеспечить безопасность дошкольнику».М – 2006 г.
  6. А. Г. Макеева «Долго ли до беды». М – 2000 г.
  7. Ю. Форостьенко «Защити себя сам!» Спб – 1999 г.Информационно – деловое оснащение
  8. Т. Г. Хромцева «Воспитание безопасного поведения в быту». М – 2005 г.
  9. Т. Ф. САУЛИНА «Три сигнала светофора». М – 1989 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ГМО. Семинар-практикум. Буклет для методического семинара.

laquo;Развитие творческих способностей дошкольника в условиях реализации ФГОС ДО»...

Всероссийский семинар с публикацией материалов семинара «Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) " г. Иркутск публикация материала на тему: «Использование инноваци

Всероссийскийсеминар с публикацией материалов семинара«Дошкольное образование: развитие на современном этапе» (педагогические идеи развития инициативности, самостоятельности обучающихся) ...

Семинар-практикум на тему: «Воспитатель и родитель: диалог или монолог» (семинар-практикум для воспитателей ДОУ)

В настоящее время актуальной проблемой является взаимодействие педагогов дошкольного учреждения с родителями, которая предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями; оно также направлено на повы...

Что такое семинары и семинары-практикумы?

Что такое семинары и семинары-практикумы?...