МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ ПО ЗДОРОВЬЮСБЕРЕЖЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ на 2017-2018 уч. год
учебно-методический материал (средняя группа) на тему

Тотрова Марина Анатольевна

       В современном обществе проблема сохранения и укрепления здоровья детей является как никогда ранее актуальной. Это объясняется тем, что к дошкольникам предъявляются весьма  высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. А о здоровье можно говорить не только при отсутствии каких-либо заболеваний, но и при условии гармоничного  нервно-психического развития, высокой умственной и физической работоспособности. Вместе с тем, результаты научных исследований свидетельствуют: количество здоровых детей не превышает 15-20%. По данным Министерства здравоохранения России, к 6-7-летнему возрасту только13% детей могут считаться здоровыми, а к моменту окончания школы это число уменьшается в 2,5 раза.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ  ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы

«Школа № 1256 имени Героя Советского Союза И.С. Полбина» (ГБОУ Школа № 1256)

109 388, г. Москва, ул. Полбина, дом 44.                                                Тел  (495) 354-28-07

e-mail:  1256@edu.mos.ru                                                                Тел. (495) 354-50-53

http://sch1256uv.mskobr.ru

Корпус №1

Средняя группа №3 «Радуга»

МАРШРУТ РАЗВИТИЯ ГРУППЫ

ПО ЗДОРОВЬЮСБЕРЕЖЕНИЮ ДОШКОЛЬНИКОВ

на 2017-2018 уч. год

воспитатель:

Тотрова   Марина  Анатольевна

Москва 2017

Исходя из того, что в моей группе из состава 25 человек большинство детей отсутствуют по состоянию здоровья, я запланировала комплекс мероприятий:

1. организацию и проверку состояния здоровья детей (анкетирование родителей в начале и конец уч. года)

2.Неспецифическая иммунопрофилактика

3. Физкультминутки при проведении развивающих занятий с элементами закаливания

4. Ультрафиолетовое облучение (УФО)

5. Бассейн как оздоровительная процедура

6. Оздоровительно-игровой час

7. Ароматерапия (чеснок, лук)

8. Работа с родителями (консультации, выставки папки- передвижки, экологический проект детей и родителей «Овощи и фрукты витаминные продукты»). 

  1. Анкетирование родителей «Условия здорового образа жизни в семье»

2.Неспецифическая иммунопрофилактика

Методов неспецифической профилактики болезней очень много, поскольку они представляют собой совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности, получивших обобщенное название «закаливание организма». Если исходить из определения, что закаливание – это система гигиенических мероприятий, направленных на повышение устойчивости организма к неблагоприятным воздействиям, понятие его значительно расширяется по сравнению с общепринятым, как системы воздушных, водных, солнечных и других ванн для повышения устойчивости к различным метеорологическим (простудным) явлениям.

Охарактеризуем известные в настоящее время средства повышения неспецифической резистентности организма и план проведения профилактической и оздоровительной работы в ДОУ.

Утренняя физзарядка с элементами дыхательной гимнастики.

Утренняя гигиеническая гимнастика в ДОУ вводится в качестве обязательного элемента режима дня у детей дошкольного возраста с 3 лет. Необходимо избегать упражнений, требующий от ребенка напряженного внимания, длительного разучивания.

Организуя занятие, сначала следует предложить выполнить 5–6 имитационных (подражательных) движений: одно для рук и плечевого пояса, 2–3 упражнения для туловища, затем для ног – приседания, прыжки. В заключение комплекса – спокойная ходьба. Продолжительность таких занятий для младших детей – 5–7 мин, для старших – 8-10 мин. Занятия строятся в определенной последовательности: сначала упражнения, вызывающие меньшую затрату сил, а затем с большой нагрузкой. Количество повторений зависит от характера движений. Если они вовлекут в работу большие группы мышц (наклоны туловища, приседания), то нужно 4–5 повторений, а после короткой паузы – еще 2–3. Движения, требующие участия меньшего количества мышц (подъем и опускание рук, поднимание на носки), можно повторить 6–8 раз и после паузы – еще 3–4 раза. При проведении утренней гимнастики необходимо постоянно следить за правильностью дыхания детей. Прежде всего, дыхание должно быть носовым, так как дыхание ртом приводит к пересыханию и переохлаждению слизистых оболочек рта, глотки, гортани, предрасполагая к частым простудным заболеваниям дыхательного тракта, обострению хронических заболеваний. При правильном дыхании воздух в носовых ходах подвергается обеззараживанию, так как на попавшие микроорганизмы действуют специфические вещества, содержащиеся в носовой слизи. В ней же присутствуют и противовирусные вещества.

Для ликвидации причин «ротового» дыхания необходимо своевременно диагностировать и радикально удалять лимфоидные вегетации (аденоиды, носовые полипы), проводить закаливание полости носа путем ее промывания сначала теплой водой, с последующим переходом на более холодную. Кроме того, необходимо постоянно следить за правильностью ритмики дыхания (вдох-выдох) в соответствии с выполняемыми упражнениями, чтобы ребенок дышал свободно, не задерживал дыхания. Для улучшения функции внешнего дыхания в утреннюю гимнастику также включаются так называемые дыхательные упражнения («звуковая гимнастика»). При наличии на участке крытых групповых навесов, соответствующих требованиям СНиП (площадь не менее 40 м2, противоветровое укрытие на 1–1,5 м от земли с трех сторон), прием детей и проведение утренней гимнастики под навесом проводится на участке в любую погоду (исключая сильные дожди, метели или сильные морозы).

После умывания производится вытирание, но не насухо, а только нужно снять свободную воду (капли) с вымытых частей тела, с последующим их окончательным обсыханием. Обсыхание – это мощная закаливающая процедура.

После мытья рук с мылом, в предэпидемический и эпидемический по гриппу и ОРЗ период, желательно ежедневно утром и после дневного сна проводить мыльные аппликации носовых ходов. Для мыльных аппликаций может использоваться только туалетное мыло («Детское», «Ланолиновое» и пр.), но не хозяйственное. При выполнении процедуры ребенок намыливает указательный пальчик и обрабатывает им на достижимую глубину оба носовых хода.

3.Физкультминутки при проведении развивающих занятий с элементами закаливания

Физкультминутка проводится с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятия. Не все занятия требуют проведения физкультминутки, а лишь те из них, которые связаны с ограничением подвижности и активным сосредоточенным вниманием детей: занятия по родному языку, развитию элементарных математических представлений и т. д. Само собой разумеется, что необходимость проведения физкультминуток появляется лишь в дошкольном возрасте.

Физкультминутки вводятся во второй половине занятия, в младшем дошкольном возрасте – через 10, а в старшем – через 15 мин от начала занятия и далее каждые 10 мин по 1,5–2 мин (время проведения физкультминуток в чистое время занятия не включается).

В подборе упражнений для физкультминуток необходимо руководствоваться следующим: упражнения должны быть знакомы детям и просты по исполнению; они в основном должны охватывать крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника, ходьбой на месте, подскоками, приседанием в быстром темпе. Иногда это могут быть и упражнения для более мелких групп мышц: кистей рук, шеи, лица, глаз и т. д.

Обязательным элементом каждой физкультминутки у детей после 5 лет должен стать точечный профилактический самомассаж 2–3 биологически активных точек по схеме (рис. 3), направленный на повышение неспецифической резистентности организма к простудным заболеваниям.

4.Ультрафиолетовое облучение (УФО)

Ультрафиолетовое облучение детского организма и воздуха помещений важны для оздоровления детей. УФО оказывает возбуждающее действие на все процессы в организме, повышает его защитные силы, вызывает перегруппировку в электролитной системе и усиление окислительных процессов в организме. При кварцевом облучении наибольший эффект достигается на ранних стадиях гриппозного заболевания. Облучение миндалин, добавочно к общему УФО, значительно повышает эффективность лечения.

Е.Я. Гинзбург впервые установил, что физиотерапия – это терапия раздражением, рассчитанная на ответную реакцию организма. Он впервые расписал алгоритм профилактического УФО у детей. Общее облучение детей должно проводиться через день, но исключение из правил вполне допустимо. Общее количество сеансов на курс – 20. Курс можно повторить через 2–3 месяца. Желательно, чтобы длительность последних сеансов у детей всех возрастов не превышала 20 мин (10 + 10 мин спереди и сзади). В случае пропуска 2–3 сеансов следует начать облучение с последней дозы. Если до пропуска ребенок получил 15 и более сеансов, то этим можно и ограничиться.

В настоящее время профилактическое УФО детей в ДОУ является плановой оздоровительной процедурой, которая должна проводиться двумя 20-дневными курсами нарастающей биодозой осенью и весной. Однако в полном объеме такая схема УФО трудно выполнима практически, поэтому в большинстве ДОУ ограничиваются двумя 10-дневными циклами. Отдается также предпочтение более простой методике кварцевого облучения помещений групповых ДОУ бактерицидными лампами БУВ-15 или БУВ-30, облучению детей длинноволновым спектром УФЛ от ламп ЭУВ-15 и ЭУВ-30, помещаемых в арматуру вместе с лампами дневного света и дающих возможность высокоэффективного облучения детей целый день, а также коротким курсам УФО-профилактики. Профилактическое УФО в детском саду снижает простудную заболеваемость более чем в 1,5 раза, приводит к улучшению показателей физического развития, снижает количество стрептококков в носоглотке, увеличивает фагоцитарную активность у 4/5 облученных детей.

5. Бассейн как оздоровительная процедура.

В последние годы среди средств оздоровления детей в детском саду все чаще упоминается плавательный бассейн

Занятия плаванием в бассейнах ДОУ широко пропагандируются как мощное средство укрепления здоровья и закаливания организма детей.

 

6. Оздоровительно-игровой час

Проводится воспитателем группы ежедневно после дневного сна непосредственно в помещении спальной и групповой в холодный период года и на участке – в теплый период года. Занятия групповые, несколько большей, чем урок физкультуры, продолжительности (до 25–30 мин у младших и до 35–40 мин – у старших дошкольников). У детей младшего возраста упражнения и движения должны быть связаны с игрой, показом, у старших детей – преобладает слово или слово сочетается с показом.

7. Ароматерапия (чеснок, лук)

Всем известны лечебные и профилактические свойства чеснока и лука, которые начали использоваться в практических целях более 4 тысяч лет назад. В настоящий период времени представленный овощ является эффективным средством в борьбе с простудными заболеваниями.

Мной  будут проведены и разработаны папки- передвижки, консультации, рекомендации для родителей по следующим направлениям:

1.Точечный массаж

В исследованиях последних лет отмечено стимулирующее влияние на некоторые иммунологические показатели рефлексотерапии – эффективного безмедикаментозного средства, не дающего побочных реакций. Показано, что стимуляция биологически активных точек повышает активность макрофагов, усиливает фагоцитоз, влияет на синтез антител, нормализует подвижность нервных процессов, состояние гипоталамо-гипофизарной системы и повышает адаптационные возможности организма. Искусство акупунктуры (иглоукалывания) имеет тысячелетнюю историю, но проведение ее требует специальных знаний и умений, а также специальных приспособлений. В отличие от акупунктуры, акупрессура (массаж активных зон) – это метод самолечения. Это мнение китайских специалистов-экспертов акупрессуры, считающих данный метод народной медицины вполне доступным для освоения не только взрослыми, но и детьми.

Приводимые на графических рисунках (рис. 3, 4, 5) месторасположения точек почти точно им соответствуют, однако могут отмечаться их отклонения в пределах 1 см. Почти всегда бывает так, что искомая точка акупрессуры реагирует на сильное нажатие резким (четким) болевым сигналом (импульсом), что выделяет ее на искомом участке тела.

При проведении акупрессуры необходимо расслабиться, прекратить все посторонние разговоры, отвлечения, сосредоточиться на проведении процедуры. Основными точками профилактического характера против ОРВИ являются четыре парных, все расположены на лице (рис. 3).

Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Неспецифическая иммунопрофилактика. Точечный массаж

Рис. 3. Акупрессура против ОРВИ по сокращенной схеме.

Акупрессура проводится кончиками указательных пальцев обеих рук, с обеих сторон, синхронно, в течение 15–20 с на каждую точку, в ритме один-два оборота в секунду. Последовательность воздействия – точки 1 → 2 → 3 → 4. Массаж по сокращенной схеме следует внедрить в повседневную жизнь ребенка на уровне навыка, чтобы он стал для ребенка такой же необходимостью, как умывание и пр. Проводить его надо на последней физкультминутке каждого занятия и после дневного сна в ДОУ, и один раз дома перед сном. Причем в утренние часы и днем надо оказывать на кожу более сильное давление, в сочетании с быстрыми, интенсивными движениями, а перед сном (дома) массаж должен быть легким, спокойным, неинтенсивным. Углубленные схемы акупрессуры приводятся на рис. 4 и 5.


Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Неспецифическая иммунопрофилактика. Точечный массаж

Рис. 4. «Волшебные точки» для активизации адаптационных реакций организма на неблагоприятные факторы внешней среды, в том числе на респираторную группу вирусов (по А.Л. Уманской)

Возможность самостоятельного качественного проведения акупрессуры маленькими детьми некоторыми авторами всерьез подвергается сомнению. Существуют два вида акупрессуры – возбуждающая и успокаивающая. Первая проводится в течение 2–3 мин при давлении на точку на грани болезненности, чего ребенок себе никогда не позволит, так как это требует определенного волевого усилия. Вторая же, при меньшем давлении на точку, проводится в течение 8-10 мин на каждую точку и в условиях ДОУ не воспроизводима. Тем не менее мы не против обучения детей правилам точечного самомассажа, но только с 5,5–6 лет с основной целью – сделать его в будущем такой же режимной потребностью у детей, как отправление естественных надобностей. Это может быть достигнуто лишь регулярностью занятий точечным массажем и лучше в одно и то же время. Рекомендуем ввести его в качестве обязательного компонента программы физкультминуток на развивающих занятиях (по 2–3 точки на каждую паузу по сокращенной схеме (рис. 4).

Точка 1 связана со слизистой оболочкой трахеи, бронхов, а также костным мозгом. При массаже этой точки уменьшается кашель, улучшается кроветворение.

Точка 2 связана со слизистой оболочкой нижних отделов глотки, гортани, а также с тимусом (вилочковой железой), регулирующим иммунные реакции организма. Массаж этой точки повышает сопротивляемость организма инфекционным заболеваниям.

Точка 3 связана с синокаротидными синусами, контролирующими химический состав крови и одновременно повышающими защитные свойства слизистой оболочки глотки и гортани.

Точка 4 связана со слизистой задней стенки глотки, гортани и верхним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки активизирует кровоснабжение головы, шеи, туловища.

Точка 5 расположена в области 7-го шейного и 1-го грудного позвонков. Она связана со слизистой трахеи, глотки, пищевода, а главное – с нижним шейным симпатическим узлом. Массаж этой точки способствует нормализации деятельности сосудов сердца, бронхов, легких.

Точка 6 связана с передней и средней долями гипофиза. Массаж этой точки улучшает кровоснабжение слизистой оболочки носа, гайморовой полости, а главное – гипофиза. Дыхание через нос становится свободным, насморк проходит.

Точка 7 связана со слизистой оболочкой решетчатых образований полости носа и лобных пазух, а также с лобными отделами головного мозга. Массаж этой точки улучшает кровообращение слизистой оболочки верхних отделов полости носа, а также области глазного яблока и лобных отделов мозга, ответственных за мыслительную деятельность человека.

Массаж точки 8 положительно воздействует на орган слуха и вестибулярный аппарат.

Массаж точки 9 нормализует многие функции организма, так как через шейные отделы спинного мозга и определенные области коры больших полушарий головного мозга она связана со всеми вышеперечисленными точками.

Массаж производится 3 раза в день кончиком указательного или среднего пальца, путем надавливания на кожу до появления незначительной болезненности. Затем делают 9 вращательных движений по часовой стрелке и 9 движений против. Продолжительность воздействия на каждую точку должна быть не менее 3–5 с. Симметричные точки 3, 4, 7, 8 необходимо массировать одновременно двумя руками.

Если у ребенка обнаружены точки с повышенной или пониженной болевой чувствительностью, то их надо массировать через каждые 40 мин до полной нормализации чувствительности.


Формирование здоровья детей в дошкольных учреждениях Неспецифическая иммунопрофилактика. Точечный массаж

Рис. 5. Точки акупрессуры при различных заболеваниях простудного характера.

Можно достичь необходимого уровня раздражения биологически активных точек (БАТ) и у более младших детей. Мы с успехом апробировали у дошкольников акупрессуру БАТ с предварительным нанесением на них вьетнамского бальзама «Золотая звезда». В этом случае достаточно несколько движений втирания, чтобы бальзам взял на себя дальнейшую функцию раздражителя БАТ. Ощущается легкое жжение в точке его втирания. Не было замечено ни одного случая побочных (аллергических) реакций на бальзам, хотя в литературе такие данные приводятся. Надо осторожно использовать его, особенно на лице.

Плановые физкультурные занятия по развитию двигательных навыков и координации движений у детей

Плановые физкультурные занятия проводятся 2 раза в неделю в соответствии с Программой воспитания в детском саду. Помимо общеразвивающей (физическая подготовленность) и специальной воспитательной (выработка волевых качеств) направленности, каждое такое занятие должно стать ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫМ. С этой целью используют:

• максимально облегченную форму одежды: открытая майка, трусики и на первых этапах (1–2 мес.) тонкие носочки, а затем – хождение босиком на протяжении всего занятия.

• Оптимальный температурный режим в зале. Перед занятием физкультурный зал должен быть обязательно проветрен. Температура устанавливается по шкале эквивалентно-эффективных температур (°ЭЭТ), характеризующей тепловое ощущение легко одетого человека при различных сочетаниях ведущих метеофакторов (температуры, влажности и подвижности воздуха).

2. Хождение босиком (консультация)

Ходьба босиком тренирует сосуды кожи стоп, рефлекторно улучшает деятельность сосудов верхних дыхательных путей. Необходимо приучать детей регулярно ходить босиком дома, в летнее время – по грунту (траве, гравию, песку). Начинать приучать детей к хождению босиком лучше в летнее время, в жаркие солнечные дни, постепенно увеличивая как время прогулок босиком (с 2–3 мин до 15–20 и более), так и чередующее воздействие горячей (сухой) и холодной (трава, мокрый песок) поверхности на стопы. Минимальная температура воздуха на улице, при которой детям разрешается ходить босиком, 20–22°.

Можно приучать детей ходить босиком и в переходные к зиме периоды в помещении при температуре пола не менее 18°. Вначале это должны быть кратковременные воздействия щадящего типа (пройти из групповой в спальню и назад; сначала по ковровой дорожке, а потом и по полу; проводить физкультурное занятие сначала в носочках, а затем и босиком и т. д.). К 5 годам дети должны быть обучены хождению босиком настолько, чтобы утренняя гимнастика, физкультурные занятия и оздоровительно-игровой час в зале и групповой проводились только босиком.

Надо следить в это время за температурой ног детей, подающих своим поведением признаки их охлаждения, периодически проверяя ноги на ощупь. В этом случае хождение босиком следует немедленно прекратить, провести интенсивное сухое растирание стоп, одеть носочки и продолжить занятие. Если переохлаждение принимает массовый характер – это свидетельство неблагоприятного температурного режима.

Некоторые родители боятся эпидермофитии (грибкового заболевания кожи ног). Эти опасения безосновательны, так как грибок проявляет активность при определенных условиях – повышенной влажности, тепле и потливости.

3. Профилактическая работа в предэпидемический и эпидемический по гриппу периоды (папка- передвижка)

Введение профилактических мероприятий в ДОУ обусловливается возникновением эпидемической настороженности по ОРВИ и гриппу. По времени она совпадает с осенним и весенним подъемами простудной заболеваемости. Предэпидемический период (даже при несостоявшейся эпидемии) должен составлять как минимум месяц до ожидаемого подъема заболеваемости, так как многие адаптогены и средства неспецифической профилактики обладают кумулятивным результатом, достигая максимума эффективности через 3–4 недели их использования.

Сезонные подъемы простудной заболеваемости отмечаются, как правило, в начале зимы и начале весны, поэтому целесообразно готовиться к ним с начала ноября и февраля.

Противопростудные мероприятия в предэпидемический период включают в себя:

1. Усиление приема поливитаминов. В ясельных группах при приеме многокомпонентных поливитаминов («Ундевита», «Гексавита» и др.) давать их ежедневно по 1 драже после еды, в дошкольных группах при приеме малокомпонентных поливитаминов («Ревит» и др.) давать их 2 раза в день: после завтрака и после усиленного полдника.

2. Ежедневный прием глюконата (лактата, глицерофосфата) кальция. Это самый дешевый препарат, но уровень усвоения кальция из него не превышает 10 %.

Один из самых простых и доступных комплексных отечественных препаратов – «Кальцид» – изготовлен на основе яичной скорлупы с применением самых современных технологий по ее обработке. Формула препарата дополнена витаминами D3 и С, способствующими максимальному усвоению кальция и, что очень важно, содержит 27 микроэлементов, в том числе цинк, марганец, молибден, медь, фосфор и др. Это больше, чем любая упаковка самых дорогих мультивитаминов. Однако усвояемость кальция в кальциде составляет немногим более 25–30 %.

4. Питание детей (консультации)

Питание играет большую роль в процессе роста и развития ребенка, имеет большое значение для его здоровья. Недостаточное обеспечение детей младшего возраста железом, селеном, йодом, цинком, кальцием и др. может послужить основанием для существенных нарушений в формировании интеллекта, опорно-двигательного аппарата или соединительной ткани в целом, репродуктивной сферы, снижении физической работоспособности и т. п.

Поэтому определяющим принципом организации детского питания должно стать сбалансированное питание, концепция которого детально разработана академиком РАМН А.А. Покровским. Согласно этой теории, обеспечение нормальной жизнедеятельности организма возможно при условии его снабжения не только соответствующим количеством энергии и белка, но и при соблюдении достаточно строгих взаимоотношений между многочисленными незаменимыми компонентами питания, каждому из которых в обмене веществ принадлежит своя роль. К таким компонентам питания относятся незаменимые аминокислоты, витамины, некоторые жирные кислоты, минеральные вещества и микроэлементы.

Выразителем сбалансированного питания здорового ребенка является рациональное питание. Рациональное питание (от лат. rationalis – разумный) – это физиологически полноценное питание здоровых людей с учетом их пола, возраста, характера труда и других факторов, основывающееся на следующих принципах:

• соответствии энергетической ценности рациона среднесуточным энерготратам;

• наличии в рационе необходимых пищевых веществ в оптимальных соотношениях;

• правильном распределении пищи по приемам в течение дня (режим питания) – время и количество приемов пищи, интервалы между ними;

• обеспечении высокого качества пищи – хорошая усвояемость пищи, зависящая от ее состава и способа приготовления, внешний вид, консистенция, вкус, запах, цвет, температура, объем, разнообразие пищи;

• обеспечении оптимальных условий приема пищи – соответствующая обстановка, сервировка стола, отсутствие отвлекающих от еды факторов, положительный настрой на прием пищи;

• санитарно-эпидемиологической и радиационной безопасности пищи.

5. Рекомендации по организации приема пищи (папка- передвижка)

Режим питания. У здорового ребенка всегда хороший, устойчивый аппетит. Существует даже такой бытовой афоризм: «Ребенок не есть в двух случаях: когда он сыт или когда он болен». Поэтому ни в коем случае нельзя ребенка кормить насильно – это может вызвать у него отвращение к пище.

Не следует перекармливать детей, ибо переедание ведет к нежелательным последствиям – расстройствам пищеварения, ожирению и пр. Не физиологично давать добавки детям, которым по их состоянию здоровья это противопоказано. Если же добавка дается детям с хорошим аппетитом при отсутствии противопоказаний, то в количестве не более 50 г супа или гарнира.

Нормальному становлению аппетита способствует строгое соблюдение режима дня и режима кормления, которое должно проводиться не только в одно и то же время, но и с определенной продолжительностью (завтрак, полдник и ужин – по 15 мин, обед – 30 мин).

Чтобы аппетит проявился полностью, пища должна быть знакомой ребенку – на неизвестную еду аппетит не развивается, к ней нужно приучать постепенно. Поэтому одним из условий организации питания в ДОУ является цикличный характер меню, с изредка заменяемыми отдельными блюдами, но не всеми сразу.

Культура питания включает в себя правила внешнего оформления блюд, сервировки стола, поведения ребенка за столом, так как дети эмоциональны, а отрицательные эмоции снижают аппетит.

Умение вкусно приготовить и красиво подать еду в детском питании требует от повара большого искусства. В отличие от взрослой кулинарии, здесь неприемлемы специи, приправы, пряности и пр. Хороший вкус детской пищи достигается максимальным разнообразием блюд и продуктов, правильным составлением меню, использованием разнообразных овощных салатов, закусок, молочнокислых приправ и соусов, фруктового уксуса.

Красиво и аккуратно разложенная на тарелке еда возбуждает аппетит у ребенка, привлекает его внимание, усиливает выделение пищеварительных соков. Замечено, что «ребенок ест глазами», поэтому так важен цвет пищи: бесцветные блюда он принимает без удовольствия.

Например, сочетание в обеде таких блюд, как рассольник и макароны с мясом, с питательной точки зрения возражения не вызывает, но такой обед покажется ребенку не интересным. Стоит заменить рассольник розовым свекольником или борщом, заправленным зеленью (луком, петрушкой), а к макаронам добавить пару черных слив и веточку салата или шпината, как обед станет более привлекательным.

Помимо внешнего оформления важна температура подаваемых блюд. Дети должны получать пищу свежей (температура 50–60°). Очень горячая и холодная пища тормозят пищеварение, могут вызвать ожоги или простудные заболевания. Регулировать температуру блюд нужно в зависимости от времени года и температуры окружающей среды. Так, летом свекольники, картофельно-крупяные супы на овощных или фруктовых отварах лучше давать охлажденными, а зимой все блюда – в теплом виде. То же касается и третьих блюд.

Вопрос эстетики подаваемой к столу еды неразрывно связан и с яркими, красивыми, соответствующими возрасту ребенка приборами, посудой и прочими принадлежностями, которые могут привлечь внимание ребенка.

Рекомендуются специальные наборы посуды и приборов, рассчитанные на детей до 7-летнего возраста, а также некоторые столовые принадлежности, которые нечасто можно видеть (тарелки-термосы с двойным дном для детей, которые медленно едят, столовые приборы, украшенные фигурками зверей и птиц и пр.). Запрещается использование приборов из алюминия. Алюминий – враг кальция и фосфора. Этот высокоактивный элемент легко образует химические соединения с другими веществами. Ионы алюминия способны заместить ионы кальция, являющиеся строительным материалом для костей, и вызвать тем самым серьезные изменения в кальциевом обмене, вплоть до деминерализации костной ткани. По последним данным ученых, алюминий усиливает вывод из организма цинка, что ведет к развитию слабоумия.

Эстетика сервировки стола предполагает продуманную тщательную укладку еды на тарелке. Нужно стараться не заливать края тарелки, хлеб нарезать тонко, мазать его маслом или джемом так, чтобы ребенок не пачкал руки. Не следует подавать слишком наполненных тарелок, чтобы не отпугнуть ребенка количеством еды, которую предстоит съесть.

Ребенок должен удобно сидеть за столом, чтобы стол и стул соответствовали его росту. Он должен упираться ногами в пол и мог бы прислониться к спинке, имея опору для рук.

С 3–4 лет ребенка приучают пользоваться вилкой, с 6–7 лет – ножом.

Детей следует приучать к определенному месту за столом, чистоте, аккуратности, прививать им санитарно-гигиенические навыки – мыть руки перед едой, а при необходимости и после еды, пользоваться салфеткой и т. д. Этому способствуют дежурства детей по самообслуживанию. Хорошо, когда дети садятся за заранее накрытый, сервированный стол.

Необходимо следить, чтобы ребенок не набирал в рот слишком много пищи, не глотал слишком большие куски, тщательно пережевывал пищу, но и не затягивал процесс приема пищи.

Дети должны съедать положенную им порцию первого блюда. Надо следить, чтобы они основное содержимое второго блюда ели, чередуя с гарниром, приучались съедать из компота фрукты и ягоды вместе с жидкостью, а не по отдельности.

Ребенок должен принимать пищу не слишком усталым, в хорошем настроении. Поэтому, как перед приемом пищи, так и во время еды, не следует волновать его неприятными разговорами, болезненными процедурами, измерениями температуры и ни в коем случае покрикиванием и наказанием. Прогулки должны заканчиваться за 20–30 мин до приема пищи, как и бурные, оживленные игры.

Во время приема пищи не следует делиться с ребенком слишком сильными впечатлениями, которые могут возбуждающе воздействовать на его нервную систему. Во время еды не следует вручать ребенку подарков, книг или игрушек и отвлекать его внимание входящими и выходящими посторонними людьми.

Перед едой надо создать у ребенка спокойное настроение, возбуждать у него интерес к подаваемым блюдам, приобщая его к сервировке стола, напоминая ему о мытье рук и ожидающей его вкусной еде.

В совокупности все перечисленное формирует культурные навыки и культуру питания детей, обеспечивает их здоровье и правильное развитие.

6. Режим закаливания детей и методы его совершенствования

(папка- передвижка)

Физиологическая сущность закаливания и его принципы

Нельзя успешно противостоять утомлению, не утомляясь, научиться поднимать тяжести, не поднимая их, противостоять жаре или холоду, не подвергаясь их воздействию. Человек научился защищаться от внешних температур, создав специальные жилища и одежду, внедрив различные технические средства. Но вот парадокс: научившись защищать себя от холода, человек стал чрезвычайно чувствительным к нему. Его организм как бы разучился самостоятельно противостоять охлаждению, мобилизовать те защитные силы, которые обеспечивают постоянство температуры тела.

Закаливание – это активный процесс, представляющий совокупность методов стимуляции скрытых резервов защитных сил организма, их совершенствования, гибкости, универсальности. Это выработка условного рефлекса на то или иное раздражение. Следовательно, это тренировочный процесс, построение которого для достижения максимального конечного эффекта должно быть подчинено определенным физиологическим законам, лежащим в основе механизма выработки условного рефлекса.

Биологической основой всякого тренировочного процесса, в том числе и закаливания, является адаптация к воздействующим нагрузкам, в основном кумулятивная адаптация. Она характеризуется приспособительными изменениями, которые возникают под влиянием регулярно повторяющихся внешних воздействий. Приобретенные в результате кумулятивной адаптации свойства носят устойчивый характер и сохраняются в течение некоторого времени после прекращения внешних воздействий.

Приспособительные изменения, происходящие в организме ребенка в процессе закаливания, проходят две стадии: переходную и стационарную. В первой стадии происходит собственно процесс адаптации (закаливание), во второй – достигается состояние адаптации (закаленность), и, если на организм не будет оказано новых воздействий или величина нагрузок будет недостаточной, начнется процесс реадаптации, постепенного возврата всех систем организма к начальному уровню функционирования.

Закаливающий эффект (закаленность) достигается систематическим, многократным воздействием того или иного закаливающего фактора и постепенным повышением его дозировки. Закаленность специфична, так как определяется постепенным снижением чувствительности организма только к действию закаливающего фактора (при воздействии холодом – к холоду, теплом – к теплу).

При резких перепадах, но коротких по продолжительности Холодовых воздействиях (моржевание, хождение босиком по снегу, обливание на морозе и пр.) развивается стереотип устойчивости именно к таким воздействиям, т. е. сильным и ограниченным по времени термическим изменениям, а не к замедленным, наиболее часто встречающимся в повседневной жизни. Явление переноса адаптации здесь не отмечается, в то время как при закаливании слабыми раздражителями происходит повышение устойчивости и к сильным охлаждениям. Эффект переноса адаптации, таким образом, является односторонним.

Механизм данного эффекта пока не ясен. Предполагается, что слабые холодовые раздражители обладают особым информационным свойством. Учитывая их большое разнообразие, воздействующее на человека в повседневной жизни, нельзя ждать адекватного ответа организма на каждое из этих воздействий: организм попросту не выдержал бы такого напряжения смены уровня протекания обменных процессов. Однако эти раздражения не проходят бесследно для организма. Их анализ проводится в центральной нервной системе и закрепляется в памяти, чтобы соответствующе отреагировать на возможное в будущем повторение аналогичного или более сильного воздействия. Таким путем может накапливаться информация и происходить тренировка физиологических механизмов терморегуляции – информационная форма закаливания. Возможно, слабые раздражители способны восстанавливать в генетической памяти следы имевших место в эволюционном прошлом воздействий и реакций на них.

Организм дошкольников характеризуется недостаточной функциональной готовностью физиологических систем, назначением которых является поддержание теплового комфорта.

Поэтому детский организм отвечает неблагоприятными реакциями даже на незначительные отклонения в погоде. Именно в раннем и дошкольном возрасте закаливание приобретает особое значение.

Основы закаливания детского организма разработаны в начале XX в. Г.В. Сперанским и заключаются в следующем:

• выбор способа закаливания зависит от климатических условий региона проживания (на севере – к холоду, на юге – к жаре, в горах – к пониженному атмосферному давлению);

• закаливание должно проводиться путем комплексного воздействия природных факторов (солнца, воздуха, воды и др.);

• проводить закаливание можно лишь при полном здоровье (организм в состоянии выраженного напряжения адаптационных механизмов или дизадаптации не может адекватно реагировать на внешние воздействия);

• проведению закаливающих воздействий должен сопутствовать положительный эмоциональный фон (закаливание по принуждению, сопровождаемое плачем и криком – бесполезное занятие);

• закаливающие воздействия должны проводиться с соблюдением индивидуальных особенностей здоровья и степени закаленности организма. При проведении закаливающих мероприятий в ДОУ всех детей по состоянию здоровья делят на три группы: 1 группа – дети без ограничений по комплексу закаливающих процедур (здоровые, ранее закаливаемые); 2 группа – дети с ограниченным объемом закаливающих процедур (здоровые дети, впервые приступающие к закаливающим мероприятиям, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья); 3 группа – дети, которым в условиях массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (с хроническими заболеваниями в стадии субкомпенсации или в периоде реконвалесценции после острых заболеваний);

• закаливание должно проводиться систематически (при нарушении систематичности терморегуляционный рефлекс ослабевает и уже через неделю устойчивость детского организма к холодовому воздействию снижается);

• необходимо последовательное использование закаливающих воздействий (к водным процедурам можно приступать после того, как ребенок привык к воздушным, вызывающим меньшее напряжение в организме и т. д.).

В дополнение к этим принципам М.Е. Маршак указывал:

• на необходимость непрерывности воздействия закаливающих процедур (процесс закаливания не должен прерываться на длительное время, а интервалы отдыха между сериями нагрузок должны быть минимальными);

• на обязательность повторяющихся охлаждений закрытых участков тела;

• на проведение закаливания в активном двигательном режиме, т. е. при мышечной работе. Интенсивная мышечная деятельность, обеспечивая усиленную теплопродукцию, покрывает вызванную охлаждением теплоотдачу. Это дает возможность переносить без всякого вреда для организма гораздо более сильное холодовое раздражение, чем в состоянии покоя.

Заслуживает внимания наблюдение М.И. Богачева, показавшего, что даже значительные охлаждения, осуществленные до или во время мышечной работы, не вызывают явлений простудного характера. Холодовые же раздражения после физических тренировок, практически не ощущаемые обследуемыми, приводят, как правило, к простудным заболеваниям. Автор указывает на то, что люди простужаются не тогда, когда им холодно, а когда они этого охлаждения не замечают (раздевалки, переходы от бассейна в группу, сквозняки в помещениях, где жарко и т. п.).

В настоящее время в методику закаливания внесены существенные дополнения:

• должна соблюдаться полиградационность воздействия закаливающими процедурами, попеременная направленность на разные участки тела, чередование их по силе и характеру: общие и местные, сильные и слабые, короткие и длительные; только холод, холод и тепло, в сочетании с физическими упражнениями или без них и т. д., с тем, чтобы выработалась готовность организма к оптимальному реагированию на широкий диапазон перепадов температур;

• должны сочетаться общее и местное закаливания. Местная адаптация части тела не отражает общей приспособленности организма к воздействию холода, т. е. закаливая только руки или ноги, нельзя добиться общей закаленности организма. Оптимальная устойчивость достигается только тогда, когда закаливанию подвергаются как наиболее уязвимые части тела (стопы, шея, поясничная область и др.), так и все тело;

• закаливание можно проводить только при благоприятном тепловом состоянии организма (закаливание замерзшего ребенка – бесполезное занятие);

• необходимо учитывать предшествующую деятельность организма (закаливание утомленного, раздраженного ребенка – не только бесполезное, но и вредное занятие);

• каждую последующую закаливающую процедуру необходимо выполнять при полностью восстановленном температурном фоне организма, чтобы избежать его переохлаждения;

Планирование закаливающих воздействий исходит из режима закаливания:

• начальный – тренировка информационной функции организма и дальнейшее ее усовершенствование;

• оптимальный – тренировка физической и в меньшей степени химической терморегуляции. Этот период характеризуется более длительным и более глубоким воздействием закаливающих процедур, их многообразием по составу и точкам приложения.

Благоприятная ответная реакция организма – показатель переносимости нагрузки холодом на организм. Напротив, появление дрожи, «гусиной кожи», побледнения кожных покровов – показатели чрезмерного увеличения силы раздражителя.

Необходимо знать, что организм по разному реагирует на термические нагрузки в течение суток. Наиболее тяжело они переносятся от 2 ч ночи до 5 ч утра и от 12 до 14 ч дня; легко – от 8 до 12 ч утра и от 15 до 17 ч дня. Проведение закаливания без учета этого может вызвать ослабление и даже срыв защитных и приспособительных реакций организма.

7. Польза салатов для детей (папка- передвижка)

Многие родители, формируя рацион маленьких детей, мало внимания уделяют овощным и фруктовым салатам. При этом эти, не слишком сложные блюда, помогают сформировать культуру питания и помогают научить ребенка не переедать.

Большинству известно, что фрукты и овощи содержат множество витаминов и минералов, которые так необходимы молодому и растущему организму ребенка.

Именно поэтому хорошие родители стараются разнообразить питание своего ребенка несколькими видами салатов.


Овощные салаты в питании детей.

Свежие овощные салаты необходимо давать ребенку перед основным блюдом или в качестве гарнира к нему. Все дело в том, что в них содержаться пектины и клетчатка.

Пектины предохраняют нежную слизистую оболочку желудка и кишечника от воздействия вредных веществ, которые могут попасть туда вместе с пищей или образоваться в процессе пищеварения. Кроме того они нормализуют работу кишечника и помогают выводить вредные вещества из организма.

В тоже время клетчатка помогает вывести из организма шлаки, способствует нормальному продвижению еды по желудочно-кишечному тракту.

Фруктовые салаты в питании детей.

В отличии от овощных салатов, фруктовые, если их подать не вовремя, могут помешать нормальному приему пищи ребенком. Даже небольша порция салата из свежих фруктов или ягод содержит некоторое количество сахаров. Поэтому, если такой салат дать ребенку перед едой или вместе с основным блюдом, это может отбить у ребенка аппетит.

Зато в качестве десерта - фруктовый салат для ребенка идеальный выбор. Дело в том, что после приема пищи изменяется кислотно-щелочной баланс, что в некоторых случаях может негативно сказаться на работе кишечника. В этом случае порция фруктового салата создает запас щелочных минеральных веществ и способствует  выравниванию кислотно-щелочного баланса в детском организме.

Не следует забывать о том, что заправка для детского салата не должна быть «взрослой». Категорически нельзя использовать майонез или острый соус. В качестве альтернативы для овощного салата служит нежирная сметана, оливковое рафинированное масло. Во фруктовые салаты добавляют густой сок или йогурт.

8. Экологический проект родителей и детей «Овощи и фрукты витаминные продукты»  

Хотелось бы внедрить в систему оздоровления -

Энтеральная оксигенотерапия.

Энтеральная оксигенотерапия – это прием кислородных коктейлей с настоями трав (подорожника, пустырника, зверобоя), шиповника, натуральных сиропов. Кислород улучшает окислительно-восстановительные процессы за счет утилизации его тканями и повышения основного обмена. Повышенная утилизация кислорода особенно заметна при введении его в виде пены через рот, что объясняется не только накоплением кислорода в желудке, откуда он постепенно всасывается, но и стимуляцией механорецепторов желудка с рефлекторным выделением биологически активных веществ, способствующих проникновению кислорода в ткани. При всасывании кислорода в желудочно-кишечном тракте быстрее повышается его парциальное давление в крови. По системе портальной вены кислород в достаточном количестве поступает в печень, где восстанавливает пространственную конфигурацию молекул ферментов, повышая их метаболическую активность, за счет чего улучшаются все виды обмена веществ и биоэнергетика.

Наиболее эффективно применение интеральной оксигенотерапии при заболеваниях желудочно-кишечного тракта (язвенная болезнь желудка, хронический гастрит, колит, аскаридоз). Кислородная пенка способствует активному всасыванию в организм отваров и настоев лечебных трав и биологически активных веществ, на которых она приготавливается.

Принимать кислородную пену лучше натощак, за 0,5–1 ч до еды, или не ранее 1,5–2 ч после еды. Профилактический общеукрепляющий прием кислородной пены рекомендуется проводить дошкольникам 2 раза в неделю после плановых физкультурных занятий или сразу после дневного сна перед оздоровительно-игровым часом, у ясельников – с той же частотой в первой половине дня (перед прогулкой). На один прием рекомендуется от 300 до 500 см3 (по возрасту) кислородной пены, отпускаемой в посуде соответствующей емкости (фарфоровые кружки, тарелки и т. д.).

В редких случаях у некоторых детей после приема пены могут отмечаться явления тошноты и даже рвоты, что связано с плохой переносимостью лекарственных трав. Смена лекарственно-травяной основы снимает указанные явления.

Кислородные коктейли с рецептурами общепрофилактической направленности у детей практически не имеют противопоказаний.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальные маршруты сопровождения детей группы риска на 2017-2018 учебный год

Представлены 4 маршрута сопровождения, так как в нашем детском саду на учете по делам несовершеннолетних числится 4 ребенка, посещающих детский сад....

Программа "Основ безопасности у дошкольников" на 2017-2018 учебный год

   В Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации №...

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год

Перспективный план работы с родителями по формированию основ здорового образа жизни дошкольника на 2017-2018 учебный год...

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ (ЗПР) на 2017-2018

Индивидуальный образовательный маршрут воспитанника с ОВЗ (ЗПР) на 2017-2018...

Справка «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников» в 2017-2018

Справка «Современные подходы к организации речевого развития дошкольников» в 2017-2018...