Консультация для воспитателей
консультация на тему

Князева Юлия Игоревна

«Закаливание детей дошкольного возраста» (традиционные и нетрадиционные методы закаливания)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zakalivanie_detey_doshkolnogo_vozrasta.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей групп дошкольного возраста

«Закаливание детей дошкольного возраста»

(традиционные и нетрадиционные формы)

                     

Традиционные методы закаливания

1. Закаливание водой.

      Водное закаливание оказывает более мощное воздействие на  организм  по

сравнению, например, с  воздушными  процедурами.  Это  связано  с  тем,  что

теплопроводность воды в  30  раз,  а  теплоемкость  в  4  раза  больше,  чем

воздуха.

      Различают  три  фазы  реакции   организма   на   действие   пониженной

температуры  воды.  Первая  -  повышенный  спазм  сосудов  кожи,  при  более

глубоком охлаждении - и подкожно-жировой клетчатки. Вторая фаза - в связи  с адаптацией  к  низкой  температуре  воды  происходит   вазодилатация,   кожа

становится красной, снижается  артериальное  давление,  активируются  тучные клетки  и  лейкоциты  сосудистых  депо  кожи   и   подкожной   клетчатки   с высвобождением   биологически   активных   веществ,   в    том    числе    с интерферон подобными  свойствами.  Эта   фаза   характеризуется   улучшением самочувствия,  увеличением  активности.  Третья  фаза  (неблагоприятная)   - исчерпываются  приспособительные  возможности  организма,  возникает   спазм сосудов, кожа приобретает синюшно-бледный оттенок, появляется озноб .

      При систематическом  использовании  водного  закаливания  первая  фаза

сокращается и быстрее наступает вторая. Самое главное,  чтобы  не  наступила

третья фаза. Водные процедуры делят на традиционные  и  нетрадиционные,  или интенсивные.

      Вода - общепризнанное средство закаливания.  Преимущество  воды  перед

другими средствами закаливания  заключается  в  том,  что  водные  процедуры

легко дозировать.

      Принцип постепенности легче  всего  выдержать  именно  при  применении

воды: можно взять воду той  температуры,  которая  нужна  в  данном  случае,

постепенно снижая ее.

      При проведении водных процедур с детьми дошкольного  возраста  следует

придерживаться следующих правил:

Надо, чтобы дети к воде подходили с теплым телом, при этом  нужно,  чтобы  в помещении, где это происходит, температура должна  соответствовать  принятым для данного возраста, а также, чтобы  детям  не  приходилось  долго  ожидать своей очереди.

Надо проследить за  своевременным  появлением  покраснения  кожи.  Если  эта реакция  запаздывает,  надо  способствовать   ее   наступлению,   тщательным растиранием кожи полотенцем "до красноты".

Чем холоднее вода, тем  короче  должно  быть  время  ее  "соприкосновения  с

телом".

      Существует несколько отдельных способов закаливания водой:

Обтирание - самая нежная из всех водных процедур.  Его  можно  применять  во всех возрастах, начиная с младенческого. Обтирание производится смоченной  в воде  материей,  ткань  которой  должна  удовлетворять  следующим  условиям:

хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно,  чтобы  рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.

      После   обтирания   тело   растирают   сухим   полотенцем.   Обтирание

сопровождается легким массирующим  действием,  а  массаж  всегда  делают  от периферии к центру, поэтому конечности надо обтирать снизу  вверх  (руки  от кисти,  ноги от стопы). Снижение температуры на один градус через 2-3 дня.

Обливание - бывает местное и общее. Местное обливание: обливание  ног,  чаще всего используется в яслях и младших  группах.  Начальная  температура  воды +30, затем доводят до +18, а в старших группах до +16. Время  обливания  ног 20-30 секунд.

Общее обливание надо начинать с более  высокой  температуры  преимущественно детом,  а  в  осенне-зимний  период  надо  организовать  так,   чтобы   вода охватывала возможно большую поверхность тела, спину, затем  грудь  и  живот, затем правый и левый бок. После окончания - растереть полотенцем. Время  под струей 20-40 секунд. Душ действует сильнее, чем простое обливание.  Вода  из душа оказывает массирующее действие, ощущается как более  теплая,  чем  даже вода при обливании.

Купание проводится в  естественных  условиях,  то  есть  в  водоемах  (реке,

озере,  море)  в  летнее  время  -  является  одним   из   лучших   способов

закаливания. Можно купать детей с раннего возраста,  начиная  с  температуры

+24 - 26 воздуха и не ниже +22 воды, более  закаленных  детей  можно  купать

при температуре +19 - 20 воды. Длительность пребывания в воде  увеличивается от 1-2 минут до 5-8 мин. после купания всегда должны быть движения.

      Купание противопоказано детям с заболеванием сердца, болезнями  посек,

почечных лоханок, детям, недавно перенесшим плеврит, воспаление легких.

      В  каждом  отдельном  случае  вопрос  о  применении  купания  решается

врачами.

                           2. Закаливание воздухом

      Воздух - это среда, постоянно окружающая человека. Он соприкасается  с

кожей - непосредственно или через ткань  одежды  и  со  слизистой  оболочкой

дыхательных путей. Из специальных мер закаливания воздухом в  детских  садах применяются: сон на воздухе, в холодное время и воздушные ванны.

      Первой закаливающей процедурой для грудного ребенка являются воздушные ванны. Прежде чем объяснить родителям, как проводить  закаливание  воздухом, нужно напомнить им, что температура воздуха  в  комнате  для  новорожденного ребенка должна быть 23oC, в возрасте от 1 до 3 мес. - 21oC, от 3 мес.  до  1 года - 20oC, старше  1  года  -  18oC.  Грудным  детям  свойственны  высокие энергетические затраты и потребление кислорода (больше, чем  у  взрослых,  в 2,5 раза). Поэтому необходимо проветривать помещения 4-5 раз в день  по  10- 15  мин.  зимой,  держать  летом   почти   постоянно   открытыми   форточки.

Проветривание с помощью форточки или фрамуги проводят в  присутствии  детей; температура воздуха снижается на 1-2oC, что является закаливающим  фактором.

При сквозном проветривании  воздухообмен  происходит  гораздо  быстрее,  чем через форточку, но его  желательно  производить  при  отсутствии  ребенка  в комнате  .  Возможно   использование   бытовых   кондиционеров,   которые

автоматически регулируют температуру и влажность.

            Детей  с  признаками  пониженной  адаптации  к  изменению  температуры окружающего  воздуха  (стойкая  бледность  кожных  покровов,   цианотическая мраморность дистальных отделов конечностей,  жалобы  на  дискомфорт)  нельзя отстранять от щадящих закаливающих процедур. Например,  ребенок  может  быть раздет частично,  воздушные  ванны  можно  проводить  всего  5  мин,  но  по несколько раз в день.

3. Закаливание солнцем.

      Закаливающее значение действия  солнца  своеобразно.  Солнце  является

сильно  действующим  средством  закаливания.  Солнечные  лучи  оказывают  на организм общее укрепляющее действие, повышают  обмен  веществ  в  организме, лучше становится самочувствие, сон, кожа  лучше  регулирует  теплообмен.  Но солнце может оказывать и отрицательное действие.

      Поэтому надо к этой процедуре подходить  очень  осторожно.  У  младших

детей особенно полезны солнечные ванны, но важен  при  этом  индивидуальный

подход. Проводить солнечные ванны надо в движении, но  игры  надо  проводить спокойного характера. Солнечные ванны увеличиваются постепенно.

      Ультрафиолетовые   лучи    активно    влияют    на    иммунологическую

резистентность   организма,   повышая   активность   гипоталамо-гипофизарно-

надпочечниковой  системы.  Однако  нужно  помнить,  что  чувствительность  к ультрафиолетовым  лучам  тем  выше,  чем  меньше  возраст  ребенка.  Поэтому солнечные ванны детям до одного года противопоказаны. Крайне  осторожно  они назначаются детям от 1 года до 3 лет, и только в более старшем  возрасте  их проводят достаточно  широко,  но  после  предварительного  недельного  курса ежедневных световоздушных ванн.

      В рассеянных  солнечных  лучах  достаточно  много  ультрафиолетовых  и

сравнительно мало, в отличие от прямого солнечного  излучения,  инфракрасных лучей, которые вызывают перегревание организма ребенка, что особенно  опасно для детей с повышенной нервно-рефлекторной возбудимостью.

      Летом  рекомендуют  проводить  световоздушные  ванны  при  температуре

воздуха 22oC и выше для грудных детей и при 20oC для детей 1-3 лет, лучше  в безветренную погоду. Поведение ребенка  в  момент  проведения  ванны  должно быть активным. В средней полосе России ванны лучше начинать  с  9  до  12  ч дня, в более жарком климате с 8  до  10  ч  утра.  Продолжительность  первой ванны у грудных детей  3  мин.,  у  более  старших  -  5  мин  с  ежедневным увеличением до 30-40 мин. и более. Прямые солнечные ванны (после  тренировки световоздушными) у детей более старшего возраста проводятся не  более  15-20 мин., всего за лето не более 20-30 ванн.

      Абсолютным противопоказанием  к  проведению  солнечных  ванн  является температура воздуха 30oC .После солнечных  ванн,  а  не  до  них,  детям назначают водные процедуры, причем обязательно нужно вытереть ребенка,  даже если температура воздуха  высокая,  так  как  при  влажной  коже  происходит переохлаждение   детского    организма.    Искусственное    ультрафиолетовое излучение, которое еще несколько лет назад широко  применяли  не  только  на Севере, но и в средней полосе России в первую очередь с  целью  профилактики рахита,  в  настоящее  время  многие  авторы  либо  не  рекомендуют   вообще назначать  детям  раннего  возраста,  либо  использовать  крайне  осторожно, учитывая его возможное канцерогенное действие.

3. Контрастное и нетрадиционное закаливание

      К  интенсивным  (нетрадиционным)  методам  закаливания  относят  любые

методы, при которых возникает хотя бы  кратковременный  контакт  обнаженного тела человека со снегом, ледяной водой, воздухом отрицательной  температуры.

Имеется достаточный опыт интенсивного закаливания детей раннего  возраста  в родительских  оздоровительных  клубах.  Однако   практически   нет   научных

исследований,  свидетельствующих  о  возможности  использования  этого  вида закаливания.

      Реакция организма на действие  любых  раздражителей  обозначается  как

общий адаптационный синдром, в котором выделяют три стадии:  стадию  тревоги(активация функции коры надпочечников,  вследствие  чего  уменьшается  объем вилочковой железы, селезенки, лимфатических  узлов),  стадию  резистентности(развитие гипофункции коры надпочечников) и стадию истощения.

      Физиологическая незрелость организма детей раннего возраста, в  первую

очередь незрелость нейроэндокринной системы, является  нередко  причиной  неповышения, а наоборот, подавления  иммунной  активности,  быстрого  развития стадии истощения при чрезмерном закаливании ребенка к холоду.

      Поэтому практически все  авторы,  занимающиеся  вопросами  закаливания

детей   раннего   возраста,   считают   купание   детей   в   ледяной   воде

противопоказанным .

      Однако существует контрастное закаливание как переходная ступень между

традиционным и  интенсивным  закаливанием.  Это  контрастные  ножные  ванны,

контрастное обтирание, контрастный душ, сауна, русская баня и др.

      Наиболее  распространенным  методом  для  детей  является  контрастное

обливание ножек.

      Необходимо соблюдать правило - нельзя обливать холодные ноги  холодной водой, т.е. ноги предварительно нужно согреть. В ванну ставят два таза  так, чтобы вода покрывала ноги до середины голени. В  одном  из  них  температура воды всегда равна 38-40oC, а в другом (в первый раз) на 3-4oC ниже.  Ребенок сначала погружает ноги в горячую воду на 1-2  мин.  (топчет  ими),  затем  в прохладную на 5-20 с. Число  попеременных  погружений  3-6.  Каждые  5  дней температуру воды во втором тазике понижают на 1oC и доводят  до  18-10oC.  У здоровых детей заканчивают процедуру  холодной  водой,  а  у  ослабленных  - горячей. Контрастное обтирание для усиления воздействия  можно  проводить  с настоем трав.

      Для более интенсивного охлаждения используют настой мяты. Сухую  траву с цветами заливают кипятком из расчета 4 столовые ложки на 1  л,  настаивают 30  мин,  фильтруют,  охлаждают  до  20-22oC.  Горячий  настой   готовят   с разогревающими растениями: тимьяном, тысячелистником,  пижмой,  сосновыми  и еловыми иголками. Их берут по 2 столовые ложки на 1 л  кипятка,  настаивают, фильтруют,  подогревают  до  38-40oC.  Сначала   растирают   ручку   ребенка полотенцем, смоченным в холодном настое, затем другой рукавичкой,  смоченной в горячем растворе, а  после  этого  сухим  полотенцем  растирают  ручку  до покраснения. Так проводят процедуру со второй ручкой, ногами,  туловищем.  У более старших и закаленных детей  при  наличии  положительных  эмоций  можно постепенно повышать температуру горячего  настоя  до  40-42oC,  а  холодного снизить до 4-6oC . Более старшим детям  контрастные  ножные  ванны  можно заменить контрастным душем: экспозиция горячей  воды  40-50oC  в  течение  1мин.,  затем  в  течение  10-20  с  проводят  обливание  холодной  водой   с минимальной температурой 10-15oC. Чередуют 5-10 раз.

      В сауне (суховоздушной бане) используется высокая температура  воздуха

в парной (около 60-90oC) с низкой влажностью  и  охлаждением  в  бассейне  с температурой  воды  3-20oC,  а  зимой  купание  в  снегу.   При   отсутствии

противопоказаний, желании родителей ребенок может посещать сауну с 3-4  лет, 1 раз в неделю, вначале в виде одного захода на 5-7 мин. при  температуре  в парной  около  80oC  на  высоте  верхней  полки.  Затем  можно  довести   до

трехкратного посещения парной на 10 мин. с последующим охлаждением.

      Во многих  регионах  нашей  страны  широко  используется  закаливающий

эффект русской бани. Основой его является  строгое  соблюдение  контрастного цикла: нагревание -  охлаждение  -  отдых.  Формула  закаливающего  цикла  - 1:1:2, т.е. париться и принимать прохладный душ  нужно  примерно  одинаковое время, а отдыхать в два раза дольше.  Для  детей  раннего  возраста,  только привыкающих к русской бане, достаточно одного цикла. В  парильном  отделении вначале следует находиться не более  3-5  мин.,  через  несколько  посещений можно увеличить время  до  5-10  мин.  Вначале  охлаждение  лучше  проводить обливанием, затем холодным душем, позднее - купанием в холодной воде, в  том числе и в  проруби,  обтиранием  снегом.  Постепенно  количество  заходов  в парную увеличивают до 4-5 [1, 4]. В русской бане часто на раскаленные  камни льют не простую воду, а банные коктейли в виде ароматического  настоя  трав.

Например, для антисептического эффекта используют в равных пропорциях  мяту, шалфей, тимьян, лист  эвкалипта;  с  успокаивающей  целью  -  тимьян,  мяту, душицу, ромашку, березовые почки, зеленую хвою  ели;  тонизирующее  действие оказывают почки тополя (1 часть), цветочные корзинки пижмы  обыкновенной  (2части), листья зубовки (1 часть);  улучшают  дыхание  листья  березы,  дуба,липы, трава душицы, тимьяна.

      Широко используют в русской бане веники, причем каждый веник  вызываетспецифический эффект. Например,  березовый  веник  оказывает  болеутоляющее,успокаивающее  и  бронхолитическое  действие,   дубовый   -   успокаивающее,противовоспалительное,  липовый  -  бронхолитическое,  мочегонное,  а  такжепомогает при головной боли, простудных  заболеваниях,  пихтовый  -  помогаетпри радикулитах, невралгии, ольховый - при миалгии,  рябиновый  -  оказываетвозбуждающее действие и т.д.

      Контрастное закаливание эффективнее  закаливания  только  холодом.  Но

есть сторонники и этого метода

      Для  этого  вида  закаливания  используют  обливание  из  ведра  водой

температуры 3-4oC, купание в ледяной воде в  течение  1-4  мин.  в  домашней

ванне и, как высшую форму закаливания, зимнее  плавание,  или  "моржевание".

Страх перед применением этих видов закаливания у взрослых и  детей  старшего возраста  преувеличен  из-за  незнания  и  неправильных  выводов  в   крайне немногочисленных научных публикациях.

      В редких научных исследованиях, посвященных "моржам", объем наблюдений невелик, не обращается внимание на то, что очень часто  начинают  заниматься этими видами закаливания люди с различными хроническими заболеваниями  после безуспешного  лечения  традиционными  медикаментозными  методами.   Поэтому, конечно, в таких группах выше процент людей с ишемической  болезнью  сердца, гипертонией, заболеваниями органов  дыхания,  желудочно-кишечного  тракта  и др.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...