Виды здоровьесберегающих педагогических технологий
учебно-методический материал (старшая группа) на тему

Шаяхметова  Ирина  Алексеевна

 Применение в практике работы инновационных технологий:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

3. Коррекционные технологии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_word.docx34.49 КБ

Предварительный просмотр:

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий

Технология

Время проведения в режиме дня

Особенности методики проведения

                  1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Динамические паузы

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия

Подвижные и спортивные игры

Как часть физического занятия, на прогулке, в групповой комнате – малой со средней степенью подвижности. Проводятся ежедневно.

Игры подбираются в соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В МКДОУ используем лишь элементы спортивных игр

Релаксация

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии.

Используются упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры.

Используется спокойная классическая музыка (Чайковский, Рахманинов), звуки природы

Технологии эстетической направленности

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформление помещений к праздникам и др

Осуществляется на занятиях по программе МКДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса

Пальчиковая  гимнастика

Тренирует мелкую моторику, стимулирует речь, пространственное мышление, внимание, кровообращение, воображение, быстроту реакции.

С подгруппой ежедневно

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)

Гимнастика для глаз - в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога

Дыхательная гимнастика

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры

Гимнастика бодрящая

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ

                      2. Технологии обучения здоровому образу жизни

Утренняя гимнастика

Проводится ежедневно 8-10 мин. с музыкальным сопровождением.

Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.

Физкультурное занятие

2 раза в неделю в спортивном зале

 (Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст- 20-25 мин., старший возраст- 25-30 мин.)

Занятия проводятся в соответствии с программой, по которой работает МКДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.

Проблемно – игровые технологии

В свободное время, во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом

Организуется посредством включения педагога в процесс игровой деятельности

Коммуникативные игры

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой …

НОД из серии «Здоровье»

1 раз в неделю по 30 мин. со старшего возраста

Могут быть включены в сетку занятий (валеология)

Самомассаж (рук, ног, головы, живота, горла) Улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики.

 

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным.

Точечный массаж (лица, рук)

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал.

Фитотерапия

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время

Лук, «чесночные  киндеры»

Проектная деятельность здоровьесберегающей направленности

По мере актуальности  и в соответствии с календарно-тематическим планом

Могут носить краткосрочный и длительный характер.

Самостоятельная двигательная деятельность детей

В свободное время, во второй половине дня.

Время строго не фиксировано

Спортивные развлечения, праздники, досуги.

В соответствии с календарно-тематическим планом

При проведении дети ведут себя непосредственно и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели

                                        3. Коррекционные технологии

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроения и пр.

Сказкотерапия

2-4 раза  в месяц по 30 мин. со старшего возраста

Используются для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей. Ведь придуманная сказка ребенком, открывающая суть проблемы - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают или стесняются обсуждать со взрослыми.

Технологии воздействия цветом.

Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка

«Цветные островки» - индивидуальные коврики «холодных» (синего) и «теплых» (желтого) тонов. Гимнастические упражнения в основной части занятия выполняются на «теплых» островках, релаксационные движения – в конце занятия на «холодных». Терапевтический эффект цвета заключается в регулировании психо-эмоционального состояния детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности ослабленного ребенка

«Сухой дождь», изготовленный из атласных лент семи цветов радуги. В процессе физкультурного занятия в ходе выполнения перестроений после вводной части, ОРУ, основных видов движений (2-3раза) детям предлагается пройти через «сухой дождь» от синих к красным лентам. После подвижной игры в обратном направлении.В результате у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение

Психогимнастика

1-2 раза в неделю со старшего возраста по 25-30 мин.

Занятия проводятся по специальным методикам

Гимнастика корректирующая - это комплекс специальных упражнений, направленных на формирование правильной осанки и устранение деформаций опорно-двигательного аппарата.

Чтобы корригирующие упражнения были эффективны, то есть могли обеспечить ребенку полноценную тренировку, подбирать их необходимо, учитывая уровень физического развития, подготовленности и состояния здоровья, используется  в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

Форма проведения зависит от поставленной цели и контингента детей

Технологии коррекции поведения  

По мере актуальности  

Игры с правилами, игры-соревнования, народные игры

Гимнастика ортопедическая

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья детей. Комплекс этих мер получил  в настоящее время общее название «здоровь...

"Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения"

«Здоровьесберегающие технологии» – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения...

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения

Виды здоровьесберегающих педагогических технологий и особенности методики проведения...

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ

Охрана и укрепление физического и психического здоровья – одна из основных задач дошкольного образования в условиях реализации ФГОС ДО. Дошкольный возраст является важнейшим этапом в формировании здор...

ВИДЫ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ И ВОЗМОЖНОСТИ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ В ДОУ»

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и...