Здоровьесберегающие технологии в детском саду
методическая разработка на тему

Боровкова Мария Васильевна

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ детский сад №27 «Колосок» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Работа по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kolosok.docx29.6 КБ

Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

«Забота о здоровье – это важный труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».В.А. Сухомлинский

Укрепление здоровья подрастающего поколения – не столько медицинская, сколько психолого – педагогическая задача. Очевидно, что в первую очередь у детей необходимо формировать потребность в сохранении и укреплении здоровья.

Реализуя право ребенка на здоровье и безопасность, коллектив МБДОУ детский сад №27 «Колосок» уделяет большое внимание приобщению дошкольников к ценностям здорового образа жизни. Работа по приобщению к ценностям здорового образа жизни осуществляется в нескольких направлениях: с детьми, их родителями и педагогами.

Одной из главных задач дошкольного учреждения является создание условий, гарантирующих формирование и укрепление здоровья воспитанников. В нашем дошкольном учреждении оборудован зал для физкультурных занятий, оснащенный гимнастическими скамейками, спортивными матами, массажными ковриками для профилактики плоскостопия, нестандартным оборудованием для «игровых дорожек», мячами, обручами, кеглями и др.  Стандартное и нестандартное оборудование используется для проведения эстафет, игр, общеразвивающих упражнений для развития основных движений. В зале проводятся физкультурные занятия, проходят досуговые мероприятия, спортивные праздники.

На территории детского сада  имеется беговая дорожка, на асфальтовом покрытии вокруг здания нанесены разметки для спортивных игр и эстафет, классики, лабиринты, что является хорошим дополнением к традиционной физкультуре.

Ведь движение на свежем воздухе – это эффективное средство закаливания детей.

В каждой возрастной группе оборудованы уголки Здоровья,  которые оснащены как традиционными пособиями, так и нестандартным оборудованием, сделанным руками педагогов: «Сухой бассейн», который способствует снятию напряжения, усталости, расслаблению мышц пальцев рук, плечевого пояса. (фото)

Для развития речевого дыхания и увеличения объема легких, используем традиционное и нетрадиционное оборудование (султанчики, вертушки, пушинки). 

Для профилактических целей в каждой группе есть массажные коврики. Дети с удовольствием ходят по ним после дневного сна. Дорожка прекрасно массажирует ступни малыша, укрепляет мышцы и связочный аппарат стопы, защищая организм в целом.

Различные массажеры, в том числе и самодельные, педагоги используют для массажа ладоней рук, где находится много точек, массируя которые можно воздействовать на различные точки организма

Работа со схемами и малыми офтальмотренажерами , упражнения с зрительными стимулами (предметами) снимает усталость с глаз, повышает  зрительную работоспособность, улучшает кровообращение.

Кроме того в группах созданы уголки уединения для снятия эмоционального напряжения. Уголок, отделенный ширмой, предоставляет дошкольникам возможность уединиться, заняться любимым делом (режиссерской игрой, рассматриванием или чтением книг, "позвонить" маме по телефону, посмотреть фотографии, просто полежать на мягких красивых подушках, ковриках).

Для формирования у детей основ безопасности в ситуациях дорожного движения в детском саду функционирует комната "Азбука безопасности". В группах оформлены уголки Безопасности, которые помогают обезопасить малышей от различных жизненных трудностей и опасностей.

Созданные условия позволяют педагогам нашей дошкольной организации  внедрять в практику здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно – образовательных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые осуществляются в процессе взаимодействия ребенка и взрослого.

Цель здоровьесберегающих(данных) образовательных технологий:

 - обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья,

- сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни,

- научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Здоровьесберегающие педагогические технологии применяются в различных видах деятельности и представлены как:

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья;

2. Технологии обучения ЗОЖ;

3. Коррекционные технологии.

Технологии сохранения и стимулирования здоровья

Большое внимание уделяется воспитателями сохранению и укреплению физического и психического здоровья воспитанников. Стали естественными и необходимыми в нашем детском саду поднимающие настроение и мышечный тонус утренняя гимнастика, физкультминутки, бодрящая гимнастика после дневного сна в сочетании с закаливающими процедурами.

В целях профилактики утомления, создания положительного отношения в процессе обучения на каждом занятии присутствуют физкультминутка, пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз, дыхательная гимнастика.  Каждая из них проводится в игровой форме, соответствует тематике и структуре занятия.

Важнейшим условием профилактики детских заболеваний является создание эмоционального комфорта в группе, сбалансированность положительных и отрицательных эмоций, обеспечивающая поддержание душевного равновесия и жизнеутверждающего поведения. С этой целью педагоги  проводят релаксацию, используя специально подобранные упражнения на расслабление определенных частей тела и всего организма. Релаксация проводится под спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов),   звуки природы. Выполнение таких упражнений очень нравится детям, т. к. в них есть элемент игры. Они быстро обучаются этому непростому умению расслабляться.

Прогулка - это наиболее эффективный вид отдыха, хорошо восстанавливает сниженные в процессе деятельности функциональные ресурсы организма, и в первую очередь - работоспособность. Пребывание на воздухе способствует повышению сопротивляемости организма и закаляет его. После активной прогулки у ребенка всегда нормализуется аппетит и сон. Обязательным элементом прогулки являются  спортивные и подвижные игры.

Технологии обучения ЗОЖ

В систему работы с детьми входит активное использование технологии обучения здоровому образу жизни.

Одним из важнейших компонентов укрепления и оздоровления детского организма, а также организации двигательного режима ребёнка, направленного на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей, является утренняя гимнастика. Утренняя гимнастика постепенно вовлекает весь организм ребёнка в деятельное состояние, укрепляет дыхание, усиливает кровообращение, содействует обмену веществ, вызывает потребность в кислороде, помогает развитию правильной осанки.

Особое значение в воспитании здорового ребёнка в нашем дошкольном учреждении придаётся  развитию движений и физической культуры на физкультурных занятиях. Причём, в каждом возрастном периоде физкультурные занятия имеют разную направленность:

- маленьким детям они доставляют удовольствие, учат их ориентироваться в пространстве, приёмам элементарной страховки;

- в среднем возрасте – развивают физические качества, прежде всего, выносливость и силу;

- в старших группах – формируют потребность в движении, развивают двигательные способности и самостоятельность.

В физкультурные занятия, утреннюю и оздоровительную гимнастики педагоги включают упражнения для профилактики нарушений осанки и плоскостопия . 

Активный отдых. Сколько положительных эмоций, а следовательно  и здоровья получают дети на спортивных праздниках и досугах. Традиционно в детском саду проводятся спортивные праздники, Дни Здоровья, музыкально - спортивные досуги и развлечения, познавательно- конкурсные  программы  по правилам дорожного движения, пожарной безопасности. При этом детьми используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у них проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях.

Параллельно с физическим развитием идёт обучение детей основам культуры здоровья. Валеологический материал органично включается в структуру занятий, способствуя расширению знаний детей о строении человека, влиянии физических упражнений на организм, о безопасности жизнедеятельности. С детьми разучиваются комплексы упражнений, направленных на профилактику плоскостопия, дыхательной системы, формируются навыки самомассажа.

Самомассаж проводится в игровой форме. Веселые стихи, яркие образы, обыгрывающие массажные движения, их простота, доступность, возможность использования в различной обстановке делают его для ребенка доступным и интересным. Он улучшает кровообращение, помогает нормализовать работу внутренних органов, способствует не только физическому укреплению здоровья, но и оздоровлению его психики.

Коррекционные технологии.

Эмоционально-личностная сфера детей корректируется благодаря использованию в режимных моментах тихой, успокаивающей музыке, звукам природы, способным подарить душевный комфорт. Музыка способствует развитию творчества, фантазии. Мелодия  действует особенно эффективно для наших гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка.

Эффективным методом развития эмоций у детей является игровая терапия «Минута шалости» (похохочем; покричим так, чтобы стены задрожали; как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.) Минуты шалости очень любимы детьми и служат для поднятия настроения.

Также  педагогами используются Минуты тишины - это специфическая форма работы, способствующая развитию волевых качеств детей. Дети познают мир через услышанные звуки.  

Чаще используйте минутки покоя:

-посидим молча с закрытыми глазами;

-посидим и полюбуемся на горящую свечу;

-ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-помечтаем под эту прекрасную музыку.

Сказкотерапия или «лечение сказкой» – это новое молодое течение в прикладной психологии, которое используют педагоги нашего ДОУ. Они вместе с детьми не только читают  и обсуждают сказки, но и сочиняют их. Ведь придуманная ребенком сказка, отражает трудности, возникшие перед ним, которые он сам не осознает или стесняются обсуждать их со взрослыми, а вместе они находят пути их решения.

Сегодня у многих детей дошкольного возраста отмечается повышенное беспокойство, неуверенность, эмоциональная неустойчивость.  Преодолеть страхи и застенчивость, снять эмоциональное напряжение воспитанников  помогает изотерапия . Этот метод является одним из лучших способов, чтобы узнать о внутреннем состоянии ребёнка.  Наши дети рисуют карандашами и красками, пластилином и  цветной бумагой, манной крупой,  песком.

В изотерапии применяются различные материалы: карандаши, краски, пластилин, цветная бумага, манная крупа,  песок и многое другое.

«Лечебный» эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается  атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникает ощущение психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Цветотерапия помогает  педагогам регулировать психоэмоциональное состояние детей в соответствии с психофизическими возможностями и динамикой работоспособности.  

Так во время движения в спортивный зал по «радужному коридору»  (от «холодных» к «теплым» тонам) у детей появляется бодрое приподнятое настроение, создается эмоционально-положительный настрой на  занятие  физкультурой. При возвращении с занятия и ходьбе по коридору в обратном направлении («от теплых» к «холодным» тонам) у детей постепенно ослабевает психическое и физическое возбуждение;

Использование «Сенсорной тропы» играет важную роль в формировании стопы ног. Наряду с совершенствованием координации, профилактикой и коррекцией плоскостопия эти упражнения способствуют развитию внимания.

Велика роль Улыбкотерапии, ведь  Здоровье детей станет крепче и от улыбки взрослого, потому что в улыбающемся человеке дети видят друга, а процесс обучения проходит плодотворней. А ещё у детей появляется ответная улыбка, которая поднимает настроение.

Технология просвещения родителей по здоровьесбережению.

Здоровьесберегающую деятельность невозможно осуществить без тесного сотрудничества с семьями воспитанников. Как известно, развитие и воспитание ребенка во многом зависит от взрослых, которые его окружают. Поэтому сознательное отношение к собственному здоровью и здоровью детей в первую очередь следует формировать у родителей. Особенно детям нравится, когда в праздниках активное участие принимают мамы и папы. Такие праздники носят название "Семейные старты", "Папа, мама, я - спортивная семья".

В совместной работе детского сада и семьи мы широко используем консультации для родителей, родительские собрания, беседы, творческие выставки совместного творчества  детей и родителей, анкетирование. Родители учатся ближе видеть сложный многогранный процесс воспитания ребёнка

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Материал полезен педагогам  на занятиях с использованием ИКТ. Гимнастика поможет снять усталость с глаз , укрепить мышцы глаза...

Деловая игра для воспитателей и инструкторов по физической культуре"Значение и использование здоровьесберегающих технологий в детском саду."

Деловая игра для педагогов, инструкторов по физическому воспитанию в ДОУ. Значение и использование в ДОУ: физкультминуток, пальчиковой гимнастики, дыхательных упражнений, оздоровительных игр, массажа...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Здоровьесберегающие технологии в музыкальной деятельности детей.Правильное дыхание играет значительную роль для сохранения и укрепления здоровья детей. Пение снимает стрессы, помогает избавиться от не...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Усилия работников ДОУ сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни.Здоровье – состояние физического и социального благополучия челов...

Новейшие здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здровьесберегающие технологии - предполагают совокупность педагогических, психологических и медицинских воздействий, направленных на защиту и обеспечение здоровья, формирование ценного отношения к сво...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемо...

Здоровьесберегающие технологии в детском саду.

Современные здоровьесберегающие технологии используемые в системе дошкольного образования отражают две линии оздоровительно-развивающей работы:*приобщение детей к физической культуре;*использова...