Консультация для родителей
консультация (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Консультация для родителей "Профилактика плоскостопия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_profilaktika_ploskostopiya.docx25.31 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«Профилактика плоскостопия у детей»

Физическое воспитание в дошкольном возрасте предусматривает укрепление здоровья, закаливание организма ребёнка, формирование его двигательных навыков. В связи с этим исключительное значение приобретает укрепление опорно-двигательного аппарата и, в частности, стопы, играющей как опорную (наружная часть ), так и рессорную, амортизирующую ( внутренняя часть ) функцию, предохраняя внутренние органы, спинной и головной мозг от толчков при передвижении.

Амортизирующая функция стопы достигается благодаря удерживанию её свода на определённой высоте системой связок и мышц. При этом основная роль принадлежит мышцам, сгибающим пальцы ног, а также связкам, расположенным преимущественно вдоль подошвенной поверхности стопы.

При снижении тонуса мышц и связок или недостаточном их развитии внутренняя часть стопы опускается к опоре. Вплоть до касания её, что наблюдается при плоскостопии.

Недостаточное развитие мышц и связок стопы неблагоприятно сказывается на развитии многих движений у детей. В таких случаях ребёнку трудно при ходьбе выполнить перекат с пятки на носок, в прыжках энергично отталкиваться. Бег выполняется тяжело, на всей ступне. Всё это отрицательно влияет на функциональную деятельность внутренних органов, систем и ведёт к нарушению осанки и всего опорно - двигательного аппарата, к снижению двигательной активности.

В дошкольном возрасте, когда организм отличается большой пластичностью, можно сравнительно легко приостановить развитие плоскостопия или исправить его путём укрепления мышц и связок стопы.

Особую роль в профилактике плоскостопия играют специально подобранные физические упражнения, способствующие увеличению силы мышц и натяжению связок, поддерживающих сводчатую форму стопы.

РЕКОМЕНДАЦИИ РОДИТЕЛЯМ

Предупреждением плоскостопия следует заниматься с первых дней жизни ребёнка, используя щекотание подошв ног: ребёнок сгибает пальцы, включая в работу соответствующие мышцы, тем самым свод стопы углубляется. Важный момент-подбор первых ботиночек, которые должны быть мягкими с кожаной подошвой и резиновым каблучком высотой до 1 см., соответствовать размеру ноги. Не следует использовать комнатные туфли, так как они из-за излишней мягкости могут явиться причиной плохой походки.

До трёхлетнего возраста ребёнок должен ходить в обуви, фиксирующей голеностопный сустав, важен не высокий каблучок, а высокий задник у ботинка.

Бытующее мнение о пользе хождения босиком не всегда верно интерпретируется. Во- первых, на ногах не должны быть надеты ни носочки, ни колготки; во-вторых, ходить босиком надо по траве, гальке, песку, гравию, а не дома по коврам или паркету. Если ребенок до 2-3 лет ходит дома в шерстяных носках или мягких тапочках, тот у него обязательно разорвется вальгусная установка стоп, когда вся стопа смещена относительно голени.

Сменная обувь в детском саду должна быть с высоким задником, фиксирующим голеностопный сустав. Обувь не должна быть слишком тесной или просторной. Детям с плоской стопой не рекомендуется носить обувь без каблуков на тонкой резиновой подошве. Высота каблука для детей раннего и дошкольного возраста должна быть 1,5 см., для подростков-3-5 см.

Для предупреждения и исправления плоскостопия необходимо укреплять мышцы, поддерживающие своды стопы, что достигается применением общеразвивающих и специальных упражнений, которые являются наиболее эффективным терапевтическим средством.

Полезными являются следующие упражнения:

1. Ходьба с выносом колена вперёд и выпрямленной ступнёй, плавно опускаемой всей поверхностью на пол ( впоследствии ногу можно опускать на носок).

2.Ходьба с высоким подниманием то одной, то другой гони « цапля».

3.Ходьба с выбросом ноги вперёд и размахиванием в такт руками «солдатский шаг».

4.Ходьба с приседаниями «Лягушки в болоте», « Зайцы за кустом».

5. Продвижение по комнате мелкими прыжками с размахиванием руками « птичка прыгает».

6.Ходьба длинными шагами с максимальным выбрасыванием согнутой ноги вперёд и одновременным покачиванием руками.

7.Ходьба с остановкой на одной ноге по сигналу. Например, команде « Стоп!»

8.Ходьба с легким предметом на голове, поддерживанием его рукой и поворотами в стороны (впоследствии без поддержки)

Родители могут выбрать те упражнения, которые нравятся детям. И добиться их частого повторения.

После занятий физическими упражнениями необходимо хорошо расслабить мышцы ног. Для этого, помимо водных процедур, целесообразно использовать массаж, который проводится в такой последовательности: вначале растирают пальцы, затем поглаживанием и растиранием подошвенную и тыльную часть стопы, пятки, ахиллово сухожилие, голеностопный сустав и голень.

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ!!!!

Если у Вас плоскостопие

Для избавления от дефекта стоп необходимо систематически выполнять следующие процедуры: закаливание, специальные упражнения, общая гимнастика, хождение босиком.

Закаливание. Лучше всего это делать с помощью воды. Каждый вечер (без пропусков!), вымыв ноги, растереть их докрасна махровым полотенцем. Ноги после этого будут слегка «гореть». В первые дни вода должна быть теплой, чтобы в результате резкого охлаждения стоп не возникла рефлекторная реакция слизистых носа, приводящая к насморку. Постепенно, в течение 10—15 дней, температуру воды снижать до уровня, не вызывающего неприятных ощущений. Через 2—3 месяца к этой процедуре можно добавлять и другие: ходить дома в легкой обуви без носков, затем и босиком. При этом ноги не должны мерзнуть. Если почувствовали неприятное охлаждение, вымойте ноги и разотрите их докрасна полотенцем.

Помимо укрепления стопы, такое закаливание убережет вас от частых простуд.

Примерный комплекс специальных упражнений

1.Сгибание и разгибание пальцев то правой, то левой ноги. 12— 15 раз.

2.Движение большого пальца вверх, а остальных — вниз. Если вначале не получится, помогите руками. 5—6 раз.

3. Ходьба на носках (5 шагов), затем на пятках (5 шагов), потом один шаг на носке правой ноги и на пятке левой, а следующий шаг — наоборот. 8—10 перекрестных шагов.

4.Захваты пальцами различных предметов (комки бумаги, тряпичные игрушки, детские кубики), перекладывание их в другую ногу, подбрасывание вверх. Постепенно мягкие игрушки заменять на более жесткие, в том числе резиновые, включать в упражнения карандаши.

5.Ходьба па наружном крае стопы. 15—25 шагов (до усталости).

6.Катание стопой скалки (в продольном и поперечном направлениях), теннисного мяча (в круговом направлении) — по 3—4 минуты для каждой ноги. Вначале делать сидя, а через 2—3 недели — стоя.

7.Ходьба с перекатом стопы и легким подпрыгиванием при пере-. ходе на носок (утрированная походка «попрыгунчик») — 3—4 серии по 15—20 шагов с непродолжительной спокойной ходьбой между сериями.

8.         В положении лежа на спине сгибание — разгибание ног («велосипед:»). удерживая пальцами какой-либо предмет. Старайтесь, чтобы бедра были в вертикальном приподнятом положении, а движения выполнялись достаточно расслабленно. 2—3 минуты.

Весь комплекс должен занять 25—30 минут и не вызывать сильной усталости.

Общая гимнастика

Общая гимнастике может быть самой разнообразной — от комплекса утренней зарядки до занятий в группе общей физической подготовки на стадионе или в парке. Важно, чтобы эта гимнастика проводилась регулярно и была ’по силам.

Ходьба босиком

Ходьба босиком, то есть тренировка стоп в сложных рельефных условиях. Старайтесь летом ходить босиком по траве н тропинкам, по песку и камням, по воде возле берега.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...