"Что такое здоровый образ жизни у детей"
статья (старшая группа) на тему

Ветошкина Алсу Рафаиловна

Что же такое здоровье? Здоровье-это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутсвие болезни или физических дефектов. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно здоровыми? Одна из проблем - это низкий уровень знаний родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_po_obzh.docx22.14 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                    Здоровье ребенка превыше     всего,

                                                                     Богатство земли не заменит его.

                                                                  Здоровье не купишь, никто не продаст,

                                                                  Его берегите, как сердце, как глаз.

                                                                                                      (Ж. Жабаев)

Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».                                                         (В.А. Сухомлинский)

Что главное в воспитании детей? Ребенок должен расти здоровым. Здорового ребенка легче воспитывать, легче обучать. У него быстрее устанавливаются все необходимые умения и навыки. Современный детский сад создаёт максимально благоприятные условия для того, чтобы каждый ребёнок рос здоровым и хорошо развивался. Но при всём этом очень важно не упустить те возможности, которые дает детство в формировании у ребенка оберегающего и ответственного отношения к самому себе, к своему здоровью. 

      На протяжении многих лет под здоровьем в обществе понималось отсутствие болезней. Из этого следовало, что здоровьем должен заниматься врач. Однако со временем всем стало понятно, что никто не может помочь человеку улучшить здоровье, если он сам этого не захочет и не будет над этим трудиться. Именно поэтому одной из важнейших задач образовательной области "Физическое развитие" ФГОС ДО является необходимость воспитания у молодого поколения отношения к здоровью как к жизненной ценности.

  Что же такое здоровье?  Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов (Всемирная Организация Здравоохранения). Как видно из определения, не только медицинские факторы влияют на состояние здоровья. Что же мешает добиться того, чтобы наши дети были действительно ЗДОРОВЫМИ?  Одна из проблем - это низкий уровень знаний родителей, а иногда, к сожалению, даже и педагогов о том, как сохранить здоровье свое и здоровье детей. В первую очередь необходимо знать факторы, от которых зависит здоровье зависит здоровье:

1.     Наследственность– это совокупность природных свойств организма, передаваемых из поколения к поколению.

2.     Медицина – это сфера жизни общества, работники которой заняты лечением болезней и их предупреждением.

3.     Образ жизни – это совокупность способов и форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

4.     Экология – это наука об отношениях растительных и животных  организмах друг к другу и к окружающей их среде.

      Таким образом, существует фактор, который полностью зависит от самого человека! Учеными доказано, что здоровье на 50% зависит от того, какой образ жизни ведет человек. Образ жизни - это совокупность способов форм жизнедеятельности, присущая той или иной личности, группе, обществу.

      Здоровый образ жизни - это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

      В настоящее время, как никогда, возрастает актуальность ЗОЖ, что  вызвано увеличением и изменением характера нагрузок на организм человека в связи с усложнением общественной жизни, увеличением рисков техногенного, экологического, психологического, политического и военного характера, провоцирующих негативные сдвиги в состоянии здоровья. Задача педагогов и родителей сформировать у детей представления о ЗОЖ и осознанное отношение к выполнению составляющих ЗОЖ. Причем речь идет не только об искоренении вредных привычек, выполнении определенных гигиенических норм и правил, которые определяют физиологическое благополучие организма, но и о приобретении определенных критериев здоровья.

.

   Каждый малыш должен расти здоровым, но, чтобы этого добиться, надо приложить определенные усилия не только педагогам ДОУ, но и родителям, и самому ребенку. Первоочередная задача педагогов ДОУ -  помочь понять родителям и детям необходимость приобщения к ЗОЖ для формирования, сохранения и укрепления здоровья. Проблема существующих форм взаимодействия состоит в их чрезмерной регламентированной со стороны детского сада, отсутствия интереса со стороны семьи к различным мерам взаимодействия.

Поэтому пересмотр информационной политики ДОУ должен происходить в сторону увеличения доли участия семьи в развитии и воспитания культуры здоровья и усиления субъектной позиции родителей в управлении этим процессом посредством инновационных форм, призванных укреплять сотрудничества детского сада и семьи.

 В 2016 я обозначила для себя приоритетное направление: оптимизация нетрадиционных форм конструктивного общения с родителями для результативности работы с детьми по формированию культуры здоровья у дошкольников.

Разработала пути решения:

- Реализация перспективного плана по взаимодействию с родителями по данному направлению

- Активизация родителей в участии в нетрадиционных формах, и систематизация работы в этом направлении.

 Наши современные мамы и папы в большинстве свои люди грамотные, осведомленные, и конечно хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний, сегодня вряд ли принесет положительные результаты.

 И поэтому я провела комплексное исследование родителей и детей по социально-гигиеническому скринингу и образа жизни семьи. В результате получила следующие результаты: 40% семей моих воспитанников ведут здоровый образ жизни, а у 35% родителей реальные соблюдения здорового образа жизни ниже представления о нем. Провела родительское собрание по обсуждению результатов данного обследования. Выработали конкретные предложения по организации здорового образа жизни.

Марина Цветаева говорила: «Да, что знаешь в детстве - знаешь на всю жизнь, но и: чего не знаешь в детстве - не знаешь на всю жизнь». Навыки ЗОЖ, полученные в детстве, помогут сохранить здоровье на всю жизнь.

И поэтому я начала оптимизировать предметно-развивающую среду с точки зрения организации формирования безопасности. Привлекала родителей для оформления уголка по пожарной безопасности. В уголке сделали щит красного цвета с номером «01». Там поместили огнетушитель, сделанный из пластиковой бутылки, ведро, лопату, каску. Так же родительница изготовила настольную игру «Пожарная машина» - сборка машины из отдельных элементов разной сложности, совместно с родителями создали папку с играми – лабиринтами «Внимание огонь» вариантов 6-7. Родители помогли оформить уголок по безопасности дорожного движения и здорового образа жизни. Приобрели настольные – развивающие игры. Плакаты с ситуациями на дорогах и знаки дорожного движения. В уголке здоровья родители приобрели плакаты по безопасности в быту, наглядные материалы для свободной деятельности детей (карточки по опасным ситуациям и безопасным, набор карточек с полезными и вредными продуктами).

Все эти пособия и материалы дети с удовольствием обыгрывают в сюжетно – ролевых играх. Так как развивающая среда — это пространство самореализации, где помогает ребенку накопить необходимый опыт и знания для успешного выполнения главных задач воспитания культуры здоровья. В последнее время привлекаю родителей к подготовках нетрадиционных форм: это спортивное развлечение «Мама, папа, я – спортивная семья» участвовала 100% (родители готовили атрибуты для эстафет и соревнований, продумывали девизы и название своих команд, активно участвовали в разработке сценария данного праздника).

Так же активно принимали участие в городском спортивном фестивале «Спорт и искусство» - наш номер назывался «Танец веснушек». Родители шили девочкам яркие оранжевые и желтые юбочки и украшения на руки. Активно мамы участвовали в подборе музыкального репертуаре, в результате танец получился зрелищным, красивым и ярким. Фотографии нашего выступления были размещены в Интернете, на сайте Мах.

Родители стали больше интересоваться жизнью детского сада. И когда стали готовиться к другому мероприятию «Минута славы» активную позицию заняли 100% родителей. Каждая семья была с мотивирована на придумывание номера с учетом желания, интереса, возможностей ребенка. В результате мои воспитанники удачно выступили на внутри детсадовском уровне: номера с обручами, фигурное выступление на роликовых коньках, интересные танцы, песни и фокусы. На уровень обще детсадовский, то есть участие в гала концерте в моей группе было отобрано 8 номеров, которые очень понравились как детскому жюри, так и компетентному взрослому жюри.

Для повышения эффективности в своей деятельности воспитании культуры здоровья я организовала работу кружка «Уроки здоровья». Разработала программу с сентября по май текущего учебного года.

 Актуальность моей деятельности заключается в том, чтобы дети научились понимать при каких условиях обитания безопасны для жизни и здоровья. Учебный план сделала с учетом возраста. Было запланировано 36 занятий. Дети с удовольствием посещают занятия кружка. На каждом занятии проводятся игровые ситуации, где формируется правильное отношение к своему здоровью.

Дети учатся понимать при каких условиях среда обитания безопасны для жизни и для здоровья. На занятиях, в процессе игр, задании и упражнении дети учатся ухаживать за собой, овладевать навыками здорового образа жизни и культурой здоровья. Создавала условия для творческого самовыражения – предлагала нарисовать, слепить, что им больше всего понравилось на занятии.

В процессе реализации данной программы я постоянно активизировала родителей: приобрели зеркала, лупы, плакаты по безопасности в быту. Таким образом проведенная работа способствовала формированию у детей правильного отношения к своему здоровью.

Динамика показателей по усвоению детьми программы дополнительного образования в течение года – положительная, составила 15%.

Кроме того, индекс здоровья в моей группе стабильно высокий: в 2014 году индекс здоровья у детей был 85%, то в 2015% году 98 – 99%. Кроме того создана система интерактивного сотрудничества с родителями по здоровому образу жизни. В течении этого времени родители активно принимали участие в нетрадиционных форах мероприятиях (совместные развлечения на воздухе, практические мастер – классы).

Чтобы создать благоприятные условия для воспитания культуры здоровья в 2015 году я   разработала педагогический проект «Моя семья – здоровая семья»

Целью данного проекта является сотрудничество педагогов ДОУ и семьи в вопросах сохранения физического и психического здоровья дошкольников, содействие возрождению традиций семейного воспитания, поиск наиболее оптимальных средств сохранения и укрепление здоровья дошкольников, создание наиболее благоприятных условий для формирования у детей отношения к здоровому образу жизни как к одному из главных путей в достижении успеха.

В результате реализации данного проекта мною было сделано следующее:

  1. Сделала классификацию литературы, новых технологий в данном вопросе: Акбашев Т.Ф. Первые шаги в «Педагогику жизни»; Бабенков Е. А., Федоровская О. М. «Игры которые лечат»; Аверина И.А «Физкультурные минутки и динамические паузы в дошкольных образовательных учреждении».
  2. Организовала поход с детьми в лес; дети участвовали в конкурсе рисунков «Мы любим спорт», а также с детьми провели развлечение «День здоровья». Разучили с детьми новые игры и эстафеты.
  3. Для родителей провела консультацию на тему «Что такое здоровье». Принимали участие в фото – конкурсе «Спортивный портрет моей семьи», так же родителей научила проводить пальчиковую гимнастику и коррекционные упражнения.
  4. Провела совместное развлечение для детей и родителей «День здоровья». И  «Мама, папа, я – здоровая семья», использовала интерактивные методы и приемы (игры на эмоции, дидактические игры, элементы драматизации)
  5. Организовала выставку детских газет «Секреты здорового питания» и «Мы растем здоровыми» - было изготовлено 18 газет с самой различной тематикой, посвященной спортивной жизни семьи, их активному отдыху.

В заключении реализации проекта я провела грандиозное мероприятие ДЕНЬ ОТКРЫТЫХ ДВЕРЕЙ:

6 В течение дня родители смогли посмотреть утреннюю гимнастику на улице, познакомились с выставкой литературы по теме ЗОЖ, ознакомились с выставкой детских рисунков на тему «Спорт, мама, папа и я».

7 С детьми показали комплексы упражнений пальчиковых игр и как можно сделать себе самомассаж.

8 Родители участвовали в процедуре закаливания: дети после обеда прополоскали рот кипяченой водой и прошли по «дорожке закаливания».

9 После сна дети показали родителям «ленивую гимнастику».  

В конце дня вместе с родителями устроили чаепитие, и дети показали танец «флэш – моб», некоторые родители с удовольствием присоединились к нам.

День открытых дверей удался, родители ушли с хорошим настроением.

Таким образом, считаю, что моя деятельность по формированию культуры здоровья у детей и родителей приносит хорошие результаты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Наша работа будет эффективна при вашей поддержке, родители!Родители должны поощрять детей в спортивных занятиях, обязательно подбадривать их, тем самым вселяя уверенность в полезности занятий физкульт...

Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни?

Разработала: воспитатель МДОУ  ЦРР «Кристаллик» - детский сад № 30города Железногорска Курской областиСнегирева Татьяна Ивановна...

Презентация "Что такое здоровый образ жизни" для детей дошкольного возраста..

Презентация "Что такое здоровый образ жизни" для детей дошкольного возраста.Цель; дать детям понятие здорового образа жизни.Задачи:1. Познакомить с понятием "режим дня".2. Познаком...

Консультация для родителей на тему: " Роль родителей в укреплении здоровья детей и приобщении их к здоровому образу жизни. Что же такое, здоровый образ жизни".

Все родители желают видеть своих детей здоровыми, энергичными, красивыми, спортивными. Путей к физическому совершенствованию много. Один из них= воспитание в семье....

Презентация " Что такое здоровый образ жизни" для детей дошкольного возраста.

Презентация "Что такое здоровый образ жизни" для детей дошкольного возраста.Цель; дать детям понятие здорового образа жизни.Задачи:1. Познакомить с понятием "режим дня".2. Познаком...