Главные вкладки

    Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста
    методическая разработка на тему

    Албу Светлана Павловна

    Методическая разработка по обучению педагогов применению здоровьесберегающих технологий в индивидуальной работе с детьми дошкольного возраста

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Здоровье ребенка превыше всего,

    Богатство земли не заменит его.

    Здоровье не купишь, никто не продаст.

    Его берегите, как сердце, как глаз!!!

    В последние годы в России развивается процесс интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в среду нормально развивающихся сверстников. Действующее законодательство в настоящее время позволяет организовывать обучение и воспитание детей с ОВЗ в обычных дошкольных образовательных учреждениях, ДОУ компенсирующего вида, а также «других образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными (образовательные учреждения общего типа)». 

    Дети с ОВЗ – это дети ,состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне  специальных условий обучения и воспитания, то есть это дети с инвалидностью либо другие дети в возрасте до 18 лет, не признанные в установленном порядке детьми с инвалидностью , но имеющие временные или постоянные отклонения в физическом и (или) психическом развитии и нуждающиеся в создании специальных условий обучения и воспитания.

    Одна из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного воспитания – охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.

    Статистика утверждает, что здоровье ребенка на 20% зависит от наследственных факторов, на 20% - от условий внешней среды, т. е. экологии, на 10% - от деятельности системы здравоохранения, а на 50% - от самого человека, от того образа жизни, который он ведет. Если на первые 50% здоровья педагоги повлиять не могут, то другие 50% напрямую зависят от слаженной работы медицинских работников, педагогов и родителей.

    К сожалению, в ДОУ с каждым годом растет количество детей с ограниченными возможностями здоровья. Следовательно, одной из основных задач в работе с детьми с ОВЗ является такая организация и методика проведения всех оздоровительных и воспитательно-образовательных мероприятий, при которой не только сохраняется хороший уровень умственной работоспособности, но и укрепление здоровья ребенка. Для решения данной проблемы в помощь приходят здоровьесберегающие технологии.

    При использовании здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе необходимо учесть соответствие содержания и организации образовательной деятельности возрастным и индивидуальным особенностям ребенка с учетом сопутствующих заболеваний.

    В настоящее время в ДОУ в работе с детьми с ОВЗ реализуются следующие здоровьесберегающие технологии:

    1. Сохранения и стимулирования здоровья (физкультурные и динамические паузы,  подвижные и спортивные игры, артикуляционная гимнастика, ортопедическая гимнастика).

    2. Обучения здоровому образу жизни (физкультурные занятия, утренняя гимнастика и гимнастика после сна, самомассаж).

    3. Коррекционные (технологии музыкального воздействия(релаксация), сказкотерапия, пальчиковая гимнастика, солетерапия,  песочная терапия, логоритмика, сенсорная коробка) .

    При организации  индивидуальной работы с детьми с ОВЗ более эффективными считаются коррекционные здоровьесберегающие технологии.

    Релаксация – специальный метод, направлен на снятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник. Способствует снятию напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.

    Расслабление вызывается путем специально подобранных игровых приемов с музыкальным и словесным сопровождением. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными.

    Релаксацию можно проводить в любом подходящем, проветриваемом помещении. Длительность зависит от индивидуальных особенностей нервной системы ребенка.

    Пальчиковая гимнастика направлена на повышение работоспособности коры головного мозга, развитие активной речи ребенка. Рекомендуются детям с речевыми проблемами.

    Выделяют следующие виды пальчиковой гимнастики.

    1) Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

    2) Игры с пособиями (игры-шнуровки, игрушки с прищепками, пальчиковый театр).

    Развитие мелкой моторики проводятся ежедневно, в любое удобное время, а также и в НОД.

    Дыхательная гимнастика - это система упражнений на развитие речевого дыхания. Дыхательная гимнастика направлена на решение следующих задач:

    - насыщение организма кислородом, улучшение обменных процессов в организме;

    -повышение общего жизненного тонуса ребенка, сопротивляемости и устойчивости к заболеваниям дыхательной системы;

    - нормализации и улучшение психоэмоционального состояния организма;

    -развитие силы, плавности и длительности выдоха.

    В работе с детьми используются дыхательные упражнения с удлиненным, усиленным выдохом и вдохом через нос. Оборудование для развития дыхания, является частью предметно-развивающей среды (вертушки, мыльные пузыри, игрушки-тренажеры).

    Сказкотерапия. Многие игровые технологии, применяемые на занятиях, сопровождаются сказками, которые придумывает педагог и дети, дополняя фантазии друг друга. Это способствует освоению навыков общения, целенаправленного слухового восприятия, развитию мышления, речи, памяти.

     В.А. Сухомлинский писал:

     «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

    Тактильно-кинестетические ощущения напрямую связаны с мыслительными операциями, с их помощью познается Мир.

    В решение данных задач нам помогут игры с песком, которые могут быть весьма разнообразны. Они развивают восприятие, мышление, память, внимание, речь, навыки самоконтроля и саморегуляции, творческое мышление, воображение и фантазию. Формируют у ребенка представления об окружающем мире. Развивают мелкую моторику, глазомер. Успокаивают и расслабляют, снимая напряжение.

    Для развития мелкой моторики можно использовать игры с морской солью. Соль также оказывает благотворное влияние при непосредственном контакте с кожей рук: кристаллы соли массируют ее, происходит дополнительное раздражение нервных окончаний, улучшается кровоток в мышцах, а значит, более успешно развивается мелкая моторика.

    О пользе соли знают все. Она содержит около 100 минералов, это почти вся таблица Менделеева (калий, бром, йод, железо, селен и т.д.). Научно доказано, что кристаллы соли своим воздействием способны ликвидировать болезнетворные микробы, а также делать организм ребенка менее восприимчивым к различным заболеваниям. При использовании соли в помещении происходит благоприятное изменение ионного состава воздуха, нахождение сухой кристаллизованной соли в помещении обогащает воздух испарениями, имеющими оздоровительный эффект. Пары соли помогают устранить проблемы со стороны лорорганов, успокаивают нервную систему. Воздух приобретает антисептические свойства, что особенно полезно в период всплесков вирусных заболеваний.

    Учитывая все выше изложенные факты,  был разработан комплекс мероприятий и игр с солью как нетрадиционный компонент реализации технологий здоровьесбережения в работе с детьми.

    Для этой работы мы используем следующее оборудование: сухая соль (морская, без ароматических добавок), пластиковые контейнеры с крышкой, бумажные салфетки или полотенца, различные мелкие предметы (пуговицы, ракушки, крышки от пластиковых бутылок, мелкие игрушки, детали от мелкого конструктора лего и т.д.).

    Основные движения, которым обучаются дети в процессе таких упражнений:

    • сжимание кисти в кулак и разжимание
    • вращательные движения указательными пальцами
    • потирание ладони о ладонь
    • соединение пальцев каждой руки в щепоть
    • удерживание кисти и пальцев рук в виде ковша.

    Пальчиковые упражнения с солью:

    •  «Паучок» — погружение в соль только подушечек пальцев, сопровождается стихотворением: «Сидит на ветке паучок, расставил лапки – и молчок».
    • «Солим суп» — захватить соль щепотью и медленно просыпать сквозь пальцы:  «Мы сегодня повара, суп солить давно пора».
    • «Хлопки» — похлопывать ладонями о соляную: «Хлопайте ладошки соляные крошки, крепко прижимайте, быстро убегайте».
    • «Цыплята» — пальцы обеих рук соединены щепотью и постукивают о соляную поверхность: «Травку дружно мы клюем, червячка сейчас найдем» и другие.

    Игры для пальцев рук:

    • «Ловим рыбку»: в емкости с солью дети отыскивают крупные пуговицы, ракушки, пробки от пластиковых бутылок и т.д.
    • «Построим замок»: с использование различных мелких предметов в емкости с солью делаются различные постройки.
    • «Художники»: указательным пальцем на соляной поверхности дети рисуют различные предметы (самостоятельно и по заданию педагога).
    • «Угадай-ка»: найти по заданию педагога спрятанный в соли предмет (в емкости находятся разные предметы) и другие.

    Также в своей работе с детьми с овз эффективно использование сенсорной коробки. Сенсорная коробка – это ёмкость, наполненная всякого рода тактильным материалом.

    Сенсорная коробка развивает тактильные ощущения, фантазию, внимание, усидчивость, мелкую моторику, координацию движений. Большинство современных методик немало внимания уделяют мелким предметам, ощупыванию, перебиранию сыпучих веществ и прочим тактильным играм. И не даром: свойство психики ребенка таково, что он большую часть информации получает эмпирически, то есть посредством собственных ощущений. И ещё: часть мозга, которая отвечает за речь, тесно связана с ладонями и пальцами. Это значит, что играя с крупами и небольшими предметами, ребёнок не только познает мир, но и развивает речь.

    Для создания сенсорной коробки понадобятся:

    1. емкость: пластиковый контейнер, тазик, картонная коробка, большая миска и так далее;
    2. наполнитель: любой тактильный материал (сыпучий, жидкий, мягкий и так далее);
    3. различные элементы: игрушки и предметы;
    4. инструменты для пересыпания, переливания (совочки, ложки, формочки, ведерки и так далее).

    Наполнитель

    • Всевозможные крупы: гречка, рис (обычный и окрашенный), пшено, перловка, манка, овсянка.
    • Бобовые: фасоль, горох, чечевица.
    • Макароны, мука, сахар, соль, крахмал.
    • Кофе молотый и в зернах, чай.
    • Природный материал: песок, земля, глина, трава свежая и сено, листья, стружки и опилки, камни, перья.
    • Водный наполнитель: вода простая и газированная, лед, снег, молоко, мыльный раствор, масло.
    • Бумажный: кусочки бумаги и фольги, конфетти, серпантин.
    • Текстиль и швейная фурнитура: ленты, кружева, веревки, кусочки ткани, бусины, пуговицы.
    • Вата, ватные диски, кусочки поролона и губки.
    • Желе, кисель, гидрогель, пена для бритья, сливки.
    • Самодельные наполнители: живой песокмасса для лепки с пескомискусственный снег и другие

     

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    Усилия работников дошкольных учреждений сегодня как никогда направлены на оздоровление ребенка-дошкольника, культивирование здорового образа жизни. Неслучайно именно эти задачи являются приоритетными ...

    Применение здоровьесберегающих технологий в музыкальной деятельности с детьми дошкольного возраста с ОВЗ, как условие успешной социализации воспитанников

    Здоровье детей, физическое, психическое, нравственное - это самая актуальная проблема дошкольного образования, так как с каждым годом увеличивается количество детей с различными отклонениями в поведен...

    "Цветотерапия как здоровьесберегающая технология используемая в работе с детьми дошкольного возраста"

    "Цветотерапия - одна из здоровьесберегающих технологий используемых в работе с детьми  дошкольного возраста"...

    Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия.

    Здоровьесберегающие технологии в оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста. Технология музыкального воздействия....

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    Использование здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...

    Здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

    здоровьесберегающие технологии в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста...