Организация прогулок зимой. Вопросы охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период.
консультация на тему

Покаляева Марина Викторовна

Материал расскажет, как правильно, безопасно организовать прогулки на участке детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_progulok_zimoy.docx28.97 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Организация    прогулок     зимой

Вопросы  охраны жизни и здоровья детей на прогулке в зимний период

Для физического развития, укрепления организма детям необходимо как можно больше времени проводить на свежем воздухе.

Организация и проведение прогулок с детьми в зимний период должны учитывать, что пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для их физического развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. При этом, правильно организованные и продуманные прогулки помогают осуществлять задачи всестороннего развития детей.

Значение прогулки:

  • расширение двигательного опыта детей
  • совершенствование навыков в основных движениях,
  • развитие ловкости, быстроты, выносливости
  • формирование самостоятельности, активности положительных взаимоотношений со сверстниками
  • укрепление здоровья
  • профилактика утомления
  • физическое и умственное развитие детей
  • доступное средство закаливания детского организма

Виды прогулок:

 1.По месту проведения:

• на территории участка детского сада

• за пределами территории детского сада

2. По содержанию:

• традиционная

• тематическая

• целевая

• экскурсия

• поход

Время прогулки в режиме дня

При проведении прогулок на территории детского сада надо соблюдать установленный режим, длительность прогулок, смену видов деятельности воспитанников.

Ежедневная продолжительность прогулки детей должна составлять не менее 4 ч; прогулку организуют 2 раза в день: в первую половину – до обеда и вторую половину дня – после дневного сна или перед уходом детей домой;

Продолжительность прогулки определяется ДОУ в зависимости от климатических и погодных условий.

В зимний период:

Сокращается продолжительность прогулки, если температура воздуха ниже –15 °С и скорость ветра более 7 м/с

Отменяется прогулк, если температура воздуха ниже -15 °С и скорость ветра более  15 м/с для детей до 4 лет, а для детей 5–7 лет – при температуре воздуха ниже -20 °С и скорости ветра более 15 м/с.

Оборудование зимнего участка

Педагог  каждой возрастной группы должен разработать план зимнего участка, который включает в себя:

  • утрамбованную  площадку  для организации игр, забав и развлечений.
  • снежные скульптуры: фигуры различных зверей, снеговиков, самолеты, дома, пароход, ракета и другое для  организации  ролевой, сюжетной, творческой игры  
  • ледяные дорожки, лыжню, постройки из снега для организации двигательной активности детей на участке: горки, валы…  
  • кормушки для зимующих птиц.

Выносной материал:  лопатки, санки с ящиками для перевозки снега, материал для оформления снежных построек (листы картона, фанеры, пластика), материал для  украшения  участка и построек (разноцветные льдинки, флажки, гирлянды).

           

При организации прогулок в зимний период возрастает травмоопасность, поэтому в первую очередь следует вспомнить некоторые правила охраны жизни и здоровья детей в зимний период:

Требования безопасности перед началом прогулки.

Необходимо ежедневно перед прогулкой осматривать участки. До наступления снегопада следует еще раз проверить, все  ли ямки на территории детского сада  засыпаны, колодцы  закрыты  тяжелыми крышками.

Провести внимательный осмотр  крыш всех построек  на предмет наличия снежных наносов и  сосулек

Всё оборудование на участках (малые формы, физкультурные пособия) должно быть устойчивыми, иметь прочные рейки, перила,  не должно иметь острых углов и выступов, шероховатостей и выступающих болтов. Должно отвечать возрасту детей и санитарным требованиям.

Педагогу следует напоминать детям правила безопасного поведения при выходе на прогулку и при входе в помещение ДОУ, возвращаясь:

не бежать, не толкаться, при спуске и подъеме на 2-й этаж держаться за перила, не нести перед собой большие игрушки и предметы, закрывающие обзор пути и др.

Требования безопасности во время прогулки

В зимний период на прогулке воспитателю следует строго следить, чтобы дети не ели снег, сосульки, не касались открытыми частями тела металлических предметов.

Также  в предварительных или ситуативных беседах надо разъяснять детям опасность простудных, вирусных  заболеваний и кишечных инфекций.

Сотрудники обязаны постоянно следить за детьми, не оставлять детей без присмотра, не доверять временный присмотр за детьми посторонним людям и даже родителям.

Во время прогулки не допускать намокания детской одежды и обуви.

При усилении мороза и ветра во время прогулки  детей отводить в помещение детского сада или на закрытые веранды.

Не допускать статичного положения детей во время прогулок и катания на ледяных дорожках, горках, санках и лыжах.

Правильно организовывать деятельность детей на прогулке ( наблюдение, труд,  игровая деятельность, самостоятельная деятельность детей, индивидуальная работа). По возвращении с прогулки снимать с детей мокрые вещи и  по возможности просушивать их.

Во время зимних прогулок с детьми  подвижные игры проводят в конце прогулки перед возвращением детей в помещение ДОУ.

Чередовать виды деятельности от подвижной к малоподвижной для предотвращения переутомления, перегрева воспитанников во время игр.

Участок для прогулки

Необходимо:

  • расчистить участок от снега
  • соорудить постройки для развития основных движений (ходьбы, бега),  упражнений в равновесии, лазанье, перешагивание, метание
  • залить ледяные дорожки
  • предусмотреть соблюдение инструкции по охране жизни и здоровья детей

Все постройки желательно располагать по периметру участка.

Виды снежных построек.

Для прыжков, упражнений на равновесие необходимо сделать снежные валы, для метания – нарисовать мишени. Постараться сделать снежные фигуры, помогающие закрепить двигательные умения ребят.

Требования при постройке горок  :

В 1 младшей группе – высота 70-80 см со скатом 3 м, сверху обязательно делается посадочная площадка размером 1,5 м * 1,5 м. Справа от ската – лесенка (высота ступенек 12-14 см, ширина 25 см.) Ширина горки 50-60 см с бортиками по краю ската до 10 см.

Во 2 младшей группе – высота 80-90 см.

В средней группе – высота 90-100 см, со скатом 4-5 м, остальные параметры те же.

В старших и подготовительных группах – высота 1-1,2 м, со скатом 5-6 м, высота ступенек 14 см, остальные параметры те же.

Рядом с горкой для детей можно, построить горку для кукол

Правила катания с горок.

Перед прогулкой детям обязательно надо напоминать правила поведения на горке.

Дети и взрослые должны помнить:

  • Не кататься на ногах
  • Не подниматься на гору там, где спускаются другие ребята
  • Не кататься на санках, гораздо безопаснее использовать для этого специальные ледянки
  • Не допускать, чтобы при скатывании с горки дети садились спиной к скату
  • Кататься с горки по очереди
  • Съезжать вниз с интервалом
  • Быстро уходить с дорожки после того, как съехал с горки
  • Тормозить, в случае неожиданного появления препятствий

Ледяные дорожки

Упражнения на ледяных дорожках интересны детям, развивают у них чувство равновесия при скольжении, умение управлять своим телом во время таких движений.

Для малышей

Можно предложить ребенку пройти по ледяной дорожке, передвигая по льду ноги и стараясь не упасть. Если малыш все-таки упадет, взрослые должны подбодрить его и помочь подняться самостоятельно.

Ребенок пробует разбежаться (2-3 шага) и проехаться немного по ледяной дорожке самостоятельно.

Ребенок приседает и берется за толстую веревку, сложенную петлей, которую держит взрослый. Взрослый тянет его за веревку, продвигаясь вперед.

Освоив горизонтальные поверхности, ребенок сможет самостоятельно кататься на ногах и по наклонной ледяной горке.

Для детей постарше задания могут быть такими:

•        Проехать лицом вперед на прямых и сомкнутых ногах.

•        Проехать боком на прямых и сомкнутых ногах.

•        Проехать спиной на прямых и слегка расставленных ногах.

•        Проехать, присев на корточки.  

•        Проехать, держа руки за головой.  

Для младшей, средней групп ледяные дорожки делают  шириной 60см., длиной  - 4метра.  

Для старшей, подготовительной групп – ширина 40см, длина -  8 метров.

Правила катания по ледяным дорожкам

- Кататься в одном направлении

- Кататься с интервалом

- Быстро уходить с дорожки после скольжения

- Не перебегать ледяную дорожку

- При необходимости кататься с рукой взрослого

Ходьба на лыжах

- Лыжи не должны иметь сучков, трещин, расщеплений, шероховатостей на скользящей поверхности. Крепления  у младших мягкое, сзади нужна резиновая петля, иначе лыжи соскальзывают

- Ботинки должны быть на 1 – 2 размера больше, чтобы поместилась стелька и два носка – обычный и шерстяной

- При ходьбе на лыжах необходимо соблюдать правила: идти, соблюдая интервал; не отставать; не наезжать на лыжи впереди идущего; не разговаривать на дистанции.

Упражнения с лыжами

Обучение ходьбе на лыжах начинается со второй младшей  группы в определенной последовательности:

  • учить детей подбирать лыжи по росту;
  • объяснить и показать, как правильно надеть лыжи;
  • как ухаживать за лыжами;
  • научить детей принимать правильной исходное положение для ходьбы на лыжах.  Стойка лыжника - ноги на ширине ступни и слегка согнуты в коленях, лыжи параллельно, туловище немного наклонено вперед, руки полусогнуты, опущены вниз;
  • научить держать дистанцию;
  • научить детей падать.

Для обучения ходьбе на лыжах необходима предварительная работа (октябрь, ноябрь, декабрь).

Давать упражнения для развития чувства равновесия, ритма, координации рук и ног, упражнения для укрепления свода стопы. Можно рекомендовать игры. С первым снегом, на прогулке можно предложить детям идти точно по следам взрослого. В группе рекомендуется проводить беседы, рассматривание картинок о зиме, зимних видах спорта, обращая внимание на положение тела, рук, ног.

Первые упражнения:

-        поднимание ног с лыжами;

-        попеременное переступание в стороны;

-        ступающий шаг (самый простой);

-        скользящий шаг (выполняется с толчком);

-        повороты на месте и в движении;

-        подъем в горку: обычный шаг, «елочкой», полу елочкой, лесенкой;

-         ходьба между предметами;

-         ходьба по двое взявшись за руки.

Во время прогулки необходимо проводить все 5 частей: наблюдение, двигательная организованная деятельность, индивидуальная работа, труд, самостоятельная деятельность детей.

Атрибуты для самостоятельной деятельности детей

Лопатки для снега

Формы для творческой деятельности

Санки-ледянки

Лыжи

Клюшки и шайбы

Вертушки

Обручи разного диаметра

Мешочки, мячи для метания

Санки с ящиками для перевозки снега

Материал для оформления снежных построек (листы картона, фанеры, пластика)

Атрибуты для сюжетно-ролевых, подвижных игр

  • Куклы, одетые по сезону
  • Санки  для кукол
  • Материал для сюжетно-ролевых игр
  • Маски, ленточки, нагрудные знаки
  • Набор для исследовательской деятельности: емкости для снега и воды, формочки для заморозки, палочки для измерения глубины снега, лупа.

Игры на участке

Снежный ком

Участники лепят большой снежный ком, потом встают вокруг него и берутся за руки. По команде водящего каждый игрок начинает изо всех сил тянуть к кому своих "соседей", стараясь повалить их в середину. Тот, кто упадет на ком или коснется его, выбывает.

След в след (когда выпал снег)

Расскажите ребенку о том, как ходят волки в стае (след в след). А после этого предложите поиграть в догонялки, но с одним условием: тот, кто догоняет, должен преследовать убегающего след в след.

Снежные цветы

Приготовьте для опыта: соломинку, раствор для надувания мыльных пузырей

В сильный мороз выйти из дома и выдуть мыльный пузырь. Тотчас же в тонкой пленке воды появятся ледяные иголочки; они будут на глазах собираться в чудесные снежные звездочки и цветы.

Птичья столовая

Сделать чашечками снежные пирожные и украсьте их настоящим  птичьим кормом (семенами, зернами)

Подвижная мишень

Воткнуть  в снег мишень так, чтобы она могла поворачиваться. Ее можно нарисовать, к примеру, на воткнутой лопате. Задача игроков - поочередно кидать снежки в мишень, стараясь не только попасть в нее, но и провернуть ее на месте. Если у игрока это не получается, он пробует еще, до тех пор, пока попытка не увенчается успехом. Победителем признается тот игрок, которому понадобилось меньшее количество времени, чтобы повернуть мишень.

«Клад, сокровище, горячо-холодно»

Эта  игра требует небольшой подготовительной работы. Надо незаметно от детей спрятать в снег на участке небольшую игрушку.

По заданию ребенок должен найти клад, руководствуясь вашими подсказками. Подсказки могут быть простые, например, горячо-холодно или более сложные: сделай два шага налево, потом три шага вперед и т.д.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Двигательная активность детей на прогулке в зимний период

КОНСУЛЬТАЦИЯ  ДЛЯ  ПЕДАГОГОВ«ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ ДЕТЕЙ НА ПРОГУЛКЕ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД»      Активность в движениях - необходимое условие нормального роста и ...

Двигательная активность детей на прогулке в зимний период

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необх...

Двигательная активность детей на прогулке в зимний период

Двигательная активность – это естественная потребность в движении. Ее удовлетворение является важнейшим условием всестороннего развития и воспитания ребенка. Движение – это врожденная, жизненная необх...

Безопасность детей на прогулке в зимний период (памятка для родителей)

Наступила зима. На участках детского сада много снега. Дети с радостью выходят на прогулку: покататься на санках, лыжах, ледянках. Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям.Но зимнее врем...