Главные вкладки

    Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"
    методическая разработка на тему

    Сухенко Татьяна Александровна

    Тренинговое занятие с педагогами "Психическая саморегуляция - основа психологического здоровья педагогов"

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    «Психическая саморегуляция  –

    основа психологического здоровья педагогов»

    Сухенко Т.А.

    педагог-психолог,

    МБДОУ «Детский сад № 5 «ТЕРЕМОК»

    с. Погореловка  Корочанского района»

    Синдром эмоционального выгорания развивается на разных этапах осуществления профессиональной деятельности педагога и не зависит от стажа работы. Своевременная профилактика и коррекция снижает негативные последствия синдрома эмоционального выгорания.

    В связи с этим организация работы по сохранению психического здоровья педагогов является одной из наиболее актуальных задач современной системы образования, а изучение способов психологической саморегуляции – одной из важнейших психолого-педагогических проблем, актуальных для личностного и профессионального развития современного педагога.

    Тренинговое занятие по теме: «Психическая саморегуляция  – основа психологического здоровья педагогов» предназначено для развития у педагогов представлений о синдроме эмоционального выгорания, а также позволяет познакомиться со способами саморегуляции, способствующими сохранению и укреплению психического здоровья педагогов, способствует формированию у педагогов мотивации к профессиональному самосовершенствованию личности.


    Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности в области сохранения и укрепления педагогом своего профессионального здоровья.

    Задачи:

    Информирование педагогов о проблеме эмоционального выгорания, признаках и способах предупреждения.

    Снижение  эмоционального напряжения педагогов,  обучение техникам и приемам саморегуляции.

    Формирование мотивации у педагогов к сохранению психологического здоровья.

    Ход занятия:

    Добрый день, меня зовут Татьяна Сухенко, я педагог-психолог детского сада №5 «Теремок» с. Погореловка,  сейчас мне хотелось бы пригласить желающих поучаствовать в тренинговых упражнениях и познакомиться с ними.

    Упражнение на знакомство «Назови свое имя»

    1. Предлагается представиться
    2. Добавьте, слово которое начинается на то же букву, что и ваше имя. Например:    Вероника – верная

    Рефлексия:        

    - Понравилась ли Вам упражнение? Каковы Ваши ощущения?

    Упражнение «Молекула»

    Все участники свободно перемешаются по кабинету. Психолог называет: «Двухатомная молекула». Педагоги образуют пары и проговаривают:

    – Я великодушная!

    – Да, ты великодушная, а еще красивая!  

    Аналогично психолог просит сделать трехатомные, четырехатомные и пятиатомные «молекулы», а преподаватели стараются образовать группы и пообщаться со своими коллегами.

    – А теперь возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите:

    «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

    Вступительное слово:

    Здоровье человека является социальной ценностью, и оно формируется на протяжении всей жизни. «Будьте здоровы» - говорят люди друг другу. «Желаем вам самого главного-здоровья» - говорят нам близкие. По большому счету здоровье было и остается дороже власти и дороже богатства. Людей, которые заботятся о своем физическом и психологическом здоровье, всю жизнь живут в ладу с самим собой, можно назвать счастливыми. Но число таковых невелико, потому что всегда находятся причины для разочарований, расстройств, а с ними приходят срыв, злость, ненависть и конец душевной гармонии.

    Профессию «педагог» иначе называют «работой сердца и нервов», она требует ежедневного, даже ежечасного расходования огромных душевных сил. Умение владеть собой, держать себя в руках - один из главных показателей деятельности педагога, от чего зависят и его успехи, и психологическое здоровье.

    Если составить «портрет» психологически здорового человека, то можно получить следующее: творческий, жизнерадостный, открытый, познающий себя и окружающий мир, с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. Он находится в постоянном развитии и, конечно, способствует развитию других людей.

    Представьте, что в вашей квартире включены различные электрические приборы. Счетчик лихорадочно крутится, наматывая киловатт-часы электроэнергии. В какой-то момент напряжение становится столь велико, что вылетают пробки, все приборы выключаются, свет гаснет. Пробки — это защита от пожара. То же самое происходит и с человеком под действием постоянных профессиональных и психологических стрессов.

    В психологии такое эмоциональное «выключение» человека получило название «синдром эмоционального выгорания».

    Синдром эмоционального выгорания (СЭВ) - сложный психофизиологический феномен, который определяется как эмоциональное, умственное и физическое истощение из-за продолжительной эмоциональной нагрузки.

    Ни для кого не секрет, что профессия педагога относится к разряду стрессогенных. У людей данной профессии постоянно отмечается состояние эмоциональной напряженности, а достигая критического момента, становится результатом потери самообладания и самоконтроля.

    Неблагополучие психологического здоровья, деформация личности педагогических работников, проявления у них синдрома выгорания самым непосредственным образом влияют на здоровье воспитанников. Нездоровый, неблагополучный педагог не может обеспечить ребенку необходимый уровень внимания, индивидуальный подход. Он не может заниматься и воспитанием культуры здоровья детей, так как в этом вопросе необходим личный пример. Он невольно будет транслировать свои нерешенные проблемы на окружающих, заражать их своим неблагополучием.

    Саморегуляция -  это управление своим психоэмоциональным состоянием, достигаемое путем воздействия человека на самого себя с помощью слов, мысленных образов, управления мышечным тонусом и дыханием.

    Умение владеть собой - это мечта человека с древних времен. Это умение расслабиться или сдержаться, снять физическое и эмоциональное напряжение.

    Если мы хотим избежать отрицательных последствий стресса, мы можем научиться, им управлять.

    Способы саморегуляции.

    1. Способы, связанные с управлением дыханием.

    Выполнять дыхательные упражнения, лучше всего на свежем воздухе или в проветренном помещении. В момент выполнения упражнения необходимо перестать думать о проблемах, расслабиться.

    Упражнение «Полное дыхание»

    Сядьте удобно. Сосредоточьте свое внимание на дыхании. Сделайте глубокий вдох. Приподнимается живот, затем грудь, плечи. Воздух занимает все легкие.

    Задержите дыхание.

    Выдох. Медленно, сопровождая звуком с-с-с. Втяните живот так, чтобы вышел весь воздух.

    Расслабьтесь. Снова медленный вдох. Вы почувствуете, как грудная клетка сама наполнится свежим воздухом.

    1. Способы, связанные с воздействием слова.

    Словесное воздействие задействует сознательный механизм самовнушения, идет непосредственное воздействие на психофизиологические функции организма.

    Формулировки самовнушений (аффирмации) строятся в виде простых и кратких утверждений, с позитивной направленностью (без частицы «не»).

    А теперь давайте вместе проговорим следующие слова:

    1. Именно сегодня!

    Я постараюсь приспособиться к той жизни, которая меня окружает.

    2. Именно сегодня!

    Я позабочусь о своем организме.

    3. Именно сегодня!

    Я постараюсь уделить внимание развитию своего ума.

    4. Именно сегодня!

    Я ко всему буду доброжелательно настроен.

    5. Именно сегодня! Я намечу программу своих дел.

    6. Именно сегодня! Я буду любить и верить, что те, кого я люблю, любят меня. Итак, ваш лучший день сегодня!

    АФФИРМАЦИИ. Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в АФФИРМАЦИИ.

    Время для работы – 3 минуты.

    «Негативные убеждения»

    На работе меня никто не ценит

    Мои коллеги меня раздражают

    Я боюсь, что у меня не получится

    Я не могу смотреть на себя в зеркало

    Я разочарован в жизни

    Ответы групп.

    - На работе меня любят

    - Меня окружают только позитивные и веселые люди

    - У меня всё получается просто великолепно.

    - Мне нравится, как я выгляжу

    - Я люблю жизнь!

    Позитивное мышление – умение правильно смотреть на мир. Умение перестроиться с «-» на «+».

    1. Способы, связанные с управлением тонусом мышц, движением.

    Под воздействием психических нагрузок возникают мышечные зажимы, напряжение. Умение их расслаблять позволяет снять нервно-психическую напряженность, быстро восстановить силы.

    Упражнение «Лимон».

    Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжали» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Затем выполните упражнение одновременно двумя руками. Расслабьтесь. Насладитесь состоянием покоя.

    Упражнение «Сосулька» («Мороженое»).

    Встаньте, пожалуйста, руки поднимите вверх и закройте глаза. Представьте, что вы — сосулька или мороженое. Напрягите все мышцы вашего тела: ладони, плечи, шею, корпус, живот, ягодицы, ноги. Запомните эти ощущения. Замрите в этой позе Заморозьте себя. Затем представьте, что под действием солнечного тепла вы начинаете медленно таять. Расслабляйте постепенно кисти рук, затем мышцы плеч, шеи, корпуса, ног и т.д. Запомните ощущения в состоянии расслабления. Выполняйте упражнение до достижения оптимального психоэмоционального состояния. Выполним упражнение ещё раз.

    1. Способы, связанные с использованием образов.

    Упражнение  «Бег ассоциаций»

    Члены группы по кругу задают друг другу вопрос:

    Если бы ты был (например) деревом, то каким?

    Далее, аналогично, если  бы ты был: цветком; предметом мебели; средством передвижения; животным; птицей; рыбой; стихией; временем суток или временем года; напитком; картиной; героем  мультика; предметом одежды; водоемом; музыкальным инструментом; фруктом или ягодой; цветом; деревом; минералом; ландшафтом; книгой; наукой или областью знания; оружием; чувством (и так далее), то какими?

    Упражнение «Рисунок музыки»

    Члены группы рассаживаются  удобно и слушают музыку. По сигналу тренера они начинают рисовать те образы, ощущения, символы, которые возникают у них с этой музыкой. Каждый  должен стремиться выразить себя как можно полнее.

    Время звучания музыки З-5 минут, затем тренер собирает рисунки и устраивает импровизированную выставку. Далее участники собираются в круг и делятся своими впечатлениями, обращая  внимание на то, насколько каждому из них удалось раскрыть себя в этом рисунке музыки. Насколько необычны рисунки?  Смог ли автор выразить свои чувства?

    И, конечно же, есть множество способов снятия напряжения и стресса, которые мы используем в повседневной жизни (естественная саморегуляция) – это смех, физические нагрузки, прогулки, хобби, общение с единомышленниками и т.д.

    Сейчас я предлагаю участникам разделиться на две команды и каждой команде составить на листе бумаги составить список способов, которые могут помочь расслабиться, вернуть самообладание. А после того, как вы закончите, мы поделимся друг с другом.  Так мы сможем обогатить свой опыт.

    Рефлексия: 

    Каждый участник группы должен завершить фразу: «Мне сегодня …».

    Что запомнилось больше всего? Что нового вы узнали?

    Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями о сегодняшней встрече.   Опишите свои чувства.

    Какие  способы саморегуляции  возьмете на  вооружение, и будете применять?

    Какие выводы из сегодняшней встречи можно сделать?


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

    Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

    Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

    Семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата ДОУ"

    Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

    семинар-практикум для воспитателей ДОУ "Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата докшкольного учреждения"

    Общеизвестно, что профессия педагога – одна из наиболее энергоёмких. Для её реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Педагогическая деятельность часто связа...

    Психологическое здоровье педагогов как основа благоприятного микроклимата в ДОУ.

    Данный материал поможет педагогам улучшить своё физическое и эмоциональное  состояние, т.е. снять хроническую усталость и эмоциональную опустошённость, повысить работоспособность и укрепить позит...